Файл: Вопросы для подготовки к зачету по курсу История изобразительных искусств.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 461
Скачиваний: 12
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
-
Что общего между Иеронимусом Босхом (16 в), Франциско Гойя и Уильямом Хогартом (18 в), а также Анри де Тулуз-Лотреком (19 в)? Чем они отличаются от остальных художников?
Иеронимус Босх, Франциско Гойя, Уильям Хогарт и Анри де Тулуз-Лотрек были художниками, которые в своих произведениях отображали социальные и политические проблемы своего времени.
Уильям Хогарт и Франциско Гойя в своих работах критиковали нравы и обычаи общества, их произведения были направлены на вызов проблем и вызывали общественное осуждение. Анри де Тулуз-Лотрек, хотя и не занимался политической критикой, но своими работами изображал жизнь бедняков и бездомных в Париже, что также имело социальный подтекст.
Иеронимус Босх, в свою очередь, создавал удивительные фантазийные сцены, наполненные символикой и аллегориями, которые удивляли и шокировали зрителей своего времени. Он выражал свои представления о религии, морали и человеческих пороках через свои работы.
Таким образом, общим у этих художников было использование искусства в качестве средства выражения своих социальных и политических убеждений, а также использование сильных эмоциональных и символических элементов в своих произведениях. Они отличались от остальных художников своего времени своей нетрадиционной и нетипичной подходом к изображению мира вокруг себя.
Понятия для подготовки к зачету (68)
Анимизм Вера в существование души и духов, вера в одушевлённость всей природы. | Тотемизм Некогда весьма распространённая и ныне ещё существующая религиозно-социальная система, в основании которой лежит культ так называемого тотема. | Антропоцентризм Философское мировоззренческое представление, согласно которому человек есть средоточие Вселенной и цель всех совершающихся в мире событий. | Канон правило, норма, образец. Неизменная, консервативная либо традиционная совокупность норм и правил какой-либо деятельности, принципиально не подлежащая пересмотру или развитию |
Теоцентризм Философская концепция, в основе которой лежит понимание Бога как высшего бытия, источника всей жизни и любого блага. | Кромлех Древнее сооружение, как правило, позднего неолита или раннего бронзового века, представляющее собой несколько поставленных вертикально в землю продолговатых камней, образующих одну или несколько концентрических окружностей. | Дольмен Древние погребальные и культовые сооружения, относящиеся к категории мегалитов. | Менгир Простейший мегалит в виде установленного человеком грубо обработанного камня или каменной глыбы, у которых вертикальные размеры заметно превышают горизонтальные. |
Мегалит большой доисторический камень, который использовался для строительства сооружения или памятника, как отдельно, так и вместе с другими камнями. | Тондо Круг, круглый формат, изображение, вписанное в круг. В изобразительном искусстве используют различные форматы. | Базилика крытое общественное сооружение. Тип строения прямоугольного плана. В развитой форме христианская базилика обычно состоит из нечётного числа различных по высоте нефов. | Экспрессия Выразительность; сила проявления чувств, переживаний. Экспрессивные реакции являются внешним проявлением эмоций и чувств человека - в мимике, пантомимике, голосе и жестах. |
Ионический ордер Один из трёх древнегреческих архитектурных ордеров. | Дорический ордер Один из ордеров классической архитектуры. Различают греческий и римский дорический ордер. | Коринфский ордер Один из трёх классических архитектурных ордеров Древней Греции и Рима, наряду с ионическим и дорическом ордером. | Крестово-купольная конструкция Архитектурный тип христианского храма, сформировавшийся в Византии и в странах христианского Востока в V-VIII веках. |
Тимпан Древний ударный музыкальный инструмент класса мембранофонов, рамный барабан | Окно-роза Большое круглое окно в архитектуре готического стиля, расчленённое фигурным переплётом на части в виде звезды или распустившегося цветка с симметрично расположенными лепестками и застеклённое витражным стеклом | Капитель Венчающая часть колонны или пилястры. | Каркасная система Система несущих конструкций здания в виде многопролетной и многоэтажной стоечно-балочной конструкции называется каркасной системой. |
Готика Период в развитии средневекового искусства на территории Западной, Центральной и отчасти Северной и Восточной Европы с XI - XII по XV-XVI века. | Смальта Цветное непрозрачное стекло, изготовленное по специальным технологиям выплавки с добавлением оксидов металлов, равно как и кусочки различной формы, полученные из него методом колки или резки. | Фовизм Течение в живописи французского постимпрессионизма начала XX века. | Барокко Одна из характеристик европейской культуры эпохи XVII-XVIII веков, центром которой была Италия. |
Политеизм Система верований, религиозное мировоззрение, основанное на вере в нескольких божеств, обычно собранных в пантеон из богов и богинь. | Монотеизм Религиозное представление о существовании только одного Бога или о единственности Бога. | Экспрессионизм Течение в европейском искусстве эпохи модернизма, получившее наибольшее развитие в первые десятилетия XX века, преимущественно в Германии и Австрии. | Гуманизм Система построения гуманного человеческого общества, где высшей ценностью является жизнь человека. |
Абстракционизм Направление в искусстве XX века, в котором вместо изображения реальности используется система чисто формальных элементов, таких как линия, плоскость, цветовое пятно и отвлечённая конфигурация. | Классицизм Художественный стиль и эстетическое направление в европейской культуре XVII-XIX веков | Футуризм Течение авангардного искусства 1910-х - начала 1920-х годов, прежде всего в поэзии и живописи Италии и России | Сфумато Термин, обозначающий в изобразительном искусстве мягкость моделировки, особое качество живописной манеры, плавность тональных переходов, расплывчатость, размытость контуров. |
Синкретизм Понятие в искусствоведении, используемое при описании сочетания или слияния «несопоставимых» образов мышления и взглядов, образующее условное единство. | Романтизм Идейное и художественное направление в европейской и американской культуре конца XVIII века - первой половины XIX века, характеризуется утверждением самоценности духовно-творческой жизни личности, изображением сильных страстей и характеров. | Адорант Вещество, используемое в качестве примеси к газу для придания ему запаха, по большей части предупреждающего. | Ка В представлении древних египтян определяется философскими и религиозными воззрениями |
Вид искусства исторически сложившиеся, формы творческой деятельности, обладающие способностью художественной реализации жизненного содержания и различающиеся по способам ее материального воплощения | Жанр искусства вид произведения, отличающийся темой или объектом отображения. | Импрессионизм Одно из крупнейших течений в искусстве последней трети XIX - начала XX века, зародившееся во Франции и затем распространившееся по всему миру. | Сюрреализм Направление в литературе и искусстве двадцатого века, сложившееся в 1920-х годах в художественной культуре западного авангардизма. |
Гелиоцентризм Представление о том, что Солнце является центральным небесным телом, вокруг которого обращаются Земля и другие планеты | Античность Термин, означающий греко-римскую древность - цивилизации Древней Греции и Древнего Рима. | «Малые голландцы» Условное название голландских художников XVII века, писавших небольшие, тщательно отделанные картины. | Пьета Западноевропейское название темы оплакивания Иисуса Христа. |
Пантеон Так называемый «Храм всех богов», выдающийся памятник истории и архитектуры древнего Рима, построенный между 118 и 128 годами н. э. | Экспрессионизм Течение в европейском искусстве эпохи модернизма, получившее наибольшее развитие в первые десятилетия XX века, преимущественно в Германии и Австрии. | Постимпрессионизм Художественное направление, условное собирательное обозначение неоднородной совокупности основных направлений в европейской живописи; термин, принятый в искусствознании для обозначения магистральной линии развития французского искусства начиная со второй половины 1880-х годов до начала XX века. | Канопа Ритуальный сосуд, как правило, алебастровый кувшин с крышкой в форме человеческой или звериной головы, в котором древние египтяне хранили органы, извлечённые при мумификации из тел умерших. |
