Файл: Английский язык теория и методика преподавания в образовательной организации.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 85
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
грамматических упражнений на отработку того или иного грамматического явления. Это значит, что коммуникативная технология дает возможность использовать грамматический материал во всех видах речевой деятельности: чтении, письме, аудировании и говорении. Составление диалогов, расспросов, объяснений, придумывании заданий друг для друга значительно облегчают и делают более продуктивным решение учебных задач. Коммуникативно-ориентированное обучение грамматике позволяет значительно повысить мотивацию, что сильно влияет на качество образования ребенка и его успешность, расширяет возможности речи и придаёт естественность высказываниям учащихся в учебных условиях. Речь реализуется в конкретной ситуации, в которой есть время, место, партнеры по общению и речевая задача, которую они должны решить. Задачи ставятся самые разные: от передачи информации или запроса информации, до поздравлений, извинений, предложений чего-либо и т.д. Язык должен выполнять различные функции. Задача учителя – обозначить функции учащимся.
3.2 Закрепление грамматических навыков с использованием современных интерактивных методов.
Интерактивное обучение (прямой перевод термина «интерактивный» - взаимодействующий) – современный способ
обучения, который состоит во взаимодействии всех участников учебного процесса, то есть учеников и учителя. Эта методика эффективна не только с точки зрения получения знаний, но также и со стороны формирования личностных навыков, развития характера учащегося. Интерактивные методы обучения английскому языку помогают учащимся не только обмениваться информацией, но и получить практические навыки общения на английском языке, учат формулировать свои мысли, быстро реагировать и отвечать на реплики собеседника.
Одной из форм совместного обучения в малых группах, так называемое collaborative learning in small cooperative groups является групповая деятельность. Она наиболее полно отвечает целям и задачам интерактивного обучения. Достижение состояния сотрудничества в группах обеспечивает качественное формирование новых знаний и умений, активное развитие социальных навыков. Необходимо построить эффективное взаимодействие обучающихся. Цель организации взаимодействия (интеракции) надо ставить при планировании урока и непосредственно в процессе его осуществления. Для того, чтобы овладеть иноязычной речью вне ситуации реального общения с носителями языка, ученикам необходимо создать условия для языкового общения на уроке. Учащиеся работают вместе, вырабатывая новые знания совместными усилиями.
Ещё одной из форм работы в малых группах является работа в парах. В паре партнеры общаются друг с другом лицом к лицу увеличивая время общения на языке, в то время как в группах это время надо делить на всех участников. Но данная форма работы хороша в небольшой группе учащихся.
Кооперативное обучение является также одним из видов интерактивного обучения, при котором класс делится на несколько групп, каждая из которых действует по инструкции преподавателя. Каждая группа работает над своим заданием, которое является частью общей цели. В конце урока все части соединяют в одно целое, получив таким образом полную информацию о грамматическом явлении или ситуации. Главная идея этого метода – учиться вместе.
Еще одним примером может служить ролевая игра, которая совмещает учебную, игровую и речевую деятельность одновременно. С точки зрения учащихся, ролевая игра – это игровая деятельность, в процессе которой они выступают в разных ролях. Учитель же управляет этой игрой, с его точки зрения цель игры – формирование и развитие речевых навыков и умений
учащихся. Ролевую игру в значительной степени определяет выбор языковых средств. Именно они способствуют развитию речевых навыков и умений, позволяют моделировать общение учащихся в разных речевых ситуациях.
3.3 Урок в формате создания реальных ситуаций общения в различных общественных местах с целью закрепления грамматической темы «Употребление модальных глаголов can, may, could, should, must, have to, shall, will).
Вот пример ролевой игры, использованной мной на уроке в 9-м классе.
В нашей школе обучение английскому языку строится с применением УМК «Spotlight» (авт. Вирджиния Эванс, Дженни Дули, Ольга Подоляко, Юлия Ваулина), который полностью отвечает требованиям ФГОС и позволяет в полной мере применять на уроке технологию интерактивного обучения. Я поставила перед собой задачу провести на уроке не просто анализ учебного материала с выполнением последующих заданий, а создать ситуацию реального общения, обсудить личностно-знакомые для учащихся вопросы в новом, необычном для них формате занятия, разбудить эмоции и вовлечь учащихся в учебный процесс с помощью ролевой игры.
