ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 750
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Серия: Среднее профессиональное образование.
РАЗДЕЛ I ОСНОВЫ ИСТОРИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ
РАЗДЕЛ II ДРЕВНЕЙШАЯ И ДРЕВНЯЯ ИСТОРИЯ
ТЕМА 1 ПЕРВОБЫТНЫЙ МИР И ЗАРОЖДЕНИЕ ЦИВИЛИЗАЦИЙ
ТЕМА 2 ЦИВИЛИЗАЦИИ ДРЕВНЕГО МИРА
РАЗДЕЛ III ИСТОРИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ
Тема 3. ХРИСТИАНСКАЯ ЕВРОПА И ИСЛАМСКИЙ МИР В СРЕДНИЕ ВЕКА
ТЕМА 4 ОТ ДРЕВНЕЙ РУСИ К МОСКОВСКОМУ ГОСУДАРСТВУ
ТЕМА 5 ИНДИЯ И ДАЛЬНИЙ ВОСТОК В СРЕДНИЕ ВЕКА
РАЗДЕЛ IV ИСТОРИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ
ТЕМА 7 СТРАНЫ ЕВРОПЫ И СЕВЕРНОЙ АМЕРИКИ В XVI —XVIII вв.
ТЕМА 8 РОССИЯ В XVI —XVIII ВВ.
ТЕМА 9 СТРАНЫ ВОСТОКА В XVI-XVIII ВВ.
ТЕМА 10 СТРАНЫ ЕВРОПЫ И АМЕРИКИ В XlX В.
ТЕМА 12 СТРАНЫ ВОСТОКА В ПЕРИОД КОЛОНИАЛИЗМА
ТЕМА 13 МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В НОВОЕ ВРЕМЯ
РАЗДЕЛ V ИСТОРИЯ ХХ - НАЧАЛА XXI в.
ТЕМА 18 СТРАНЫ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ И США В 1918-1939 ГГ.
ТЕМА 19 РОССИЯ В 1918-1941 ГГ.
ТЕМА 20 СТРАНЫ АЗИИ В 1918-1939 гг.
ТЕМА 21 ВТОРАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА. ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА СОВЕТСКОГО НАРОДА
ТЕМА 22 МИР ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ ХХ - НАЧАЛЕ XXI в.
РАЗДЕЛ I ОСНОВЫ ИСТОРИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ
§ 1. Для чего и как изучают историю
§ 2. Концепции исторического развития
РАЗДЕЛ II ДРЕВНЕЙШАЯ И ДРЕВНЯЯ ИСТОРИЯ
ТЕМА 1 ПЕРВОБЫТНЫЙ МИР И ЗАРОЖДЕНИЕ ЦИВИЛИЗАЦИЙ
§ 5. Неолитическая революция и ее последствия
ТЕМА 2 ЦИВИЛИЗАЦИИ ДРЕВНЕГО МИРА
§ 8. Великие державы Древнего Востока
§ 9. Индия и Китай в древности
РАЗДЕЛ III ИСТОРИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ
Тема 3. ХРИСТИАНСКАЯ ЕВРОПА И ИСЛАМСКИЙ МИР В СРЕДНИЕ ВЕКА
§ 13. Великое переселение народов и образование варварских королевств в Европе
§ 14. Возникновение ислама. Арабские завоевания
§15. Особенности развития Византийской империи
§ 16. Империя Карла Великого и ее распад. Феодальная раздробленность в Европе.
В послевоенные годы в изобразительном искусстве появилось немало полотен на военную тематику. К ним можно отнести картины А. Лактионова «Письмо с фронта", В. Костецкого «Возвращение" и др. Всеми способами поощрялось создание картин, изображающих «вождя народов" И. В. Сталина, строительство коммунизма. В портретной живописи наряду с образом героя-победителя появляется и образ мирного труженика. Здесь нужно отметить творчество П. Корина.
Музыка после войны приобрела новые черты. Появилось такое понятие, как военная песня, массовая песня и Т.Д. Композиторы активно сочиняли музыку к кинофильмам. Творчество таких композиторов, как Д. Шостакович, С. Прокофьев, А. Хачатурян, приобрело всемирную известность.
Развитие культуры в период «оттепели».
Духовная атмосфера времен «оттепели» была весьма либеральной. Шла активная реабилитация писателей, которые стали жертвами репрессии. Но одновременно действовала установка авторам наделить своих героев лучшими моральными качествами строителей коммунизма.
В области киноискусства тоже царила относительная свобода.:
Если раньше требовалось снимать фильм только с четко заданной направленностью, то теперь от этого в тои или иной степени отказались.
При Хрущеве получили большое распространение различные вечера поэзии, на которых проходили встречи с молодыми поэтами - кумирами поколения. Устраивались также художественные выставки (например, в Манеже), кинофестивали.
В период «оттепели» произошли сдвиги. В сфере общественного сознания. Всячески проводилась концепция «возврата К ленинизму'>, культивировалась революционная романтика. Ликвидация черт сталинизма консолидировала власть и общество, породив культурный феномен «шестидесятников».
Развитие науки, техники и образования.
