Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 24
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Федеральное Государственное Бюджетное Образовательное Учреждение Высшего Образования
«Национальный исследовательский университет «МЭИ»
Институт дистанционного и дополнительного образования
Экономика бизнеса
РЕФЕРАТ
по дисциплине: «Основы финансовых отношений»
Тема: «Государственный долг России»
Выполнил студент А.Д. Крайсик
Курс 1 Группа ИДозс-41-22
Руководитель Е. Ю. Абрамова
Москва 2023
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
-
Практическая часть 5 -
Выводы и рекомендации 19
Заключение 20
Список использованных источников 21
ВВЕДЕНИЕ
В современных условиях исполнительной власти не хватает налоговых поступлений для покрытия огромных государственных расходов, а эмиссия денег приводит к инфляции. Отказ государства от использования ссуд Центрального Банк Российский Федерации (ЦБ РФ) для этих целей привел к тому, что их место заняли суды внутри страны и за рубежом.
В результате резкого увеличения бюджетного дефицита и роста заимствований государственный долг России, как внутренний, так и внешний, значительно увеличился, поэтому тема курсовой работы:
- внутренний и внешний долг России и его влияние на экономику.
Страны, проводящие экономические преобразования, всегда прибегают к внешним заимствованиям, поэтому проблемы, связанные с управлением внешним и внутренним государственным долгом, его регулированием, с выбором правильной долговой политики, сегодня очень актуальны. Несмотря на то, что за последние годы ситуация на рынке государственных заимствований в России сильно изменилась, и в лучшую сторону не стоит забывать, что любой неверный шаг может привести к серьезным проблемам в будущем. Можно правильно оценить ситуацию, только зная все особенности государственного долга, его управления и изучения накопленного опыта.
Проблема долговой зависимости государства и, прежде всего, перед иностранными кредиторами всегда имела большое значение, поскольку полная реализация суверенитета государства возможна только при определенной экономической независимости. Поэтому в первую очередь необходимо рассмотреть понятие государственный долг.
Государственный долг - это неизбежный продукт дефицита бюджета, причины которого связаны со спадом производства, безналоговой эмиссией денег, затрат на финансирование Военно-промышленного комплекса (ВПК), издержки теневой экономики, непроизводственные издержки, потери, воровство и др.
В объем государственного внутреннего долга России входят:
-
основная номинальная сумма долга по государственным ценным бумагам; -
объем основного долга по кредитам, полученным от России; -
объем основного долга по бюджетным ссудам и бюджетным кредитам, полученным РФ от бюджетов других уровней; -
сумма обязательств по государственным гарантиям, предоставленных Российской Федерации.
1 ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Государственный долг Российской Федерации – это долговые обязательства РФ перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права, включая обязательства по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией.
Федеральные органы государственной власти используют все полномочия по формированию доходов федерального бюджета для погашения долговых обязательств РФ и обслуживания государственного долга РФ.
Долг возникает всякий раз, когда расходы бюджета начинают превышать его доходы, когда бюджетный дефицит становится хроническим явлением, а его покрытие осуществляется не эмиссионными методами, а в результате заемной деятельности Правительства РФ у юридических и физических лиц, иностранных государств, иностранных финансовых и международных организаций.
Заимствование средств бюджетами различных уровней приводит к накоплению задолженности, подлежащей погашению в форме основного долга и процентам.
Государственный долг представляет собой сумму задолженности по выпущенным и непогашенным государственным займам, полученным кредитам, включая начисление по ним процентов, и выданные государственные гарантии. Собственно, государственный долг представляет собой долговые обязательства РФ перед юридическими и физическими лицами, иностранными и международными организациями.
Государственный долг РФ обеспечивается всем находящимся в федеральной собственности имуществом, составляющим государственную казну.1
______________________
Александров И. М. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2017. – с 234.
Долговые обязательства РФ могут существовать в форме:
-
кредитных соглашений и договоров, заключенных от имени РФ как заемщика с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями; -
государственных займов, осуществленных путем выпуска ценных бумаг от имени РФ; -
договоров и соглашений о получении Российской Федерацией бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ; -
договоров о предоставлении Российской Федерацией государственных гарантий; -
соглашений и договоров, в том числе международных, заключенных от имени РФ, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств РФ прошлых лет. -
Долговые обязательства РФ могут быть краткосрочными (до 1 года), среднесрочными (свыше одного года до 5 лет) и долгосрочными (свыше 5 до 30 лет).
Долговые обязательства РФ погашаются в сроки, которые определяются конкретными условиями займа и не могут превышать 30 лет.
Изменение условий выпущенного в обращение государственного займа, в том числе сроков выплаты и размера процентных платежей, срока обращения, не допускается.2
1.2. Структура государственного долга, современное состояние
Структура государственного долга Российской Федерации представляет собой группировку долговых обязательств Российской Федерации по установленным статьей 98 Бюджетного Кодекса РФ (далее БК РФ) видам долговых обязательств.
_______________________
2 Бурханова И.В. Бюджетная система Российской Федерации. - Издательство Эксмо, 2018. - с. 67 – 68.
Долговые обязательства Российской Федерации могут существовать в виде обязательств по:
1) кредитам, привлеченным от имени Российской Федерации как заемщика от кредитных организаций, иностранных государств, в том числе по целевым иностранным кредитам (заимствованиям) международных финансовых организаций, иных субъектов международного права, иностранных юридических лиц;
2) государственным ценным бумагам, выпущенным от имени Российской Федерации;
3) бюджетным кредитам, привлеченным в федеральный бюджет из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
4) государственным гарантиям Российской Федерации;
5) иным долговым обязательствам, ранее отнесенным в соответствии с законодательством Российской Федерации на государственный долг Российской Федерации.
