ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 271
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Тема 11. ИНЫЕ ФУНКЦИИ ОРГАНОВ ПРОКУРАТУРЫ
11.1. Участие прокурора в уголовном преследовании
Несмотря на принимаемые в последнее время решительные меры, направленные на активизацию борьбы с преступностью, рост ее тем не менее продолжается.
В соответствии с приказом Генерального прокурора РФ от 26.06.1997 № 34 «Об организации работы органов прокуратуры по борьбе с преступностью» в целях решительного усиления борьбы с преступностью и ее предупреждения, повышения действенности прокурорского надзора уполномоченные прокуроры должны исходить из того, что исчерпывающая реализация полномочий, предусмотренных Законом о прокуратуре, по осуществлению надзора за исполнением законов, направленных на защиту прав человека и гражданина, охраняемых интересов общества и государства от преступных посягательств, за расследованием и раскрытием, а также по уголовному преследованию и координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью являются важнейшими направлениями в работе органов прокуратуры.
Пресечение и предупреждение организованной преступности должно считаться основным направлением деятельности органов прокуратуры. Особое внимание прокуроры должны обращать на безусловное выполнение законов, направленных на предупреждение преступности среди несовершеннолетних, и прежде всего ее организованных форм. Прокуроры должны обеспечивать соблюдение всех процессуальных особенностей расследования уголовных дел в отношении подростков, принимать меры к охране их прав, предусмотренных действующим законодательством, активно использовать свои полномочия для правовой защиты детства, предупреждения безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Принимая участие в совместной с другими правоохранительными органами деятельности по борьбе с преступностью, прокуроры обязаны сосредоточить усилия на обеспечении раскрываемости и пресечении умышленных убийств, бандитизма, терроризма, экономических преступлений и коррупции, незаконного оборота оружия и наркотиков. Они должны бескомпромиссно осуществлять уголовное преследование должностных лиц, оказывавших содействие криминальным структурам в преступной деятельности.
Осуществляя надзор за исполнением законов, направленных на борьбу с преступностью, федеральными министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов, особое внимание прокуроры должны обращать на предупреждение пьянства, наркомании, бродяжничества, рецидивной преступности, нарушений порядка приобретения и использования оружия, безнадзорности несовершеннолетних и своевременную передачу в правоохранительные органы материалов о преступлениях.
Органы прокуратуры должны вносить предложения по укреплению правопорядка в представительные (законодательные), исполнительные органы и органы местного самоуправления, коммерческие и некоммерческие организации. При необходимости приглашать их руководителей на заседания коллегий и оперативных совещаний, посвященных обсуждению проблем борьбы с преступностью.
Прокуроры должны участвовать в рассмотрении коллегиальными органами представлений, протестов. В случае неисполнения требований прокурора следует незамедлительно привлекать виновных к установленной законом ответственности.
При осуществлении надзора за исполнением законов и законностью правовых актов, проведении проверок соблюдения финансового, банковского, валютного, налогового, таможенного и трудового законодательства, обращать внимание на выявление и предупреждение уголовно наказуемых правонарушений. Установив признаки состава преступления, прокурор обязан выносить мотивированное постановление о направление материалов в органы предварительного расследования для принятия решения о возбуждении уголовного дела.
Органы прокуратуры обязаны обеспечить надзор за выявлением следователями и органами дознания при расследовании уголовных дел причин и условий, способствовавших совершению преступлений. Используя свои полномочия, прокуроры должны добиваться при этом безусловного принятия реальных мер по их устранению; противодействовать попыткам укрытия преступлений от регистрации, принимать все меры к обеспечению своевременного и качественного расследования и раскрытия преступлений, к повышению эффективности в работе следователей, прокуроров-криминалистов, остро реагировать на бездеятельность в установлении и розыске преступников, факты необоснованного приостановления и прекращения уголовных дел; расследование наиболее сложных и актуальных дел, как правило, поручать следователям Следственного комитета при прокуратуре РФ. В необходимых случаях прокурорами создаются по согласованию с руководителями правоохранительных органов межведомственные следственные группы, в состав которых включены сотрудники оперативно-розыскных подразделений.
