Файл: Реферат по дисциплине история и культура чувашии.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 237

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

 ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЧУВАШСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ И. Н. УЛЬЯНОВА».



Реферат

по дисциплине «ИСТОРИЯ И КУЛЬТУРА ЧУВАШИИ»

тема : Чувашский народный костюм

Студент. группы М-33-2-22 Иванов Дмитрий

Доцент к.и.н. Кодыбайкин С. Н.

Чебоксары, 2022 г.

1 Чувашский народный костюм.

1.1 Происхождение и функции народного костюма.
Национальный костюм во все времена привлекал к себе особое внимание. Национальный костюм символизирует грандиозный путь древней культурной традиции, созданной и выстраданной чувашским народом, который прошел через невероятные по драматизму испытания. Он отражает художественно-эстетические вкусы чувашского этноса, его философские и нравственные представления, самобытное понимание мироздания и взаимосвязь человека с окружающей природой. Многочисленные порой уникальные формы чувашского костюма хранятся в виде разобщенных экспонатов в фондах ведущих музеев Чувашии, Казани, Самары, Саратова, Ульяновска, Уфы, а также Москвы и Санкт-Петербурга.

-памятник культуры, созданный в течение тысячелетий в разных географических ареалах, исторических обстоятельствах, в среде космогонических представлений и развивающийся благодаря эстетическим воззрениям, природным, социально-экономическим и культурным условиям. Делится на три основных вида по признакам этнографических групп: вирьял - верховые, анатри - низовые, анатенчи — средненизовые. Различается по принадлежностям элементов к полу, формам ношения, пошиву, орнаментальному украшению и цветовому сочетанию

В основе чувашского женского костюма лежит туникообразная рубаха – кепе и штаны с широким шагом – йем. Рубаха богато украшалась вышивкой и носилась с напуском на талии. На рубаху надевали фартук – запон. Женщины украшали себя подвесками из монет и металлическими бляхами. Девичий головной убор – тухья представлял собой конусообразную шапочку с тикой и наушниками, на концах которых прикреплены тесёмками. Чувашские женщины носили разного рода платки (туттар).


В ансамбль народного женского костюма входит: кeпе (рубашка) с нагрудными медальонами кeскe, шупaр (вид халата), чeр cитти (передник), пиcиххи (пояс), платки, атa (сапоги), тaла (онучи, белые у низовых и средненизовых, черные у верховых), головные уборы - хушпу с закрытым, конусообразным или открытым верхом (тухья), сурпан и сурпан тутри (полотенцеобразные повязки), чалма (повязка поверх сурпана), тастар (головная повязка), масмак (налобная повязка), тевет (перевязь), сaрка (подвеска), алка (серьги), шaрcа, мaя (шейные наряды), ама, шълкеме (нагрудные украшения), ceрe (кольцо), сулa (браслет), яркaч (набедренники), сарa (поясной наряд), йeс хyре (нахвостник), cyc туни тенки (накосник), енчeк (поясной кошелечек для зеркала и монет), тeкeр (поясное зеркальце) и др.
История

Бисер и раковины в качестве украшения появились у предков чувашей в очень древние времена. Но  во время монголо-татарского ига часть мастеров была вывезена в Золотую Орду, часть погибла. У чувашей, укрывшихся в лесах осталась традиция украшать себя ювелирными изделиями из драгоценных металлов и, вероятнее всего, именно тогда и произошла эта замена височных колец, гривн, различных подвесок, монетами. Бисер

Бисер у чувашей употреблялся для изготовления девичьих головных уборов тухья и женских головных уборов хушпу, сохранившихся до наших дней, шейных украшений. Из него нанизали подвески для кос, кисти к наспинным и поясным украшениям. Каркас  тухьи и хушпу делался из толстой шерстяной или холщевой ткани, иногда кожи, на него суровой ниткой нашивался бисер. Орнамент бисерного шитья аналогичен геометрическому орнаменту вышивок. Основные цвета бисера - красный и зеленый (от темно голубого до голубого), белый и желтый.
2 Состав чувашской национальной одежды:

2.1 Мужской костюм
Одежда — важная часть многовековых национальных традиций. Она раскрывает особенности менталитета народа, воспроизводит в орнаменте его представления о добре и зле, формирует неповторимый культурный облик.

Чувашская одежда представлена разнообразием головных уборов, платьев и костюмов, а также известна богатством вышитых ромбо- и зигзагообразных узоров, монетной и бисерной отделки, специального кроя. По назначению она использовалась лишь примерно до середины XX века. Некоторые старинные наряды дошли до наших дней и пополнили коллекции 


Мужчины носили холстяные туникообразные рубахи (кĕпе) длиной до колен. Здесь грудной разрез располагался справа и завязывался тесьмой. Кĕпе низовой группы чувашей (анатри) отличались цветным клетчатым узором в красную или синюю клетку. Простые рабочие рубахи ничем не украшались, а праздничные — имели вышивку на грудном разрезе, рукавах и подоле.

Считалось, чем богаче узор, тем праздничнее одеяние. Однако мужской наряд орнаментировался скромнее женского. К примеру, на рубахе в области плеч вышивали узоры-символы неба, в области груди — узоры-символы огня, которые, по верованиям древних чувашей, обозначали мужественность.

Кроме того, мужчины носили штаны (йeм) и однотонную безрукавку. На праздники парни надевали кожаные сапоги (сăран атă).

