Файл: Практические и лабораторные работы по биологии как средство повышения мотивации студентов к естественнонаучному обучению.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 334
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Саратовской области
«Калининский техникум агробизнеса»
«Практические и лабораторные работы по биологии
как средство повышения мотивации студентов
к естественнонаучному обучению»
Подготовила:
Преподаватель химии и биологии
Данилова Таисия Викторовна
Калининск
2020
Содержание
1. Теоретическое обоснование……………………………..
2. Практическое обоснование ………………………………
3. Практическая реализация
3.1. Система реализации практических и лабораторных работ при изучении биологии в группах технического и естественнонаучного профиля
3.2. Комплект карт-инструкций для проведения практических и лабораторных работ
3.2.1 Карты-инструкции к практическим работам
3.2.2 Карты-инструкции к практическим работам
3.2.3. Карты–инструкции к лабораторным работам
3.2.4. Карты–инструкции к лабораторным работам
4. Отчет о реализации
5. Список литературы
1. Теоретическое обоснование
Последнее десятилетие стало для Российского образования периодом интенсивного поиска новых концептуальных идей, путей развития. Современная школа должна соответствовать целям опережающего инновационного развития экономики и социальной сферы, обеспечивать рост благосостояния страны и способствовать формированию человеческого потенциала. Всевозможные новации и реформы в образовании иногда развивают и дополняют содержание друг друга, иногда, наоборот, противоречат друг другу. В этих условиях рядовому учителю чрезвычайно важно определить собственные ориентиры педагогической деятельности, соотнеся их с интересами общества, личности и государства.
Сегодня образ выпускника школы становится ориентиром для проектирования процессов и условий получения образовательных результатов, главным инструментом развития школы и педагогического коллектива. Поэтому естественно, что перед учителем очень остро стоит вопрос: какого ученика должна выпускать во взрослую жизнь современная школа? У выпускника современной школы должны быть сформированы готовность и способность творчески мыслить, находить нестандартные пути решения, проявлять инициативу. Российскому обществу сегодня требуются люди, обладающие не просто хорошими знаниями, но и широким кругозором, инициативой, умеющие принимать ответственные решения, обладающие способностью к самообразованию и саморазвитию.
Поэтому одна из важных задач обучения - формирование у учащихся умения самостоятельно расширять и углублять знания, стремления развивать свои умственные способности и творческие задатки. Этим обусловлена необходимость таких методов обучения, как самостоятельная работа с учебной и научной литературой. Применением самостоятельных работ достигается активизация процесса обучения. Развитие познавательного интереса учащихся в ходе осуществления самостоятельной работы стимулирует учебную деятельность. Применение разных форм самостоятельных работ на уроках позволяет индивидуализировать и дифференцировать подходы к учащимся в процессе их обучения. К. Д. Ушинский считал, что только самостоятельная работа учащихся создаёт предпосылки для глубокого овладения знаниями, развития мышления и умственных способностей учащихся.
Что же следует понимать под самостоятельной учебной работой? Известный дидакт Б.П.Есипов писал: «Самостоятельная работа учащихся, выполняемая в процессе обучения, — это такая работа, которая выполняется без непосредственного участия учителя, но по его заданию в специально предоставленное для этого время; при этом учащиеся сознательно стремятся достигнуть поставленной в задании цели, проявляя свои усилия и выражая в той или иной форме результаты своих умственных и физических (или тех и других вместе) действий». Самостоятельность учащихся при добывании знаний и их критическое осмысление составляет одно из обязательных условий, обеспечивающих превращение знаний в убеждения.
Для изучения предметов естественнонаучного цикла большое значение имеют
такие виды самостоятельной работы как практические и лабораторные работы.