Домашним заданием учеников была работа по тексту о здоровом образе жизни «Do you have Healthy Habits?» Учащиеся должны были дома ответить на вопросы по тексту и выписать из него слова по теме «Healthy style of life». Задачей учителя на уроке было создать условия для развития коммуникативных навыков с помощью разнообразных видов речевой деятельности. Урок начался с фонетической разминки и активизации лексических единиц по теме «Health». В речевых упражнениях учащиеся отрабатывали грамотное употребление ключевых слов и фраз: stay healthy, to starve, to relax, talk through smb.problems, keep fit, to treat yourself, balanced life, good nutrition, stressing out, to lose/put on weight, junk food, burn calories и др. Поскольку на предыдущем уроке были повторены модальные глаголы и различные аспекты их употребления, следующим этапом урока стала ролевая игра с использованием модальных глаголов и лексики урока. Подростки сидели не как обычно, рядами за партами, а группами по два-три ученика. Спецификой задания, влияющего в большей степени на мотивационную сферу, было общение в разных общественных местах: в спортивном центре, в кабинете врача-диетолога, в кафе, в том числе, получение информации по телефону.
Учитель сначала играл роль администратора, доктора, спортивного инструктора, затем уступил место учащимся, которые в живом диалоге выясняли для себя необходимую информацию, представляя себя то в роли желающего сбросить вес в тренажерном зале, то в роли посетителя в кафе, то в беседе с врачом-диетологом, выясняя подробности здорового питания.
Благодаря созданию пространства неформального общения, удалось достичь реалистичности. Урок прошел на высоком эмоциональном уровне, дети были заинтересованы и работали с удовольствием. На уроке были
задействованы все компоненты коммуникативной деятельности: рецептивный, репродуктивный, продуктивный. Незаметно, во время составления и проговаривания диалогов, были проработаны модальные глаголы, что дало возможность подготовиться к последующей письменной работе на использование их в письменной речи.
4. Тестовая методика проверки знаний.
Одной из основных технологий контроля обученности учащихся является тестовая методика проверки знаний, поскольку отработать грамматику на хорошем уровне без проверочных работ невозможно. Современные контрольные работы, в основном, даются в виде тестов. Именно тесты и предлагаются для проверки знаний на экзаменах в 9 классе и в 11-м. Тест никаких дополнительных знаний не даёт, это лишь проверка и аттестация уже имеющегося «багажа». Поэтому тестовые методики не служат для изучения языка: они помогают студенту лучше представить себя на экзамене, побуждают его к повторению разделов грамматики, лексики, ориентируют на конкретные формы работы. На сегодняшний день, цель тестовых методик в школе - подготовка к государственным экзаменам. Если вы преследуете цель их благополучной сдачи, потребуются не только знания, но и быстрота, умение концентрироваться, отбрасывать ненужную информацию, выделять главное, а также умение проявить максимум творческих способностей при написании эссе на ЕГЭ. Получение высоких баллов на экзаменах – залог успешности в будущей учебе в средних и высших учебных заведениях, поэтому требует особенно серьезного подхода и подготовки.
5. Заключение
Обучение грамматике в школе должно занимать одну из ведущих позиций, так как грамматический навык является одним из составляющих говорения. Грамматика - основа любого языка. Ее изучение необходимо для овладения всеми видами речевой деятельности — аудированием, говорением, чтением и письмом. Поэтому обучение грамматике в школе должно занимать одну из ведущих позиций, являться неотъемлемой частью коммуникативного подхода. Усвоение грамматики возможно
только с изучением грамматической структуры, грамматического значения этой структуры, а также формирования грамматического навыка. Современные интерактивные методы должны помочь учащимся понимать, для чего они делают то или иное задание или изучают определенные правила. Задания должны быть разнообразны и тщательно отобраны. Наглядность и игры также должны быть частью учебного процесса. При использовании дидактических игр, происходит тренировка грамматических структур и грамматических навыков, что имеет огромное практическое значение.
6. Краткое описание проекта:
В ходе нашего проекта мы решили следующие задачи:
- определить преимущественную методику объяснения и отработки грамматических особенностей иностранного языка;
- написать о коммуникативной методике и план объяснения и отработки грамматических особенностей иностранного языка;
- привести пример применения технологии закрепления грамматических навыков с использованием коммуникативной технологии (ролевая игра);
- рассмотреть современные интерактивные методы для учащихся.
Итак, мы видели, что обучение грамматике на уроках английского языка в школе является неотъемлемым и главным фактором развития грамотной устной речи. Грамматика иностранного языка должна способствовать формированию и развитию речевых умений и навыков, то есть быть неотъемлемой частью в речемыслительной деятельности.
7. Список литературы
Использование инновационных технологий на уроках английского языка: Материалы НПК «Совершенствование качества обучения иностранному языку в контексте реализации концепции модернизации образования». – Казань: РИЦ «Школа», 2007.
3.2 Закрепление грамматических навыков с использованием современных интерактивных методов.
