Файл: Психологический анализ прогностической компетентности будущих педагоговпрограммистов.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 79

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Тест антиципационной состоятельности (ТАС) предоставляет возможность оценить количественные показатели антиципационных (прогностических) способностей человека по трем составляющим - личностно-ситуативной, пространственной и временной. Тест может использоваться для оценки уровня прогностической компетентности в различных сферах жизни, включая деловую, профессиональную или личную деятельности [8].

Тест содержит ряд специальных заданий, которые оценивают психологические, когнитивные и мотивационные факторы, влияющие на антиципационную деятельность. Это могут быть задачи на логическое мышление, способность к выявлению закономерностей, быстрое принятие решений и другие.

Оценки, полученные в результате Теста антиципационной состоятельности (ТАС), могут быть использованы для принятия решений в различных областях, в том числе для проведения отбора персонала, оценки потенциала сотрудников, разработки индивидуальных программ обучения и тренингов, а также для принятия управленческих решений в различных ситуациях.

Некоторые недостатки Теста антиципационной состоятельности (прогностической компетентности) могут быть:

1) Тест может быть склонен к измерению лишь одного конкретного типа антиципационной деятельности, в то время как существуют другие формы прогнозирования событий.

2) Оценка ТАС (ПК) зависит от возможности респондента понимать и интерпретировать вопросы, что может привести к неточным ответам.

3) Результаты ТАС (ПК) могут быть сильно зависимы от конкретных ситуаций, к которым относятся вопросы, и оценки этих ситуаций могут быть субъективными.

4) Тест может быть чувствителен к влиянию социального или культурного окружения, что может повлиять на оценку способностей респондента.

Исходя из всего перечисленного, можно сказать, что для изучения прогностической компетенции педагогов-программистов наиболее подходящим типом тестирования является Тест антиципационной состоятельности (ТАС), так как отрицательные черты этого теста не сильно мешают из-за того, что каждый участник тестировался анонимно, и ситуации описанные в самом тесте не вызывали вопросов у тестируемых.

В заключении можно сказать, что тема антиципационной состоятельности (прогностической компетентности) изучалась многими, и было создано множество видов тестирования для определения прогностической компетенции. При помощи моделирования различных ситуаций, можно узнать насколько тестируемый хорошо и качественно продумывает каждое свое действие. Вклады исследователей этой важной, но не самой очевидной темы, служило огромным скачком для развития базы знаний, которой обладает человечество.


Анализ результатов диагностики по прогностической компетентности будущих педагогов-программистов

В процессе исследования прогностической компетентности у 12 девушек и 17 юношей было выявлено:

1)что у большинства испытуемых девушек было выявлена пониженная личностно-ситуативная составляющая прогностической компетенции, отражает коммуникативный уровень антиципации, т. е. способность прогнозировать жизненные события и ситуации, в это число включаются все у кого общее значение ниже 166. В свою очередь у 8 из 17 юношей также пониженная личностно-ситуативная составляющая. Наиболее наглядно можно увидеть в таблице 1 и 2 .

Таблица 1 - Результаты ниже нормы по личностно-коммуникативной составляющей



Юноши

Девушки

1

156

155

2

164

160

3

156

157

4

158

156

5

157

162

6

157

144

7

162

156

8

162



Таблица 2 - Результаты выше нормы по личностно-коммуникативной составляющей



Юноши

Девушки

1

188

169

2

170

167

3

170

168

4

168

183

5

178

166

6

181



7

183



8

183



9

177



2)что у большинства девушек и юношей недостаточно развита пространственная составляющая, которая отражает коммуникативный уровень антиципации, т. е. способность прогнозировать жизненные события и ситуации, в это число включаются все у кого значение ниже 52. Наиболее наглядно можно увидеть в таблице 3 и 4.



