Файл: Вопросы для подготовки к зачету по курсу История изобразительных искусств.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 461

Скачиваний: 12

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



  1. Что общего между Иеронимусом Босхом (16 в), Франциско Гойя и Уильямом Хогартом (18 в), а также Анри де Тулуз-Лотреком (19 в)? Чем они отличаются от остальных художников?

Иеронимус Босх, Франциско Гойя, Уильям Хогарт и Анри де Тулуз-Лотрек были художниками, которые в своих произведениях отображали социальные и политические проблемы своего времени.

Уильям Хогарт и Франциско Гойя в своих работах критиковали нравы и обычаи общества, их произведения были направлены на вызов проблем и вызывали общественное осуждение. Анри де Тулуз-Лотрек, хотя и не занимался политической критикой, но своими работами изображал жизнь бедняков и бездомных в Париже, что также имело социальный подтекст.

Иеронимус Босх, в свою очередь, создавал удивительные фантазийные сцены, наполненные символикой и аллегориями, которые удивляли и шокировали зрителей своего времени. Он выражал свои представления о религии, морали и человеческих пороках через свои работы.

Таким образом, общим у этих художников было использование искусства в качестве средства выражения своих социальных и политических убеждений, а также использование сильных эмоциональных и символических элементов в своих произведениях. Они отличались от остальных художников своего времени своей нетрадиционной и нетипичной подходом к изображению мира вокруг себя.
Понятия для подготовки к зачету (68)

Анимизм

Вера в существование души и духов, вера в одушевлённость всей природы.

Тотемизм

Некогда весьма распространённая и ныне ещё существующая религиозно-социальная система, в основании которой лежит культ так называемого тотема.

Антропоцентризм

Философское мировоззренческое представление, согласно которому человек есть средоточие Вселенной и цель всех совершающихся в мире событий. 

Канон

 правило, норма, образец.

Неизменная, консервативная либо традиционная совокупность норм и правил какой-либо деятельности, принципиально не подлежащая пересмотру или развитию

Теоцентризм

Философская концепция, в основе которой лежит понимание Бога как высшего бытия, источника всей жизни и любого блага.

Кромлех

Древнее сооружение, как правило, позднего неолита или раннего бронзового века, представляющее собой несколько поставленных вертикально в землю продолговатых камней, образующих одну или несколько концентрических окружностей. 


Дольмен

Древние погребальные и культовые сооружения, относящиеся к категории мегалитов.

Менгир

Простейший мегалит в виде установленного человеком грубо обработанного камня или каменной глыбы, у которых вертикальные размеры заметно превышают горизонтальные. 

Мегалит

большой доисторический камень, который использовался для строительства сооружения или памятника, как отдельно, так и вместе с другими камнями.

Тондо

Круг, круглый формат, изображение, вписанное в круг. В изобразительном искусстве используют различные форматы.  

Базилика

крытое общественное сооружение

Тип строения прямоугольного плана. В развитой форме христианская базилика обычно состоит из нечётного числа различных по высоте нефов. 

Экспрессия

Выразительность; сила проявления чувств, переживаний. Экспрессивные реакции являются внешним проявлением эмоций и чувств человека - в мимике, пантомимике, голосе и жестах.

Ионический ордер

Один из трёх древнегреческих архитектурных ордеров. 

Дорический ордер

Один из ордеров классической архитектуры. Различают греческий и римский дорический ордер. 

Коринфский ордер

Один из трёх классических архитектурных ордеров Древней Греции и Рима, наряду с ионическим и дорическом ордером.

Крестово-купольная конструкция

Архитектурный тип христианского храма, сформировавшийся в Византии и в странах христианского Востока в V-VIII веках. 

Тимпан

Древний ударный музыкальный инструмент класса мембранофонов, рамный барабан

Окно-роза

Большое круглое окно в архитектуре готического стиля, расчленённое фигурным переплётом на части в виде звезды или распустившегося цветка с симметрично расположенными лепестками и застеклённое витражным стеклом

Капитель

Венчающая часть колонны или пилястры. 

Каркасная система

Система несущих конструкций здания в виде многопролетной и многоэтажной стоечно-балочной конструкции называется каркасной системой. 