В своей деятельности руководители соответствующих прокуратур должны обеспечивать высокий уровень поддержания государственного обвинения в судах, опротестование каждого незаконного и необоснованного судебного постановления, определения и приговора. Выводы, вытекающие из результатов судебного рассмотрения уголовных дел, прокуроры должны использовать для совершенствования прокурорско-следственной практики по борьбе с преступностью.
При проведении проверок соблюдения законности и режима содержания в местах лишения свободы принципиально реагировать на выявленные нарушения, не допускать послабления опасным преступникам. Особое внимание обращать на соблюдение требований, относящихся к режиму содержания организаторов и членов преступных групп.
Прокуроры должны стремиться всемерно расширять и укреплять сотрудничество с правоохранительными органами других государств, налаживать взаимодействие с ними в раскрытии и расследовании транснациональных преступлений, обеспечивать строгое и неукоснительное исполнение международных договоров и соглашений, регулярно анализировать и обобщать практику исполнения международных поручений о правовой помощи, принимать необходимые меры к ее совершенствованию.
Прокурорам субъектов РФ, приравненным к ним военным и другим специализированным прокурорам, прокурорам городов и районов, другим территориальным, военным и иным специализированным прокурорам улучшать постановку информационно-аналитической и методической работы. В этих целях необходимо системно использовать статистические и иные данные, материалы прокурорских проверок уголовных, гражданских и арбитражных дел, контролирующих органов, а также дел об административных правонарушениях, результаты проверок заявлений и жалоб граждан, научных исследований, сообщения средств массовой информации и другие сведения, характеризующие криминогенную обстановку. Результаты анализа необходимо использовать при подготовке предложений по усилению борьбы с преступностью.
Анализ состояния преступности, условий и причин, ей способствующих, проводить не реже чем два раза в год. По полученным результатам принимать организационно-распорядительные решения, вносить предложения по усилению борьбы с преступностью. О фактах, требующих вмешательства федеральных органов законодательной и исполнительной власти, безотлагательно сообщать в Генеральную прокуратуру РФ.
11.2. Организация работы с жалобами, заявлениями и обращениями граждан
Работу прокурора по рассмотрению обращений и приему граждан следует считать составной частью правозащитной функции прокуратуры, подчинив ее решению задач по охране прав и свобод человека и гражданина, укреплению законности и правопорядка.
Инструкция о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в системе прокуратуры Российской Федерации, утвержденная приказом Генеральной прокуратуры РФ от 17.12.2007 № 200, устанавливает порядок рассмотрения и разрешения заявлений и жалоб граждан, должностных и других лиц, запросов и обращений членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы, депутатов представительных (законодательных) органов субъектов РФ, а также организации приема граждан, должностных и других лиц в Генеральной прокуратуре РФ, прокуратурах субъектов РФ, приравненных к ним военных и других специализированных прокуратурах, прокуратурах городов, районов, приравненных к ним военных и иных специализированных прокуратурах, в научных и образовательных учреждениях Генеральной прокуратуры РФ.
Положения данной Инструкции распространяются на заявления, жалобы, запросы (обращения), содержащие сведения о нарушениях законодательства, охраняемых законом прав, свобод человека и гражданина, интересов общества и государства, полученные на личном приеме, по почте, факсимильной связи, телеграфу. При отсутствии в обращениях достаточных для их разрешения сведений (об органе, принявшем обжалуемое решение, времени его принятия и т. п.) они в пятидневный срок возвращаются заявителям с предложением восполнить недостающие данные, а также разъяснением, куда им для этого следует обратиться.
Обращения граждан, а также руководителей коммерческих структур и иных организаций, не содержащие сведений о фамилии или местонахождении (адреса) заявителя, признаются анонимными, остаются без рассмотрения, а при наличии в них сообщений о готовящихся или совершенных преступлениях – направляются в правоохранительные органы по принадлежности.
