Файл: Методические рекомендации для проведения лабораторных и практических работ по биологии.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Методичка

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 134

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
- это скрещивание, в котором принимают участие две пары аллелей (парные гены - аллельные и располагаются только в гомологичных хромосомах).

        При дигибридном скрещивании Г. Мендель изучал наследование признаков, за которые отвечают гены, лежащие в разных парах гомологичных хромосом. В связи с этим каждая гамета должна содержать по одному гену из каждой аллельной пары. Для скрещивания были взяты две начальные гомозиготные родительские формы: первая форма имела желтые и гладкие семена, вторая форма обладала зеленым и морщинистым семенами. Желтый цвет и гладкая форма семян - доминантные признаки; зеленый цвет и морщинистое семя - рецессивные признаки. Гибриды первого поколения скрещивались между собой, и во втором поколении наблюдалось расщепление по фенотипу в соотношении 9:3:3:1.                                                                                     

      Закон независимого комбинирования признаков свидетельствует:

            При скрещивании гомозиготных особей, отличающихся по двум или нескольким парам альтернативных признаков, во втором гибридном поколении наблюдается независимое комбинирование этих признаков, в результате чего получаются новые формы, обладающие несвойственными родителям сочетаниями признаков.

          Законы Г. Менделя выполняются при следующих условиях:

а) гены, контролирующие рассматриваемые признаки, расположены в разных парах гомологичных хромосом;

б) равна вероятность образования и выживания гамет и зигот всех типов;

в) отсутствие избирательнности оплодотворения.

         Нарушение хотя бы одного из перечисленных условий вызывает отклонения от ожидаемого расщепления в потомстве гибридов.

Таким образом, в F2 возможны 16 комбинаций, а именно: расщепление по фенотипу будет следующим: 9 желтых гладких, 3 желтых морщинистых, 3 зеленых гладких, 1 зеленая морщинистая. Расщепление по генотипу происходит в соотношении: 1 (ААВВ): 2 (АаВВ): 1 (ааВВ): 2 (ААВв): 4 (АаВв): 2 (ааВв): 1 (ААвв): 2 (Аавв): 1 (аавв ).

        Примеры решения задач на  дигибридное скрещивание:

Задача 1. У человека кареглазосгь доминирует над голубоглазостью, а праворукость - над леворукостью. Кареглазый левша женился на голубоглазой женщине - правши. У них родился голубоглазый ребенок-левша. Определите генотип матери, отца и ребенка.


Дано:

 

А - ген кареглазости

а - ген голубоглазости

С - ген праворукости

с-  ген леворукости

F1 - голубоглазый левша

Решение:

Проанализируем условие задачи. Генотип кареглазой мужчины-левши может быть ААСС или ААСС. Поскольку оба варианта генотипа отличаются лишь одним геном, то можно записать генотип отца в виде генотипического радикала А_ сс.

 

Генотип голубоглазой матери-правши может быть ААСС или ААСС; запишем его также в виде генотипического радикала ааС__.

 

Голубоглазая ребенок-левша, может быть только рецессивной дигомозиготой - ААСС.

♀=?

♂=?

F1=?

Составим схему брака:

                                                               

                           

                                       P        ♀       aaC_   x      ♂       A_cc




































































































































 

Гаметы












 

 

                              F1                                            аасс

Поскольку потомки получают один ген из аллельной пары от матери, а второй - от отца, то факт рождения голубоглазого ребенка свидетельствует о наличии гена голубоглазости у обоих родителей. Поэтому вторым геном с аллельной пары, отвечающий за окраску глаз, у отца будет рецессивный ген а; Его генотип - ААСС.

Аналогично ребенок получил один рецессивный ген леворукости от матери, второй - от отца, поэтому генотип матери будет таким ААСС (логика рассуждений показана в схеме брака пунктирными линиями).

Для решения задачи можно воспользоваться также II законом Менделя: расщепление потомков по фенотипу наблюдается только в случае гетерозиготности хотя бы одного из родителей. Отсюда следует, что мать будет гетерозиготная по генам, определяющим право- и леворукость, а отец - гетерозиготен по генам окраски глаз.

Ответ: генотип матери ААСС; генотип отца ААСС; генотип ребенка ААСС.

