Файл: Г. Н. Борзенков Квалификация преступлений против жизни и здоровья Г. Н. Борзенков Моск гос унт, Юрид фак. М., 2006. 144 с.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 125

Скачиваний: 17

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

24
законом Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 64-ФЗ // Собрание законодательства РФ.
1996. № 25. Ст. 2954.
2. О введении в практику Правил производства судебно - медицинских экспертиз [Элек- тронный ресурс] : приказ Минздрава РФ от 10.12.1996 N 407 // СПС «КонсультантПлюс».
3. Медицинские критерии определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью че- ловека [Электронный ресурс] : приказ Минздравсоцразвития РФ от 24 апреля 2008 г. №194н //
СПС «КонсультантПлюс».
4. Преступления против личности по законодательству РФ (по материалам Дальневосточ- ного региона): НИР выполненный ФГКОУ высшего профессионального образования «Дальнево- сточный юридический институт МВД Российской Федерации». Хабаровск 2014. 89 с.
5. Абельцев С. Н. Побои и истязания : проблемы криминологии : учеб. пособие /
С. Н. Абельцев, С. Д. Дерябин, С. А. Солодовников ; под ред. Г. А. Аванесова. – М. : Закон и право
: ЮНИТИ, 1999. 127 с.
6. Борзенков Г. Н. Понятие и основные признаки убийства / Г. Н. Борзенков // Квалификация преступлений против жизни и здоровья / Г. Н. Борзенков ; Моск. гос. ун-т, Юрид. фак. М., 2006. 144 с.
7. Коробеев А. И. Преступные посягательства на жизнь и здоровье человека [Текст] : моно- графия. Москва : Юрлитинформ, 2012. 317 с.
© Бронфман Б. Е.
________________
УДК 343.985.7:343.575(470)
И. Ю. ГАЗИМУЛЛИН, доцент кафедры
оперативно-разыскной
деятельности
органов внутренних дел Уфимского
юридического института МВД России
(г. Уфа)
I. U. GAZIMULLIN, Assistant Professor
of the Chair of Operational-Investigative
Activities of Internal Affairs Bodies of Ufa
Law Institute of the Ministry of Internal
Affairs of Russia (Ufa)
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАСКРЫТИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ,
СВЯЗАННЫХ С НЕЗАКОННЫМ ОБОРОТОМ НАРКОТИЧЕСКИХ
СРЕДСТВ И ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ
CURRENT ISSUES OF SOLVING CRIMES RELATED TO ILLICIT TRAFIC OF
NARCOTIC DRUGS AND PSYCHOTROPIC SUBSTANCES
Аннотация. Настоящая статья посвящена изучению особенностей организации оператив-
но-розыскной деятельности подразделений по контролю за оборотом наркотиков органов вну-
тренних дел Российской Федерации при выявлении и раскрытии преступлений, связанных с неза-
конным боротом наркотических средств и психотропных веществ. Также в статье детально
проанализированы организационно-тактические формы оперативно-розыскной деятельности,
используемые в борьбе с преступностью.
Ключевые слова и словосочетания: наркотические средства, преступление, противодей-
ствие, раскрытие, предупреждение, подразделения.
УГОЛОВНО-ПРАВОВОЙ БЛОК


25
Annotation. This article is devoted to the study of the peculiarities of the organization of the
operational-investigative activity of the Drug Control Units of the internal affairs bodies of the Russian
Federation in the investigation and detection of crimes related to the illicit traffic in narcotic drugs and
psychotropic substances. Also, the article analyzes in detail the organizational and tactical forms of
operational- investigative activity used in the fight against crime.
Keywords and phrases: narcotic drugs, crime, counteraction, disclosure, prevention, subdivisions.
Наркотизация современного россий- ского общества, изменение возрастных характеристик лиц, допускающих неме- дицинское потребление наркотических средств и психотропных веществ, край- не негативно влияют на здоровье всей нации, снижают способность к труду, достойному развитию, а также вносят элементы диструктивизма в нормаль- ное функционирование всех институтов власти.
Лица, употребляющие наркотиче- ские средства в процессе поиска оче- редной дозы или денежных средств для их приобретения, совершают различные противоправные деяния как имуще- ственного характера, так и насильствен- ного, вплоть до убийств.
Анализ динамики преступности в сфере незаконного оборота наркотиче- ских средств и психотропных веществ свидетельствует о постоянном и стабиль- ном темпе их роста и высоком проценте латентности данного вида преступлений.
Так, в соответствии со статистически- ми данными на территории Республики
Башкортостан в 2019 году зарегистри- ровано 5455 преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств (

142 АППГ), из них 3548 (+19
АППГ) преступлений, связанных со сбы- том, кроме того за восемь месяцев 2020 г. зарегистрировано 3733 преступления
(

92 АППГ), связанных со сбытом 2266
(

174 АППГ) [1].
Вопросы организации оператив- но-розыскной деятельности территори- альных подразделений по контролю за оборотом наркотических средств и пси- хотропных веществ органов внутренних дел напрямую связаны с методами и формами реализации задачи по дикри- мализации обслуживаемой территории в части борьбы с преступлениями, свя- занными с незаконным оборотом нар- котических средств и психотропных веществ.
В зависимости от квалификации пре- ступных действий (хранение, приобрете- ние, изготовление, сбыт наркотических средств и психотропных веществ и их прекурсоров, содержание и организация притона для потребления наркотических средств и т. п.) принципиально будут различаться комплексы планируемых и проводимых оперативных мероприятий.
Однако стоит обратить внимание, что самостоятельное проведение таких ме- роприятий, как «проверочная закупка» и
«оперативный эксперимент», невозмож- но без «наблюдения» с использованием технических возможностей по визуаль- ной и аудиальной фиксации действий преступников.
Подразделения (отделения, группы) по контролю за оборотом наркотиков ор- ганов внутренних дел достигают реше- ния поставленных задач не только по- средством использования всестороннего административного и оперативно-ро- зыскного потенциала, но и планомерным обслуживанием закрепленной зоны опе- ративно-розыскного реагирования.
В основу эффективной организации обслуживания территории, в первую очередь, можно выделить сбор оператив- но-значимой информации, которая по- зволяет:
– осуществлять организационное и оперативно-розыскное планирование своей деятельности;
– организовывать работу по выяв- лению, документированию и пресече- нию каналов незаконного оборота нар-
УГОЛОВНО-ПРАВОВОЙ БЛОК