Готика

Период в развитии средневекового искусства на территории Западной, Центральной и отчасти Северной и Восточной Европы с XI - XII по XV-XVI века. 

Смальта

Цветное непрозрачное стекло, изготовленное по специальным технологиям выплавки с добавлением оксидов металлов, равно как и кусочки различной формы, полученные из него методом колки или резки. 

Фовизм

Течение в живописи французского постимпрессионизма начала XX века.

Барокко

Одна из характеристик европейской культуры эпохи XVII-XVIII веков, центром которой была Италия. 

Политеизм

Система верований, религиозное мировоззрение, основанное на вере в нескольких божеств, обычно собранных в пантеон из богов и богинь.

Монотеизм

Религиозное представление о существовании только одного Бога или о единственности Бога. 

Экспрессионизм

Течение в европейском искусстве эпохи модернизма, получившее наибольшее развитие в первые десятилетия XX века, преимущественно в Германии и Австрии.

Гуманизм

Система построения гуманного человеческого общества, где высшей ценностью является жизнь человека.

Абстракционизм

Направление в искусстве XX века, в котором вместо изображения реальности используется система чисто формальных элементов, таких как линия, плоскость, цветовое пятно и отвлечённая конфигурация. 

Классицизм

Художественный стиль и эстетическое направление в европейской культуре XVII-XIX веков

Футуризм

Течение авангардного искусства 1910-х - начала 1920-х годов, прежде всего в поэзии и живописи Италии и России

Сфумато

Термин, обозначающий в изобразительном искусстве мягкость моделировки, особое качество живописной манеры, плавность тональных переходов, расплывчатость, размытость контуров.

Синкретизм

Понятие в искусствоведении, используемое при описании сочетания или слияния «несопоставимых» образов мышления и взглядов, образующее условное единство.

Романтизм

Идейное и художественное направление в европейской и американской культуре конца XVIII века - первой половины XIX века, характеризуется утверждением самоценности духовно-творческой жизни личности, изображением сильных страстей и характеров.

Адорант

Вещество, используемое в качестве примеси к газу для придания ему запаха, по большей части предупреждающего. 

Ка

В представлении древних египтян определяется философскими и религиозными воззрениями

Вид искусства

 исторически сложившиеся, формы творческой деятельности, обладающие способностью художественной реализации жизненного содержания и различающиеся по способам ее материального воплощения 

Жанр искусства

 вид произведения, отличающийся темой или объектом отображения.

Импрессионизм

Одно из крупнейших течений в искусстве последней трети XIX - начала XX века, зародившееся во Франции и затем распространившееся по всему миру. 

Сюрреализм

Направление в литературе и искусстве двадцатого века, сложившееся в 1920-х годах в художественной культуре западного авангардизма.

Гелиоцентризм

Представление о том, что Солнце является центральным небесным телом, вокруг которого обращаются Земля и другие планеты

Античность

Термин, означающий греко-римскую древность - цивилизации Древней Греции и Древнего Рима.

«Малые голландцы»

Условное название голландских художников XVII века, писавших небольшие, тщательно отделанные картины.

Пьета

Западноевропейское название темы оплакивания Иисуса Христа.

Пантеон

Так называемый «Храм всех богов», выдающийся памятник истории и архитектуры древнего Рима, построенный между 118 и 128 годами н. э. 

Экспрессионизм

Течение в европейском искусстве эпохи модернизма, получившее наибольшее развитие в первые десятилетия XX века, преимущественно в Германии и Австрии.

Постимпрессионизм

Художественное направление, условное собирательное обозначение неоднородной совокупности основных направлений в европейской живописи; термин, принятый в искусствознании для обозначения магистральной линии развития французского искусства начиная со второй половины 1880-х годов до начала XX века.

Канопа

Ритуальный сосуд, как правило, алебастровый кувшин с крышкой в форме человеческой или звериной головы, в котором древние египтяне хранили органы, извлечённые при мумификации из тел умерших.

Кубизм

Течение в западноевропейском искусстве, связанное с концепциями модернизма.

Модерн

Международное художественное движение рубежа XIX-XX веков, представители которого ставили цель создания нового художественного языка искусства и посредством этого формирование нового художественного стиля.

Зиккурат

Многослойное культовое сооружение в Древней Месопотамии и Эламе, типичное для шумерской, ассирийской, вавилонской и эламской архитектуры. 