Предварительное рассмотрение обращений и запросов в Генеральной прокуратуре РФ осуществляет управление по рассмотрению писем и приему граждан, а в прокуратурах субъектов РФ, приравненных к ним военных и других специализированных прокуратурах – отдел писем, старший помощник прокурора по рассмотрению писем и приему граждан.
В прокуратурах городов и районов, приравненных к ним военных и иных специализированных прокуратурах все поступающие заявления, жалобы, запросы (обращения) после регистрации передаются на рассмотрение прокурору или его заместителям в соответствии с распределением обязанностей.
Заявления, жалобы, запросы (обращения), разрешение которых не входит в компетенцию данной прокуратуры, в пятидневный срок с момента поступления подлежат направлению соответствующему прокурору с одновременным уведомлением об этом заявителей. При пересылке заявлений, жалоб, запросов (обращений) вышестоящему прокурору к ним прилагаются имеющиеся материалы, необходимые для разрешения обращения.
После предварительного рассмотрения для доклада Генеральному прокурору РФ либо лицу, его замещающему, передаются:
– обращения Президента РФ и его помощников, Председателя Правительства РФ и его заместителей, Руководителя Администрации Президента РФ и его заместителей, Секретаря Совета Безопасности РФ, Председателя Совета Федерации и Председателя Государственной Думы Федерального Собрания РФ, председателей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ, Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, Председателя Счетной палаты РФ, секретаря Общественной палаты РФ, Руководителя Аппарата Правительства РФ, руководителей федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляют Президент РФ и Правительство РФ;
– парламентские запросы, запросы членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ, адресованные Генеральному прокурору РФ, а также обращения и запросы, в которых обжалуются решения заместителей Генерального прокурора РФ, Председателя Следственного комитета либо содержатся сведения о злоупотреблениях и иных правонарушениях, допущенных работниками Генеральной прокуратуры РФ и руководителями прокуратур субъектов РФ;
– обращения других лиц по фактам коррупции, злоупотребления служебным положением и иных правонарушений, допущенных работниками Генеральной прокуратуры РФ, руководителями прокуратур субъектов РФ и высшими должностными лицами РФ.
Прокурорам субъектов РФ, приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам иных специализированных прокуратур передаются обращения:
11.1. Участие прокурора в уголовном преследовании
Несмотря на принимаемые в последнее время решительные меры, направленные на активизацию борьбы с преступностью, рост ее тем не менее продолжается.
В соответствии с приказом Генерального прокурора РФ от 26.06.1997 № 34 «Об организации работы органов прокуратуры по борьбе с преступностью» в целях решительного усиления борьбы с преступностью и ее предупреждения, повышения действенности прокурорского надзора уполномоченные прокуроры должны исходить из того, что исчерпывающая реализация полномочий, предусмотренных Законом о прокуратуре, по осуществлению надзора за исполнением законов, направленных на защиту прав человека и гражданина, охраняемых интересов общества и государства от преступных посягательств, за расследованием и раскрытием, а также по уголовному преследованию и координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью являются важнейшими направлениями в работе органов прокуратуры.
Пресечение и предупреждение организованной преступности должно считаться основным направлением деятельности органов прокуратуры. Особое внимание прокуроры должны обращать на безусловное выполнение законов, направленных на предупреждение преступности среди несовершеннолетних, и прежде всего ее организованных форм. Прокуроры должны обеспечивать соблюдение всех процессуальных особенностей расследования уголовных дел в отношении подростков, принимать меры к охране их прав, предусмотренных действующим законодательством, активно использовать свои полномочия для правовой защиты детства, предупреждения безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Принимая участие в совместной с другими правоохранительными органами деятельности по борьбе с преступностью, прокуроры обязаны сосредоточить усилия на обеспечении раскрываемости и пресечении умышленных убийств, бандитизма, терроризма, экономических преступлений и коррупции, незаконного оборота оружия и наркотиков. Они должны бескомпромиссно осуществлять уголовное преследование должностных лиц, оказывавших содействие криминальным структурам в преступной деятельности.
