Файл: Необходимость укрепления экономических связей между отдельными уделами.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 9
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В конце XIII — начале XIV века термин «Киевская Русь» практически полностью утрачивает свою значимость, что связанно с целым рядом факторов, среди которых не последнее место занимает начавшийся процесс объединения русских земель вокруг Владимира, а затем и Москвы, имеющий следующие исторические предпосылки:
Борьба с Ордынским игом. Раздробленные постоянными склоками между князьями и боярами русские земли являлись источником легкой и быстрой наживы для татар, регулярно совершавших набеги на и без того небогатые города и деревни. Пока князья выясняли кому на этот раз предстоит защитить Русь, татары действовали безнаказанно и нагло, зная о том, что подымись против них один из князей, остальные не только его не поддержат, но и накажут за самоуправство. На заре XIV века ко многим из князей приходит понимание важности оказания совместного отпора наглым завоевателям. Русь постепенно оправилась от последствий завоевания и незаметно от врагов начала укреплять свои рубежи;
Появление угрозы с запада – княжество Литовское. Послабление ига не могло не стать причиной растущего стремления к консолидации Руси. Но среди причин растущего стремления к объединению существенную роль играла также надвигающаяся угроза с Запада, где в это время крепло и расширяло свое влияние Литовское княжество, доблестные рыцари которого то и дело с вожделением поглядывали на русские рубежи. Понимая, что нападение с этой стороны неизбежно, русские князья более не сопротивлялись объединительным начинаниям;
Давление со стороны церкви. Высшие священнослужители всегда ратовали за создание мощного, единого государства, правитель которого мог не только воздавать церкви должные почести, но и защищать от врагов;
Развитие феодального землевладения, переход на трехпольную систему, развитие ремесел и торговли;
Необходимость укрепления экономических связей между отдельными уделами.
Давление со стороны отдельных князей;
Рост городского и сельского населения, увеличение числа вотчинных бояр. Все перечисленные выше предпосылки можно разделить на экономические, политические и социально-экономические. Естественно, что достигнуть единства русских земель удалось не сразу, на это ушли десятилетия кропотливого собирания разрозненной и обедневшей Руси, под единое Московское крыло.
Общественный строй княжества был типичен для этого периода: в класс феодалов входили бояре, дети боярские, слуги вольные, дворяне. Дворянами, называли княжеских слуг, получавшие за свою службу вознаграждение в виде денежного или земельного пожалования. Важную роль играло духовенство, имевшее значительные земельные владения. Ведущую роль среди горожан играли, купцы и ремесленники. Феодально-зависимое население состояло из крестьян, живших на землях, принадлежавших либо князьям, либо боярам или другим феодалам. Крестьяне жили общинами.
В XV веке в структуре класса феодалов произошли существенные изменения, обусловленные усилением процесса централизации государственной власти. Так, во второй половине XV в. число бояр при дворе великого князя московского увеличилось в 4 раза. Такой рост произошел за счет бывших удельных князей и служивших у них бояр. В тоже время было сокращено число феодальных привилегий и иммунитетов, а также начала формироваться новая структура придворных чинов (введенный боярин, окольничий, дворецкий, казначей, думный дворянин, думный дьяк и др.).
Бывшие удельные князья, ставшие крупными боярами, не были заинтересованы в укреплении великокняжеской власти и создании сильного централизованного Русского государства. Поэтому великие князья стали опираться в своей политике на новую категорию феодалов — дворянство, которое формировалось, прежде всего из состава «слуг под дворским» и других групп феодалов. Дворяне, получая за свою службу землю, которую они не имели право передавать по наследству или продавать, полностью зависели от великого князя. Во второй половине XV в. роль боярства стала неуклонно снижаться, а влияние дворянства возрастать.
Русское государство возглавлял Великий князь, с конца XV в. он стал называться государем всея Руси.
По мере централизации государства и подчинения отдельных княжеств Московскому власть Великого князя возросла. В XIV–XV вв. происходит резкое сокращение иммунитетных прав, удельные князья и бояре становятся подданными Великого князя.
Одним из средств укрепления великокняжеской власти была денежная реформа, проведенная в начале XVI в. Она вводила в государстве единую денежную систему, чеканить монету мог только великий князь, деньги удельных князей изымались из обращения.
Великий князь не имел абсолютной власти, он управлял государством при поддержке совета боярской аристократии — Боярской думы.Боярская дума была постоянно действовавшим органом, построенным на принципе местничества (назначение на государственную должность зависело от знатности рода кандидата). Дума вместе с князем осуществляла законодательную, административную и судебную деятельность. Состав Боярской думы постоянно менялся.
В XIII–XV вв. действовала дворцово-вотчинная система управления. Главная роль отводилась княжескому двору во главе с дворецкими и дворцовыми ведомствами — путями, которые возглавляли путные бояре (конюший, соколичий, стольничий, ловчий и другие пути). Со временем придворные чины превратились в государственные должности.
Централизация государства потребовала создания специального управленческого аппарата. С конца XV в. происходит становление новых органов центрального и местного управления — приказов. Это были постоянно действовавшие административно-судебные учреждения, компетенция которых распространялась на всю территорию государства. Были созданы Посольский, Поместный, Разбойный, Казенный, Ямской и другие приказы. Приказы совмещали административные, судебные и финансовые функции. Они имели свои штаты, приказные избы, делопроизводство, архивы. Приказы возглавлялись боярами, в их состав также входили приказные дьяки, писцы и специальные уполномоченные. К середине XVI в. приказная система управления вытеснила дворцово-вотчинную.
К XIV в. в московском государстве сложилась система кормлений — предоставление права на управление определенной территорией за службу великому князю (князю). Формально полномочия кормленщика ограничивались уставными грамотами. Кормленщик назначал своих слуг сборщиками пошлин (пошлинники) и прямых налогов (тиуны).
Обжалование действий назначенных кормленщиком сборщиков осуществлялось путем подачи челобитной (жалобы) великому князю (князю). Кормленщик получал доходный список, «как ему корм и всякия пошлины сбирать», а населению предоставлялось право челобитья на злоупотребления наместников. Сборы приурочивались к определенному времени — сбору урожая.
Основными источниками общерусского права в XV—XVII вв. были: великое княжеское (царское) законодательство (жалованные, указные, духовные грамоты и указы), "приговоры" Боярской думы, постановления Земских соборов, отраслевые распоряжения приказов. Создаются новые сложные формы законодательства — общерусские кодексы (Судебники, Соборное Уложение), указные (уставные), в которых систематизировались нормы, не вошедшие в основной текст книги Судебников.