Янус

Двуликий бог в древнеримской мифологии. Изначально был богом-демиургом. Затем уступил место верховного божества Юпитеру. 

Стиль искусства

Одна из основных категорий искусствознания. Уникальная целостность всех элементов содержания и формы художественного произведения, включающая его в исторический ряд схожих произведений, характеризуемых единством места и времени создания.

Волюта

Завиток, спираль, архитектурный мотив, представляющий собой спиралевидный завиток с кружком в центре. Волюта - основной мотив орнаментики бронзового века. 

«Ванитас»

Жанр живописи эпохи барокко, аллегорический натюрморт, композиционным центром которого традиционно является человеческий череп.

Донжон

Главная башня в европейских феодальных замках.

Пиктограмма

Знак, отображающий важнейшие узнаваемые черты объекта, предмета или явления, на которые он указывает, чаще всего в схематическом виде.

Ампир

Исторический художественный стиль, получивший распространение в странах Западной Европы и, отчасти, в России, в первой трети XIX века, главным образом в архитектуре, оформлении интерьера и декоративно-прикладном искусстве.

Маньеризм

Течение в западноевропейском искусстве 1520-1590-х годов. Характеризуется утратой ренессансной гармонии между телесным и духовным, природой и человеком.

Рококо

Наименование художественного стиля западноевропейского, главным образом французского, искусства второй четверти и середины XVIII века.

Ведута

Жанр западноевропейской живописи и графики, особенно популярный в Венеции XVIII века.

Марина

Женский аналог редкого древнеримского мужского имени Марин.

Фреска

По сырой штукатурке, одна из техник стенных росписей, противоположность «альсекко». 

Меандр

Распространённый тип ортогонального орнамента. Известен со времён палеолита. В античном искусстве - мотив геометрического орнамента, образуемый ломаной под прямым углом линией либо спиральными завитками.

Апсида

Примыкающий к основному объёму пониженный выступ здания, полукруглый, гранёный, прямоугольный или усложнённый в плане, перекрытый полукуполом или сомкнутым полусводом.

Неф

Вытянутое помещение, часть интерьера, ограниченное с одной или с обеих продольных сторон рядом колонн или столбов, отделяющих его от соседних нефов.

Фронтон

Завершение фасада здания, портика, колоннады, ограниченное двумя скатами крыши по бокам и карнизом у основания. 

Арабеска

Разновидность орнамента, «состоящего из геометрических фигур, причудливого переплетения линий, завитков, растительных побегов, стилизованных цветов. Строится, как правило, симметрично относительно одной, двух осей или центра.


Деятели искусств (необходимо уточнить профессии, которыми они владели) - 28

Лоренцо Бернини:

Стиль работы: Барокко.

Главные заслуги: Лоренцо Бернини был итальянским скульптором, архитектором и художником. Он считается одним из величайших мастеров барочного искусства. Бернини известен своими великолепными скульптурами, включая "Аполлона и Дафну", "Экстаз св. Терезы", "Давид" и "Пьета".
Огюст Роден:

Стиль работы: Импрессионизм.

Главные заслуги: Огюст Роден был французским скульптором, считающимся одним из важнейших представителей импрессионизма. Он прославился своими инновационными скульптурными работами, включая "Мыслитель", "Целитель", "Поцелуй" и "Гражданин Балзак".
Альбрехт Дюрер:

Стиль работы: Ренессанс.

Главные заслуги: Альбрехт Дюрер был немецким художником и гравером эпохи Ренессанса. Он был известен своими мастерскими рисунками, гравюрами и живописью. Известные произведения Дюрера включают "Адам и Ева", "Меланхолия", "Заяц" и "Самозабвение".
Сандро Боттичелли:

Стиль работы: Возрождение.

Главные заслуги: Сандро Боттичелли был итальянским художником, активным в эпоху Возрождения. Он известен своими грациозными и аллегорическими работами, такими как "Рождение Венеры", "Примавера" и "Весна".
Рафаэль:

Стиль работы: Высокое Возрождение.

Главные заслуги: Рафаэль был итальянским художником и архитектором эпохи Высокого Возрождения. Он считается одним из величайших мастеров итальянской живописи. Известные произведения Рафаэля включают "Школа Афин", "Сикстинская Мадонна" и "Триумф Галатеи".
Леонардо да Винчи:

Стиль работы: Высокое Возрождение.