Интерактивное обучение (прямой перевод термина «интерактивный» - взаимодействующий) – современный способ
обучения, который состоит во взаимодействии всех участников учебного процесса, то есть учеников и учителя. Эта методика эффективна не только с точки зрения получения знаний, но также и со стороны формирования личностных навыков, развития характера учащегося. Интерактивные методы обучения английскому языку помогают учащимся не только обмениваться информацией, но и получить практические навыки общения на английском языке, учат формулировать свои мысли, быстро реагировать и отвечать на реплики собеседника.
Одной из форм совместного обучения в малых группах, так называемое collaborative learning in small cooperative groups является групповая деятельность. Она наиболее полно отвечает целям и задачам интерактивного обучения. Достижение состояния сотрудничества в группах обеспечивает качественное формирование новых знаний и умений, активное развитие социальных навыков. Необходимо построить эффективное взаимодействие обучающихся. Цель организации взаимодействия (интеракции) надо ставить при планировании урока и непосредственно в процессе его осуществления. Для того, чтобы овладеть иноязычной речью вне ситуации реального общения с носителями языка, ученикам необходимо создать условия для языкового общения на уроке. Учащиеся работают вместе, вырабатывая новые знания совместными усилиями.
Ещё одной из форм работы в малых группах является работа в парах. В паре партнеры общаются друг с другом лицом к лицу увеличивая время общения на языке, в то время как в группах это время надо делить на всех участников. Но данная форма работы хороша в небольшой группе учащихся.
Кооперативное обучение является также одним из видов интерактивного обучения, при котором класс делится на несколько групп, каждая из которых действует по инструкции преподавателя. Каждая группа работает над своим заданием, которое является частью общей цели. В конце урока все части соединяют в одно целое, получив таким образом полную информацию о грамматическом явлении или ситуации. Главная идея этого метода – учиться вместе.
Еще одним примером может служить ролевая игра, которая совмещает учебную, игровую и речевую деятельность одновременно. С точки зрения учащихся, ролевая игра – это игровая деятельность, в процессе которой они выступают в разных ролях. Учитель же управляет этой игрой, с его точки зрения цель игры – формирование и развитие речевых навыков и умений
учащихся. Ролевую игру в значительной степени определяет выбор языковых средств. Именно они способствуют развитию речевых навыков и умений, позволяют моделировать общение учащихся в разных речевых ситуациях.
3.3 Урок в формате создания реальных ситуаций общения в различных общественных местах с целью закрепления грамматической темы «Употребление модальных глаголов can, may, could, should, must, have to, shall, will).
Вот пример ролевой игры, использованной мной на уроке в 9-м классе.
В нашей школе обучение английскому языку строится с применением УМК «Spotlight» (авт. Вирджиния Эванс, Дженни Дули, Ольга Подоляко, Юлия Ваулина), который полностью отвечает требованиям ФГОС и позволяет в полной мере применять на уроке технологию интерактивного обучения. Я поставила перед собой задачу провести на уроке не просто анализ учебного материала с выполнением последующих заданий, а создать ситуацию реального общения, обсудить личностно-знакомые для учащихся вопросы в новом, необычном для них формате занятия, разбудить эмоции и вовлечь учащихся в учебный процесс с помощью ролевой игры.
Домашним заданием учеников была работа по тексту о здоровом образе жизни «Do you have Healthy Habits?» Учащиеся должны были дома ответить на вопросы по тексту и выписать из него слова по теме «Healthy style of life». Задачей учителя на уроке было создать условия для развития коммуникативных навыков с помощью разнообразных видов речевой деятельности. Урок начался с фонетической разминки и активизации лексических единиц по теме «Health». В речевых упражнениях учащиеся отрабатывали грамотное употребление ключевых слов и фраз: stay healthy, to starve, to relax, talk through smb.problems, keep fit, to treat yourself, balanced life, good nutrition, stressing out, to lose/put on weight, junk food, burn calories и др. Поскольку на предыдущем уроке были повторены модальные глаголы и различные аспекты их употребления, следующим этапом урока стала ролевая игра с использованием модальных глаголов и лексики урока. Подростки сидели не как обычно, рядами за партами, а группами по два-три ученика. Спецификой задания, влияющего в большей степени на мотивационную сферу, было общение в разных общественных местах: в спортивном центре, в кабинете врача-диетолога, в кафе, в том числе, получение информации по телефону.
Учитель сначала играл роль администратора, доктора, спортивного инструктора, затем уступил место учащимся, которые в живом диалоге выясняли для себя необходимую информацию, представляя себя то в роли желающего сбросить вес в тренажерном зале, то в роли посетителя в кафе, то в беседе с врачом-диетологом, выясняя подробности здорового питания.