Задача 2. У морских свинок хохлатая шерсть доминирует над гладкой, черный окрас шерсти - над белой. Среди гибридов первого поколения, полученных от скрещивания черной хохлатой морской свинки с белой хохлатой, оказалось 28 черных гладких, 30 черных хохлатых, 9 белых гладких и 11 белых хохлатых потомков. Определите генотип родителей и потомства.

 

 

Дано:

А-ген хохлатой шерсти

а-ген гладкой шерсти

Р-ген черного окраса шерсти

р-ген белой окраски шерсти

♀-А_Р_;

♂-А_рр

F1 - черные гладкие, черные хохлатые, беды гладкие, белые чубатые

  Решение:                                                                               Составим схему скрещивания с использованием генотипических радикалов.

                  P         ♀       А_р_     x    ♂       A_рр

гаметы

 

 

 

     

 

 F1       ааР_          А_р_          аарр       А_рр

                  чёрные     чёрные       белые     белые   

                  гладкие   хохлатые  гладкие  хохлатые проанализируем фено-и генотипы потомков.

♀=?, ♂=?, F1 =?


 

 

 

 

 

 

 

Животные с гладкой шерстью имеют генотипы ааР_ (черная гладкая шерсть) или ААРР (белая гладкая шерсть), т.е. гладкую шерсть определяет аллельные пара генов аа. Потомки один ген с аллельной пары получают от матери, а второй от отца, следовательно, каждый из родителей имел один рецессивный ген а и был гетерозиготным по этому признаку.

       Факт рождения потомков с белой шерстью (рр) свидетельствует о гетерозиготности матери по этому признаку, поскольку один ген р потомки получают от матери, а второй от отца. Итак, мать была гетерозиготная по этому признаку. На основе проведенных рассуждений можно окончательно записать генотипы родителей: ♀-АаРа; ♂-Аарр.

Далее составим полную схему скрещивания для определения генотипов потомков.                               P       ♀       А_р_     x    ♂       A_рр

 

Гаметы: 2АР, аР,ар               Ар,ар

 F1      2АаРр   :   Аарр   :   2Аарр   :   1Аарр   :   ааРр   :   аарр

    чорные хохлатые белые хохлатые  чорные  гладкие   белые гладкие

Ответ: генотипы черных хохлатых потомков - АаРр и Аарр; белых хохлатых-Аарр и Аарр; черных с гладкой шерстью – ааРр; белых с гладкой шерстью - аарр.

                                    

 

 

 

 

 

11 КЛАСС

 

Практическая работа 1.

Тема: «Выявление гомологичных и аналогичных органов, рудиментов и атавизмов».

Цель: сформировать умение выявлять гомологичные и аналогичные органы,

рудименты и атавизмы и объяснять их значение для доказательства

эволюционного процесса органического мира.

Материалы: рисунки «Гомологичные и аналогичные органы. Рудименты и атавизмы».

 

Ход работы.

1. Рассмотрите рисунок. Определите, какие из представленных органов животных являются гомологичными, а какие аналогичными? Почему вы так считаете? В связи с чем произошло видоизменение органов?


 

                

Органы дыхания                                           Конечности:                                       

   рыбы и рака        крота    медведки      таракана      жука-плавунца   кузнечика

 

Гомологичные органы:

Аналогичные органы:

 

2. Рассмотрите рисунок. Определите, какие из представленных органов растений

являются гомологичными, а какие аналогичными? Почему вы так считаете? В связи с чем произошло видоизменение органов?

                       

  Усики гороха и винограда                             Колючки кактуса и боярышника

 



Гомологичные органы:
Аналогичные органы:


 

3. Какие органы - гомологичные или аналогичные – свидетельствуют об эволюционном родстве их обладателей? Почему?

4. Определите, какие из признаков у изображенных на рисунке органов относятся к рудиментам, а какие к атавизмам?

 



Рудименты:

Атавизмы:

 

Вывод:

1. Почему гомологичные органы и рудименты используются в качестве доказательств эволюции?

2. Почему аналогичные органы и атавизмы используются в качестве доказательств эволюции?

 

Лабораторная работа 1.

Тема: «Филогенез органов и систем органов у животных (одна – две системы на выбор)».

Цель: рассмотреть филогенетические преобразования органов и систем органов у животных, провести эволюционное сравнение по перечисленным системам органов у разных типов животных (от беспозвоночных до высших хордовых).