Файл: Методические рекомендации для контрольных работ по дисциплине Философия Саратов 2020 Общая литература для контрольных работ.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Методичка

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 26

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Саратовский государственный технический университет

имени Гагарина Ю.А.»
Кафедра «Философия»
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
«Философия»

Саратов 2020


Общая литература для контрольных работ
Основная литература

  1. Губин В.Д. Философия [Электронный ресурс]: Губин В.Д. и др. - Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2016. Режим доступа:

http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785970436851.html. ЭБС технического вуза, по паролю.

  1. Философия: в 2 ч.: учеб. пособие / А.С. Борщов [и др.]; под ред. А.С. Борщова; Саратовский гос. техн. ун-т. Саратов: СГТУ, 2013. Ч. 2: Основы философии. 2013.  152 c.

Экземпляры всего: 40.

  1. Философия: в 2 ч.: учеб. пособие / А.С. Борщов [и др.]; под ред. А.С. Борщова; Саратовский гос. техн. ун-т. Саратов: СГТУ, 2013. Ч. 1: История философии. 2013. 184c.

Экземпляры всего: 40.

  1. Апполонов А.В. Философия. [Электронный ресурс]: учебник / А.В. Апполонов, В. В. Васильев, Ф. И. Гиренок [и др.]; под ред. А. Ф. Зотова, В. В. Миронова, А. В. Разина. 6-е изд., перераб. и доп. Электрон. текстовые данные. М.: Проспект, 2015. 672 с.

Режим доступа:

http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785392164295.html?SSr=37013377c1125e4691f4568. ЭБС технического вуза, по паролю.
Дополнительная литература

  1. Петров В.П. Философия. Курс лекций [Электронный ресурс]: учебник / Петров В.П. Электрон. текстовые данные. М.: Владос, 2012. 551 c. Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/14194 . ЭБС «IPRbooks», по паролю

  2.  Арефьева Г.С. Философский словарь инженера [Электронный ресурс]: учебное пособие / Арефьева Г.С. - Москва: Издательский дом МЭИ, 2010. - ISBN 978-5-383-00573-6:

Режим доступа:

 http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785383005736.html. ЭБС технического вуза, по паролю.

  1. Разин А.В. Философия. [Электронный ресурс]: учеб. пособие для студентов вузов. 2-е изд. Электрон. текстовые данные. Москва: Проспект, 2015. 496 с.

Режим доступа:

http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785392143467.html?SSr=37013377c1125e4691f4568
. ЭБС технического вуза, по паролю.

  1. Стрельник О.Н. Философия: краткий курс лекций. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт: ИД Юрайт, 2011 и 2012. 240 с.

Экземпляры всего: 10

  1. Философия науки: учеб. пособие / С. А. Лебедев. - М.: Юрайт, 2011. - 288 с.; 20 см. - Библиогр. в конце глав. - Гриф: рек. ред.-изд. советом Рос. акд. образования в качестве учеб. пособия.

Экземпляры всего: 5.

  1. Философия. [Электронный ресурс]: учебник для бакалавров / под общ. ред. Л. А. Деминой. Электрон. текстовые данные. Москва: Проспект, 2015. 360 с.

Режим доступа:

http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785392167753.html?SSr=37013377c1125e4691f4568 . ЭБС технического вуза, по паролю.

  1. Хрусталев Ю.М. Философия [Электронный ресурс]: учеб. / Ю.М. Хрусталёв. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2015. - 464 с.

Режим доступа:

http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785970431849.html?SSr=2501337b461710dae9d1568

ЭБС технического вуза, по паролю.

  1.  Войтов А.Г.  Философия [Электронный ресурс] / Войтов А. Г. - Москва: Дашков и К, 2014. 654 с.

Режим доступа:

 http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785394009006.html 

ЭБС технического вуза, по паролю.

  1.  Бороненкова Я.С. Психоаналитическая социальная философия [Электронный ресурс] / Бороненкова Я.С. Москва: Флинта, 2016. 112 с.

Режим доступа:

 http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785976511118.html  

ЭБС технического вуза, по паролю.