1. Лабораторная работа – вид самостоятельной работы на любом этапе урока, служащий для более продуктивного усвоения материала и получения конкретных, осознанных и прочных знаний. Во время лабораторных работ совершенствуются экспериментальные умения и навыки, т. к. ученики работают в основном самостоятельно. Лабораторные опыты проводят чаще всего для знакомства со свойствами и явлениями, а
также для конкретизации теоретических понятий или положений, реже – для получения новых знаний. Последние всегда содержат определенную познавательную задачу, которую учащиеся должны решить экспериментально. Это вносит элемент исследования, активизирующий мыслительную деятельность школьников. Задача лабораторных опытов – как можно быстрее познакомить учащихся с изучаемым конкретным явлением (процессом). Применяемая при этом техника сводится к выполнению учениками 2–3 операций, что, естественно, ограничивает возможности формирования практических умений и навыков. Кроме того, они не полностью овладевают вниманием учащихся, как практические занятия, т. к. после непродолжительного по времени самостоятельного выполнения работы (опыта) ученики должны быть снова готовы к восприятию объяснения.
2.Практическая работа – вид самостоятельной работы, когда ученики выполняют исследования на определенном уроке после изучения темы или раздела курса. Она способствует закреплению полученных знаний и развитию умения применять эти знания, а также формированию и усовершенствованию экспериментальных умений и навыков. Практическая работа требует от учащихся большей самостоятельности, чем лабораторные опыты, что способствует повышению дисциплины, собранности и ответственности. Роль преподавателя на практических работах заключается в наблюдении за правильностью выполнения опытов и правил техники безопасности, за порядком на рабочем столе, в оказании индивидуально-дифференцированной помощи. Во время практической работы учащиеся записывают результаты опытов, а в конце урока делают соответствующие выводы и обобщения.
Практические работы составляют часть содержания предмета, в них находят отражение методы исследования, свойственные науке, основы которой изучаются в школе. Главное назначение практических работ состоит в том, чтобы вооружить школьников умениями и навыками, специфичными для данного учебного предмета. Выполнению практической работы всегда предшествует получение определенных теоретических знаний и ознакомление со способами ее выполнения. Приобретение определенных умений и навыков составляет основную цель практических работ. Выполняя практическую работу, учащиеся более ясно и глубоко постигают изучаемые явления и существующие между ними связи, более прочно закрепляют полученные знания, вырабатывают и закрепляют практические умения и навыки для использования их в жизни.
Практические и самостоятельные работы имеют большое образовательное и воспитательное значение. Они вызывают мыслительную активность, дают возможность глубоко продумать изучаемое, подойти к воспринимаемым фактам и явлениям с разных сторон, отыскать главное, определить сходные черты и черты различия, сделать обобщения и выводы. При овладении знаниями практические и самостоятельные работы имеют большое значение для установления связи теории с практикой.
Практические и самостоятельные работы служат важным средством развития познавательных способностей школьников: наблюдательности, памяти, воображения, творческой активности в добывании и применении знаний. Они приучают школьников самостоятельно приобретать новые знания из книг, наблюдений, в процессе практической деятельности.
Без практических и самостоятельных работ нельзя обеспечить прочных и осознанных знаний, выработать необходимые умения и навыки, в том числе и для продолжения самообразования.
2. Практическое обоснование
Биология как учебный предмет – неотъемлемая составная часть естественнонаучного образования на всех ступенях обучения. Как один из важных компонентов образовательной области «Естествознание» биология вносит значительный вклад в достижение целей общего образования, обеспечивая освоение учащимися основ учебных дисциплин, развитие интеллектуальных и творческих способностей, формирование научного мировоззрения и ценностных ориентаций. Модернизация образования предусматривает повышение биологической грамотности подрастающего поколения. Независимо от того, какую специальность выберут в будущем выпускники школы, их жизнь будет неразрывно связана с биологией. Здоровье человека, его развитие, жизнь и здоровье будущих детей, пища, которую мы едим, воздух, которым мы дышим, та среда, в которой мы живем, - все это объекты биологии.
В рамках национального проекта образования «Наша новая школа» принципиальным отличием нового содержания биологического образования являются вариативность, определяемая альтернативными учебными программами и учебниками, разноуровневость, позволяющая развивать индивидуальные способности школьника, формировать творчески активную личность. В области биологического образования происходят смена целевой ориентации и более четкое обозначение приоритетности его развивающей функции. При сохранении общих требований к уровню образования используются альтернативные учебные программы, обеспечивается экологизация содержания всех биологических разделов и дифференцированное обучение на основе новых учебно-методических пособий. Учебная деятельность реализуется на основе «Российского стандарта общего образования».