Осуществляя надзор за исполнением законов, направленных на борьбу с преступностью, федеральными министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов, особое внимание прокуроры должны обращать на предупреждение пьянства, наркомании, бродяжничества, рецидивной преступности, нарушений порядка приобретения и использования оружия, безнадзорности несовершеннолетних и своевременную передачу в правоохранительные органы материалов о преступлениях.
Органы прокуратуры должны вносить предложения по укреплению правопорядка в представительные (законодательные), исполнительные органы и органы местного самоуправления, коммерческие и некоммерческие организации. При необходимости приглашать их руководителей на заседания коллегий и оперативных совещаний, посвященных обсуждению проблем борьбы с преступностью.
Прокуроры должны участвовать в рассмотрении коллегиальными органами представлений, протестов. В случае неисполнения требований прокурора следует незамедлительно привлекать виновных к установленной законом ответственности.
При осуществлении надзора за исполнением законов и законностью правовых актов, проведении проверок соблюдения финансового, банковского, валютного, налогового, таможенного и трудового законодательства, обращать внимание на выявление и предупреждение уголовно наказуемых правонарушений. Установив признаки состава преступления, прокурор обязан выносить мотивированное постановление о направление материалов в органы предварительного расследования для принятия решения о возбуждении уголовного дела.
Органы прокуратуры обязаны обеспечить надзор за выявлением следователями и органами дознания при расследовании уголовных дел причин и условий, способствовавших совершению преступлений. Используя свои полномочия, прокуроры должны добиваться при этом безусловного принятия реальных мер по их устранению; противодействовать попыткам укрытия преступлений от регистрации, принимать все меры к обеспечению своевременного и качественного расследования и раскрытия преступлений, к повышению эффективности в работе следователей, прокуроров-криминалистов, остро реагировать на бездеятельность в установлении и розыске преступников, факты необоснованного приостановления и прекращения уголовных дел; расследование наиболее сложных и актуальных дел, как правило, поручать следователям Следственного комитета при прокуратуре РФ. В необходимых случаях прокурорами создаются по согласованию с руководителями правоохранительных органов межведомственные следственные группы, в состав которых включены сотрудники оперативно-розыскных подразделений.
В своей деятельности руководители соответствующих прокуратур должны обеспечивать высокий уровень поддержания государственного обвинения в судах, опротестование каждого незаконного и необоснованного судебного постановления, определения и приговора. Выводы, вытекающие из результатов судебного рассмотрения уголовных дел, прокуроры должны использовать для совершенствования прокурорско-следственной практики по борьбе с преступностью.
При проведении проверок соблюдения законности и режима содержания в местах лишения свободы принципиально реагировать на выявленные нарушения, не допускать послабления опасным преступникам. Особое внимание обращать на соблюдение требований, относящихся к режиму содержания организаторов и членов преступных групп.
Прокуроры должны стремиться всемерно расширять и укреплять сотрудничество с правоохранительными органами других государств, налаживать взаимодействие с ними в раскрытии и расследовании транснациональных преступлений, обеспечивать строгое и неукоснительное исполнение международных договоров и соглашений, регулярно анализировать и обобщать практику исполнения международных поручений о правовой помощи, принимать необходимые меры к ее совершенствованию.
Прокурорам субъектов РФ, приравненным к ним военным и другим специализированным прокурорам, прокурорам городов и районов, другим территориальным, военным и иным специализированным прокурорам улучшать постановку информационно-аналитической и методической работы. В этих целях необходимо системно использовать статистические и иные данные, материалы прокурорских проверок уголовных, гражданских и арбитражных дел, контролирующих органов, а также дел об административных правонарушениях, результаты проверок заявлений и жалоб граждан, научных исследований, сообщения средств массовой информации и другие сведения, характеризующие криминогенную обстановку. Результаты анализа необходимо использовать при подготовке предложений по усилению борьбы с преступностью.
Анализ состояния преступности, условий и причин, ей способствующих, проводить не реже чем два раза в год. По полученным результатам принимать организационно-распорядительные решения, вносить предложения по усилению борьбы с преступностью. О фактах, требующих вмешательства федеральных органов законодательной и исполнительной власти, безотлагательно сообщать в Генеральную прокуратуру РФ.
