Файл: Студент Ласточкина Дарья Дмитриевна москва 2023 Практическое занятие.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 141
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Автономная некоммерческая организация высшего образования
«МОСКОВСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра общегуманитарных наук и массовых коммуникаций
Форма обучения: заочная с применением ДОТ
ВЫПОЛНЕНИЕ
ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ
«История зарубежной литературы»
Группа 21Ж113
Студент Ласточкина Дарья Дмитриевна
МОСКВА 2023
Практическое занятие 1
Немецкий романтизм: основные представители, характеристика эпохи, эстетические манифесты.
Задание 1.
1. Мирообраз романтизма. Назовите особенности романтического мирообраза.
2. Этапы развития немецкого романтизма:
А) Йенская школа. Теория романтической иронии.
Б) Гейдельберская школа. Изучение фольклора.
В) Швабская школа.
Ответ :
Сам термин вырос из созвучия трех слов на разных языках : romantisme (с фр.), romance (с исп.), romantic (с анг.). Он определяется, как идейно-художественное движение Европы начала 18 – первой половины 19 века. В истории культуры романтизм отличался своими невероятно сложным и внутренние противоречивым наполнением, сочетающий в себе одновременно пессимистическое умонастроение и рвение к идеальному миропорядку. Медленно, но верно проникся в искусство и культуру европейских стран, новое направление привносило иные краски и оттенки в художественный мир, удивляя всех смелыми идеями и обнажённой натурой психологизма – новаторством романтизма.
Главная особенность романтизма – это многоликость и разноплановость направления, то есть в зависимости от страны изменилось и его выражение, связанное с национальными чертами. Цель у романтиков была одна , но способы достижения разные. У каждого был свой идеал и определенная политическая позиция по отношению к общественным проблемам.
Немецкий романтизм на начальной стадии своего развития получает ярко выраженный теоретический характер в деятельности иенскихромантиков. В основе их учения лежала тенденция добиваться свободы личности путем конструирования иллюзорного эстетического идеала. Основателями школы иенских романтиков становятся братья Шлегели. Вокруг них складывается активная и влиятельная группа молодых людей, пропагандирующих и утверждают новые смелые идеи в естественных науках, в философии, в теории искусства в литературе. В эту группу входил Новалис, Л. Тик, В.Г. Вакенродер.
Поиск их справедливого внебуржуазного идеала выражались В идеализации далёкого прошлого, как правило, средневековье, которую они всё же стремились соотнести с современным общественным развитием.
Сложным и противоречивым звеном в развитии немецкого романтизма была деятельность гейдельбергских романтиков. Такое название получили некоторые представители позднего немецкого романтизма. Ядром кружка были Клеменс Брентано и Ахим фон Арним. К ним были близки братья Яков и Вильгельм Гримм, Иозеф фон Эйхендорф.
Гельдербергские романтики в эпоху национального подъема. Внимание к национальной истории— в ней идеал. Фольклор собирали— братья Гримм. Шамиссо— герой лишился тени.
Это способствовало перенесению общественных проблем в сферу спекулятивной философии, а также этики и особенно – эстетике.
III этапа немецкого романтизма.
I этап
Зарождение 1796-1806 гг.
II этап
Господство и эволюция до 1830 г.
III этап
Вырождение 1830-е гг.
Задание 2.
Назовите хронологические рамки, общие особенности и подготовьте краткую характеристику творчество основных представителей берлинской школы немецкого романтизма.
Ответ: берлинская школа связана с формированием университета в Берлине. Лектор — Фихте. Профессор— Брентано. У Гофмана – изначальная романтическая антитеза художника и общества.
Задание 3.
Изучите творчество Э.Т.А. Гофмана по плану:
1. Эстетические идеи Э.Т.А. Гофмана. Интерес Э.Т.А. Гофмана к различным видам искусств. Искусство как стихия прекрасного. Тип героя-художника в творчестве Гофмана.
Ответ: Фантастические новеллы и романы Гофмана – самое значительное достижение немецкого романтизма. Он причудливо соединял элементы реальности с фантастической игрой авторского воображения. «Крошка Цахес» (1819) –знаменательный и по мысли и по характеру искусства повесть Гофмана, в циклы не вошедшая, стоящая отдельно. Образ Цахеса – порождение самой низкой, зато и первоосновной сферы современного общества. Цахес – это сама материя общественной жизни в её поразительных, хотя и повседневных парадоксах нового бытие в литературе.
2. Своеобразие романтической иронии Гофмана: трагическая
раздвоенность творческой личности между возвышенным и тривиальным
(Ансельм и Серпентина, Бальтазар и Кандида). По материалам произведений
«Золотой горшок», «Крошка Цахес» и др.
Ответ: В «крошка Цахес» Гофман изображает два мира - реальный и фантастический. Герои новеллы с одной стороны обычные люди - студенты, чиновники, профессора, придворные вельможи. И если с ними порой случается нечто странное, они готовы найти этому правдоподобное объяснение. Сказочная сторона связана с образами феи Разабельверде и мага Проспера Альпануса. Однако волшебным героям приходится приспосабливаться к реальным условиям. Мы видим, что образ мира приобретает черты раздвоенности.
