Файл: Занятие 2 Психологопедагогическое изучение детей с нарушениями развития.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 29
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В целом, уровень познавательного развития, эмоционально-волевой сферы, а также социальной зрелости является наиболее важными и равноценными по значимости составляющими в содержании психолого-педагогического обследования детей с нарушениями зрения.
6. Качественные параметры оценки и анализа результатов психодиагностического изучения детей с нарушениями зрения.
Качественные параметры оценки и анализа результатов являются более важными в психодиагностическом изучении детей с нарушениями зрения, нежели количественные.Так, например, при использовании диагностических методик, основанных на речевом материале, следует предварительно выяснить, сформированы ли у ребенка реальные представления, предъявленные данным словесным материалом. Формализм речи, свойственный детям с нарушениями зрения, может проявиться в отсутствии полноценного реального представления о предмете или явлении, заявленного в слове.
При выполнении диагностических методик, связанных с элементами рисования, следует предварительно выяснить, сформировано ли у ребенка представление о предмете, насколько ребенок знает характеристики предмета, который нужно изобразить. В случае необходимости следует показать предмет и рассказать о нем. Особенно это касается слепых детей при рисовании на приборе Семевского или Клушиной.
При использовании диагностических методик, основанных на зрительном анализе и синтезе пространственных соотношений объектов, предварительно выясняют, сформировано ли у ребенка знание предлагаемых форм и объектов.
Методики с применением свободных творческих игр следует употреблять, предварительно выяснив, знает ли ребенок игрушки, с которыми будет играть. Особенно это касается стилизованных игрушек, животных в одежде, сказочных персонажей. Детей сначала знакомят с действиями, которые можно производить с игрушками, а также с помещением, в котором они будут играть.
При использовании методик, основанных на подражании, учитывая отсутствие этого процесса у слепых детей и трудности его формирования у детей с глубокими нарушениями зрения, следует производить показ на самом ребенке, используя его двигательно-мышечную память и совместные действия с взрослыми.
7. Подберите диагностический инструментарий для обследования уровня развития познавательной, эмоционально-волевой сфер детей с нарушениями зрения.
Методика «Свободный рисунок» – выявляется уровень сформированности представлений об окружающем мире, уровень владения техникой рисования и развитие мелкой моторики, уровень развития волевой сферы.
Методика «Коробка форм» – направлена на определение сформированности представлений о форме. Так как при выполнении заданий по этой методике возникают трудности, связанные с восприятием глубины и объемности, следует предварительно проанализировать вместе с ребенком фигуры-вкладыши, вычленив необходимую плоскость объемной фигуры так, чтобы ребенок мог идентифицировать ее с прорезью. Возможны трудности практического вкладывания фигур из-за недоразвития микрокоординации движений. Психолог должен выявить эти отличия, ставя уточняющие вопросы.
Методики «Пирамидка» и «Мисочки» – направлены на определение сформированности предметных действий и представлений о величине, что позволяет сделать вывод об уровне сформированности познавательной сферы. При выполнении предметных действий у детей с нарушениями зрения может страдать точность и координированность движений, что обусловливает замедленное выполнение теста. Для более адекватной оценки следует предварительно выяснить сформированность у детей понятия о величине и умение располагать предметы в сериационном ряду.
Методика «Конструирование по образцу» – в этой методике должны быть четко выделены различия в трех характеристиках строительных деталей: цвете, отличающейся друг от друга поверхности, а также в форме предъявления – на контрастном фоне так, чтобы ребенок мог выделить места сочленения деталей.
Методика «Свободный рисунок» – выявляется уровень сформированности представлений об окружающем мире, уровень владения техникой рисования и развитие мелкой моторики. Ребенку предоставляется бумага (не глянцевая), простые и цветные карандаши, фломастеры. Карандаши подбираются более контрастными по отношению к бумаге (красный, синий, зеленый, черный, коричневый). Слепые используют прибор Н. В. Клушиной.
Методика «Рисунок человека» – результаты, полученные по этой методике, должны быть соотнесены с другими тестами, направленными на выявление сформированности представления об образе человека, позволяет сделать вывод об уровне сформированности познавательной сферы.
Методика «Дорисовывание фигур» – эта методика может показать не только уровень развития воображения и способность создавать оригинальные образы, но и пробелы в формировании реальных образов, связанных с нарушениями зрения, что характеризует уровень познавательной сферы.