26
котических средств и психотропных веществ;
– своевременно выявлять, вести учет лиц, в том числе профилактический, представляющих оперативный интерес;
– выявлять и воздействовать на при- чины и условия, способствующие совер- шению преступлений в сфере незаконно- го оборота наркотиков;
– изучать, анализировать и вносить предложения по внедрению в повсед- невную оперативно-служебную дея- тельность положительного опыта в этой направлении, в том числе опыта зару- бежных правоохранительных органов
[2, с. 60] .
Отметим, что к объектам повышен- ного оперативного контроля, следует отнести:
– места проведения досуга (ночные клубы, кальянные, кафе, парки, отдель- ные места концентрации неформальных групп молодежи и т. п.);
– места концентрации уголовного элемента, в том числе притоны для рас- пития спиртного и употребления нарко- тиков;
– фармацевтические компании про- изводящие сильнодействующие лекар- ственные средства, в том числе включаю- щие в состав прекурсоры наркотических средств;
– аптеки, осуществляющие рознич- ную продажу лекарственных средств, в том числе ограниченно реализуемых;
– учреждения здравоохрания, где осуществляется хранение и использова- ние наркотических и иных сильнодей- ствующих лекарственных препаратов
(таких, например, как гидрохлорид и сульфат морфина);
– ветеринарные пункты и клиники;
– образовательные организации раз- линых уровней;
– спортивные и фитнес-центры
(в части сбыта анаболических стероидов, биогенных стимуляторов метаболиче- ских процессов и т. д.);
– учреждения связи, которые активно на сегодняшний день используются для отправки и получения наркотических средств и психотропных веществ, а так- же иных запрещенных в обороте веществ и предметов;
– транспортные компании, кото- рые также активно используются для организации трафика наркотических средств.
Традиционно оперативно-розыскная деятельность органов внутренних дел осуществляется в нескольких основных организационных и тактических формах и методах.
К первой и основополагающей фор- ме необходимо отнести поиск первичной оперативно-значимой информации, со- держащей в себе признаки преступле- ния, в структуру которой входит:
– обнаружение первичной информа- ции оперативного характера;
– планирование и организация про- верки (процесс документирования) по полученным данным;
– принятие решения в соответствии с нормами действующего законодатель- ства Российской Федерации.
Анализ деятельности оперативных подразделений дает основание полагать, что достижение максимального эффек- та противодействия нарко-преступле- ниям напрямую зависит от правильного направления поисковых мероприятий по обнаружению первичной информа- ции о лицах, фактах и событиях, пред- ставляющих оперативный интерес
[3, с. 47].
Информация о складывающейся опе- ративной обстановке, получаемой в ходе поиска и исследования первичных опе- ративно-розыскных данных в указанной сфере, позволяет получить необходимые данны:
– о наиболее распространенных ме- стах совершения преступлений (местах оптовых и розничных «закладок»);
– о способах совершения преступле- ний (контактный, безконтактный);
– о информационно-телекоммуника-
УГОЛОВНО-ПРАВОВОЙ БЛОК


27
ционных системах (сайты, приложения), используемых для сбыта наркотических средств и психотропных веществ;
– о способах маскировки совершае- мых преступлений;
– о местах концентрации уголовного элемента.
В настоящее время имеется доста- точное количество направлений поиска источников оперативно-значимой ин- формации. Один из эффективных вари- антов – организация взаимодействия с лицами, ведущими антиобщественный образ жизни, доставляемыми в терри- ториальные органы внутренних дел за совершение правонарушений и престу- плений, в том числе в ходе проводимых оперативно-профилактических меропри- ятий, а также лицами, привлекаемыми к административной ответственности, за совершение правонарушений пред- усмотренных статьей 6.8 «Незаконный оборот наркотических средств, пси- хотропных веществ или их аналогов и незаконное приобретение, хранение, перевозка растений, содержащих нар- котические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотроп- ные вещества» и статьей 6.9 «Потре- бление наркотических средств или пси- хотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных пси- хоактивных веществ)» Кодекса Россий- ской Федерации об административных правонарушениях. Возможна также ор- ганизация содействия с лицами, допу- стившими немедицинское потребление наркотических средств и психотропных веществ, поставленными на медицин- ский учет в наркологическом диспансере
[4, с. 32].
К следующей организационной фор- ме оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел необходимо от- нести оперативно-розыскное предупре- ждение, которое складывается из общей и частной профилактик. Рассматривая содержание данной формы оператив- но-розыскной деятельности необходимо выделить несколько самостоятельных элементов:
– обнаружение информации о причи- нах и условиях, способствующих совер- шению преступлений;
– оперативно-розыскной анализ со- общений и фактов, связанных с причина- ми и условиями преступлений;
– выявление лиц, склонных, замыш- ляющих или подготавливающих престу- пления.
Предупреждение преступлений – крайне сложный и многогранный про- цесс, его содержание принципиально отличается от других видов правоохра- нительной деятельности [5, с. 386].
Изучение специальной литерату- ры по теории оперативно-розыскной деятельности позволяет выделить ряд составных элементов оперативно-ро- зыскной профилактики преступлений в сфере незаконного оборота наркотиче- ских средств и психотропных веществ:
– деятельность оперативных под- разделений по выявлению, устранению причин и условий, способствующих со- вершению преступлений, а также уста- новлению лиц, склонных к совершению преступлений;
– деятельность по установлению лиц, замышляющих конкретное престу- пление, в рассматриваемой сфере и при- нятию необходимых мер, исключающих их намерение;
– деятельность по выявлению лиц, готовящих совершение этих преступле- ний, покушающихся на их совершение, а также принятие мер по прекращению преступных действий.
В рамках решения задачи оператив- но-розыскной деятельности по преду- преждению как преступности в целом, так и преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков органами внутрен- них дел ежегодно проводятся многоцеле- вые, комплексные и межведомственные оперативно-профилактические опера- ции. В свою очередь, стоит отметить, что
УГОЛОВНО-ПРАВОВОЙ БЛОК


