Файл: Учебник для вузов Под ред. В. В. Васильева, А. А. Кротова, Д. В. Бугая. Москва Академический проект, 2005.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 27

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

БЛОК 1
ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ
1.1. Эпохи в истории философии
(с\р – 3 часа;
семинар № 1
)
Литература:
1. История философии: Учебник для вузов / Под. ред. В.В. Васильева, А.А. Кротова,
Д.В.
Бугая.

Москва:
Академический проект,
2005
(
http://yanko.lib.ru/books/philosoph/mgu-ist_filosofii-2005-8l.pdf
)
2. Новая философская энциклопедия: В 4 т. / Ин-т философии РАН, Нац. общ.-научн. фонд; Научно-ред. совет: предс. В.С. Степин. – Москва: Мысль, 2010
(
https://iphlib.ru/library/collection/newphilenc/page/about
)
3. Доброхотов А.Л. Логос // Античная философия: Энциклопедический словарь. М.:
Прогресс-Традиция, 2008. С. 451-453
(
https://iphlib.ru/library/collection/greekdic/document/HASH376aa34c082f45edacf81b
)
1.1.1. Античность
1.1.1.1. Характерные особенности античной философской традиции
*
1. Общая установка
Общая установка на рациональное постижение природной взаимосвязи вещей
2. Представление, лежащее в основе концепций
Тесная сопряженность философского опыта с опытом эстетическим: в основе практически всех философских учений античного мира лежит представление о совершенном, прекрасном, разумном устройстве мироздания, а стремление к совершенству объявляется целью всех философских занятий по существ
3. Характеристика понятийного аппарата
Нестабильность понятийного аппарата: философская и научная терминология в Древней
Греции всегда находилась в постоянном движении и осмыслении
4. Структура приоритетов
Приоритет универсального над единичным: отдельная вещь, человек, индивид в античной философской традиции всегда представляли собой только «частный случай» проявления общего — рода вещи, миропорядка, закона, полиса
(государства) и бытия
1.1.1.2. Ключевые события
*
Расположите
события
истории
античной
философии
в
хронологической
последовательности
VI
до н.э.
V
до н.э.
IV
до н.э.
III
до н.э.
II
до н.э.
I
до н.э.
I
н.э.
II
н.э.
III
н.э.
IV
н.э.
V
н.э.
VI
н.э.
5,8 2,3,6 7
4 1
1) Закрытие Академии; 2) Смерть Сократа; 3) Основание Ликея; 4) Акме Плотина; 5) Акме
Парманина 6) Основание Академии; 7) Основание Стои; 8) Солнечное затмение, предсказанное Фалесом.
1.1.1.3. Понятия «космос» и «
логос
»
**


