Файл: Проблемы формирования мотивации здорового образа жизни в Российской Федерации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 119

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РФ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«УДМУРТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Филиал ФГБОУ ВО «УдГУ» в г. Воткинске
РЕФЕРАТ
По дисциплине «
Безопасность жизнедеятельности
».
Тема реферата «
Проблемы формирования мотивации здорового образа жизни в
Российской Федерации
».
Работу выполнил: студент гр.
ВБ-21.03.01.01-21(к)Вт
Работу проверил: к.т.н., доцент
Самигуллина Г.З.
Воткинск 2022 г.

2
Содержание
Введение ............................................................................................................... 3
Экология ............................................................................................................... 4
Гигиена труда и отдых ......................................................................................... 5
Факторы, влияющие на здоровый образ жизни ................................................. 6
Проблемы, влияющие на формирование здорового образа жизни .................. 6
Заключение ......................................................................................................... 11
Литература .......................................................................................................... 12

3
Введение
Начало 21 века характеризуется, в частности, ростом заболеваемости и смертности населения на фоне высоких достижений медицины, совершенства технических средств диагностики и лечения болезней.
Современный этап развития нашего общества связан с демографическим кризисом, снижением продолжительности жизни, снижением психического состояния здоровья населения страны, что вызывает обеспокоенность многих ученых и специалистов. Но, учитывая традиционную направленность действующей системы здравоохранения на выявление, определение и
“устранение” болезней, усилившуюся в связи с прогрессирующей социально- экономической деструкцией общества, становится ясным, что медицина сегодняшнего дня и обозримого будущего не сможет существенно влиять на сохранение здоровья человека. Этот факт обосновывает необходимость поиска более эффективных способов и средств сохранения и развития здоровья.
К сожалению, многие люди не соблюдают самых простейших, обоснованных наукой норм здорового образа жизни. Одни становятся жертвами малоподвижности (гиподинамии), вызывающей преждевременное старение, другие излишествуют в еде с почти неизбежным в этих случаях развитием ожирения, склероза сосудов, а у некоторых - сахарного диабета, третьи не умеют отдыхать, отвлекаться от производственных и бытовых забот, вечно беспокойны, нервны, страдают бессонницей что в конечном итоге приводит к многочисленным заболеваниям внутренних органов.
Некоторые люди, поддаваясь пагубной привычке к курению и алкоголю, активно укорачивают свою жизнь.


4
Экология
В настоящее время хозяйственная деятельность человека все чаще становится основным источником загрязнения биосферы. В природную среду во все больших количествах попадают газообразные, жидкие и твердые отходы производств. Различные химические вещества, находящиеся в отходах, попадая в почву, воздух или воду, переходят по экологическим звеньям из одной цепи в другую, попадая в конце концов в организм человека.
На земном шаре практически невозможно найти место, где бы ни присутствовали в той или иной концентрации загрязняющие вещества. Даже во льдах Антарктиды, где нет никаких промышленных производств, а люди живут только на небольших научных станциях, ученые обнаружили различные токсичные (ядовитые) вещества современных производств. Они заносятся сюда потоками атмосферы с других континентов.
Вещества, загрязняющие природную среду, очень разнообразны. В зависимости от своей природы, концентрации, времени действия на организм человека они могут вызвать различные неблагоприятные последствия.
Кратковременное воздействие небольших концентраций таких веществ может вызвать головокружение, тошноту, першение в горле, кашель.
Попадание в организм человека больших концентраций токсических веществ может привести к потере сознания, острому отравлению и даже смерти.
Примером подобного действия могут являться смоги, образующиеся в крупных городах в безветренную погоду, или аварийные выбросы токсичных веществ промышленными предприятиями в атмосферу.
Медики установили прямую связь между ростом числа людей, болеющих аллергией, бронхиальной астмой, раком, и ухудшением экологической обстановки в данном регионе. Достоверно установлено, что такие отходы производства, как хром, никель, бериллий, асбест, многие ядохимикаты, являются канцерогенами, то есть вызывающие раковые заболевания. Еще в прошлом веке рак у детей был почти неизвестен, а сейчас он встречается все чаще и чаще. В результате загрязнения появляются новые, неизвестные ранее болезни. Причины их бывает очень трудно установить.