В СССР увеличилось число научных учреждений и научных работников. В каждой союзной республике была своя Академия наук, в подчинении которой находилась целая система научных учреждений. В развитии науки были достигнуты значительные успехи. 4 октября 1957 г. был осуществлен запуск первого в мире искусственного спутника Земли, затем космические аппараты достигли Луны. 12 апреля 1961 г. состоялся первый в истории полет человека в космос. Первопроходцем космоса стал Ю.А. Гагарин.
Строились новые все более мощные электростанции. Успешно развивались самолетостроение, ядерная физика, астрофизика и другие науки. Во многих городах создавались научные центры. Например, в 1957 г. возле Новосибирска был построен Академгородок
После войны катастрофически уменьшилось количество школ, поэтому одной из задач правительства было создание новых средних учебных заведений. Увеличение числа выпускников средних школ вело к росту числа студентов вузов.
С 1954 г. в школах было восстановлено совместное обучение мальчиков и девочек. Была также отменена плата за обучение старшеклассников, студентов. Студентам стали выплачивать стипендию. В 1958 г. было введено обязательное восьмилетнее образование, а десятилетняя школа переводилась на ll-летнее обучение. Вскоре в учебные планы школ был включен труд на производстве.
Духовная жизнь и культура «развитого социализма».
Идеологи КПСС стремились поскорее забыть идею Хрущева построить к 1980 г. коммунизм. Эта идея сменилась лозунгом о «развитом социализме». Считалось, что при «развитом социализме» сближаются нации и народности, сложилась единая общность - советский народ. Говорилось о бурном развитии производительных сил страны, о стирании граней между городом и деревней, о распределении богатства на принципах «От каждого по его способностям, каждому по его труду». Наконец, провозглашалось превращение государства диктатуры пролетариата в общенародное государство рабочих, крестьян и народной интеллигенции, между которыми грани также непрерывно стираются.
В 60 - 70-е гг. хх в. культура перестала быть синонимом идеологии, утратил ось ее единообразие. Идеологическая составляющая культуры отступала на задний план, уступая место простоте и искренности. Популярность приобрели произведения, созданные в провинции - В Иркутске, Курске, Воронеже, Омске и т.д. За культурой был признан особый статус.
Тем не менее, идеологические тенденции в культуре были еще очень сильны. Отрицательную роль играл воинствующий атеизм. Усилились гонения на Русскую православную церковь. В стране закрывались храмы, священников смещали, лишали сана. Воинствующие безбожники создавали специальные организации для проповеди атеизма.
§ 101. СССР в годы перестройки.
Начало политики перестройки.
Общество восприняло реформы с энтузиазмом, так как большинство населения поддерживало требования перемен. Все чаще наряду со словом «перестройка» стали употреблять слово «демократизация».
Реформы политической системы.
Учреждался новый орган власти - съезд народных депутатов СССР. Из числа его участников избирался Верховный Совет, превращающийся в действующий парламент. В союзных республиках образовывались такие же государственные структуры.
Началась подготовка к первым в советской истории альтернативным выборам народных депутатов, которые состоялись в 1989 г. В связи с этим в стране активизировалось общественное движение, появилось много неформальных групп.. На выборах значительная часть населения отдала свои голоса демократически настроенным депутатам. Например, от Московского округа кандидатом в депутаты был выдвинут Б. Н. Ельцин, который получил 90 % голосов.
Национальная политика.
К концу 80-х гг. хх в. резко обострился национальный вопрос. В некоторых союзных республиках начались трения между коренными жителями и русским населением. Происходили также столкновения между представителями разных народов.
Первой серьезной проверкой прочности государственной структуры стал конфликт в Нагорном Карабахе, населенном в основном армянами, но административно при надлежащем Азербайджану. Армяне стремились соединиться с Арменией. Вскоре здесь началась полномасштабная война.
Подобные конфликты возникали и в других регионах (Южная Осетия, Ферганская долина и др.). Из-за этих событий многие люди становились беженцами. Партийное руководство ряда республик взяло курс на отделение от СССР. Оно поощряло в целях давления на Центр выступления националистически настроенной титульной интеллигенции, студенчества. Крупная демонстрация подобного рода произошла в апреле 1989 г. в Тбилиси. В ходе ее в давке погибло несколько человек, пресса обвинила в их гибели войска. Центральная власть шла на уступки местным властям, но это лишь разжигало их аппетиты.
Политика «гласности».
Политика «гласности» означала свободу в высказывании мнений, суждений. По мере развития «гласности» контролировать ее становилось все труднее. Участившиеся разоблачения и критика все чаще и чаще касались не только отдельных недостатков, но и основ системы в целом.
«Гласность» служила инструментом политического курса реформаторов. Главным сторонником гласности считался секретарь ЦК КПСС А. Яковлев, который был инициатором проведения в ЦК собраний с участием руководителей средств массовой информации. На посты главных редакторов ведущих журналов назначались люди, ратующие за обновление общества. Такие журналы печатали много смелых произведений. Появилось большое количество газет, в том числе и бульварных, где можно было печатать любые статьи.
