Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 25
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Обслуживание государственного внутреннего долга Российской Федерации производится Центральным банком РФ и его учреждениями. Правительство РФ публикует ежегодно сведения о состоянии государственного внутреннего долга за предыдущий финансовый год.
Внутренний государственный долг РФ включает в себя задолженность по ГКО (государственным краткосрочным обязательствам), ОФЗ (облигациям федерального займа), ОГСЗ (облигациям государственного сберегательного займа), реструктурированную задолженность по ОВГВЗ (облигациям внутреннего государственного валютного займа), просроченную задолженность по централизованным кредитам сельскому хозяйству и северным регионам.
В объем внутреннего государственного долга включаются:
1) номинальная сумма долга по государственным ценным бумагам Российской Федерации, обязательства по которым выражены в валюте Российской Федерации;
2) объем основного долга по кредитам, которые получены Российской Федерацией и обязательства по которым выражены в валюте Российской Федерации;
3) объем основного долга по бюджетным кредитам, полученным Российской Федерацией;
4) объем обязательств по государственным гарантиям, выраженным в валюте Российской Федерации;
5) объем иных (за исключением указанных) долговых обязательств Российской Федерации, оплата которых в валюте Российской Федерации предусмотрена федеральными законами до введения в действие Бюджетного кодекса.
Статья 98.1 БК РФ, введенная Законом 2007 г. №63-ФЗ, содержит новые положения, предусматривающие списание с государственного внутреннего долга России долговых обязательств, не предъявленных к погашению кредитором в течение срока исковой давности, установленного законодательством РФ. Согласно ст. 196 ГК РФ общий срок исковой давности устанавливается в три года.
Соответственно, в случае если кредитор в течение данного срока не предъявит к погашению долговое обязательство России, т.е. не совершит определенные условиями обязательства и нормативными правовыми актами действия, то долговое обязательство считается полностью прекращенным и списывается с государственного внутреннего долга РФ. Такое долговое обязательство России, как государственная гарантия России, считается полностью прекращенным и списывается с государственного внутреннего долга РФ по истечении срока данной гарантии.
Долговые обязательства России подлежат учету и регистрации в государственных долговых книгах внутреннего и внешнего долга РФ (в Кодексе указанные книги обозначены единым понятием – Государственная долговая книга РФ). Государственную долговую книгу РФ ведет Минфин России. Приказом Минфина России от 23 августа 2006 г. №107н утвержден Порядок ведения Государственной долговой книги Российской Федерации в Министерстве финансов Российской Федерации, который разработан с целью определения процедуры ведения Государственной долговой книги РФ, обеспечения контроля за полнотой учета, своевременностью обслуживания и исполнения долговых обязательств и устанавливает требования по структуре Долговой книги, а также по порядку ведения и хранения Долговой книги.
Правительство Российской Федерации вправе определять объемы выпуска, формы и методы эмиссии государственных ценных бумаг, являющихся долговыми обязательствами Российской Федерации, и осуществлять их эмиссию в объеме, не приводящем к превышению верхнего предела государственного внутреннего долга Российской Федерации.
Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов» №308-ФЗ от 02.12.2009 установлен:
- верхний предел государственного внутреннего долга Российской Федерации на 1 января 2011 года в сумме 3 301 795 464,0 тыс. рублей;
- верхний предел государственного внутреннего долга Российской Федерации на 1 января 2012 года в сумме 4 109 716 387,0 тыс. рублей и на 1 января 2013 года в сумме 4 344 326 657,7 тыс. рублей.
Однако Бюджетный кодекс Российской Федерации (п. 5 ст. 103 БК РФ) предоставляет Правительству Российской Федерации право осуществлять внутренние заимствования с превышением установленного федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год предельного объема государственного внутреннего долга, но вместо внешних заимствований, если это снижает расходы на обслуживание государственного долга в рамках установленного федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год объема государственного долга (суммы внутреннего и внешнего долга).
Анализ структуры государственного внутреннего долга в период 2010 –2012 годов, проведенный Счетной палатой, показывает, что доля государственных гарантий будет составлять 22,3 %, 18,8 % и 17,3 % соответственно (в 2008 году - 4,8 %).
Динамика объема и структуры государственного внутреннего долга Российской Федерации представлена в таблице 2.
Таблица 2
Динамика объема и структуры государственного внутреннего долга
Российской Федерации в 2008 – 2013 годах
| На 1 января 2008 года | На 1 января 2009 года | На 1 января 2010 года | На 1 января 2011 года | На 1 января 2012 года | На 1 января 2013 года | ||||||
| факт | факт | Закон № 204-ФЗ (с измен.) | проект | проект | проект | ||||||
| млрд. рублей | структура, % | млрд. рублей | структура, % | млрд. рублей | структура, % | млрд. рублей | структура, % | млрд. рублей | структура, % | млрд. рублей | структура, % |
Государственный внутренний долг, всего, в том числе: | 1301,2 | 100 | 1499,8 | 100 | 2515,3 | 100 | 3301,8 | 100,0 | 4109,7 | 100,0 | 4344,3 | 100,0 |
Государственные ценные бумаги (ОФЗ/ГСО) | 1248,9 | 96,0 | 1421,5 | 94,8 | 1965,7 | 78,1 | 2558,9 | 77,5 | 3329,7 | 81,0 | 3583,8 | 82,5 |
Государственные гарантии | 46,7 | 3,6 | 72,5 | 4,8 | 543,1 | 21,6 | 735,8 | 22,3 | 772,5 | 18,8 | 752,6 | 17,3 |
Прочая задолженность | 5,6 | 0,4 | 5,8 | 0,4 | 6,5 | 0,3 | 7,1 | 0,2 | 7,5 | 0,2 | 7,9 | 0,2 |
Объем внутреннего госдолга, выраженного в государственных ценных бумагах, согласно законопроекту составит на 1 января 2011 года 2 558,9 млрд. рублей, что больше на 593,2 млрд. рублей, или на 30,1 %, показателя на начало 2010 года (1 965,7 млрд. рублей). За 2011 - 2012 годы указанный долг увеличится на 1 618,1 млрд. рублей, или в 1,8 раза, и к концу 2012 года составит 3 583,8 млрд. рублей, или 82,5 % внутреннего госдолга.6
Динамику структуры государственного внутреннего долга Российской Федерации, выраженного в государственных ценных бумагах, можно проследить по следующим диаграммам (рис. 2.).
