Файл: Лирическая проза Рембо Одно лето в аду Подготовила студентка 3 курса группы 3русск Ткаченко К. Г.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 25
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Лирическая проза Рембо: «Одно лето в аду»
Подготовила студентка 3 курса группы 3русск Ткаченко К.Г.
Артюр Рембо - особое явление в литературе, он - enfant terriblle, скандальный устроитель, как сейчас бы сказали, всякого эпатажа и перформанса. Его поэзия всегда резонансна, наряду с ярко выраженной инфернальной аурой и притягательностью "злого гения" возникает какое-то чувство сопричастности и даже подчас сочувствия поэту , нечто такое, что тянет и не хочет отпускать. Его стихи - это чистый драйв, взвинченная до немыслимого предела темная энергетика безумия, облаченная в прекраснейшую по выразительности форму.
За время беспокойной любовной связи с Верленом Рембо создал два своих наиболее значительных произведения: великолепное и ужасное «Одно лето в аду» и абстрактные стихотворения в прозе «Озарения». С художественной точки зрения, Верлен был окончательно превзойден. Ганс Майер оценивает развитие отношений между двумя поэтами следующим образом: «Это было именно то, на что Верлен не был способен: сильное и постоянное чувство на фоне скандальных переживаний.
В 1873 году, после ссоры с Верленом, Рембо написал книгу медитации в прозе и поэзии «Одно лето в аду» («Через ад», «Сезон в аду»), в которой он выразил разочарование в «теории ясновидения». Эта книга была издана в 1873 году в Брюсселе тиражом 500 экземпляров по поручению Рембо за свой счет. Ни одна копия книги не была продана. Рембо посылает несколько книг своим знакомым, включая Верлена, который в то время находился в тюрьме Монса. По одной из версий, Рэмбо сжигает все оставшиеся экземпляры. Судьба издания оставалась загадочной до 1901 года, когда почти все издание «Сезона в аду» было случайно обнаружено в заброшенной комнате, ранее принадлежавшей издательству «Poot et Cie».
Верлен решил самостоятельно взяться за публикацию произведений Рембо (как работы «покинувшего нас Артура Рембо»), что встретило единодушное одобрение у критики. В 1884 году Верлен написал о Рембо книгу «Проклятые поэты». Несмотря на то, что слухи об успехе во Франции некоторым образом дошли до Рембо, поэт не проявил к этому ни малейшего интереса. Рембо отрекся от поэзии и путешествовал (по словам Майера) «от любви к скандальной славе до скандальной безвестности».
Слава никогда не интересовала Рембо. Он почти не заботился о судьбе своих стихов, особенно после 1873 года. Рембо не готовил свои стихи к публикации и не хотел, чтобы они печатались. «Одно лето в аду» - единственная книга, изданная самим поэтом, за исключением нескольких более ранних стихов, опубликованных в журналах, и поэмы 1871 года «Вороны». Все остальные прижизненные издания стихов были сделаны без ведома Рембо его друзьями, в частности, Полом Верленом в книге «Проклятые поэты» (1884). Многие из автографов Рэмбо были утеряны, хронология в сборниках часто не соблюдается, а некоторые стихи воспроизводятся из памяти Верлена. Согласно существующей издательской традиции, условно стихи Рембо делятся на две книги:
Стихи 1869-1871 годов под кодовым названием «Стихотворения». Стихи в этой книге были собраны после смерти Рембо. Всего сохранилось 44 стихотворения периода 1869-1871 гг.
Стихи 1872 года под кодовым названием «Последние стихи». Эта книга включает в себя стихи, подготовленные и опубликованные без ведома автора в 1886 году Верленом вместе с «Озарением».
К этим двум книгам добавлено «Одно лето в аду» (1873) как единственная книга, изданная самим Рембо.
После «Лето в аду» Рембо больше не писал ни одного стихотворения - он оставляет поэзию. В его жизни наступает эпоха бесконечных странствий.
Одно лето в аду - очень насыщенный и плотный текст, его трудно читать, он отрывист, мысль не выражается логично и последовательно, она либо скачет и танцует в макабрической пляске с выбрасываемыми в фанатичном экстазе заклятиями и богохульствами, либо растекается тревогой и сердечной мукой. Поэт высказывает свою оценку западному обществу, наметившейся индустриализации и все большей его капитализации, повсеместному рационализму и прагматичности, отходящему от своих корней и теряющему свой дух и витальность. Отсюда и апелляция поэта к миру язычества, к имманентным, аутентичным и хаотично-чувственным началам. Несмотря на явно антиклерикальный подтекст есть кое-что, что обращает на себя внимание. Рембо говорит, - "Я жду Бога с вожделением" и эта фраза наряду с обилием христианской символики,
обращает на себя внимание беспрерывным поиском, даже если не Бога, то чего-то такого, что придало бы хоть какое-то равновесие его метущейся и беснующейся душе, хотя и успокоенность по нему - это зло. Очевиден глубокий внутренний разлад и диспропорция поэта не только с миром внешним, но и внутренним. Во всю эту антиномичную диалектику вплетаются любовные мотивы, представленные в аллегоричной форме, чувство это непонятое объектом этой любви, что придает ему оттенок трагичности и горечи.