Долговые обязательства Российской Федерации могут быть краткосрочными (менее одного года), среднесрочными (от одного года до пяти лет) и долгосрочными (от пяти до 30 лет включительно).3
Объем государственного долга Российской Федерации в 2010 году по сравнению с 2009 годом увеличится на 40,2 %, к концу 2012 года - более чем в 2 раза и составит 15,4 % ВВП. В том числе: объем государственного внутреннего долга увеличится в 2010 году по сравнению с 2009 годом на 31,2 %, к концу 2012 года в 1,7 раза и составит 8,1 % ВВП. Объем государственного внешнего долга в 2010 году по сравнению с 2009 годом в рублевом эквиваленте увеличится в 1,6 раза, к концу 2012 года - в 2,8 раза, в долларовом эквиваленте - в 1,5 раза и 2,4 раза соответственно.4
_______________________
3 Российская Федерация. «Бюджетный кодекс Российской Федерации» № 145-ФЗ от 31.07.1998 (в ред. от 27.12.2009) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1998. - № 31. - С. 3823.
Объем государственного внешнего долга в 2010 году по сравнению с 2009 годом в рублевом эквиваленте увеличится в 1,6 раза, к концу 2012 года - в 2,8 раза, в долларовом эквиваленте - в 1,5 раза и 2,4 раза соответственно.4
Динамика государственного долга Российской Федерации в 2008 - 2012 годах (в абсолютных размерах и относительно ВВП) представлена в таблице 1.
Таблица 1
Динамика государственного долга Российской Федерации в 2008-2012 годах
(в абсолютных размерах и относительно ВВП)
| На 1 января 2008 года | На 1 января 2009 года | На 1 января 2010 года | На 1 января 2011 года | На 1 января 2012 года | На 1 января 2013 года | Изменение 2012 г. к 2009 г. | |
| отчет 2007 г. | отчет 2008 г. | закон № 204-фз (с изм.) | проект | проект | проект | сумма | % |
Государственный долг Российской Федерации, млрд. рублей | 2 402,8 | 2 692,0 | 3 923,4 | 5 499,2 | 7 026,8 | 8 275,4 | 4 352,0 | 210,9 |
% к ВВП | 7,3 | 6,5 | 9,7 | 12,7 | 14,6 | 15,4 | - | - |
Государственный внутренний долг, млрд. рублей | 1 301,2 | 1 499,8 | 2 515,3 | 3 301,8 | 4 109,7 | 4 344,3 | 1 829,0 | 172,7 |
%к ВВП | 4,0 | 3,6 | 6,2 | 7,6 | 8,5 | 8,1 | - | - |
Государственный внешний долг, млрд. рублей | 1 101,6 | 1 192,2 | 1 408,1 | 2 197,4 | 2 917,1 | 3 931,1 | 2 523,0 | 279,2 |
% к ВВП | 3,3 | 2,9 | 3,5 | 4,9 | 6,1 | 7,3 | - | - |
Анализ структуры государственного долга, проведенный Счетной палатой, показывает, что объем государственного долга в 2010 году составит 5 499,2 млрд. рублей, что на 1 575,8 млрд. рублей, или в 1,4 раза, больше показателя, утвержденного на 2009 год. Предусматривается некоторое снижение темпов роста объемов государственного долга (с 40,2 % в 2010 году до 17,8 % в 2012 году), а его объем в 2012 году по сравнению с 2009 годом увеличится в 2,1 раза.
Динамику объема и структуры государственного долга РФ в 2008 - 2012 годах можно проследить по следующей диаграмме (рис. 1.).
_______________________
4 Счетная палата Российской Федерации. Заключение Счетной палаты Российской Федерации на проект федерального закона «О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов». – Москва, 2019. – с. 194.
Рис. 1. Динамика объема и структуры государственного долга Российской Федерации в 2008 - 2012 годах
Структура государственного долга в 2010 - 2012 годах несколько изменится: доля внутреннего долга сократится с 64,1 % в начале 2010 года до 52,5 % в конце 2012 года, соответственно доля государственного внешнего долга вырастет с 35,9 % до 47,5%.
Существенно возрастает долговая нагрузка на федеральный бюджет: показатель отношения объема государственного долга к ВВП увеличится с 9,7 % в 2009 году до 15,4 % на конец 2012 года.5
1.2 Структура государственного внутреннего долга
Российской Федерации
Согласно определению, данному в статье 6 Бюджетного Кодекса РФ (далее БК РФ) внутренний долг – это обязательства, возникающие в валюте Российской Федерации, а также обязательства субъектов Российской Федерации
_______________________
5 Счетная палата Российской Федерации. Заключение Счетной палаты Российской Федерации на проект федерального закона «О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов». – Москва, 2019. – с. 195 – 196.
и муниципальных образований перед Российской Федерацией, возникающие в иностранной валюте в рамках использования целевых иностранных кредитов (заимствований).
Государственным внутренним долгом РФ являются долговые обязательства Правительства РФ перед юридическими и физическими лицами, номинированные в рублях. Государственный внутренний долг РФ обеспечивается всеми активами, находящимися в распоряжении Правительства РФ.