Файл: Этические комитеты цели, задачи и полномочия.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 668

Скачиваний: 33

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


второй блок – проблемы, связанные с эксплантацией (изъятием) органов и (или) тканей у трупа;

третий блок – связан с констатацией смерти человека по критериям смерти мозга;

четвертый блок - вопросы распределения уже имеющихся донорских органов или тканей реципиента.

пятый блок – связан с коммерческими отношениями при проведении трансплантологических операци

Этические проблемы патологоанатомических вскрытий

Проблема патологоанатомического вскрытия умершего имеет несколько этических аспектов. Во-первых, оно имеет прямую связь с трансплантацией органов. До последних деся­тилетий при        гомотрансплантации в преобладающем    больши­нстве случаев речь шла о        пересадке трупных органов и лишь в незначительном — о пересадке от живых        добровольных доно­ров. В связи с этим    интерес представляет юридический аспект, касающийся сроков, в которые разрешается вскрытие от мо­мента констатации смерти человека.Вторым этическим аспектом вскрытия умерших     является отношение к нему родственников, этносов, религий. Как из­вестно, ислам     и Русская православная церковь        категорично вы­ступают против       вскрытия, хотя ни в одной из священных книг этих религий нет запрета на него. По этим или по каким-то другим причинам издавна мусульманские этносы, во всяком   случае кавказские, всегда выступали против вскрытия. В совет­скую эпоху это приводило к их тяжелым конфликтам с зако­ном, в подробности которых        здесь нет необходимости вдавать­ся. Русская православная церковь также выступает против вскрытия

Этические проблемы трансплантологии.Отношение религии к трансплантации

Трансплантация – перенесение (пересадка) живого материала (клеток, тканей, органов) в пределах того же организма или другому реципиенту (вживление неживого материала, имплантация). В настоящее время наблюдается огромная потребность в донорских органах. В конце 1997 г. Только в США на листе ожидания донорских органов числилось 55 789 человек, причем больше всего требовались почки и печень. Анализ тенденций трансплантации органов показал, что за период с 1989 по 1996 г. общее число пересадок органов увеличилось как в Западной Европе, так и Северной Америке. Вызывает тревогу тот факт, что в некоторых странах, таких, как Франция и Германия, за тот же отрезок времени было засвидетельствовано уменьшение числа доноров органов.


Социологические опросы постоянно показывают, что хотя люди знают о потребности в донорских органах, они неохотно соглашаются на использование для пересадки своих собственных органов или органов своих родственников (Evans Mannien, 1988). Одно из таких исследований посвящено причинам, по которым люди отказываются соглашаться на пересадку органов (Sanner, 1994). Эти причины таковы:

иллюзия всё ещё длящейся жизни – чувство, что целостность мертвого тела должна поддерживаться, словно умерший продолжает считаться живым человеком;

потребность уважать умершего, как способ выразить уважение к тому, что когда-то был живым;

недоверие к официальной медицине и к биомедицинским достижениям, таким, как критерий смерти мозга и ощущение беспокойства при мысли о собственной беспомощности;

ощущение того, что трансплантация противоестественна, в том числе дискомфорт при мысли о том, что собственные органы продолжают жить в теле другого человека, или страх обидеть Бога или природу.

Важнейшим этическим требованием при использовании для пересадки органов от трупов является информированное и свободное согласие донора перед его смертью.Позиция Русской Православной Церкви

Отношение Русской Православной Церкви к трансплантации органов выражено в XII главе Основ социальной концепции РПЦ. Соборное мнение в отношении трансплантации органов – положительное: «современная трансплантология … позволяет оказать действенную помощь многим больным, которые прежде были обречены на неизбежную смерть или тяжелую инвалидность – говорится в концепции. Донорство органов и тканей может стать проявлением любви, простирающейся по ту сторону смерти, если это акт дарения, а не купля-продажа, что безнравственно, сказано в документе.

Протоиерей Сергий Филимонов, председателя Общества православных врачей Санкт-Петербурга: "Надо сказать - это хороший шаг, когда человек и после смерти хочет совершить доброе дело. Если кто-то хочет завещать свои органы больным людям - это доброе дело. Многие медицинские профессора завещали свои органы и тела мединститутам, чтобы студенты могли учиться по ним".