5
Гигиена труда и отдыха
Труд и учеба составляют около 1/3 от общего времени активной жизни человека. Если рассматривать здоровый образ жизни как разностороннюю жизненную деятельность, обеспечивающую сохранение и укрепление здоровья и трудоспособности человека, а также создание возможности полноценно и активно заниматься учебной, трудовой и общественной деятельностью, то следует признать, что Важной составляющей формирования здорового образа жизни является рациональная организация учебы и труда, соответствующая физиологическим возможностям конкретного организма.
В любом возрасте режим труда основан на законах физиологии, согласно которым рабочий процесс должен чередоваться с отдыхом. Организация труда должна способствовать максимальной производительности с минимальными затратами физических и нервно- психических сил человека, то есть с небольшим сохранением его здоровья.
Важно, чтобы человек с детства привык организовывать занятия в соответствии со своими физическими возможностями и чередовал трудовую деятельность со светом. Смена занятий предотвращает накопление усталости, улучшает работоспособность и поддерживает здоровье. Это больше относится к старшеклассникам и студентам. В связи с большими учебными перегрузками подготовка к занятиям осуществляется за счет свободного времени и ночного сна. Для молодых особенно опасен недостаточный ночной сон, который провоцирует раздражительность, внутренний дискомфорт, неадекватные реакции, а также способствует возникновению различных заболеваний, в первую очередь нервной системы.


6
Факторы, влияющие на формирование здорового образа жизни
Образ жизни - это система взаимоотношений человека с самим собой и с факторами внешней среды. Здоровый образ жизни - основа профилактики заболеваний, в нем реализуется наиболее ценный вид профилактики - первичная профилактика заболеваний, предотвращение их возникновения, расширение диапазона адаптационных возможностей человека.
Обобщая множество вариантов интерпретации этого понятия, можно сформулировать следующее определение: Здоровый образ жизни - это гигиеническое поведение, основанное на научно обоснованных санитарно- гигиенических нормах, направленных на сохранение и укрепление здоровья, обеспечение высокого уровня трудоспособности, и достижение активного долголетия.
Многочисленные исследования показывают, что здоровый образ жизни
- универсальный, широко доступный, не требующий значительных материальных затрат способ оптимизации физиологических систем организма, поддержания высокого уровня здоровья, продления активной жизни и является основным детерминантом здоровья.
Из социологических исследований стало известно, что нерабочее время традиционно делится на две части: выполнение разного рода физиологических функций, обеспечивающих жизнедеятельность организма
(питание, сон, уход за собой), а также сопутствующие виды деятельности
(ведение домашнего хозяйства). и удовлетворение потребностей, вызванных социальным положением людей).
Проблемы, влияющие на формирование здорового образа жизни
Учёные по-разному определяют понятие мотивации. Кто-то придерживается мнения, что мотивацией является совокупность процессов, отвечающих за побуждение и деятельность. Другие определяют мотивацию как совокупность мотивов.
Мотив–это идеальный или материальный предмет, достижение которого выступает смыслом деятельности. Человеку он представляется в форме специфических переживаний, которые могут характеризоваться положительными эмоциями от достижения этого предмета, или же отрицательным и, связанными с неудовлетворённостью в настоящем положении. Чтобы осознать мотив требуется проделать серьёзную внутреннюю работу.
Мотив нередко путают с потребностью или целью, но потребность
– это подсознательное стремление устранить дискомфорт, а цель – это результат сознательного процесса постановки цели. К примеру, голод