11.2. Организация работы с жалобами, заявлениями и обращениями граждан
Работу прокурора по рассмотрению обращений и приему граждан следует считать составной частью правозащитной функции прокуратуры, подчинив ее решению задач по охране прав и свобод человека и гражданина, укреплению законности и правопорядка.
Инструкция о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в системе прокуратуры Российской Федерации, утвержденная приказом Генеральной прокуратуры РФ от 17.12.2007 № 200, устанавливает порядок рассмотрения и разрешения заявлений и жалоб граждан, должностных и других лиц, запросов и обращений членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы, депутатов представительных (законодательных) органов субъектов РФ, а также организации приема граждан, должностных и других лиц в Генеральной прокуратуре РФ, прокуратурах субъектов РФ, приравненных к ним военных и других специализированных прокуратурах, прокуратурах городов, районов, приравненных к ним военных и иных специализированных прокуратурах, в научных и образовательных учреждениях Генеральной прокуратуры РФ.
Положения данной Инструкции распространяются на заявления, жалобы, запросы (обращения), содержащие сведения о нарушениях законодательства, охраняемых законом прав, свобод человека и гражданина, интересов общества и государства, полученные на личном приеме, по почте, факсимильной связи, телеграфу. При отсутствии в обращениях достаточных для их разрешения сведений (об органе, принявшем обжалуемое решение, времени его принятия и т. п.) они в пятидневный срок возвращаются заявителям с предложением восполнить недостающие данные, а также разъяснением, куда им для этого следует обратиться.
Обращения граждан, а также руководителей коммерческих структур и иных организаций, не содержащие сведений о фамилии или местонахождении (адреса) заявителя, признаются анонимными, остаются без рассмотрения, а при наличии в них сообщений о готовящихся или совершенных преступлениях – направляются в правоохранительные органы по принадлежности.
Предварительное рассмотрение обращений и запросов в Генеральной прокуратуре РФ осуществляет управление по рассмотрению писем и приему граждан, а в прокуратурах субъектов РФ, приравненных к ним военных и других специализированных прокуратурах – отдел писем, старший помощник прокурора по рассмотрению писем и приему граждан.
В прокуратурах городов и районов, приравненных к ним военных и иных специализированных прокуратурах все поступающие заявления, жалобы, запросы (обращения) после регистрации передаются на рассмотрение прокурору или его заместителям в соответствии с распределением обязанностей.
Заявления, жалобы, запросы (обращения), разрешение которых не входит в компетенцию данной прокуратуры, в пятидневный срок с момента поступления подлежат направлению соответствующему прокурору с одновременным уведомлением об этом заявителей. При пересылке заявлений, жалоб, запросов (обращений) вышестоящему прокурору к ним прилагаются имеющиеся материалы, необходимые для разрешения обращения.
После предварительного рассмотрения для доклада Генеральному прокурору РФ либо лицу, его замещающему, передаются:
– обращения Президента РФ и его помощников, Председателя Правительства РФ и его заместителей, Руководителя Администрации Президента РФ и его заместителей, Секретаря Совета Безопасности РФ, Председателя Совета Федерации и Председателя Государственной Думы Федерального Собрания РФ, председателей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ, Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, Председателя Счетной палаты РФ, секретаря Общественной палаты РФ, Руководителя Аппарата Правительства РФ, руководителей федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляют Президент РФ и Правительство РФ;
– парламентские запросы, запросы членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ, адресованные Генеральному прокурору РФ, а также обращения и запросы, в которых обжалуются решения заместителей Генерального прокурора РФ, Председателя Следственного комитета либо содержатся сведения о злоупотреблениях и иных правонарушениях, допущенных работниками Генеральной прокуратуры РФ и руководителями прокуратур субъектов РФ;
– обращения других лиц по фактам коррупции, злоупотребления служебным положением и иных правонарушений, допущенных работниками Генеральной прокуратуры РФ, руководителями прокуратур субъектов РФ и высшими должностными лицами РФ.
Прокурорам субъектов РФ, приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам иных специализированных прокуратур передаются обращения: