Файл: Руководством И. Н. Пономаревой Природоведение. Биология. Экология 511 классы издательство М. ВентанаГраф.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 98
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Практические и лабораторные работы по биологии
Человек и его здоровье.
8 класс
Лабораторный практикум составлен на основе примерной учебной программы, разработанной авторским коллективом под руководством И.Н. Пономаревой «Природоведение. Биология. Экология: 5-11 классы: издательство – М.: «Вентана-Граф»,2009 г., включает 7 лабораторных работ и 11 практических работ.
Ценность лабораторных и практических работ состоит в том, что они вооружают обучающихся не только необходимыми в жизни биологическими знаниями, но и полезными умениями и навыками самостоятельной постановки эксперимента, фиксирования и обработки результатов, но и способствуют развитию интереса к биологическим исследованиям, формирует навыки, умения биологического исследования, заставляют логически мыслить, делать сопоставления, выводы, позволяют развивать наблюдательность обучающихся в непосредственной и тесной связи с процессом мышления (работа по намеченному плану, анализ и интерпретация результатов).
Оформление результатов работы дисциплинирует мысль обучающихся, приучает их к точности выполнения исследовательской работы, закрепляет навыки и умения, полученные в учебной деятельности.
В курсе 8 класса есть ряд лабораторных и практических работ, которые дают возможность научиться определять свой уровень здоровья, следить за своим здоровьем и постоянно контролировать его «запасы», вовремя их «пополняя».
Лабораторные и практические работы предназначены для урочной и домашней работы обучающихся.
Лабораторная работа №1.
Изучение микроскопического строения тканей.
Цель: дать представление о строении тканей (эпителиальной, соединительной, мышечной, нервной).
Оборудование: гистологические препараты, микроскопы
Ход работы:
1.Приведите в рабочее состояние микроскоп.
2.Рассмотрите микропрепараты.
3.Используя учебник §4, заполните таблицу:
Название ткани | Местоположение ткани в организме | Особенности строения | Функции |
1.Эпителиальные | Внутренняя поверхность сердца и … | Сомкнуты в ряды, межклеточное вещество … | |
2.Соединительная | Хрящи и кости Жировая Кровь | | Опорная ....... ....... |
3.Мышечная А) гладкая Б) поперечно-полосатая | А) Б) | Волокна … Волокна … | А) Б) |
4.Нервная | | Состоит из нейроглии и нервных клеток – нейронов, каждый из них состоит из тела и отростков: коротких – дендритов и длинных – аксонов. | |
4.Зарисуйте строение нейрона, подпишите на рисунке его части: аксон, дендрит, тело.
5. Выпишите в тетрадь:
Ткань – это …
Дендриты – отростки, …
Аксон – отросток, …
Синапс – место …
6.Выберите правильный ответ
Передача информации от одной нервной клетки к другой происходит …
А) через рецепторы;
Б) через дендриты;
В) через тело нейрона;
Г) через синапсы.
Лабораторная работа №2.
Изучение внешнего вида отдельных костей.
Цель: Сформировать умение узнавать кости скелета по внешнему виду. Определять к какому отделу относится, тип костей и тип соединения костей скелета.
Оборудование: скелет, набор костей человека.
Ход работы.
1.Рассмотрите предложенную вам кость
2.При составлении описания кости необходимо указать:
-
ёе название; -
принадлежность к одной из групп классификации костей (трубчатые, губчатые, плоские); -
принадлежность к отделу скелета; -
тип соединения костей.
Сделать вывод из проделанной работы.
Лабораторная работа №3.
Изучение микроскопического строения крови (микропрепараты крови человека и лягушки).
Цель работы:
1.Изучить строение крови человека и лягушки.
2.Сравнить строение крови человека и лягушки и определить, чья кровь способна переносить больше кислорода.
Оборудование: микроскопы, постоянные микропрепараты крови лягушки и человека, штатив для микропрепаратов.
Ход работы
1.Приведите в рабочее состояние микроскоп, определите увеличения.
2.Просмотрите кровь лягушки при малом и большом увеличении.
3.Зарисуйте эритроцит лягушки; опишите его форму и форму ядра. Данные запишите в таблицу.
4.Просмотрите кровь человека при малом, а затем при большом увеличении. Зарисуйте один из эритроцитов. Опишите его. Данные запишите в таблицу.
6.Укажите, чем эритроцит человека отличается от эритроцита лягушки. Раскройте преимущества
, которые достигаются при этом.
7.Запишите в тетради, эритроциты чьей крови – человека или лягушки – способны переносить больше кислорода. Объясните причину.
Особенности строения эритроцитов человека и лягушки.
Сравниваемые признаки | Эритроцит лягушки | Эритроцит человека |
1.Размеры | | |
2.Форма | | |
3.Количество в 1 мм3 | | |
4.Наличие ядра | | |
Дополнительная информация: общая площадь всех эритроцитов человека 3700 м2, т. е 1/3 гектара; если все эритроциты одного человека можно было уложить в ряд, то получилась бы лента, три раза опоясывающая земной шар по экватору; диаметр - 7-8мкм.
Эритроциты лягушки в 3 раза крупнее – длина – 23 мкм, ширина – 16 мкм; но их в 1 мм3 в 13 раз меньше – 400 тысяч.
Лабораторная работа № 4.
Изготовление самодельной модели Дондерса.
Цель: изготовление модели Дондерса и наблюдение на модели Дондерса поступления воздуха в лёгкие и вытеснение его из лёгких.