Кубизм Течение в западноевропейском искусстве, связанное с концепциями модернизма. | Модерн Международное художественное движение рубежа XIX-XX веков, представители которого ставили цель создания нового художественного языка искусства и посредством этого формирование нового художественного стиля. | Зиккурат Многослойное культовое сооружение в Древней Месопотамии и Эламе, типичное для шумерской, ассирийской, вавилонской и эламской архитектуры. | Янус Двуликий бог в древнеримской мифологии. Изначально был богом-демиургом. Затем уступил место верховного божества Юпитеру. |
Стиль искусства Одна из основных категорий искусствознания. Уникальная целостность всех элементов содержания и формы художественного произведения, включающая его в исторический ряд схожих произведений, характеризуемых единством места и времени создания. | Волюта Завиток, спираль, архитектурный мотив, представляющий собой спиралевидный завиток с кружком в центре. Волюта - основной мотив орнаментики бронзового века. | «Ванитас» Жанр живописи эпохи барокко, аллегорический натюрморт, композиционным центром которого традиционно является человеческий череп. | Донжон Главная башня в европейских феодальных замках. |
Пиктограмма Знак, отображающий важнейшие узнаваемые черты объекта, предмета или явления, на которые он указывает, чаще всего в схематическом виде. | Ампир Исторический художественный стиль, получивший распространение в странах Западной Европы и, отчасти, в России, в первой трети XIX века, главным образом в архитектуре, оформлении интерьера и декоративно-прикладном искусстве. | Маньеризм Течение в западноевропейском искусстве 1520-1590-х годов. Характеризуется утратой ренессансной гармонии между телесным и духовным, природой и человеком. | Рококо Наименование художественного стиля западноевропейского, главным образом французского, искусства второй четверти и середины XVIII века. |
Ведута Жанр западноевропейской живописи и графики, особенно популярный в Венеции XVIII века. | Марина Женский аналог редкого древнеримского мужского имени Марин. | Фреска По сырой штукатурке, одна из техник стенных росписей, противоположность «альсекко». | Меандр Распространённый тип ортогонального орнамента. Известен со времён палеолита. В античном искусстве - мотив геометрического орнамента, образуемый ломаной под прямым углом линией либо спиральными завитками. |
Апсида Примыкающий к основному объёму пониженный выступ здания, полукруглый, гранёный, прямоугольный или усложнённый в плане, перекрытый полукуполом или сомкнутым полусводом. | Неф Вытянутое помещение, часть интерьера, ограниченное с одной или с обеих продольных сторон рядом колонн или столбов, отделяющих его от соседних нефов. | Фронтон Завершение фасада здания, портика, колоннады, ограниченное двумя скатами крыши по бокам и карнизом у основания. | Арабеска Разновидность орнамента, «состоящего из геометрических фигур, причудливого переплетения линий, завитков, растительных побегов, стилизованных цветов. Строится, как правило, симметрично относительно одной, двух осей или центра. |
Деятели искусств (необходимо уточнить профессии, которыми они владели) - 28
Лоренцо Бернини:
Стиль работы: Барокко.
Главные заслуги: Лоренцо Бернини был итальянским скульптором, архитектором и художником. Он считается одним из величайших мастеров барочного искусства. Бернини известен своими великолепными скульптурами, включая "Аполлона и Дафну", "Экстаз св. Терезы", "Давид" и "Пьета".
Огюст Роден:
Стиль работы: Импрессионизм.
Главные заслуги: Огюст Роден был французским скульптором, считающимся одним из важнейших представителей импрессионизма. Он прославился своими инновационными скульптурными работами, включая "Мыслитель", "Целитель", "Поцелуй" и "Гражданин Балзак".
Альбрехт Дюрер:
Стиль работы: Ренессанс.
Главные заслуги: Альбрехт Дюрер был немецким художником и гравером эпохи Ренессанса. Он был известен своими мастерскими рисунками, гравюрами и живописью. Известные произведения Дюрера включают "Адам и Ева", "Меланхолия", "Заяц" и "Самозабвение".
Сандро Боттичелли:
Стиль работы: Возрождение.
Главные заслуги: Сандро Боттичелли был итальянским художником, активным в эпоху Возрождения. Он известен своими грациозными и аллегорическими работами, такими как "Рождение Венеры", "Примавера" и "Весна".
Рафаэль:
Стиль работы: Высокое Возрождение.
Главные заслуги: Рафаэль был итальянским художником и архитектором эпохи Высокого Возрождения. Он считается одним из величайших мастеров итальянской живописи. Известные произведения Рафаэля включают "Школа Афин", "Сикстинская Мадонна" и "Триумф Галатеи".