Рисунок 2.1 Мужской костюм
Весной и осенью представители верховой группы носили в повседневности холстяной кафтан (шупăр) или шерстяной кафтан (сăхман), а низовой — суконный халат (пустав). Так же, как и женщины, зимой мужчины ходили в штанах из домашнего сукна и шубе из овчины с 2−3 сборками на талии (кĕрĕк). В дорогу поверх шубы или кафтана состоятельные чуваши надевали черный овчинный тулуп.

Одежда мальчиков была схожа со взрослой, но она не имела вышивки с ритуальной символикой. Ворот рубахи мальчика-подростка украшал однотонный узор.
2.2 Праздничная одежда девочки
Праздничная одежда маленькой девочки нарядна, но проста. Декор – это несложный узор или готовая тесьма, отороченная по подолу. Несложные украшения из тесьмы и бус украшают детскую головку. Девочка постарше носит украшение сара, вышитое несколько наивным полуреалистическим стилем.
Девочки с пяти - шести лет учились рукоделию. К 12-14 годам многие из них, освоив секреты мастерства, многообразие техники становились прекрасными мастерицами.

В гардеробе каждой чувашки была холстяная рубаха (кĕпе), которая ниспадала до щиколоток. В отличие от мужских рубах женские часто имели нагрудные узоры-обереги кĕске в виде солнца. Поверх рубахи надевали вышитый передник (чĕрçитти), а представительницы верховой группы (вирьял) вместо него в основном носили белый вышитый фартук (саппун).


Композиции чувашской нагрудной вышивки, мотивы и техники исполнения, имея единую этническую основу, варьируются у разных этнографических групп. Согласно народным поверьям, узоры защищали владелицу рубашки от злых духов. Со временем сакральное значение вышивки было утеряно, и нагрудные символы стали просто украшением.

Весной и осенью женщины спасались от прохлады легким кафтан-халатом или суконным кафтаном. Зимой чуваши надевали штаны из домашнего сукна и приталенную шубу из овчины со сборками на талии (кĕрĕк). Женская одежда отличалась от мужской большим числом сборок. Как правило, их было около пяти. Они подчеркивали состоятельность владельца шубы. Ведь если много сборок, значит и немало овчин ушло на ее изготовление.

Одежда девочек была проще, но выглядела не менее нарядно. Платья украшались несложным узором или тесьмой на подоле. На нагрудной части рубахи обычно вышивали две аккуратные косые полосы, а одну — только для сирот.


Рисунок 2.2 праздничная одежда девочки
3 Чувашская вышивка и орнамент (символика цвета, техника вышивки и др.): основные особенности
Вышивка — национальная гордость чувашского народа. Молва о ярких полотнах и нарядах с оригинальными узорами зигзагообразной и геометрической формы, что из города на Волге, ходит с давних времен по всему миру. Народный поэт Чувашии Порфирий Афанасьев пишет: «Сияют радужно веками узор чувашский и наряд, неугасимыми лучами на всю Вселенную горят». Однако год рождения чувашской вышивки до сих пор неизвестен.

рисунок 3.1 Кĕске (вышитые «розетки» на чувашской женской рубахе в области груди), XIX век

Специалисты народного промысла, глядя на них, отмечают богатство узоров, нитей и цвета, своеобразие швов и филигранность их исполнения, а особенно восхищаются отсутствием изнанки.

Чувашская вышивка, единственная в своем роде, не имеет узлов и с обеих сторон выглядит одинаково
Музейные собрания хранят орнаментированные вышивкой коллекции чувашской одежды, головных уборов, скатертей и салфеток преимущественно конца XVIII — начала XX веков. До наших дней дошли и отдельные образцы рубежа XV-XVI столетий.


3.1 О чем рассказывает чувашский орнамент


Узор

«Чувашки мастерски вышивают по счету шелком свои рубашки и такими трудными узорами, что даже дама, мастерица шить по канве, полюбуется их работой»

Александра Фукс, русская поэтесса, автор этнографических очерков

Чувашская вышивка состоит из строгого геометрического узора с животными и растительными мотивами: полос и зигзагов, многочисленных квадратов, прямоугольников и треугольников, а изредка — из небольших овалов и кругов.

Полноценный рисунок получают разными типами швов: росписью, косым стежком, гладью, тамбуром и т.д. Рукодельницы могут использовать до 30 разных техник.

«В области прикладного искусства, каковым является вышивка, чуваши-болгары являются законодателями и учителями Волжского края»

Символика

Чувашский узор — знаковое письмо, шифр-послание с разными значениями, схожее с руническими письменами.

В орнамент закладывается смысл, который может отражаться на судьбе хозяина украшенной вышивкой одежды. Например, линиями обозначают жизненный путь и дорогу, рисунком животного — трудолюбие. Некоторые узоры — это конкретные имена людей и их предков, названия населенных пунктов.

Цвет

Алый, приглушенный красный, мареновый, желтый, оранжевый и зеленый — самые распространенные цвета чувашской вышивки. Каждый из них несет в себе глубокий подтекст.

По верованиям чувашей, черный — это цвет земли. Красный подразумевает огонь, источник счастья и торжества, желтый — солнце и радость, зеленый — жизнь и плодородие, синий — волшебство, а белый фон холста — чистоту и здоровье.



Рисунок 3.2
Раньше чувашские рукодельницы вышивали нитками из растительного волокна, шелками и шерстяными нитками на домотканом холсте. Добивались яркого цвета в домашних условиях. Например, иногда красили нитки корой дуба. Они вымачивали их в отваре коры несколько дней, чтобы получился насыщенный малиновый цвет, и еще дольше — до темно-коричневого цвета.

Также для окраски нитей древние чуваши использовали листья и стебли растений и деревьев, которые придавали их волокнам зеленый цвет, а солома — желтый. Для закрепления цвета нитки варили в котлах.