  1. Балашов Л. Е. Философия. [Электронный ресурс]: учебник / Л. Е. Балашов. 4-е изд., испр. и доп. Электрон. текстовые данные. М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и К°", 2014. 612 с.

Режим доступа:

http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785394017421.html?SSr=37013377c1125e4691f4568 . ЭБС технического вуза, по паролю.
Периодические издания

  1. Вопросы философии. – Режим доступа http://elibrary.ru/issues.asp?id=7714

  2. Вестник СГТУ: Журнал./ Главный редактор – Пружинин Б. И. - Саратов: Изд-во Саратовского государственного технического университета им. Гагарина Ю.А., (2010-2014). №1-4. ISSN: 1999-8341


Интернет-ресурсы

  1. Платон Федон / [Электронный ресурс] – Режим доступа: philosophy.ru/library/plato/fedon.html

  2. Аристотель Метафизика / [Электронный ресурс] – Режим доступа: philosophy.ru/.../metaphisic/metaphisic.html

  3. Хайдеггер М. Что значит мыслить / [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://philosophy.ru/library/lib2.html

  4. Портал Philosoff http://www.philosoff.ru/

  5. Портал Filosofium http://www.filosofium.ru/

  6. Философский словарь http://phenomen.ru/public/dictionary.php

  7. Философский форум http://forum.filosofia.ru/

  8. Научная электронная библиотека elibrary http://elibrary.ru/defaultx.asp



Тема 1. Философия как феномен культуры.

  1. Философия как «любовь к мудрости» и ее роль в жизни человека.

  2. Структура философского знания и взаимосвязь философских дисциплин.

  3. Понятие «осевого времени» и возникновение философии.

Методические указания.

В данной контрольной работе студент должен исследовать проблему сущности и предмета философского знания. Эта тема является вводной для всего курса философии и ее изучение позволяет составить представление о месте философии в культуре и ее значении для человека.

В первом вопросе студент должен раскрыть понятие философии и обдумать ее изначальное определение как «любви к мудрости». Это позволит начать размышлять о том, для чего необходима человеку философия и какое место она должна занимать в системе образования.

Второй вопрос предполагает раскрытие структуры философского знания, формировавшейся на протяжении многих столетий. Раскрывая эту проблему, студент должен уделить особое внимание тому, как взаимосвязаны философские вопросы учения о бытии, учения о познании, учения о ценностях и многие другие.

В третьем вопросе речь идет о возникновении философского знания, о трудностях, с которыми сталкиваются исследователи, когда пытаются определить, почему появилась философия, и как произошел поворот от мифологического мышления к рациональному способу освоения действительности. Одной из концепций, которая объясняет, почему именно этот поворот свершился, является концепция «осевого времени» К.Ясперса, изучив которую, студент сможет понять истоки возникновения не только философии, но и всей европейской цивилизации.

Ключевые слова: философия, онтология, гносеология, аксиология, логика, этика, эстетика, социальная философия.

Дополнительная литература.

  1. Ясперс К. Смысл и назначение истории. / К.Ясперс. – М., 2009.

  2. Ортега-и-Гассет Х. Что такое философия? / Х.Ортега-и-Гассет. – М., 2010.

  3. Хайдеггер М. Что такое метафизика? / М.Хайдеггер. – М., 2013.

  4. Дильтей В. Философия в систематическом изложении. / В.Дильтей. – М., 2006.

  5. Мамардашвили М. Как я понимаю философию. / М.Мамардашвили.– М., 2010.

Тема 2. Миф, религия и наука как способы познания мира.

1. Миф как особая форма ощущения мира. Мифологическое мышление и его значение для становления человеческой культуры.


2. Религиозное мировоззрение, его особенности и значение для человека и общества.

3. Наука как способ освоения действительности, ее предмет и границы.

Методические указания.

В контрольной работе на тему «Миф, религия и наука как способы познания мира» студент должен раскрыть специфику каждого из трех исторических типов мировоззрения и указать на те связи, которые формируются между ними.

