Файл: Методические рекомендации для проведения лабораторных и практических работ по биологии.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Методичка

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 132

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Оборудование:  таблицы «Строение опорно-двигательной системы животных», «Строение дыхательной и кровеносной систем животных», «Строение пищеварительной и половой систем животных», «Строение нервной системы животных».

 

Ход работы.

1. Рассмотрите филогенетические изменения в строении осевого скелета

Позвоночных. Запишите основные характеристики скелета у представителей различных классов Позвоночных животных в таблицу:

 

 

Класс позвоночных

Особенности строения осевого скелета

Рыбы

 

Земноводные

 

Пресмыкающиеся

 

Птицы

 

Млекопитающие

 


 

Вывод: сделать вывод о постепенном изменении органов. В каком направлении шла эволюция осевого скелета у животных? С чем это было связано?

 

2.Рассмотрите филогенетические изменения в строении дыхательной системы у

животных. Заполните таблицу.

 

Представители

Тип дыхания (клеточное, кожное, жаберное, трахейное, легочное)

Особенности строения

дыхательной системы

Простейшие

 

 

Кишечнополостные

 

 

Плоские черви

 

 

Круглые черви

 

 

Кольчатые черви

 

 

Моллюски

 

 

Ракообразные

 

 

Паукообразные

 

 

Насекомые

 

 

Ланцетник

 

 

Рыбы

 

 

Земноводные

 

 

Пресмыкающиеся

 

 

Птицы

 

 

Млекопитающие

 

 

Вывод: в каком направлении шла эволюция дыхательной системы у животных? С чем это было связано? Есть ли черты сходства в процессах дыхания животных и растений?

3.Рассмотрите филогенетические изменения в строении кровеносной системы у животных. Заполните таблицу.



Представители

Тип

кровеносной

системы

Функции

Строение сердца

Кровь в

сердце

Кольчатые черви

 

 

 

 

Моллюски

 

 

 

 

Ракообразные

 

 

 

 

Паукообразные

 

 

 

 

Насекомые

 

 

 

 

Ланцетник

 

 

 

 

Рыбы

 

 

 

 

Земноводные

 

 

 

 

Пресмыкающиеся

 

 

 

 

Птицы

 

 

 

 

Млекопитающие

 

 

 

 

   

Вывод: в каком направлении шла эволюция кровеносной системы у животных? С чем это было связано? Почему кровь у насекомых выполняет только функцию транспорта веществ? 

 

4.Рассмотрите филогенетические изменения в строении пищеварительной системы у животных. Заполните таблицу.         

   

Представители

Тип пищеварения (клеточное, внеклеточное, пристеночное)

Особенности строения

пищеварительной системы

Простейшие

 

 

Кишечнополостные

 

 

Плоские черви

 

 

Круглые черви

 

 

Кольчатые черви

 

 

Моллюски

 

 

Ракообразные

 

 

Паукообразные

 

 

Насекомые

 

 

Ланцетник

 

 

Рыбы

 

 

Земноводные

 

 

Пресмыкающиеся

 

 

Птицы

 

 

Млекопитающие

 

 


 

Вывод: в каком направлении шла эволюция пищеварительной системы у животных? С чем это было связано?

5. Рассмотрите филогенетические изменения в строении половой системы у

животных. Заполните таблицу.

 

Представители

Тип

оплодотворения

Особенности

строения

половой

системы

Гермафродиты

или

раздельнополые

Тип

развития

Кишечнополостные

 

 

 

 

Плоские черви

 

 

 

 

Круглые черви

 

 

 

 

Кольчатые черви

 

 

 

 

Моллюски

 

 

 

 

Ракообразные

 

 

 

 

Паукообразные

 

 

 

 

Насекомые

 

 

 

 

Ланцетник

 

 

 

 

Рыбы

 

 

 

 

Земноводные

 

 

 

 

Пресмыкающиеся

 

 

 

 

Птицы

 

 

 

 

Млекопитающие

 

 

 

 


 

Вывод: в каком направлении шла эволюция половой системы у животных? С чем это было связано?

 

6. Рассмотрите филогенетические изменения в строении нервной системы у

животных. Заполните таблицу.

 

Представители

Тип нервной системы

Простейшие

 

Кишечнополостные

 

Плоские черви

 

Круглые черви

 

Кольчатые черви

 

Моллюски

 

Членистоногие

 

Хордовые

 

 

Вывод: в каком направлении шла эволюция нервной системы у животных? С чем это было связано?

 

 

 

 

Практическая работа 2.

Тема: «Решение задач по экологии».

Цель: сформировать навыки решения различных типов экологических задач; развивать умение анализировать последствия нарушения экологического равновесия в природе.

 

Ход работы.

1.     Кровососущие насекомые — обычные обитатели многих биоценозов. Объясните, в каких случаях они занимают в пищевых цепях положение консументов II, III и даже IV порядков. Составьте цепи питания.

2.     Постройте экологическую пирамиду численности леса умеренных широт (в летний период), если количество особей (кроме микроорганизмов и почвенных животных) на 1000мсоставляет продуцентов – 200, первичных консументов – 150000, вторичных – 120000, конечных хищников – 1. Назовите представителей разных кормовых уровней и объясните почему построенная пирамида чисел имеет узкую основу (ответ свяжите с размерами продуцентов)?

3.     Какой должна быть площадь горохо-овсяного поля, чтобы прокормить пару лисиц по10 кг (содержание воды 70%), если его продуктивность составляет 500 г/м2. Сколько мышей съедят лисицы, если масса одной мыши в среднем равна 20г (содержание воды составляет 60%). Какова биомасса продуцентов?