Главные заслуги: Леонардо да Винчи был итальянским художником, ученым и изобретателем. Он считается одним из самых универсальных гениев в истории искусства. Известные произведения Леонардо да Винчи включают "Мона Лиза", "Тайная вечеря" и "Витрувианский человек".
Харменс ван Рейн Рембрандт:

Стиль работы: Барокко.

Главные заслуги: Рембрандт был голландским художником и одним из величайших мастеров живописи Золотого века Голландии. Он специализировался на портретах, и его работы отличались мастерством использования света и теней. Известные произведения Рембрандта включают "Ночной дозор", "Анатомия доктора Тульпа" и "Притча о блудном сыне".


Сальвадор Дали:

Стиль работы: Сюрреализм.

Главные заслуги: Сальвадор Дали был испанским художником и одним из самых известных представителей сюрреализма. Его работы характеризуются необычными и сюрреалистическими образами, часто сочетающими реальность и фантазию. Известные произведения Дали включают "Постоянство памяти", "Сон", "Мягкие часы" и "Галатея сферическая".
Скопас:

Стиль работы: Неоклассицизм.

Главные заслуги: Скопас (настоящее имя — Александр Григорьевич Лакшин) был русским скульптором, представителем неоклассицизма. Он специализировался на создании памятников и скульптурных композиций с героическими и историческими мотивами. Известные произведения Скопаса включают памятник Петру I в Санкт-Петербурге и памятник Минину и Пожарскому в Нижнем Новгороде.
Микеланджело Буонарроти:

Стиль работы: Высокое Возрождение.

Главные заслуги: Микеланджело был итальянским художником, скульптором, архитектором и поэтом. Он считается одним из величайших художников всех времен. Известные произведения Микеланджело включают "Сотворение Адама" на Сикстинской капелле, статую "Давид" и фреску "Суд".
Питер Пауль Рубенс:

Стиль работы: Барокко.

Главные заслуги: Рубенс был фламандским художником, считающимся одним из величайших мастеров барочной живописи. Его работы отличаются яркостью красок, драматичностью и энергией. Известные произведения Рубенса включают "Возвращение блудного сына", "Венера в зеркале" и "Масса сент-Христофора".
Франсуа Буше:

Стиль работы: Импрессионизм, постимпрессионизм.

Главные заслуги: Франсуа Буше был французским художником, одним из ведущих представителей импрессионизма и постимпрессионизма. Его работы характеризуются яркими красками, свободным по p
строением и отражением эмоций. Известные произведения Франсуа Буше включают "Завтрак на траве", "Сон", "Женщина с зонтиком" и "Самоубийство".
Фидий:

Стиль работы: Древняя греческая скульптура.

Главные заслуги: Фидий был древнегреческим скульптором, одним из самых известных и влиятельных мастеров своего времени. Он создал множество скульптурных произведений, включая статую Зевса в Олимпии и скульптуры на Парфеноне в Афинах.
Пабло Пикассо:

Стиль работы: Кубизм, сюрреализм.

Главные заслуги: Пабло Пикассо был испанским художником и одним из самых влиятельных художников XX века. Он сыграл ключевую роль в развитии кубизма и сюрреализма. Известные произведения Пикассо включают "Герника", "Девушка перед зеркалом" и "Авиньонские девицы".

Василий Кандинский:

Стиль работы: Абстракционизм.

Главные заслуги: Василий Кандинский был российским художником и теоретиком искусства, известным своим вкладом в развитие абстракционизма. Он считается одним из основателей абстрактного искусства. Известные произведения Кандинского включают "Скрипичный концерт" и "Составление цветов".
Франциско Гойя:

Стиль работы: Романтизм, реализм.

Главные заслуги: Франциско Гойя был испанским художником, активным в период романтизма и реализма. Его работы отличаются широким спектром тематик и стилей, от портретов до аллегорических композиций и сатирических рисунков. Известные произведения Гойи включают "Чародейство", "Три даяна" и "Колосс".
Альфонс Муха:

Стиль работы: Ар-нуво, иллюстрация.