7 является потребностью, желание поесть – это мотив, а еда, к которой тянутся руки человека – это цель.
Мотивация здоровья формируется на базе двух важных принципов возрастного, согласно которому воспитание мотивации здоровья необходимо начинать с раннего детства, и деятельностного, по которому мотив здоровья следует создавать через оздоровительную деятельность по отношению к себе, т.е. формировать новые качества путем упражнений.
Опыт оздоровительной деятельности и упражнения в ней создают соответствующую мотивацию и установку на здоровье подобно тому, как
«аппетит приходит во время еды». На основе этой осознанной мотивации формируется собственный стиль здорового поведения.
Стиль здоровой жизни определяется разными мотивами.
Например, мотивация самосохранения, мотивация подчинения культурным требованиям, мотивация получения удовольствия от здоровья гедоническая мотивация, мотивация самосовершенствования, мотивация сексуальной реализации, мотивация достижения комфортности и др.
В течение жизни человек испытывает разные мотивации. В юношеском возрасте ведущими являются мотивы сексуальной реализации, самосовершенствования, маневрирования. Если юноша или девушка курит, то для них не годится такой мотив, как угроза здоровью в будущем, ибо будущее для них – это завтра, ближайшее воскресенье, конец семестра, а удовольствие – сейчас и здесь.
Для молодых людей иногда теряет значимость мотивация самосохранения.
Здоровье и сила мешают им быть осторожными в опасных ситуациях. Они считают: «Это может случиться с кем угодно, только не со мной!».
Молодым людям в возрасте 18- 25 лет кажется, что ресурс их личного здоровья не ограничен. Но это ошибка.
Исследования показали, что студенты, как и старшеклассники, понимают
ЗОЖ, в основном, как следование хорошо известным положениям: «Больше двигаться!», «Беречь нервы!», «Закаляться!», «Не пить!», «Не курить!»,
«Не употреблять наркотики!» и т.д. Однако перечисленные положения не стали для многих руководством в поведении. Это связано с тем, что, во- первых, рекомендации по здоровому образу жизни насаждаются в назидательной, категоричной форме и не вызывают у молодых людей положительных эмоций; во-вторых, сами взрослые редко придерживаются указанных правил в повседневной жизни; в-третьих, средства массовой информации в привлекательной форме рекламируют (культивируют) нездоровый образ жизни; курение сигарет и неумеренное употребление пива расцениваются как престижные атрибуты молодежной (и не только молодежной) субкультуры.


8
В связи с этим формирование мотивации здорового образа жизни у подрастающего поколения требует усилий. Поскольку эффект этих усилий проецируется на будущее и не каждый в состоянии решить эту задачу самостоятельно, необходима нацеленность системы воспитания и образования на формирование у подрастающего поколения культуры здоровья. Начинать надо с формирования установки на здоровый образ жизни, которая понимается как готовность человека к определенному действию или к определенному восприятию окружающей действительности.
Установка формируется на основе мотивации и непосредственно корректируется системой ценностей, поэтому одни и те же мотивы у разных людей могут дать начало различным установкам, зависящим от системы ценностей индивида.
Каковы же мотивы здорового образа жизни у студентов? Для изучения проблемы мотивации здорового образа жизни у студенческой молодёжи нами было проведено анкетирование среди студентов института культуры г.
Орла с целью узнать, что значит в их жизни ЗОЖ и что их мотивирует к его соблюдению. В опросе приняли участие студенты от 17 до 22 лет. Благодаря первому вопросу «Здоровый образ жизни, что это для вас?» мы выяснили, что большинство студентов ставят на первое место 8-9 часовой сон, на втором месте спорт, на третьем отсутствие вредных привычек и на последних местах стоят: питание и правильный распорядок дня.
Оценивая свое здоровье, 60% респондентов считают себя скорее здоровыми,
27% абсолютно здоровыми и 13% скорее не здоровыми.
Следующий вопрос «Что Вы делаете для поддержания своего здоровья?» показал такие результаты:
28% -стараются больше бывать на свежем воздухе
21% -занимаются спортом
14% -принимают витамины и полноценно питаются
10 -соблюдают режим сна и приема пищи
7% -занимаются аэробикой и фитнесом
3% -ничего не делают
На вопрос о том, занимаются ли они спортом, студенты разделились на две равные группы (50% занимаются, 50%- нет). Мотивирует большинство студентов заниматься спортом состояние собственного здоровья (45%), по

22% респондентов мотивирует красивое тело и друзья, семья, 11% социальная реклама. Что же мешает остальным заниматься спортом?
Лидирующее место занимает – лень (46%), потом идет – недостаток времени
(29%), по 14% отсутствие условий и интереса и у 7% материальные затруднения. Последнее я отнесла бы к обычной лени, потому что заниматься спортом - это же не значит покупать абонементы в фитнес центры.
Заниматься спортом можно и самостоятельно, делая ежедневную зарядку, устраивая периодические пробежки.
Какие, по-вашему мнению, факторы определяют здоровье? –на этот вопрос