«Гласность» повлияла и на искусство. Писатели могли свободно публиковать свои произведения. В театрах наряду с классическими спектаклями ставились новые произведения. Такая же ситуация была и в кино. Теперь режиссеры получили возможность снимать фильмы практически на любую тему, не боясь цензуры.
Последствия политики «гласности» были противоречивыми.
Безусловно, люди могли теперь спокойно говорить правду, не опасаясь последствий. С другой стороны, свобода быстро превратилась в безответственность и безнаказанность.
Издержки гласности перевешивали ее достижения. Появился феномен привыкания к разоблачениям, вскоре захвативший все общество. Самый зловещий компромат уже не вызывал никакой другой реакции, кроме брезгливой усталости и желания устраниться от общественной грязи. Избыточная гласность породила равнодушие и цинизм в обществе, перекормленном «негативом».
ГКЧП и распад СССР.
Политика перестройки, реформы, проводимые в экономике, не привели к положительным результатам. Напротив, с 1989 г. нарастал спад производства, как в промышленности, так и в сельском хозяйстве. Резко ухудшилось положение с продовольствием и промышленными товарами, включая предметы повседневного спроса.
Неудачной в целом была внешняя политика СССР, в которой наряду с Горбачевым большую роль играл министр иностранных дел Э.А. Шеварднадзе. Правда, в отношениях с ведущими капиталистическими странами был достигнут большой прогресс, резко снизилось противостояние между СССР и США, была ликвидирована опасность мировой термоядерной войны. Начался процесс сокращения вооружений, были ликвидированы ракеты ближней и средней дальности. Однако Советский Союз пошел на значительные односторонние уступки Западу. Инициированные Горбачевым процессы демократизации в странах Восточной Европы привели там к приходу к власти враждебных СССР сил.
Нарастало стремление республик СССР к самостоятельности.
Наиболее острая ситуация сложилась в Прибалтийских республиках, парламенты которых приняли решения о независимости их стран. С целью сохранить в каком-то виде единое государство Горбачев задумал подписание нового союзного договора, по которому значительная часть государственных полномочий передавалась от федерального центра республикам. Таким образом, возникла угроза распада СССР.
Подписание нового договора было назначено на 20 августа 1991 г.
Президент Горбачев, объявив об этом, отправился отдыхать на дачу в Форосе (Крым). В это время сторонники сохранения СССР готовились к объявлению чрезвычайного положения в столице. 18 августа Горбачеву предъявили состав ГКЧП (Государственного комитета по чрезвычайному положению) и предложили подписать указ о введении в стране чрезвычайного положения. Горбачев отказался.
Тогда ГКЧП объявил о неспособности президента исполнять
свои обязанности и поручил исполнять его функции вице-президенту Г. Янаеву. ГКЧП выступал за сохранение СССР. Его члены объявили о прекращении деятельности политических партий, закрытии некоторых газет.
В ответ на это избранный в июне 1991 г. Президентом РСФСР Б. Н. Ельцин издал указ, в котором квалифицировал действия ГКЧП как государственный переворот, а его решения объявлялись незаконными. Вскоре лидеры ГКЧП были арестованы, а деятельность компартии приостановлена.
Августовские события привели к ускорению распада СССР.
О своей независимости объявила Украина, ее примеру последовали Молдавия, Киргизия, Узбекистан. 8 декабря 1991 г. лидеры РСФСР, Украины и Белоруссии расторгли договор об образовании СССР 1922 г. Тогда же было подписано Соглашение об образовании Содружества Независимых Государств (СНГ). В него вошли все бывшие республики Советского Союза, за исключением Литвы, Латвии и Эстонии.
Итоги перестройки.
Во время перестройки установилась политика «гласности». Но большинство перестроечных законов не принесли желаемых результатов. Кроме того, Горбачев не учел всю сложность ситуации, сложившейся в республиках, что привело к распаду СССР.
§ 102. Страны Восточной Европы во второй половине ХХ в.
Начало строительства социализма.
В годы Второй мировой войны в странах Восточной Европы значительно возрос авторитет левых сил, прежде всего коммунистов. В ряде государств они возглавили антифашистские восстания (Болгария, Румыния), в других руководили партизанской борьбой. В 1945 - 1946 гг. во всех странах приняли новые конституции, ликвидировали монархии, власть перешла к народным правительствам, были национализированы крупные предприятия и проведены аграрные реформы. На выборах коммунисты заняли прочные позиции в парламентах. Они призывали к еще более радикальным переменам, против чего выступали буржуазные демократические партии. Одновременно всюду развернулся процесс слияния коммунистов и социал-демократов при доминировании первых.
Мощную поддержку коммунистам оказывало присутствие в странах Восточной Европы советских войск. В условиях начавшейся «холодной войны» была сделана ставка на ускорение преобразований. Это в значительной мере соответствовало настроениям большинства населения, среди которого был велик авторитет Советского Союза, а в строительстве социализма многие видели способ быстрого преодоления послевоенных трудностей и дальнейшего создания справедливого общества. СССР оказывал этим государствам огромную материальную помощь.