Файл: Занятие 2 Психологопедагогическое изучение детей с нарушениями развития.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 28

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Практическое занятие 2

Психолого-педагогическое изучение детей с нарушениями развития
1. Основные задачи, особенности психолого-педагогического изучения детей разного возраста с нарушениями зрения.

В зависимости от возраста в психолого-педагогическом изучении детей с нарушениями зрения разные приоритетные задачи. Так, в период подготовки и перехода ребенка к школьному обучению наиболее приоритетными задачами психолого-педагогического изучения детей с нарушениями зрения являются:

– определение готовности ребенка к учебной деятельности;

– определение возможностей ребенка в использовании в новых условиях знаний и навыков, приобретенных в предыдущий период;

– определение сформированности мотивации к учебной деятельности.

На этапе периода адаптации ребенка с нарушениями зрения в начальной школе приоритетными задачами психолого-педагогического изучения являются:

– определение степени изолированности ребенка, чувства дискомфорта в новой для него ситуации;

– определение степени неуверенности или компетентности ребенка;

– определение зависимости самосознания ребенка от оценки его дефекта.

В период перехода к обучению в средних классах общеобразовательной и специальной школ приоритетными задачами психолого-педагогического изучения детей с нарушениями зрения являются:

– определение уровня сформированности учебной деятельности, степени усвоения программного материала;

– определение уровня теоретического, абстрактного мышления, рефлексии;

– определение произвольности, способности к саморегуляции, сформиро-ванности познавательной мотивации;

– определение типов взаимоотношений и уровня коммуникативности;

– определение степени самоопределения и самостоятельности;

– определение характера и содержания самооценки;

– выявление пробелов в знаниях с целью их коррекции.
2. Раскройте специфические требования к проведению обследования детей с нарушениями зрения.

Выделяют ряд требований, предъявляемых к организации и проведению обследования детей с нарушениями зрения. К общим требованиям относятся:

предварительное знакомство с историей развития
, наблюдение за поведением и деятельностью ребенка в группе, на занятиях, в часы досуга. Особое значение придается установлению контакта с ребенком, организации места проведения исследования, выбору методик, соответствующих его цели.

К специфическим требованиям относятся следующие:

– соответствующая освещенность в процессе проведения обследования: общая освещенность помещения должна составлять 1000 лк, на рабочем столе ребенка – 400-500 лк;

– ограничение непрерывной зрительной нагрузки: 5-10 мин в младшем и среднем дошкольном возрасте и 15-20 мин в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте; режим зрительной работы устанавливается офтальмологом в соответствии с диагнозом и характером заболевания ребенка;

– смена вида деятельности на не связанную с напряженным зрительным наблюдением;

– особые требования к наглядности стимульного материала.
3. Требования к характеру стимульного материала, используемого для обследования детей с нарушениями зрения.

Основными требованиями к характеру стимульного материала для обследования детей с нарушениями зрения являются следующие. В первую очередь стимульный материал отличается спецификой контрастности. Контрастность предъявляемых объектов и изображений по отношению к фону должна быть 60-100%. Наиболее предпочтителен отрицательный контраст, так как дети с нарушениями зрения лучше различают черные объекты на белом фоне, чем белые объекты на черном.

К условиям стимульного материала относятся:

– относительная пропорциональность соотношений предметов по величине в соответствии с соотношениями реальных объектов;

– соотношение с реальным цветом объектов;

– высокий цветовой контраст (80-95%);

– четкое выделение ближнего, среднего, дальнего планов и др.

Следует заметить, что имеются особенности стимульного материала и относительно величины предъявляемых объектов, которая определяется в зависимости от возраста и зрительных возможностей ребенка.

В ходе проведения обследования важно учитывать необходимое расстояние от глаз ребенка до стимульного материала, которое не должно превышать 30-33 см, а для слепых детей – в зависимости от остроты остаточного зрения. Размер перцептивного поля предъявляемых рисунков должен составлять от 0,5 до 50°. Угловые размеры изображений – в пределах 3-35°. Фон должен быть разгружен от деталей, не входящих в замысел задания (особенно это касается заданий для детей дошкольного и младшего школьного возраста). В цветовой гамме желательно использовать желто-красно-оранжевые и зеленые тона. Насыщенность цвета – 0,8-1,0.



Существуют особые требования к стимульному материалу для проведения обследования детей с амблиопией и косоглазием.

Детям от 2 до 4 лет с амблиопией и косоглазием при остроте зрения до 0,3 рекомендуется предъявлять изображения в оранжевых, красных и зеленых тонах без оттенков, с высокой цветовой насыщенностью и контрастностью по отношению к предъявляемому фону. Размер предъявляемых объектов должен быть более 2 см. Предъявлять можно предметы любых форм - как плоскостные, так и объемные. При этом объемные предметы желательно предъявлять не только для зрительного, но и для осязательного обследования, которое лучше проводить ближе к полудню.

Детям этого же возраста, но с остротой зрения от 0,4 и выше предъявляются разнообразные по цвету тестобъекты с размерами также около 2 см (или меньше). Обследование ребенка можно проводить в любое время дня. Следует помнить, что при сходящемся косоглазии с дальнозоркой рефракцией ребенку нужны очки для близи. При расходящемся косоглазии и высокой степени миопии также нужны очки для близи, а при миопии средней и слабой степени очки не требуются.