Благодаря созданию пространства неформального общения, удалось достичь реалистичности. Урок прошел на высоком эмоциональном уровне, дети были заинтересованы и работали с удовольствием. На уроке были
задействованы все компоненты коммуникативной деятельности: рецептивный, репродуктивный, продуктивный. Незаметно, во время составления и проговаривания диалогов, были проработаны модальные глаголы, что дало возможность подготовиться к последующей письменной работе на использование их в письменной речи.
4. Тестовая методика проверки знаний.
Одной из основных технологий контроля обученности учащихся является тестовая методика проверки знаний, поскольку отработать грамматику на хорошем уровне без проверочных работ невозможно. Современные контрольные работы, в основном, даются в виде тестов. Именно тесты и предлагаются для проверки знаний на экзаменах в 9 классе и в 11-м. Тест никаких дополнительных знаний не даёт, это лишь проверка и аттестация уже имеющегося «багажа». Поэтому тестовые методики не служат для изучения языка: они помогают студенту лучше представить себя на экзамене, побуждают его к повторению разделов грамматики, лексики, ориентируют на конкретные формы работы. На сегодняшний день, цель тестовых методик в школе - подготовка к государственным экзаменам. Если вы преследуете цель их благополучной сдачи, потребуются не только знания, но и быстрота, умение концентрироваться, отбрасывать ненужную информацию, выделять главное, а также умение проявить максимум творческих способностей при написании эссе на ЕГЭ. Получение высоких баллов на экзаменах – залог успешности в будущей учебе в средних и высших учебных заведениях, поэтому требует особенно серьезного подхода и подготовки.
5. Заключение
Обучение грамматике в школе должно занимать одну из ведущих позиций, так как грамматический навык является одним из составляющих говорения. Грамматика - основа любого языка. Ее изучение необходимо для овладения всеми видами речевой деятельности — аудированием, говорением, чтением и письмом. Поэтому обучение грамматике в школе должно занимать одну из ведущих позиций, являться неотъемлемой частью коммуникативного подхода. Усвоение грамматики возможно
только с изучением грамматической структуры, грамматического значения этой структуры, а также формирования грамматического навыка. Современные интерактивные методы должны помочь учащимся понимать, для чего они делают то или иное задание или изучают определенные правила. Задания должны быть разнообразны и тщательно отобраны. Наглядность и игры также должны быть частью учебного процесса. При использовании дидактических игр, происходит тренировка грамматических структур и грамматических навыков, что имеет огромное практическое значение.
6. Краткое описание проекта:
В ходе нашего проекта мы решили следующие задачи:
- определить преимущественную методику объяснения и отработки грамматических особенностей иностранного языка;
- написать о коммуникативной методике и план объяснения и отработки грамматических особенностей иностранного языка;
- привести пример применения технологии закрепления грамматических навыков с использованием коммуникативной технологии (ролевая игра);
- рассмотреть современные интерактивные методы для учащихся.
Итак, мы видели, что обучение грамматике на уроках английского языка в школе является неотъемлемым и главным фактором развития грамотной устной речи. Грамматика иностранного языка должна способствовать формированию и развитию речевых умений и навыков, то есть быть неотъемлемой частью в речемыслительной деятельности.
7. Список литературы
-
Китайгородская Г.А. Интенсивное обучение. Теория и практика. – М.: Высшая школа 2009 – 280с. -
Лисичкина Т.А., Плотникова Л.А., Сельментова Ю.В., Колосс Н.М.
Использование инновационных технологий на уроках английского языка: Материалы НПК «Совершенствование качества обучения иностранному языку в контексте реализации концепции модернизации образования». – Казань: РИЦ «Школа», 2007.
-
Гальскова, Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам: учеб. пособие / Н.Д. Гальскова. - М.: АРКТИ, 2000. - 372 с. -
Витлин, Ж.А. Современные проблемы обучения грамматике иноязычных языков // Иностранные языки в школе, 2000. - №5. - С. 5-7. -
Куприянова, Г.В. Групповая и самостоятельная работа учащихся при освоении грамматики // Иностранные языки в школе, 2001. - №6. - С. 7-10. -
Опойкова, О.Н. Коммуникативные приемы обучения грамматике // Иностранные языки в школе, 2005. - №8. - С. 39-42. -
Методики обучения иностранным языкам в средней школе, под ред. Колковой, М.К. [Текст] // Пособие для учителей, аспирантов и студентов - СПб.: КАРО, 2005. - 223 с. -
Щукин А.Н. Лингводидактический энциклопедический словарь. - Астрель. Хранитель, 2007 г. – 752с. -
Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: базовый курс лекций: пособие для студентов пед. вузов и учителей / Е.Н. Соловова. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2005. – 239с.