Леонардо да Винчи:
Стиль работы: Высокое Возрождение.
Главные заслуги: Леонардо да Винчи был итальянским художником, ученым и изобретателем. Он считается одним из самых универсальных гениев в истории искусства. Известные произведения Леонардо да Винчи включают "Мона Лиза", "Тайная вечеря" и "Витрувианский человек".
Харменс ван Рейн Рембрандт:
Стиль работы: Барокко.
Главные заслуги: Рембрандт был голландским художником и одним из величайших мастеров живописи Золотого века Голландии. Он специализировался на портретах, и его работы отличались мастерством использования света и теней. Известные произведения Рембрандта включают "Ночной дозор", "Анатомия доктора Тульпа" и "Притча о блудном сыне".
Сальвадор Дали:
Стиль работы: Сюрреализм.
Главные заслуги: Сальвадор Дали был испанским художником и одним из самых известных представителей сюрреализма. Его работы характеризуются необычными и сюрреалистическими образами, часто сочетающими реальность и фантазию. Известные произведения Дали включают "Постоянство памяти", "Сон", "Мягкие часы" и "Галатея сферическая".
Скопас:
Стиль работы: Неоклассицизм.
Главные заслуги: Скопас (настоящее имя — Александр Григорьевич Лакшин) был русским скульптором, представителем неоклассицизма. Он специализировался на создании памятников и скульптурных композиций с героическими и историческими мотивами. Известные произведения Скопаса включают памятник Петру I в Санкт-Петербурге и памятник Минину и Пожарскому в Нижнем Новгороде.
Микеланджело Буонарроти:
Стиль работы: Высокое Возрождение.
Главные заслуги: Микеланджело был итальянским художником, скульптором, архитектором и поэтом. Он считается одним из величайших художников всех времен. Известные произведения Микеланджело включают "Сотворение Адама" на Сикстинской капелле, статую "Давид" и фреску "Суд".
Питер Пауль Рубенс:
Стиль работы: Барокко.
Главные заслуги: Рубенс был фламандским художником, считающимся одним из величайших мастеров барочной живописи. Его работы отличаются яркостью красок, драматичностью и энергией. Известные произведения Рубенса включают "Возвращение блудного сына", "Венера в зеркале" и "Масса сент-Христофора".
Франсуа Буше:
Стиль работы: Импрессионизм, постимпрессионизм.
Главные заслуги: Франсуа Буше был французским художником, одним из ведущих представителей импрессионизма и постимпрессионизма. Его работы характеризуются яркими красками, свободным по p
строением и отражением эмоций. Известные произведения Франсуа Буше включают "Завтрак на траве", "Сон", "Женщина с зонтиком" и "Самоубийство".
Фидий:
Стиль работы: Древняя греческая скульптура.
Главные заслуги: Фидий был древнегреческим скульптором, одним из самых известных и влиятельных мастеров своего времени. Он создал множество скульптурных произведений, включая статую Зевса в Олимпии и скульптуры на Парфеноне в Афинах.
Пабло Пикассо:
Стиль работы: Кубизм, сюрреализм.
Главные заслуги: Пабло Пикассо был испанским художником и одним из самых влиятельных художников XX века. Он сыграл ключевую роль в развитии кубизма и сюрреализма. Известные произведения Пикассо включают "Герника", "Девушка перед зеркалом" и "Авиньонские девицы".
Василий Кандинский:
Стиль работы: Абстракционизм.
Главные заслуги: Василий Кандинский был российским художником и теоретиком искусства, известным своим вкладом в развитие абстракционизма. Он считается одним из основателей абстрактного искусства. Известные произведения Кандинского включают "Скрипичный концерт" и "Составление цветов".
Франциско Гойя:
Стиль работы: Романтизм, реализм.
Главные заслуги: Франциско Гойя был испанским художником, активным в период романтизма и реализма. Его работы отличаются широким спектром тематик и стилей, от портретов до аллегорических композиций и сатирических рисунков. Известные произведения Гойи включают "Чародейство", "Три даяна" и "Колосс".
Альфонс Муха:
Стиль работы: Ар-нуво, иллюстрация.
