Файл: Кузеванова Наталья Вениаминовна гр бж 1931z психологопедагогическая безопасность образовательных систем.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 12

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Кузеванова Наталья Вениаминовна гр БЖ 1931-Z

Психолого-педагогическая безопасность образовательных систем.


Понятие

Определение

Источник

Образовательная среда

система влияний и условий формирования личности по заданному образцу, а также возможностей для её развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении»

профессор Института педагогики и психологии образования МГПУ Витольд Ясвин

Создание безопасной и комфортной образовательной среды

это внутреннее пространство школы, система ее условий, позволяющих сохранить психофизиологическое здоровье учащихся, способствующих их оптимальной включенности в образовательную деятельность, успешной самореализации

http://varlamovo.minobr63.ru/wp-content/uploads/2022/11/ПРОЕКТ-САФОНОВА.pdf#::text=*%20Комфортная%20и%20безопасная%20образовательная,в%20образовательную%20деятельность%2C%20успешной%20самореализации

Сафонова Ольга Викторовна учитель биологии высшей квалификационной категории Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа «Центр образования» имени Героя Советского Союза В.Н.Федотова

Образовательная среда

 система влияний и условий формирования личности по заданному образцу, а также возможностей для её развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении».

https://tmt72.ru/wp-content/uploads/2016/12/Obrazovatelnaya-sreda-ot-modelirovaniya-k-proektirovanyu.pdf Ясвин В.А. образовательная среда

Безопасная образовательная среда

Л. А. Гаязовой, под безопасной

образовательной средой мы будем пони-

мать определенное состояние организаци-

онных, пространственно-предметных и со-

циальных аспектов жизнедеятельности, ко-

торое помимо обеспечения жизни и здоро-

вья субъектов образования выступает необ-

ходимым условием для развития и форми-

рования их личности и обеспечивает право-

вую, экологическую, социальную, психологическую, информационную защищенность

учащихся, педагогов, родителей


Коломийченко Людмила Владимировна,

Наумов Александр Анатольевич,


Безопасность образовательной среды

   это условия сохранения жизни и здоровья обучающихся, воспитанников и работников, а также материальных ценностей образовательного учреждения от возможных несчастных случаев, пожаров, аварий и других чрезвычайных ситуаций;

https://e-koncept.ru/2017/770054.htm Жиркова А. А., Неустроева А. Н.

Психологическая безопасность образовательной среды

Т.С. Кабаченко предлагает

рассматривать психологическую безопасность как «такое со-

стояние информационной среды и условий жизнедеятельнос-

ти конкретного человека, группы, общества в целом, которое

не способствует нарушению целостности, адаптивности (всех

форм адаптации) функционирования и развития социальных

субъектов (отдельного человека, групп, общества в целом)»


Учебное пособие И.В. Непрокина, О.П. Болотникова,  

А.А. Ошкина


Безопасная и комфортная образовательная среда

Состояние защищенности обучающихся от возможных угроз его достоинству, душевному состоянию, позитивному мировоспитанию и отношению и отношению к самому себе.

Статья Е.Ю.Ситникова. Вестник магистратуры

Безопасный образ жизни

сформированное представление (образ) о вошедших в повседневную практику нормах и правилах безопасного поведения человека, а также методах и средствах их воплощения в жизнь 

(Гафнер В. В.).



Эссе на тему: «Пути формирования безопасной образовательной среды».

Безопасная среда общеобразовательного учреждения – это условия сохранения жизни и здоровья обучающихся, воспитанников и работников, а так же материальных ценностей образовательного учреждения от возможных несчастных случаев, пожаров, аварий и других ЧС.

Человека в течение всей жизни на каждом шагу окружают предметы, процессы и явления, представляющие опасность для него самого. Полное исключение опасности, т. е. обеспечение нулевого риска, практически невозможно. Риск – это уровень вероятности возникновения неблагоприятных последствий, как для человека, так и для окружающей среды.

Понятие образовательная среда связывают с образовательным процессом как часть общей среды, имеющей с ним активное взаимодействие и существенное взаимовлияние, т.е. среда существенно влияет на образовательный процесс, в то время как процесс также оказывает влияние на среду, изменяет ее и подстраивает под себя.

Понятие «безопасность» в качестве педагогической рассматривается как защищенность жизненно важных образовательных потребностей и интересов субъектов образования в различных сферах педагогической деятельности от внутренних и внешних угроз, обеспечивающую устойчивость и качество педагогического образования. Безопасность образования напрямую зависит от качества подготовки педагогов к реализации данных функций. Учителя в своей педагогической деятельности используют свой опыт, навыки и подходы, которые они освоили за время своего профессионального образования в школе.

Основные подходы, которые должны быть использованы, я считаю, при формировании безопасной образовательной среды в школе это:

  1. Защита человека от опасности путем избегания этой опасности или перемещения в более безопасную среду.

  2. Обучение человека поведению в экстремальных ситуациях и умению предвидеть такие ситуации их распознавать.

  3. Развивать такие качества личности, которые будут негативным воздействиям снижать уровень возможных опасностей.


Необходимо с детства прививать навыки правильных действий. И это действительно так и происходит, начинается это с раннего возраста в семье (родители опасают своих детей от различного рода опасностей), затем в дошкольном учреждении воспитатели учат детей навыкам безопасного поведения, учат избегать опасности, а затем в образовательном учреждении это тема раскрывается более шире, с отработкой на практике. Например, правила поведения при различных ЧС (пожары – эвакуация из здания), как вести себя в той или иной ситуации, действия при антитеррористической угрозе (каков будет алгоритм действий детей, а так же сотрудников здания). Конечно дополнительно должно быть наличие охраны на входе, все запасные выходы должны быть закрыты на щеколду (чтобы при пожаре можно было легко открыть), наличие камер с видеонаблюдением.

На уроках физической культуры, ОБЖ, химии, физики, технологии необходимо быть более осторожными при выполнении практических заданий (физические упражнения, лабораторные опыты, эксперименты, работа на станке и т.д.) поэтому, прежде чем приступить к выполнению того или иного задания, с обучающимися проводится дополнительный инструктаж по технике безопасности.