Архиепископ Егорьевский Марк: «Современная медицина немыслима без трансплантологии. Зачастую пересадка органов является единственным способом сохранить человеку жизнь. Православная церковь в принципе не имеет ничего против трансплантации органов. Сама по себе идея отдать свой орган, чтобы ближнему была сохранена жизнь, является благородной целью, это идея жертвенной любви, пример которой показал нам Иисус Христос»


Дефицит донорских органов и способы его преодоления

В России уже найдены способы преодоления дефицита донорских органов. Об этом во вторник на пресс-конференции сообщил академик РАМН, директор НИИ трансплантологии и искусственных органов Валерий Шумаков.

Среди таких способов Шумаков, в частности, назвал создание качественных искусственных органов, пересадка органов от животных к человеку и клонирование органов.

По словам академика, такой орган человека как легкие, не пересаживается. "Дыхательная аппаратура у нас устарела. Больные долго находятся на искусственном дыхании и есть большая вероятность того,что этот больной может быть инфицирован и эта инфекция в последствии при пересадке может перейти к здоровому человеку", - сказал Шумаков.

По его словам, самым востребованным органом для пересадки является почка. Он также отметил, что наибольшее количество отторжения человеком искусственных органов и, в частности, почки, наблюдается в первый год после пересадки

Специфика психиатрической помощи :степень компетентности пациента,добровольность в принуждение.

Среди медицинских дисциплин психиатрия представляет собой наиболее социальную по своему предмету, методологии исследования и практических действий.

Различные социальные факторы влияют не только на состоянии психического здоровья населения. Их влияние распространяется также на форму функционирования психиатрии как отрасли медицинской науки и здравоохранения, а также на само содержание концепции о сущности, границах психической патологии, о цели и методе психиатрического вмешательства.

Именно социальной ориентированностью психиатрии превращает ее в арену острой борьбы различных идеологий, общественных мнений, социальных, этических, правовых концепций.



Соблюдение принципов биомедицинской этики в обращении с 
телами умерших и анатомическими препаратами

Сегодня в отечественных и зарубежных высших учебных медицинских заведениях для изучения строения тела человека студентами в учебном процессе используются планшеты, муляжи, атласы, мультимедийные демонстрации и натуральные анатомические препараты. Использование последних, а также трупного материала человека позволяет видеть в натуральную величину все элементы анатомического строения, тактильно получить представление об органе, его форме, рассмотреть естественное взаиморасположение органов и частей тела. При этом уделяется внимание гуманному отношению к трупному материалу человека. Все это должно соответствовать позициям современной биоэтики с учетом норм права, этики и религиозной морали.

Правовые основы использования в учебных целях тел умерших представлены в белорусском законодательстве: «О здравоохранении» и «О погребении и похоронном деле». Согласно этим документам, дееспособное лицо может добровольно передать свое тело в организацию или высшее медицинское учреждение образования для использования в учебном процессе и научных исследованиях. Государственная служба медицинских судебных экспертиз имеет право передавать в организации для научных или учебных целей трупы, не взятые для погребения, на безвозмездной основе.

В группу этических норм обращения с телами и органами умерших, используемых в образовательных целях, входят исторические этические традиции в анатомии и новые этические требования, предъявляемые биоэтикой. К числу основных принципов относят: признание каждого человека личностью, уважение достоинства и автономии личности при использовании тела мертвого человека для обучения. На практике это означает соблюдение следующих норм:

– передача тела умершего в медицинские учреждения образования должна совершаться на основе права и быть альтруистичной;

– соблюдение уважительного отношения к телу умершего при исследовании вскрытого тела, изготовлении и изучении анатомических препаратов;

– недопущение деперсонализации умерших;

– достойное погребение останков.

В учебном процессе студенты не только приобретают знания о строении тела человека в норме и патологии, но и научаются уважать личность и достоинство человека посредством воспитания нравственного обращения с телом умершего и анатомическими препаратами. Гуманное отношение означает осознание факта, что анатомический материал – это останки людей, неповторимых личностей при жизни. Символично, что при входе на кафедру нормальной анатомии Белорусского государственного медицинского университета сделана надпись на латинском языке, смысл которой заключается «Здесь смерть помогает жизни», поскольку люди, умершие не насильственной смертью и при отсутствии родных и близких, послужили обществу не только при жизни, но и после смерти на благо живых.