Файл: Методические рекомендации для проведения лабораторных и практических работ по биологии.docx
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 132
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Оборудование: таблицы «Строение опорно-двигательной системы животных», «Строение дыхательной и кровеносной систем животных», «Строение пищеварительной и половой систем животных», «Строение нервной системы животных».
Ход работы.
1. Рассмотрите филогенетические изменения в строении осевого скелета
Позвоночных. Запишите основные характеристики скелета у представителей различных классов Позвоночных животных в таблицу:
|
Класс позвоночных | Особенности строения осевого скелета |
Рыбы | |
Земноводные | |
Пресмыкающиеся | |
Птицы | |
Млекопитающие | |
Вывод: сделать вывод о постепенном изменении органов. В каком направлении шла эволюция осевого скелета у животных? С чем это было связано?
2.Рассмотрите филогенетические изменения в строении дыхательной системы у
животных. Заполните таблицу.
Представители | Тип дыхания (клеточное, кожное, жаберное, трахейное, легочное) | Особенности строения дыхательной системы |
Простейшие | | |
Кишечнополостные | | |
Плоские черви | | |
Круглые черви | | |
Кольчатые черви | | |
Моллюски | | |
Ракообразные | | |
Паукообразные | | |
Насекомые | | |
Ланцетник | | |
Рыбы | | |
Земноводные | | |
Пресмыкающиеся | | |
Птицы | | |
Млекопитающие | | |
Вывод: в каком направлении шла эволюция дыхательной системы у животных? С чем это было связано? Есть ли черты сходства в процессах дыхания животных и растений?
3.Рассмотрите филогенетические изменения в строении кровеносной системы у животных. Заполните таблицу.
Представители | Тип кровеносной системы | Функции | Строение сердца | Кровь в сердце |
Кольчатые черви | | | | |
Моллюски | | | | |
Ракообразные | | | | |
Паукообразные | | | | |
Насекомые | | | | |
Ланцетник | | | | |
Рыбы | | | | |
Земноводные | | | | |
Пресмыкающиеся | | | | |
Птицы | | | | |
Млекопитающие | | | | |
Вывод: в каком направлении шла эволюция кровеносной системы у животных? С чем это было связано? Почему кровь у насекомых выполняет только функцию транспорта веществ?
4.Рассмотрите филогенетические изменения в строении пищеварительной системы у животных. Заполните таблицу.
Представители | Тип пищеварения (клеточное, внеклеточное, пристеночное) | Особенности строения пищеварительной системы |
Простейшие | | |
Кишечнополостные | | |
Плоские черви | | |
Круглые черви | | |
Кольчатые черви | | |
Моллюски | | |
Ракообразные | | |
Паукообразные | | |
Насекомые | | |
Ланцетник | | |
Рыбы | | |
Земноводные | | |
Пресмыкающиеся | | |
Птицы | | |
Млекопитающие | | |
Вывод: в каком направлении шла эволюция пищеварительной системы у животных? С чем это было связано?
5. Рассмотрите филогенетические изменения в строении половой системы у
животных. Заполните таблицу.
Представители | Тип оплодотворения | Особенности строения половой системы | Гермафродиты или раздельнополые | Тип развития |
Кишечнополостные | | | | |
Плоские черви | | | | |
Круглые черви | | | | |
Кольчатые черви | | | | |
Моллюски | | | | |
Ракообразные | | | | |
Паукообразные | | | | |
Насекомые | | | | |
Ланцетник | | | | |
Рыбы | | | | |
Земноводные | | | | |
Пресмыкающиеся | | | | |
Птицы | | | | |
Млекопитающие | | | | |
Вывод: в каком направлении шла эволюция половой системы у животных? С чем это было связано?
6. Рассмотрите филогенетические изменения в строении нервной системы у
животных. Заполните таблицу.
Представители | Тип нервной системы |
Простейшие | |
Кишечнополостные | |
Плоские черви | |
Круглые черви | |
Кольчатые черви | |
Моллюски | |
Членистоногие | |
Хордовые | |
Вывод: в каком направлении шла эволюция нервной системы у животных? С чем это было связано?
Практическая работа 2.
Тема: «Решение задач по экологии».
Цель: сформировать навыки решения различных типов экологических задач; развивать умение анализировать последствия нарушения экологического равновесия в природе.
Ход работы.
1. Кровососущие насекомые — обычные обитатели многих биоценозов. Объясните, в каких случаях они занимают в пищевых цепях положение консументов II, III и даже IV порядков. Составьте цепи питания.
2. Постройте экологическую пирамиду численности леса умеренных широт (в летний период), если количество особей (кроме микроорганизмов и почвенных животных) на 1000м2 составляет продуцентов – 200, первичных консументов – 150000, вторичных – 120000, конечных хищников – 1. Назовите представителей разных кормовых уровней и объясните почему построенная пирамида чисел имеет узкую основу (ответ свяжите с размерами продуцентов)?
3. Какой должна быть площадь горохо-овсяного поля, чтобы прокормить пару лисиц по10 кг (содержание воды 70%), если его продуктивность составляет 500 г/м2. Сколько мышей съедят лисицы, если масса одной мыши в среднем равна 20г (содержание воды составляет 60%). Какова биомасса продуцентов?