Оборудование: пластиковая бутылка объемом 0,5 л, два воздушных шарика, скотч.
Ход работы.
Сделайте модель, показывающую механизм вдоха и выдоха (см. описание в учебнике, § 25, рис. 56). Разберите на модели Дондерса, что происходит при вдохе и выдохе. Заполните таблицу.
Механизм дыхания | Грудная полость | Давление в грудной полости | Легкие | Наружный воздух |
Вдох | | | | |
Выдох | | | | |
Предлагаемые для выбора слова | Увеличивается или уменьшается | Падает или увеличивается | Расширяются или спадаются | Входит или выходит |
Лабораторная работа №5
Определение частоты дыхания.
Цельработы: научиться подсчитывать дыхательные движения в покое.
Оборудование: секундомер или часы с секундной стрелкой.
Ходработы: работа проводится в парах.
1.Экспериментатор кладет на верхнюю часть груди испытуемого широко расставленную руку и считает количество вдохов за 1 минуту (подсчет производится в положении стоя).
2.Проанализируйте ваши данные и запишите вывод.
К 15 годам у подростков частота дыхательных движений составляет 15 дыхательных движений в минуту. При занятиях физической культурой урежается и составляет 10-15 . Нагрузку при занятиях спортом следует регулировать так, чтобы частота дыхания после занятий не превышала у взрослых 30, у детей 40 дыхательных движений, а восстановление ее исходной величины происходило не позднее, чем за 7-9 мин.
-Если вы делаете менее 14 вдохов в минуту – замечательно. Так дышат обычно хорошо тренированные и выносливые люди. Можете по праву гордиться собой. Вбирая воздух полной грудью, вы даете легким расправиться, прекрасно вентилируете их, то есть делаете вашу дыхательную систему почти неуязвимой для возбудителей инфекции.
-Неплохим результатом считается от 14 до 18 вдохов в минуту. Именно так дышит большинство практически здоровых людей, которые могут болеть гриппом или ОРВИ не более 2 раз в сезон.
-Более 18 вдохов в минуту – это уже серьезный повод для беспокойства. При поверхностном и частом дыхании в легкие попадает лишь половина вдыхаемого воздуха. Для постоянного обновления легочной атмосферы этого явно недостаточно.
Лабораторная работа № 6
Изучение действия желудочного сока на белки, действия слюны на крахмал.
Изучение действия слюны на крахмал.
Цель: убедиться, что в слюне есть ферменты, способные расщеплять крахмал. Оборудование: на каждом столе: кусок накрахмаленного накануне сухого бинта, чашка Петри со слабым раствором йода, ватные палочки.
Ход работы.
Вариант №1
Условия опыта | Результаты опыта | Выводы |
Крахмал + ферменты слюны (опыт). | На марле написали слюной букву А, выдержали в тепле 1 мин, подействовали йодной водой. На синем фоне ………….. | |
Крахмал + вода (контроль) | На марле написали букву А водой, выдержали в тепле 1 мин, затем марлю обработали йодной водой. Марля …… Буква ……………………………………. | |
Вариант №2
Вставьте в текст пропущенные слова.
1.Когда мы готовим крахмальный клейстер, молекулы крахмала становятся более доступными для работы ферментов, превращающих нерастворимый крахмал в растворимую ______________________.
2. При смачивании бинта крахмальным клейстером молекулы______________________ оседают на волокнах и высушенный бинт можно использовать для опытов.
3.Под действием _____________________ слюны молекулы крахмала распадаются до __________________________ .
Эта реакция идет при температуре ________________________, поэтому бинт приходится согревать в руках.
4.При погружении расправленного бинта в йодный раствор молекулы крахмала с йодом дают_________________________ окрашивание. На синем фоне проявляется белая буква, так как в смоченном слюной месте образовалась ____________, а она с йодом _________ не дает.
Изучение действия желудочного сока на белки.
Цель работы: выяснить условия действия ферментов желудочного сока на белки.
Оборудование: штатив с тремя пробирками, пипетка, термометр хлопья белка куриного яйца, натуральный желудочный сок, 0,5%-ный раствор NaOH, водяная баня лед.
Ход работы
Вариант №1
-
В каждую пробирку поместите хлопья белка куриного яйца. -
В каждую пробирку прилейте по 1 мл натурального желудочного сока -
Первую пробирку поставьте на водяную баню при температуре +37°С. -
Вторую пробирку поставьте в воду со льдом или снегом. -
В третью пробирку добавьте 3 капли 0,5%-ного раствора NaOH и поставьте ее на водяную баню при температуре +37 °С. -
Через 30 мин рассмотрите содержимое пробирок.
Отчетное задание
-
Заполните таблицу:
ВЛИЯНИЕ ФЕРМЕНТОВ ЖЕЛУДОЧНОГО СОКА НА БЕЛОК КУРИНОГО ЯЙЦА
Условия опыта | Наблюдения | Выводы из опыта |
| | |
2. Сделайте вывод о необходимых условиях, при которых ферменты желудочного сока действуют на белки.
Вариант №2
1. Изучение действия желудочного сока на белки.
1.1. При помощи пинцета поместить в три пронумерованные пробирки по небольшому кусочку варёного яйца.
1.2. В каждую пробирку долить 1 мл желудочного сока.
1.3. Включить водяную баню и выставить её температуру на уровень 36-38 ?С.