Рис. 2. Структура государственного внутреннего долга Российской Федерации, выраженного в государственных ценных бумагах, %
_______________________
6 Счетная палата Российской Федерации. Заключение Счетной палаты Российской Федерации на проект федерального закона «О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов». – Москва, 2019. – с. 200.
ГКО - государственные краткосрочные бескупонные облигации
ОГНЗ - облигации государственного нерыночного займа
ОФЗ-АД - облигации федерального займа с амортизацией основного долга
ОФЗ-ПД - облигации федерального займа с постоянным купонным доходом
ОФЗ-ФК - облигации федерального займа с фиксированным купонным доходом
ГСО-ФПС - государственные сберегательные облигации с фиксированной процентной ставкой;
ГСО-ППС - государственные сберегательные облигации с постоянной процентной ставкой.
1.3 Структура государственного внешнего долга
Российской Федерации
Государственным внешним долгом РФ являются долговые обязательства Правительства РФ перед юридическими и физическими лицами, номинированные в основном в евро и долларах США. Внешний государственный долг РФ включает в себя задолженность по кредитам правительств иностранных государств (в том числе официальным кредиторам Парижского клуба и бывшим странам СЭВ - Совет экономической взаимопомощи), по кредитам иностранных коммерческих банков и фирм (кредиторы Лондонского клуба), по кредитам международных финансовых организаций (МВФ - Международный валютный фонд, МБРР - Международный банк реконструкции и развития, ЕБРР - Европейский банк реконструкции и развития) и государственные ценные бумаги России (еврооблигационные займы, ОВВЗ - облигации внутреннего валютного займа).
Внешние заимствования осуществляются на основе международных договоров Правительством РФ или от имени российских юридических лиц. Законом установлен предельный размер государственных внешних заимствований РФ, который не должен превышать годовой объем платежей по обслуживанию и выплате российского долга. Учет и регистрация заимствований и предоставляемых кредитов находится в ведении Минфина РФ, а их порядок определяется Правительством РФ.
В объем государственного внешнего долга Российской Федерации включаются:
1) номинальная сумма долга по государственным ценным бумагам Российской Федерации, обязательства по которым выражены в иностранной валюте;
2) объем основного долга по кредитам, которые получены Российской Федерацией и обязательства, по которым выражены в иностранной валюте, в том числе по целевым иностранным кредитам (заимствованиям), привлеченным под государственные гарантии Российской Федерации;
3) объем обязательств по государственным гарантиям Российской Федерации, выраженным в иностранной валюте.7
Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов» №308-ФЗ от 02.12.2009 установлен:
- верхний предел государственного внешнего долга Российской Федерации на 1 января 2011 года в сумме 63,3 млрд. долларов США, или 45,2 млрд. евро (на 1 января 2010 года - 42,8 млрд. долларов США, или 31,2 млрд. евро);
- верхний предел государственного внешнего долга Российской Федерации на 1 января 2012 года в сумме 83,4 млрд. долларов США, или 59,6 млрд. евро, и на 1 января 2013 года в сумме 104,3 млрд. долларов США, или 74,5 млрд. евро.
Таким образом, внешний долг по состоянию на 1 января 2013 года увеличится по сравнению с 2009 годом на 61,5 млрд. долларов США, или на 43,3 млрд. евро, или в 2,4 раза.
Увеличение величины внешнего долга в плановом периоде обусловлено заимствованиями на внешних финансовых рынках путем размещения государственных ценных бумаг (еврооблигационных займов), а также
_______________________
7 Российская Федерация. «Бюджетный кодекс Российской Федерации» № 145-ФЗ от 31.07.1998 (в ред. от 27.12.2009) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1998. - № 31. - С. 3823.
увеличением объемов предоставляемых гарантий в иностранной валюте.
Абсолютный размер внешнего долга в рублевом эквиваленте, установленный на 1 января 2010 года в сумме 1 408,1 млрд. рублей, увеличится на начало 2011 года на 789,3 млрд. рублей, или на 56,1 %, и составит 2 197,4 млрд. рублей; за 2011 - 2012 годы - на 1 733,7 млрд. рублей, или на 78,9 %, и составит к началу 2013 года 3 931,1 млрд. рублей, что в 2,8 раза превысит показатель, определенный на 1 января 2010 года.