Главные заслуги: Альфонс Муха был чешским художником и дизайнером, являющимся одним из ключевых представителей ар-нуво. Он известен своими элегантными и стилизованными иллюстрациями, афишами и рекламными плакатами. Известные произведения Мухи включают серии работ "Сезоны" и "Золотая легенда".
Тициан:
Стиль работы: Высокое Возрождение, маньеризм.
Главные заслуги: Тициан был итальянским живописцем, одним из наиболее важных художников Высокого Возрождения. Его работы отличаются богатыми красками, смелыми композициями и мастерством передачи пластичности. Известные произведения Тициана включают "Венера Урбинская", "Бахус и Ариадна" и "Суд Париса".
Караваджо:
Стиль работы: Барокко.
Главные заслуги: Караваджо, настоящее имя Микеланджело Меризи да Караваджо, был итальянским художником, одним из ведущих мастеров барочного искусства. Он славился своим реализмом и использованием сильного контраста света и тени. Известные произведения Караваджо включают "Купание древа" и "Святой Матфей и ангел".
Эль Греко:
Стиль работы: Маньеризм.
Главные заслуги: Эль Греко, настоящее имя Доменико Теотокопули, был греческим художником, активным в период маньеризма. Его работы характеризуются яркими цветами, драматичными композициями и эмоциональной экспрессией. Известные произведения Эль Греко включают "Воскрешение Лазаря", "Открытие пятой печати" и "Вид Толедо".
Илья Репин:
Стиль работы: Реализм.
Главные заслуги: Илья Репин был русским художником, считающимся одним из величайших мастеров русского реализма. Его работы отличаются тщательной детализацией, яркостью и силой передачи человеческих эмоций. Известные произведения Репина включают "Бурлаки на Волге", "Иван Грозный и его сын Иван" и "Запорожцы пишут письмо турецкому султану".
Виктор Васнецов:
Стиль работы: Русский национальный романтизм.
Главные заслуги: Виктор Васнецов был русским художником и одним из основателей живописного направления русского национального романтизма. Он известен своими эпическими и сказочными композициями, воплощающими русскую историю и культуру. Известные произведения Васнецова включают "Алёша Попович и Тугарин Змей", "Богатыри" и "Святой Георгий побеждает дракона".
Николай Рерих:
Стиль работы: Символизм, художество Рериха.
Главные заслуги: Николай Рерих был русским художником, философом и путешественником, активно пропагандировавшим идеи единства искусства и духовности. Его работы отличаются символической и мистической глубиной, а также использованием ярких цветовых гармоний. Известные произведения Рериха включают "Гимн Великому Перу", "Пламя Гималаев" и "Защитники мира".
Марк Шагал:
Стиль работы: Сюрреализм, модернизм.
Главные заслуги: Марк Шагал был белорусско-французским художником, одним из ключевых представителей сюрреализма и модернизма. Его работы характеризуются яркими цветами, фантастическими сюжетами и элементами народной культуры. Известные произведения Шагала включают "Свадьба", "Голубая фиолетовая краска" и "Я и деревня".
Иван Айвазовский:
Стиль работы: Романтизм.
Главные заслуги: Иван Айвазовский был русским художником-маринистом, известным своими морскими пейзажами. Его работы отличаются мастерством передачи света и тени, динамикой и красотой природы. Известные произведения Айвазовского включают "Девятый вал", "Бриг "Меркурий" атакует двухчелюстную акулу" и "Невидимый фрегат".
Константин Коровин:
Стиль работы: Русский импрессионизм, символизм.
Главные заслуги: Константин Коровин был русским художником и театральным деятелем, известным своим вкладом в развитие русского импрессионизма и символизма. Он создал яркие и насыщенные картины, передающие атмосферу и настроение. Известные произведения Коровина включают "Мадридские каникулы", "Весна. Весна!" и "Московская весна".
Карл Брюллов:
Стиль работы: Академический реализм, романтизм.
Главные заслуги: Карл Брюллов был русским художником-портретистом и историческим живописцем, вносившим значительный вклад в развитие русского академического реализма и романтизма. Его работы отличаются детализацией, красочностью и эмоциональностью. Известные произведения Брюллова включают "Последний день Помпеи", "Портрет Н. Н. Римского-Корсакова" и "Богатыри".