Файл: 1. психологичсекое трудоведение как область психологического знания о труде.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 78

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1. психологичсекое трудоведение как область психологического знания о труде. Существует сфера знаний, идей, относительно внутренней психической реакции труда человека.эти идеи накапливались веками, передавались из поколения в поколение в виде традиций, устоев. Зачастую представления оказывались ошибочными, неадекватными современному состоянию труда и икультуры. Представления о труде и трудящемся сложили так называемые трудоведение. Это не наука, это сфера донаучных представлений – не с

истематизированных, не проверенных, или оказавшихся сегодня не состоятельными. Трудоведение – фактор или предпосылка создания науки, изучающей внутреннюю регуляцию трудовой деятельности. Функция трудоведения – обслуживает практику жизнедеятельности человека, оптимизирует жизнедеятельность, трудовую деятельность в том числе.

  1. предмет и задачи психологии труда как отрасли науки

предмет – это психические свойства, состояния, явления в труде. Задачи – повышение продуктивности труда, качества, надежности. Частые задачи – совершенствование методологии психологии труда; совершенствование проф отбора, проф ориентации, аттестации, подбор; совершенствование проф обучения; повышении мотивации к труду; совершенствование психологического обеспечения безопасности труда; оптимизация м/л отношений в труде; соц-трудовая адаптация людей с ограниченными возможностями.

3. История возникновения и развития психологии труда.

Первоначально психология труда в России развивалась в той же логической последовательности, что и зарубежная индустриальная психология: развитие промышленности, законодательные акты о труде, необходимость оптимизации труда, подбора и подготовки рабочих традиционных и новых профессий. Идеи Ф. У. Тейлора пользовались популярностью, но сильные научные позиции отечественной медицины и физиологии способствовали критическому переосмыслению теории управления и выдвижению новых концепций оптимизации труда. Научная и практическая работа в области психологии труда активизировалась после завершения Гражданской войны. Проблема подъема производительности труда, восстановления экономики стала проблемой выживания страны и сохранения независимости государства. Инициативы ученых по организации труда и управления получили действенную поддержку руководителей государства. Уже в 1920 г. российская психология труда заявила о себе как зрелая наука. активно работали в области психологии труда такие выдающиеся российские ученые, как Владимир Михайлович Бехтерев
1 (1857-1927), Николай Александрович Бернштейн (1896— 1966) и многие другие.

Энтузиазм ученых и поддержка государства в 20-30-х гг. предопределили значительные успехи в развитии психологии труда, являющейся органичной частью научного управления. Под руководством А. К. Гастева, директора Центрального института труда, была создана система экспертизы существующих производственных организаций, организационного проектирования трудовых постов и рабочих мест, включая всю цепочку технологии производства. Психология труда (психотехника) находила применение и в Вооруженных силах страны: решались задачи профессиографирования в различных родах войск, «подбора частей одной боеспособности», «отбора комсостава», профотбора на особые воинские специальности (летчиков, пулеметчиков, радиотелеграфистов и др.), рационализации методов обучения воинским специальностям. К 1930 г. вопросы профконсультации и профотбора разрабатывались в 141 научно-практическом подразделении (в структуре вузов, наркоматов, ведомств). Многочисленные психофизиологические лаборатории занимались изучением профессиональной работоспособности, рационализацией режимов работы и орудий, обоснованием норм труда, профилактикой промышленного травматизма.

С 1930 г. со стороны политического руководства появилась настороженность, усилилась критика. Постановление ЦК ВКП (б) от 4 июня 1936 г. «О педологических извращениях в системе нарком-просов» по существу до 1960-х гг. остановило развитие всех прикладных и теоретических направлений психологии, связанных с оценкой индивидуальных различий людей, с использованием экспериментальных методов в общественных науках.

4. Методы психологии труда.

методы: гностические - *наблюдение, это фото дня, вкл наблюдение; *эксперименты; . Лабораторный эксперимент. В психологии труда могут использоваться 5 основных видов эксперимента: I) абстрактный эксперимент; 2) модель отдельных элементов трудового процесса; 3) модели профессиональной деятельности в целом; 4) реальная трудовая деятельность в условиях лаборатории; 5) метод тестов.

Производственный эксперимент. Здесь можно выделить:

1. Внесение разнообразных изменений в оборудование, технологию, приемы, темп и ритм работы. *опрос, это беседа, анкетирование, метод экспертных оценок, тестирование,; преобразующие - *метод обучения (пассивное – лекции, информирование; активное дискуссии, ролевые игры, решение проблем, анализ-случай); *консультирование;*выдача рекомендаций.



Помимо общепсихологических методов, психология труда применяет ряд специфических приемов изучения поведения человека в условиях трудовой деятельности. Большинство методов используются в трех самостоятельных планах:

• для психологического анализа профессиональной деятельности;

• для проведения разнообразных прикладных исследований (профотбора, профессиональной консультации, рационализации труда и отдыха и т. д.);

• для исследования личности конкретного работника, его способностей, мотивации, состояний.

I. Неэкспериментальные методы (в естественных условиях):

a) метод наблюдения

b) метод опроса

II. Экспериментальные методы (целенаправленное изучение организации условий и способов выполнения деятельности)

a) лабораторный эксперимент

b) естественный эксперимент

c) тестовый метод

НЕЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ МЕТОДЫ

Наблюдение является неотъемлемой частью любого вида деятельности психолога труда. В процессе наблюдения психолог получает сведения о самых разнообразных проявлениях рабочего поведения: о каналах получения информации, о загрузке анализаторов, об условиях внешней среды, о коммуникативных процессах в труде и т. п.

2 вида наблюдения: внешнее (непосредственное) и внутреннее (самонаблюдение).