1) Ознакомьтесь со статьёй из греческо-русского словаря А.Д. Вейсмана и объясните, в
чём состоят основные отличия греческого понимания того, что такое космос, от
современного?
В современном мире за космос принимают бескрайнее пространство, начинающееся сразу после атмосферы Земли. В нем находятся планеты, звезды, галактики и другие небесные объекты.
А в древнегреческом понятии «космос» означает:
1) Украшение или наряд;
2) Государственный порядок, государственное устройство;
3) Строение, устройство;
4) Мир, вселенная, все мирное, земное;
5) Дитя мира.
Основное отличие состоит в том, что понятие «космос» в современном мире не может означать наряд, украшение, государственный порядок, устройство или строение.
2) Ознакомьтесь со статьёй А.Л. Доброхотова «Логос» в словаре «Античная философия»
и порассуждайте о связи этого понятия с античным понятием космоса:
1)Понятие у Гераклита– в логосе концентрированное выражение таких функций
Досократовского правящего начала (архэ), как власть (одновременно безличная и
Божественная), меры и закона, сохранение единства и порядка во
Взаимопревращении стихий, вовлечение человека в процесс преображения хаоса
В космос. Близкий гераклитовским мотивам фрагмент о логосе находим у Эпихарма.
2)Платон определяет логос как правдивое мнение с логическим отчетом и разъяснением
(«дать логос» значило по-грече­ски «дать отчет»). Логос мыслится в этой связи как способность давать качественные различение. В составе диалектического метода
Платона логос осуществляет роль инструмента различения и определения видов через дихотомическое рассечение рода. Для Платона характерно также сопоставление логоса и мифа как двух способов выражения истины.
3)Аристотель употребляет термин логос в смысле «определения» или «разумности
Вообще». Иногда имеется в виду разумность моральная; иногда
Математическая пропорция; иногда доказательство.
4)Стоицизм, опираясь на Гераклита, восстанавливает онтологический смысл логоса, который понимается как мировая разумно-творческая эфирноогненная субстанция, Зевс
и судьба. Характерна принципиальная неразличенность в стоическом огненном логосе смыслового принципа и веще­ственного субстрата. В той мере, в какой логос пронизывает каждую часть природы своей организующей силой, он описывается стоиками как множе­ство смысловых семян, прорастающих в мире. В логике стоики различают логос внутренний (мышление) и внешний, произнесен­ный (речь).
5)В эллинистическую эпоху понятие «логос» привлекает внимание религиозной мысли
Средиземноморья . Самым значительным результатом этих экспериментов было учение
Филона Александрийского. Логос трактуется Филоном сразу в нескольких планах. Вслед за стоиками он признает различение внутрен­ней речи и внешней, которая одновременно равна и неравна внутренней. Кроме того, логос может пониматься Филоном как посредник между «первым Богом» – творцом и «третьим богом» – тварной природой.
Таким же образом логос присутствует и в индивидуальной душе. Учение Филона оказало большое воздействие на христианское богословие и, видимо, отразилось в учении
Евангелия от Иоанна о Логосе.
6)Позднегреческая философия также развивает учение о логосе, новую версию которого мы находим, например, у Плотина. В его доктрине логос есть способ существования высших онтологических ипостасей на низших уровнях: Ум – это логос Единого, душа – логос Ума. Логос, по Плотину, является также силой мировой Души, через которую
Душа, подражая эйдосам, творит чувственный космос и управляет им.
7)Евангелие от Иоанна дает учение о логосе как Единородном Сыне Бога-Отца,
Выраженное словами: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было
Бог». В Апокалипсисе имя «Слово Божие» носит Иисус.
1.1.2. Средневековье
1.1.2.1. Характерные особенности средневековой философской традиции
*
1. Теоцентризм
Главным предметом всех философских и богословских занятий в Средневековье является Бог, творец мироздания, сущность которого, не подлежавшая рациональному постижению, но при этом доступная для осмысления, предощущалась действием веры в формулировках в Писании
2. Креационизм
Все бытие в христианском мировоззрении разделяется на сотворенное сущее и творца. Между различием в сущих вещах и единством создателя предполагалась неявная связь, на основе чего допускалось возможным («по аналогии») характеристики тварных вещей применять (с оговорками) к рассмотрению свойств предвечного Бога.
3. Провиденциализм
Система взглядов, в соответствии с которой всеми мировыми событиями, в том числе историей и поведением отдельных людей, управляет божественное провидение
(провидение
– в религиозных представлениях: Бог, высшее существо или его действия).
4. Традиционализм
Истина в средневековой философской культуре является

достоянием корпоративным; она принадлежит не тому или иному философу, богослову или поэту, но сообществу христиан вообще, объединенному верой, крещением и церковным преданием; следствием обращенности средневекового христианского мира к единой традиции, общей для всех, было, с одной стороны, неприятие ересей (и вообще обособленных, частных воззрений на веру, ведущих к расколу), и приверженность к авторитету апостольских и церковных канонов, с другой; фактором, отличающим средневековую мысль от свободного философского поиска греческо-римской (Античной) эпохи, является, прежде всего, приоритетность идеи божественного откровения.
1.1.2.2. Универсалии
**
Предложите иллюстрацию трёх позиций в споре об универсалиях в средневековой
философии.
Реалисты (Фома Аквинский): продолжение линииПлатона. Общее существует- в Боге, в вещах, в головах людей (в мыслях). Слово обозначает общее.
Номиналисты (Оккам): продолжение линии софистов. Общее не существует, а понятие это есть имена (слова, названия), ноумены, знаки. Причина существования общих понятий – устремление души на предмет познания – интенция.
Концептуализм занимал промежуточное положение между крайним реализмом и крайним номинализмом.
Концептуалисты (Абеляр): общие понятия сами по себе не существуют. Общие понятия
-это не слова, а концепты – доопытные мысленные образования, необходимые для понимания мира. Концепт это форма мысли, форма обобщения.
В споре номинализма и реализма наметились элементы борьбы материализма и идеализма.
Разрыв философии и теологии в конце средневековья был неизбежен. Это было обусловлено развитием науки и связанной с ним теорией двойственной истины, которая получила свое обоснование в учении У. Оккама. Согласно этой теории, истины разума и веры не противоречат друг другу, а являются двумя равноправными формами постижения божественной сущности мира.
1.1.3. Возрождение
1.1.3.1. Характерные особенности философской традиции эпохи Возрождения
*
1. Понимание природы
Природа как субстанция, существующая и актуально, и потенциально, объединяющая в себе и материю, и форму.
Материя является источником движения и причиной всех вещей. Мыслители эпохи Возрождения, не допуская творения природы из ничто, подчеркивают, что в природе ничто не рождается и не исчезает. Это содействовало повышению статуса природы в системе мировоззрения.


Природа наделялась теми чертами, которые прежде приписывались только Богу (вечностью, беспредельной творящей силой и пр.)
2. Отношение к Богу
Понимание Бога в эпоху Возрождения создает новое картину мира.
Пантеизм-представление о Боге, согласно которому он не отрывается от природы,а сливается с ней.
Бог-особое безличное Духовное Начало, которое пронизывает и одухотворяет природу в каждой частице.
3. Понимание добродетели
Добродетель была центральным понятием в этике эпохи возрождения. Добродетель была главной определяющей категорией гуманистического идеала личности.
4. Понимание человеческой природы
Преобладание интереса к человеку, вера в его безграничные возможности и достоинство.
1.1.4. Новое время
1.1.4.1. Характерные особенности философской традиции Нового времени
*
1. Роль разума
Разум, мышление одна из центральных категорий всей философии Нового времени, вокруг которой сосредоточены основные ее идеи.В работах философов Нового времени человеческий разум рассматривается как главное оружие и средство человека в покорении окружающего его мира, устройства собственного места под солнцем и новых социальных порядков, источник процветания, ключ к разрешению всех проблем и загадок. Личностные качества, натренированность и отточенность разума, способность решать сложные жизненные задачи становятся мерилом достоинства человека, а не его родословная или окружающая роскошь.
2. Место философии
Тесная связь философии с наукой (математикой и естествознанием). Это - эпоха научной революции. Все философы того времени - гениальные ученые и одновременно талантливые философы.
Стремление сделать философию строгой наукой, построив её по образцу одной из наук (математика, геометрия, логика и т.д.)
Философия и наука в эпоху Нового времени формируют научную (механистическую) картину мира.
В центре внимания философии стоят проблемы
3. Место человека
Философия Нового времени определяет человека как носителя разума. Человек отличается от животных своей способностью к мышлению.
Благодаря разуму человек способен понять законы природы, творить, изобретать, заниматься наукой, преобразовывать мир и себя.
Эпоха Нового времени рассматривает человека как естественное, природное существо, как часть природы.
1.1.4.2.
Рационализм
, эмпиризм, сенсуализм
**


Прочитайте отрывок из трактата Джона Локка (John Locke) «Опыт о человеческом
разумении» (1690) и ответьте на вопросы после текста.
Указать путь, каким мы приходим ко всякому знанию, достаточно для доказательства того, что оно неврожденно. Некоторые считают установленным взгляд, будто в разуме есть некие врожденные принципы, некие первичные понятия, так сказать запечатленные в сознании знаки, которые душа получает при самом начале своего бытия и приносит с собою в мир. Чтобы убедить непредубежденных читателей в ложности этого предположения, достаточно лишь показать, как люди исключительно при помощи своих природных способностей, без всякого содействия со стороны врожденных впечатлений, могут достигнуть всего своего знания и прийти к достоверности без таких первоначальных понятий или принципов. Ибо, я думаю, все охотно согласятся, что дерзко предполагать врожденными идеи цветов в существе, которому бог дал зрение и способность воспринимать при помощи глаз цвета от внешних вещей. Не менее безрассудно считать некоторые истины природными отпечатками и врожденными знаками, ибо ведь мы видим в себе способность прийти к такому же легкому и достоверному познанию их и без того, чтобы они были первоначально запечатлены в душе.
1) Какова позиция Джона Локка в споре об источнике знания, в чём её суть?
Локк считал, что все знание человека выведено из опыта, и это делает его эмпиристом, тогда как он совершенно не считал, что опыт это обязательно и только чувственный опыт.
«На опыте основывается все наше знание, от него в конце концов оно происходит».
2) Как понимают, что такое «врожденные принципы», противники Локка?
Рене Декарт считал, что врожденные идеи – это такой род знаний, который не
Нуждается ни в каких доказательствах. Данные истины изначально очевидны и
Достоверны. Существуют они в разуме Бога и человека и передаются из поколение в
Поколение.
1.1.4.3. И.
Кант
и границы разума
**
Прочитайте отрывок из работы Иммануила Канта «Критика чистого разума» (1781) и
ответьте на вопрос после текста.
Наш разум не есть неопределимо далеко простирающаяся равнина, пределы которой известны лишь в общих чертах; скорее его следует сравнивать с шаром, радиус которого можно вычислить из кривизны дуги на его поверхности (из природы априорных синтетических положений), и отсюда уже определить с точностью его содержание и границы. Вне этого шара (сферы опыта) для разума нет объектов; даже вопросы о такого рода предполагаемых предметах касаются только субъективных принципов полного определения отношений, которые бывают между рассудочными понятиями в пределах этого шара.
Как вы понимаете мысль Канта о том, что вне сферы опыта для разума нет объектов?
Пусть никакое наше знание не может войти за пределы опыта, тем не менее оно частично априорно, не выводится индуктивно из опыта и именно априорная «часть» познания является гарантом всеобщности и достоверности нашего знания.
Покинув границы опыта, разум попадает в область неразрешимых противоречий, а его суждения необходимо становятся иллюзорными. Рациональная наука, основанная на