В первом вопросе необходимо показать основные особенности мифологического мышления, которое исторически является для человека исходным. Студент должен усвоить, что миф – это не просто собрание фантастических историй, а особый способ чувствования реальности, основанный на образах и символах, в отличие от понятийного мышления науки. Для раскрытия этого вопроса рекомендуется ознакомиться с концепциями мифа А.Ф. Лосева, Ф.Х. Кессиди.

Ответ на второй вопрос должен содержать основные характеристики религиозного мировоззрения. Студент должен обратить внимание на то, чем отличается религия от мифа и науки, а также, что связывает ее с философией. Особый интерес представляет вопрос о том, какую роль играет религия в жизни человека и возможно ли выстроить такое мировоззрение, которое будет полностью атеистическим. Обращение к этим вопросам позволит студенту определить экзистенциальные измерения религиозного мировоззрения.

Третий вопрос контрольной работы определяет предмет и значение для человека научного мировоззрения. Прежде всего, студент должен раскрыть специфику научной сферы деятельности человека, а, значит, должен указать на причины возникновения науки и ее отличительные черты от мифа и религии. Обращаясь к предмету научного познания, необходимо определить его границы, то есть задать вопрос о том, что может объяснить наука, а где она бессильна. Сегодня существует две противоположные точки зрения на этот вопрос: сциентизм, утверждающий мощь и безграничность научного познания, и антисциентизм, опровергающий эту позицию.

В итоге своей контрольной работы студент должен сделать выводы о том, как связаны между собой все три исторических типа мировоззрения.

Ключевые понятия: миф, синкретизм, религия, монотеизм, политеизм, наука, факт, парадигма, сциентизм, антисциентизм.

Дополнительная литература.

  1. Барт Р. Мифологии. / Р.Барт. – М., 2010.

  2. Элиаде М. Священное и мирское. / М.Элиаде. – М., 2012.

  3. Фрезер Д.Д. Золотая ветвь. / Д.Д.Фрэзер. – М., 2010.

  4. Поппер К.Р. Объективное знание. Эволюционный подход. / К.Р.Поппер. – М., 2010.

  5. Кун Т. Структура научных революций. / Т.Кун – М., 2009.



Тема 3. Античная философия и ее значение для европейской философии.

1. Мифологические истоки античной философии.

2. Понятия космоса и хаоса в античной культуре. Космоцентризм философии древних греков.

2. Влияние античной философии на европейскую культуру.

Методические указания.

Раскрывая тему данной контрольной работы, студент должен определить основные особенности античной философии. Эти особенности самым тесным образом связаны с историей всей культуры Древней Греции, ее политической системой, искусством и зарождающейся наукой.

В первом вопросе контрольной работы студент должен рассмотреть условия возникновения философии в Греции, и определить какое влияние оказало мифологическое мышление греков на формирование философско-логической системы и насколько тесно в начале своего существования философия перереплеталась с мифом. Для философии греков характерно, что мифологические образы и символы трансформируются в различных философских системах. Именно греческая философия впервые обратилась к понятию теории, которое означало для грека «умозрение».

Второй вопрос контрольной работы предполагает раскрытие фундаментальных для греческой философии понятий хаоса и космоса. Проанализировав их содержание, студент должен осмыслить основную черту античной философии – космоцентризм. Древнегреческая философия начинается с идеи космоса как упорядоченного целого, живого и всеобъемлющего. И Человек также понимается как микрокосм, такой же бесконечный, как и макрокосм, и существующий по тем же самым законам.

Рассматривая третий вопрос контрольной работы, студент должен сделать общие выводы относительно того, какое влияние оказала античная философия на последующее формирование европейской культуры. Среди исследователей существуют разные точки зрения на эту проблему. Одни считают, что философия осуществилась в Древней Греции и все последующие философии есть не более чем ее интерпретации, другие полагают, что античная философия была толчком к развитию европейской цивилизации. Анализируя эти подходы, студент должен прийти к самостоятельным выводам и продемонстрировать собственную точку зрения.

Ключевые понятия: космос, хаос, гармония, космоцентризм, макрокосмос, микрокосмос.

Дополнительная литература.