Но, независимо от содержания учебных программ, все современные разделы биологии, изучаемые в общеобразовательной школе, должны подкрепляться материалами лабораторно-практических занятий. Сравнительный анализ новых учебных программ по биологии показывает, что все программы содержат значительное количество лабораторно-практических работ.
В авторских программах и учебно-тематических планированиях указано количество лабораторных, практических (по классам) и даны рекомендации по каждому действующему УМК. В зависимости от авторской линии, количество лабораторных, практических работ варьируется. Однако учителю необходимо ориентироваться на тот обязательный минимум лабораторных работ, который указан в примерных программах по биологии, разработанных в соответствии с государственными образовательными стандартами основного общего и полного (общего) среднего образования по биологии.
В ГАПОУ СО «КТА» по курсу «Общая биология» используется УМК под редакцией В.М. Константинова. Рабочая программа и тематическое планирование по предмету биология разрабатывается на основе Примерной программы по биологии среднего (полного) общего образования
Круг практических работ по общей биологии весьма обширен и характер их разнообразен. Между тем, для формирования правильных, прочных и действенных знаний у учащихся большое значение имеют тщательность отбора опытов, безукоризненная техника их выполнения и правильное методическое использование. Для учителя очень важно при проведении практической работы пользоваться грамотно составленной инструкцией.
Цель педагогического проекта: в рамках профильного обучения создать УМК для студентов технического и естественнонаучного профиля «Практикум по общей биологии».
Задачи:
-
На основе и Примерной программы по биологии среднего (полного) общего образования разработать систему обобщающих уроков с применением практических и лабораторных работ. -
На основе требований Государственного стандарта образования разработать карточки-инструкции для проведения практических и лабораторных работ. -
Апробировать «Практикум по общей биологии» в группах технического и естественнонаучного профиля.
3. Практическая реализация
3.1. Система реализации практических и лабораторных работ при изучении биологии в группах технического и естественнонаучного профиля.
Согласно рабочей программе и календарно-тематическому планированию к учебнику под редакцией В.М. Константинова для технического и естественнонаучного профиля профиля проводятся следующие практические и лабораторные работы:
Таблица №1. Распределение практических и лабораторных работ по темам.
Раздел курса «Общая биология» | Тема раздела. | Практическая часть | |
Практические работы | Лабораторные работы | ||
Введение в биологию | Предмет и задачи общей биологии | - | - |
Основные свойства живого | - | - | |
Происхождение и начальные этапы развития жизни на Земле | История представлений о возникновении жизни на Земле | - | - |
Предпосылки возникновения жизни на Земле | - | - | |
Современные представления о возникновении жизни на Земле | - | - | |
Учение о клетке | Введение в цитологию | | |
Химическая организация живого вещества | 1. Практическая работа №1 «Решение задач по молекулярной биологии» | 1. Лабораторная работа №1 «Определение крахмала в растительных тканях». 2. Лабораторная работа №2 «Опыты по определению каталитической активности ферментов». | |
Строение и функции прокариотической клетки | - | - | |
Структурно – функциональная организация клеток эукариот | 2. Практическая работа №2 «Сравнение строения клеток растений, грибов и бактерий» | 3. Лабораторная работа №3 «Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений», 4. Лабораторная работа №4 «Изучение хромосом на готовых микропрепаратах» 5,6 Лабораторная работа №5,6 «Опыты по изучению плазмолиза и деплазмолиза в растительной клетке», «Изучение клеток дрожжей под микроскопом». | |
Обмен веществ в клетке – метаболизм | | 7. Лабораторная работа №7 «Сравнение процессов брожения и дыхания» 8. Лабораторная работа № 8 «Сравнение процессов фотосинтеза и хемосинтеза» | |
Жизненный цикл клеток | | 9. Лабораторная работа № 9 «Изучение фаз митоза в клетках корешка лука» | |
Неклеточные формы жизни. Вирусы и бактериофаги. Клеточная теория. | - | - | |
Размножение организмов. | Бесполое размножение растений и животных. | - | - |
Половое размножение | 3. Практическая работа №3 «Сравнение процессов бесполого и полового размножения». 4. Практическая работа №4 «Сравнение процессов развития половых клеток у растений и животных». 5. Практическая работа № 5 «Сравнение процессов митоза и мейоза». | | |
Индивидуальное развитие организмов | Эмбриональное развитие животных | - | - |
Постэмбриональное развитие | - | - | |
Онтогенез растений | 6. Практическая работа № 6 «Сравнение процессов оплодотворения у цветковых растений и позвоночных животных». | | |
Общие закономерности онтогенеза | - | - | |
Развитие организма и окружающая среда | - | - | |
Основы генетики и селекции | История представлений о наследственности и изменчивости | - | - |
Основные закономерности наследственности | 7. Практическая работа N7 «Решение гeнетических задач на моно- и дигибридное скрещивание». 8. Практическая работа №8 «Решение генетических задач на сцепленное наследование». 9.Практическая работа №9 «Решение генетических задач на сцепленное с полом наследование». 10. Практическая работа №10 «Решение генетических задач на взаимодействие генов». | | |
Основные закономерности изменчивости | 11. Практическая работа № 11 «Выявление источников мутагенов в окружающей среде», | 10. Лабораторная работа №10 «Выявление изменчивости у особей одного вида». | |
Генетика человека | | 11. Лабораторная работа № 11 «Составление родословных» | |
Селекция животных, растений и микроорганизмов | 12. Практической работы №12 «Сравнительная характеристика пород (сортов)». | - | |
Эволюционное учение | Развитие представлений об эволюции живой природы | - | - |
Дарвинизм | 13. Практическая работа №1 «Сравнительная характеристика естественного и искусственного отбора». | 12. Лабораторная работа №1 «Сравнительная характеристика пород животных и сортов растений» | |
Синтетическая теория эволюции. Микроэволюция | 14. Практическая работа №2 «Сравнение процессов движущего и стабилизирующего отбора». 15. Практическая работа №3 «Сравнение процессов экологического и географического видообразования» | 13. Лабораторная работа №2 «Наблюдение и описание особей вида по морфологическому критерию». 14. Лабораторная работа №3 «Выявление изменчивости у особей одного вида». 15. Лабораторная работа №4 «Выявление приспособленности у организмов к среде обитания». | |
Основные закономерности эволюции. Макроэволюция. | 16. Практическая работа №4 «Сравнительная характеристика микро- и макроэволюции» 17. Практическая работа №5 «Сравнительная характеристика путей и направлений эволюции». 18. Практическая работа №6 «Выявление ароморфозов у растений». 19. Практическая работа № 7 «Выявление ароморфозов у животных» | 16. Лабораторная работа №5 «Выявление идиоадаптаций у растений». 17. Лабораторная работа №6 «Выявление идиоадаптаций у животных» | |
Развитие органического мира | Основные черты эволюции животного и растительного мира. | - | - |
Происхождение человека | 20. Практическая работа №8 «Анализ и оценка различных гипотез формирования человеческих рас». 21. Практическая работа №9 «Анализ и оценка различных гипотез возникновения происхождения человека» | - | |
Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии | Понятие о биосфере | 22. Практическая работа № 10 «Составление схем круговорота углерода, кислорода, азота» | - |
Жизнь в сообществах | | 18. Лабораторная работа № 7 «Описание экосистемы своей местности» | |
Взаимоотношения организма и среды | 23. Практическая работа № 11 «Составление схем переноса веществ и энергии в экосистемах». 24. Практическая работа №12 «Решение экологических задач». 25. Практическая работа № 13 «Сравнительная характеристика экосистем и агроэкосистем» | 19. Лабораторная работа №8 «Наблюдение и выявление приспособлений у организмов к влиянию различных экологических факторов». 20. Лабораторная работа № 9 «Выявление абиотических и биотических компонентов экосистемы» | |
Взаимоотношения между организмами | - | - | |
Биосфера и человек | Взаимосвязь природы и общества. Биология охраны природы | 26. Практическая работа № 14 «Анализ и оценка глобальных антропогенных изменений в биосфере» | 21. Лабораторная работа № 10 «Влияние антропогенных изменений в экосистемах своей местности». |
Бионика | - | - |