Ирония здесь тонка, как лезвие, а предмет её - романтическая поэзия и поза. Иронический отсвет падает, и на фигуру Бальтазара: «предмет поэтических восторгов Бальтазара - Кандида с её разборчивым почерком и парой прочитанных книг - не свидетельствует об изысканности вкуса романтического энтузиаста». Ирония преследует героев Гофмана до самого конца, даже до счастливой развязки.
3. «Житейские воззрения кота Мурра»: особенности композиции
романа, фрагментарность как средство передачи многоплановости. Образ ИоганнаКрейслера, трагическая недостижимость идеала и преданность ему героя и автора. Мастерство романтической сатиры (сатирическая биография Мурра)
Ответ: Кот Мурр – задуман автором как пародия на филистера
, возомнившего себя творческой личностью. Он называет себя «гражданином мира», рассуждает о принципах воспитания, о сочинениях «великих». Сам является автором политического трактата, сентиментально-дидактического романа, и трагедии.
Иоганн Крейслер – музыкант-энтузиаст-романтик. В поведении власть имущих он видит «пошлое заигрывание со святым искусство», а они презирают его за то, что он не оказывает им должного почтения. Ему нет места среди обитателей этого обывательского мира. Нет ему пристанища и в аббатстве, где царит ханжество и истребление «высокого». Судя по его рассказам музыкант должен был кончить безумием: иной возможности сохранить собственное «я» у него не было.
Композиция. Роман включает в себя многое из ранее возникавших идей и форм, присущих творчеству Гофмана. Специфическая композиция наглядно представляет двоемирие. Реальность в этом романе всё более стремится обрести адекватные ей формы и поэтому происходит как бы «вытеснение» фантастики из жизни людей, но одновременно происходит и расслоение реального мира на ряд пластов.
4. Черты готического романа в произведении Э.Т.А. Гофмана «Эликсир
Сатаны»: краткий анализ произведения (с примерами)
Ответ: Замысел романа «Эликсир сатаны» пришёл к Гофману во время пребывания в Бамберге, именно готический облик и дух данного католического города подарили писателю материал для работы.
Главной темой произведения является проблема духовного помрачнения личности. Новаторство Гофмана заключается в том, что данную тему он использует в качестве предлога для описания интересных и неординарных ситуаций, и раскрывает её в рамках фантастического сюжета.
Например: Призрак, который видится Медараду во сне, описывается как человек, лицо которого покрывала «чёрная запущенная борода, а в глазах пылало безумие». Постоянно встречающийся образ « грозного Незнакомца», при виде которого цепенел Медард, не может оставить равнодушным не только главного героя, но и, ни одного читателя.
5. Своеобразие романтического стиля Э.Т.А. Гофмана. Мастерство
романтической прозы, остроумное сочетание и контрастирование
возвышенного и приземлённо-прозаического плана. Ирония и юмор. По материалам произведений «Щелкунчик», «Повелитель блох» и др.
Ответ: Творчество Гофмана в развитии немецкого романтизма представляет собой этап более обостренного и трагического осмысления действительности
, отказа от ряда иллюзий иенскихромантиков, пересмотра соотношения между идеалом и действительностью.
Герой Гофмана старается вырваться из оков окружающего его мира посредством иронии, но, понимая бессилие романтического противостояния реальной жизни, писатель сам посмеивается над своим героем. Романтическая ирония у Гофмана меняет свое направление, она, в отличие от иенцев, никогда не создает иллюзии абсолютной свободы. Гофман сосредоточивает пристальное внимание на личности художника, считая, что он более всех свободен от корыстных побуждений и мелочных забот.
Задание 4.
Романтизм - это идейное и художественное направление в искусстве конца XVIII – первой половины XIX века. Это литературное направление выдвигает новую систему ценностей: культ творчества, превосходство воображения над рассудком, следование природе.
Романтическое двоемирие - ощущение глубокого разрыва между идеалом, мечтой и действительностью, между миром идеальным и миром материальным. Поскольку невозможно примирить мечту с обыденностью, романтическому герою остается только иронизировать над своей трагической судьбой.
Романтическая ирония – прием, требующий изображения реального мира в сопоставлении с идеальным, так, чтобы пороки и недостатки реального мира были очевидны.
Романтический герой - это литературный архетип, относящийся к персонажу, который отвергает установленные нормы и условности, был отвергнут обществом и поставил себя в центр своего собственного существования.
Романтический идеал - это нечто вечное, бесконечное, абсолютное, прекрасное, совершенное, при этом таинственное и часто непостижимое. Действительность, напротив, преходяща, ограниченна, конкретна, безобразна.
Роман о художнике - это роман, в котором героем предстает романист или художник и передается осознание писателем собственной судьбы, процесс его становления, обретения им статуса художника; роман, который задает вопрос о том, какова сущность, природа искусства, каково назначение и отношение искусства, художника к обществу, к действительности, какова задача художника в изображении сущности современной ему эпохи.
Гротеск - художественный образ, построенный на преувеличении и контрасте. Это в высшей степени необычное и фантастическое изображение чего-либо, как правило уродливое или забавное, соединяющее в себе реальность и вымысел.