Главные заслуги: Альфонс Муха был чешским художником и дизайнером, являющимся одним из ключевых представителей ар-нуво. Он известен своими элегантными и стилизованными иллюстрациями, афишами и рекламными плакатами. Известные произведения Мухи включают серии работ "Сезоны" и "Золотая легенда".
Тициан:

Стиль работы: Высокое Возрождение, маньеризм.

Главные заслуги: Тициан был итальянским живописцем, одним из наиболее важных художников Высокого Возрождения. Его работы отличаются богатыми красками, смелыми композициями и мастерством передачи пластичности. Известные произведения Тициана включают "Венера Урбинская", "Бахус и Ариадна" и "Суд Париса".
Караваджо:

Стиль работы: Барокко.

Главные заслуги: Караваджо, настоящее имя Микеланджело Меризи да Караваджо, был итальянским художником, одним из ведущих мастеров барочного искусства. Он славился своим реализмом и использованием сильного контраста света и тени. Известные произведения Караваджо включают "Купание древа" и "Святой Матфей и ангел".
Эль Греко:

Стиль работы: Маньеризм.

Главные заслуги: Эль Греко, настоящее имя Доменико Теотокопули, был греческим художником, активным в период маньеризма. Его работы характеризуются яркими цветами, драматичными композициями и эмоциональной экспрессией. Известные произведения Эль Греко включают "Воскрешение Лазаря", "Открытие пятой печати" и "Вид Толедо".
Илья Репин:

Стиль работы: Реализм.

Главные заслуги: Илья Репин был русским художником, считающимся одним из величайших мастеров русского реализма. Его работы отличаются тщательной детализацией, яркостью и силой передачи человеческих эмоций. Известные произведения Репина включают "Бурлаки на Волге", "Иван Грозный и его сын Иван" и "Запорожцы пишут письмо турецкому султану".

Виктор Васнецов:

Стиль работы: Русский национальный романтизм.

Главные заслуги: Виктор Васнецов был русским художником и одним из основателей живописного направления русского национального романтизма. Он известен своими эпическими и сказочными композициями, воплощающими русскую историю и культуру. Известные произведения Васнецова включают "Алёша Попович и Тугарин Змей", "Богатыри" и "Святой Георгий побеждает дракона".
Николай Рерих:

Стиль работы: Символизм, художество Рериха.

Главные заслуги: Николай Рерих был русским художником, философом и путешественником, активно пропагандировавшим идеи единства искусства и духовности. Его работы отличаются символической и мистической глубиной, а также использованием ярких цветовых гармоний. Известные произведения Рериха включают "Гимн Великому Перу", "Пламя Гималаев" и "Защитники мира".
Марк Шагал:

Стиль работы: Сюрреализм, модернизм.

Главные заслуги: Марк Шагал был белорусско-французским художником, одним из ключевых представителей сюрреализма и модернизма. Его работы характеризуются яркими цветами, фантастическими сюжетами и элементами народной культуры. Известные произведения Шагала включают "Свадьба", "Голубая фиолетовая краска" и "Я и деревня".
Иван Айвазовский:

Стиль работы: Романтизм.

Главные заслуги: Иван Айвазовский был русским художником-маринистом, известным своими морскими пейзажами. Его работы отличаются мастерством передачи света и тени, динамикой и красотой природы. Известные произведения Айвазовского включают "Девятый вал", "Бриг "Меркурий" атакует двухчелюстную акулу" и "Невидимый фрегат".
Константин Коровин:

Стиль работы: Русский импрессионизм, символизм.

Главные заслуги: Константин Коровин был русским художником и театральным деятелем, известным своим вкладом в развитие русского импрессионизма и символизма. Он создал яркие и насыщенные картины, передающие атмосферу и настроение. Известные произведения Коровина включают "Мадридские каникулы", "Весна. Весна!" и "Московская весна".
Карл Брюллов:

Стиль работы: Академический реализм, романтизм.

Главные заслуги: Карл Брюллов был русским художником-портретистом и историческим живописцем, вносившим значительный вклад в развитие русского академического реализма и романтизма. Его работы отличаются детализацией, красочностью и эмоциональностью. Известные произведения Брюллова включают "Последний день Помпеи", "Портрет Н. Н. Римского-Корсакова" и "Богатыри".