Детям от 5 до 10 лет с амблиопией и косоглазием с визусом до 0,3 с нецентральной, но устойчивой фиксацией рекомендуется предъявлять тест-объекты с размерами более 2 см преимущественно оранжевого, красного и зеленого цветов. Формы объектов обследуются и зрительно, и осязательно. Время проведения эксперимента – утро или вечер. Детям в том же возрасте с той же остротой зрения, но с центральной и неустойчивой фиксацией, а также с нецентральной и неустойчивой фиксацией предъявляются тест-объекты тех же цветов, размеров и форм. Однако время проведения обследования желательно назначать ближе к полудню. При обследовании должна учитываться отличительная особенность этой категории детей – трудность локализации взора на определенном объекте.

Детям в возрасте от 5 до 10 лет с остротой зрения от 0,4 и выше с центральной устойчивой фиксацией и с монокулярным, монокулярно-артенирующим и одновременным характером зрения, со сходящимся косоглазием можно предъявлять разнообразные объекты различных цветов и размеров. Обследование проводится в любое время дня. Особенность этой категории детей – трудности конвергенции, релаксации (расслабления). У них возникают трудности и с восприятием объемных предметов, а также изображений переднего и заднего плана. Для работы со стимульным материалом в процессе обследования детям необходимы очки для близи и упражнения на расслабление конвергенции (направление взора вверх и вдаль).


Детям в возрасте от 5 до 10 лет с той же остротой зрения с центральной устойчивой фиксацией и с монокулярным, монокулярно-артенирующим и одновременным характером зрения, но с расходящимся косоглазием можно предъявлять объекты различных цветов и размеров. Обследование проводится в любое время дня.

Детям в возрасте от 5 до 10 лет с визусом от 0,4 до 1 при одновременном бинокулярном неустойчивом характере зрения и отсутствии косоглазия предъявление стимульного материала сопровождается лишь возрастными противопоказаниями.
4. Что предполагает адаптация диагностических методик для обследования детей с нарушениями зрения.

Проведение психологической диагностики детей с нарушениями зрения требует специальных методик, которых в научной литературе представлено ограниченное количество. При обследовании могут быть использованы стандартизированные диагностические методики для определения уровня умственного развития и учебной деятельности детей с нарушениями зрения. Однако, это возможно лишь при наличии условий, позволяющих детям решать эти задания, а именно, при адаптации материала в соответствии с общими требованиями к зрительным и тактильным возможностям детей с нарушениями зрения.

Адаптация стимульного материала при исследовании детей с нарушениями зрения вызывается необходимостью его четкого и точного восприятия детьми и требует от тифлопсихолога знания диагноза заболевания и состояния основных зрительных функций исследуемого ребенка: остроты зрения, цветового зрения, характера зрения и др. В связи с этим стимульный материал для обследования должен учитывать индивидуальные особенности и трудности восприятия материала каждым ребенком. Предлагаемые для обследования задания могут состоять из реальных объектов, геометрических плоскостных и объемных форм, рельефных и плоскостных изображений в контурном или силуэтном виде, выполненных в различной цветовой гамме.

Основной принцип адаптации непосредственно методик по процедуре исследования – увеличение времени экспозиции стимульного материала.

Поскольку у детей с нарушением зрения при выполнении различных заданий возможен суксессивный (последовательный) способ зрительного восприятия тест-материала, требуется увеличение времени его экспозиции минимум вдвое. В зависимости от особенностей зрительной патологии время выполнения задания может быть увеличено в несколько раз (от 2 до 10). Выполнение заданий на основе осязания требует увеличения времени экспозиции в 2-3 раза по сравнению с выполнением заданий на основе зрения.

5. Раскройте содержание психолого-педагогического обследования детей с нарушениями зрения.

Психолого-педагогическое обследование детей с нарушениями зрения предполагает комплексное их изучение различными специалистами: офтальмологами, психологами, педагогами. Содержание психолого-педагогического обследования детей с нарушениями зрения представляет собой комплексное изучение их реального состояния здоровья и уровня развития в целях разработки мероприятий абилитации.

Значительное место в содержании психолого-педагогического обследования детей с нарушениями зрения имеет анализ социальной зрелости ребенка. Социальная зрелость такого ребенка в ранний период развития тесно связана с его биологическим созреванием, особенно с двигательным развитием и мануальной деятельностью рук. Поэтому при обследовании детей раннего возраста особое внимание уделяется уровню их двигательного развития и уровень сформированности коммуникации. В развитии детей с нарушениями зрения коммуникация, общение и речь играют особую роль. Степень сформированности этих сторон психической деятельности ребенка свидетельствует об уровне его социального развития.

Важное значение в процессе исследования также занимает изучение речи: оценка ее выразительности, эмоциональности, а также оценка мимики, жеста, позы в момент общения. Детям с нарушением зрения свойственна меньшая познавательная активность. В связи с этим в тифлопедагогике существует практический принцип, отводящий значительно больше места педагогической помощи детям, а психолог должен выяснить, насколько ребенку свойственны интерес и внимание к окружающим предметам, лицам, к овладению простейшими нормами социального поведения. Проблема социализации в дошкольном и младшем школьном возрасте у детей с недостатками зрения является определяющей в их абилитации. Именно отсутствие таких качеств, как самостоятельность в передвижении и самообслуживании, несформированность навыков общения с детьми и взрослыми, как знакомыми, так и незнакомыми, неумение пользоваться современной бытовой техникой, приводит к дезадаптации детей с нарушениями зрения, выявляет их неприспособленность к самостоятельной жизни в обществе, затрудняет интеграцию в массовые учебные заведения.

Особенное место в содержании психолого-педагогического обследования детей с нарушениями зрения также имеет анализ их познавательного развития. Отмечается, что в последние годы в дошкольных и школьных учреждениях для детей с нарушениями зрения больше всего внимания уделялось развитию познавательных процессов, что привело к значительным успехам интеллектуального развития детей, но ослабило их социальную адаптацию.