Таблица 3 - Результаты ниже нормы по пространственной составляющей



Юноши

Девушки

1

45

45

2

37

51

3

50

39

4

43

49

5

44

30

6

37

41

7

44

48

8

37

42

9

47

50

10

39

37

11

48



Таблица 4 - Результаты выше нормы по пространственной составляющей



Юноши

Девушки

1

56

57

2

58

57

3

57



4

57



5

58



6

56



7

56



3) что у большинства девушек и юношей недостаточно развита временная составляющая, которая презентует хроноритмологические особенности человека – способности прогнозировать течение и точно распределять время, в это число включаются все у кого значение меньше 42 . Наиболее наглядно можно увидеть в таблице 5 и 6.

Таблица 5 - Результаты ниже нормы по временной составляющей



Юноши

Девушки

1

38

28

2

31

37

3

38

37

4

35

38

5

35

30

6

35

41

7

37

38

8

31

38

9

39



10

35



11

40



12

36




Таблица 6 - Результаты выше нормы по временной составляющей



Юноши

Девушки

1

43

43

2

43

45

3

43

43

4

43

45

5

43



4)Не смотря на все вышеперечисленное, у множества юношей и девушек общая прогностическая компетенция у большинства участников общий уровень прогностической компетенции в норме, в это число включаются все у кого общее значение больше 240. Наиболее наглядно можно увидеть в таблице 7 и 8.

Таблица 7 - Результаты ниже общей нормы прогностической компетенции



Юноши

Девушки

1

238

228

2

232

236

3

236

231

4

236

222

5

236



Таблица 8 - Результаты выше общей нормы прогностической компетенции



Юноши

Девушки

1

271

250

2

244

243

3

250

283

4

250

268

5

248

244

6

249

241

7

269

249

8

279

257

9

283



10

283



11

263



12

269



Если сравнивать прогностическую компетентность между юношами и девушками, то, как результат, будет незначительная разница. Из
этого можно предполагать, что прогностическая компетенция не зависит от полового признака. Также наглядно показано, что прогностическая компетентность в общем смысле развита, но отдельные прогностические качества нужно развивать.

Рекомендации

Для развития качества личностно-ситуативной прогностической компетенции можно рекомендовать следующие подходы:

1. Систематическое изучение теоретических основ прогнозирования, включая знакомство с основными методами и техниками.Этот процесс может включать изучение статистических методов, экономических теорий, анализа данных и других методов прогнозирования.

Одним из ключевых аспектов развития прогностической компетенции является практическая работа с данными и использование различных методов анализа, таких как регрессионный анализ, анализ временных рядов, машинное обучение и других методов машинного анализа данных. Это помогает практиковать применение теоретических знаний на практике и получать опыт успешного прогнозирования в реальных условиях.

Также, развитие прогностической компетенции может быть улучшено путем частых обновлений информации и обучения, включая полезные ресурсы, курсы, семинары и практические мастер-классы по прогнозированию.

2. Обучение и практика применения инструментов, интегрирующих данные и информацию, которые позволяют выявлять потенциальные тенденции и трудности. Один из таких инструментов - машинное обучение. Этот подход позволяет автоматизировать процесс анализа данных и прогнозирования будущих тенденций и изменений. Для обучения моделей машинного обучения необходимо использовать данные, соответствующие задаче прогнозирования.

Кроме машинного обучения, существует множество других методов анализа данных, таких как статистический анализ, методы временных рядов, анализ сетей и другие. Важно выбрать подход, который лучше всего соответствует целям и задачам прогнозирования.

Чтобы развивать прогностическую компетенцию, также необходимо иметь определенный уровень знаний в области, для которой проводится прогнозирование. Это может включать знания о рынке, экономике, политической ситуации и т.д.

Также важным является опыт и практика работы с данными и информацией. Чем больше опыта у человека в этой области, тем более точные и надежные прогнозы он сможет делать.

Развитие прогностической компетенции можно совершенствовать через различные курсы и тренинги, включая онлайн-курсы и университетские программы. Важно также иметь возможность работать с реальными данными и проводить прогнозирование в реальных условиях, что позволит получить ценный опыт и практику.