28
за последнее время все проводимые опе- рации стали терять свою значимость, так как проводятся по одному и тому же сценарию (шаблону) на протяжении нескольких десятилетий, без должно- го анализа изменений тенденций пре- ступности в сфере незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ.
На сегодняшний день усматривает- ся рост количества выявленных (заре- гистрированных) преступлений данной категории со смещением в сторону их не- законного сбыта. На рынке сбыта кроме наркотических средств природного про- исхождения все чаще появляются новые синтетические (дизайнерские) наркоти- ки (амфетамин, метамфетамин, экстази), меняется и возрастной порог лиц, упо- требляющих наркотики, места и условия сбыта. Так, на территории Республики
Башкортостан из незаконного оборота в
2019 году изъято – 159767 грамм нар- котических средств, из них: героин – 15 грамм, марихуана – 97531 грамм, гашиш
– 5228 грамм, маковая соломка – 13419 грамм, дезоморфин – 10 грамм, спайс
– 32 грамм, N-метилэфедрон – 33979 грамм, опийный мак – 2803 грамм, ко- нопля – 17228 грамм, за 8 месяцев 2020 года изъято – 158827 грамм наркотиче- ских средств, из них героин – 3 грамма, марихуана – 33509 грамм, гашиш – 5451 грамм, маковая соломка – 3916 грамм, спайс – 131 грамм, N-метилэфедрон –
29397, опийный мак

465 грамм, коно- пля – 7963 грамм [1].
Ненадлежащий, формальный подход к планированию и проведению опера- тивно-профилактических операций (со- вместных мероприятий), как правило, приводит к достижению минимальных результатов, необходимых для статисти- ки деятельности правоохранительных органов.
В свою очередь, перед оперативными сотрудниками стоит задача в выявлении, документировании и раскрытии неоче- видных (фактовых) преступлений, как правило, связанных со сбытом наркоти- ческих средств.
Структура действий по выявлению преступления включает в себя следую- щие последовательные элементы:
– установление события преступле- ния (время, место, способ, обстоятель- ства, способствующие совершению);
– установление лиц, совершивших преступление;
– документирование и последующее уголовно-процессуальное использование результатов оперативно-розыскной дея- тельности.
Также к приоритетным направлени- ям работы подразделений по контролю за незаконным оборотом наркотиков не- обходимо отнести следующее:
– обнаружение и ликвидацию каналов поставок наркотических средств и психотропных веществ, в том числе путем межрегионально- го и межгосударственного взаимодей- ствия в сфере правоохранительной деятельности;
– обнаружение и изъятие из незакон- ного оборота крупных и особо крупных партий наркотических средств и пси- хотропных веществ;
– обнаружение и пресечение дея- тельности «лабораторий» по изготовле- нию синтетических наркотиков;
– обнаружение и противодействие распространению новых опасных психо- активных веществ.
Завершающей организационной формой оперативно-розыскной деятель- ности является оперативно-розыскное обеспечение предварительного рассле- дования и судебного разбирательства по уголовным делам рассматриваемой категории, которое заключается в по- следовательном и едином замысле при- влечения преступников к уголовной ответственности.
Несмотря на имеющиеся в деятель- ности оперативных подразделений труд- ности, можно смело утверждать, что на сегодняшний день органы внутренних
УГОЛОВНО-ПРАВОВОЙ БЛОК