Внешнее, наблюдение позволяет описать действия, приемы и движения работника, их соответствие нормативным целям. Наблюдению подвергаются способы оперирования орудиями и материалами, эмоциональные реакции и коммуникативные процессы. Длительное наблюдение за работником в течение рабочего дня показывает изменение рабочего поведения под воздействием утомления.

Внутреннее наблюдение обычно проводится по определенному плану. Предполагается выделение из реальной деятельности отдельных элементов, которые затем и подвергаются наблюдению, составление четкой программы и плана наблюдения и фиксацию его результатов.

Важный принцип наблюдения - сравнительный подход, который предполагает исследование поведения людей разной степени успешности, с разным стажем работы, выявление последовательности приемов разных людей при выполнении одних и тех же операций. Это позволяет выяснить причины успеха в труде и овладении профессией, четко выявить психологическую структуру деятельности.

Минусы: недоступность некоторых очень важных элементов профессиональной деятельности непосредственному восприятию или их маскировка (тяжело выявить в ходе непосредственного наблюдения процесс принятия решения у хирурга при выполнении операции). Это повышает долю субъективизма при интерпретации психологом внешних проявлений профессионального поведения.


Для повышения объективности и точности наблюдения применяют ряд дополнительных приемов и методов, которые в первую очередь касаются регистрации результатов профессиональной деятельности. Наиболее распространенными среди них являются фотография рабочего дня, хронометраж, анализ продуктов трудовой деятельности.

Фотография рабочего дня представляет собой временную регистрацию последовательности выполнения действий, смену режимов труда и отдыха, вынужденных пауз в работе и т.п. Применение фото- и видеосъемки позволяет фиксировать действия и движения работника во время выполнения основной деятельности, мимику, маршруты передвижения во время работы. Результаты фотографии рабочего дня представляются в виде графиков, что дает отчетливое представление о чередовании работы и отдыха в процессе рабочего дня, соотношении основных и вспомогательных функций и удельном весе каждой из них в структуре деятельности.

Хронометраж — измерение времени трудовых операций. Он позволяет определить их длительность, частоту повторяемости в определенные промежутки времени, интенсивность трудового процесса. Психологический хронометраж проводится в рамках психологического анализа деятельности с целью ее оптимизации, правильной организации производственного обучения.

Анализ продуктов трудовой деятельности - может быть существенным дополнением к методу непосредственного наблюдения. В качестве таковых могут выступать как материальные, документально фиксированные продукты деятельности (продукты промышленного и строительного производства, сельского хозяйства, инструменты и приспособления, документы, результаты изобразительного и графического труда, тексты и т. д.), так и функциональные (процессуальные) продукты деятельности (общественное настроение в коллективе, создаваемое его членами или руководителем; вербальная продукция работников в виде выступлений, докладов; а также поведенческие проявления активности работников). Использование этого метода позволяет:

• определить некоторые требования, предъявляемые профессией к психическим качествам человека;

• понять специфику процесса формирования навыков у лиц с разной квалификацией;

• проанализировать динамику работоспособности путем прослеживания изменения качества продукции в течение рабочего дня.

Вариантом данного метода является и анализ ошибочных действий, сбоев в работе, несчастных случаев и аварий, что позволяет вскрыть психологические особенности профессий, предъявляющих повышенные требования к психологическим особенностям работника и специфику так называемых опасных профессий.


Самонаблюдение в психологии труда выступает в двух формах: самоотчета профессионала и включенного наблюдения (трудового метода).

В первом случае психолог предлагает специалисту думать вслух во время своей деятельности, проговаривая каждую операцию, каждое наблюдение за процессом труда. На начальных этапах такого самоотчета возникают трудности, связанные с необходимостью работника распределять свое внимание между проговариванием работы и ее выполнением. Такой способ позволяет самим работникам обратить внимание на те элементы деятельности, на которые они раньше внимание не обращали, что оказывает положительное влияние на успешность ее выполнения.

Во втором случае психолог сам начинает изучать профессию, совершенствуется в ней. Такое познание профессии изнутри позволяет психологу проследить процесс овладения профессиональной деятельностью и те трудности, которые встречаются на этом пути. Данный метод получил в психологии название трудового метода. Он предназначен для психологического анализа профессий. Трудовой метод был рассчитан только на профессии средней квалификации, обучиться которым психолог мог не более за 2—3 недели.

Основными достоинствами этого метода являются:

• получение путем самонаблюдения некоторой информации, недоступной внешнему наблюдению и разным опросным методам;

• рассмотрение самого процесса овладения профессиональной деятельностью;

• более обоснованный (с учетом личного опыта) подход к внесению предложений по оптимизации и рационализации деятельности.

Минусы:

1. применим только к несложным для овладения профессиям, не требующим больших затрат времени для обучения. При изучении других профессий можно говорить лишь об овладении некоторыми элементами деятельности в форме трудовых проб.

2. регистрация результатов метода сопряжена с определенными трудностями. Если после рабочего дня по памяти (в состоянии утомления), может отрицательно сказаться на результате. Регистрация данных в ходе выполнения деятельности нарушает естественный процесс ее протекания.

Опросные методы: традиционно представлены в двух формах: устного опроса (беседа, интервью) и письменного опроса (анкетирование).

Беседа - один из широко распространенных в психологии труда методов. Она совершенно необходима при изучении индивидуальной структуры труда, при выявлении профессионально-важных качеств работника, выяснении особенностей мотивации работы по данной специальности и функциональных состояний, личных профессиональных планов учащихся при выборе профессии или ее смене у взрослых людей, при оценке рабочих мест. Беседа как научный метод должна отвечать ряду требований: