Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 26
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Анализ показывает, что в 2010-2012 годах увеличится доля задолженности по государственным ценным бумагам, номинированным в иностранной валюте, в связи с увеличением заимствований на международных финансовых рынках, а также доля задолженности по гарантиям Российской Федерации в иностранной валюте в связи с предоставлением указанных гарантий для поддержки экспорта российской промышленной продукции. Доля задолженности по кредитам правительств иностранных государств и микро-финансовых организаций снизится в связи с завершением погашения задолженности по ранее привлеченным кредитам. При этом привлечение новых кредитов не планируется.8
Структура государственного внешнего долга Российской Федерации по состоянию на 1 декабря 2009 года отображена в таблице 3.
Таблица 3
Категория долга | Млн. долларов США | Млн. евро** | | |
Государственный внешний долг Российской Федерации (включая обязательства бывшего Союза ССР, принятые Российской Федерацией) | 37 942,0 | 25 505,5 | | |
| _______________________ 8 Счетная палата Российской Федерации. Заключение Счетной палаты Российской Федерации на проект федерального закона «О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов». – Москва, 2019. – с. 201 - 203. Продолжение таблицы 3 | |||
Задолженность перед официальными кредиторами - членами Парижского клуба, не являвшаяся предметом реструктуризации | 1 054,0 | 708,5 | | |
Задолженность перед официальными кредиторами - не членами Парижского клуба | 1 857,9 | 1 248,9 | | |
Задолженность перед официальными кредиторами - бывшими странами СЭВ | 1 334,9 | 897,3 | | |
Категория долга | Млн. долларов США | Млн. евро** | | |
Коммерческая задолженность бывшего СССР*** | 1 231,9 | 828,1 | | |
Задолженность перед международными финансовыми организациями | 3 841,2 | 2 582,2 | | |
Задолженность по еврооблигационным займам | 26 239,6 | 17 638,9 | | |
Внешний облигационный займ 2010 года | 328,2 | 220,6 | | |
Внешний облигационный займ 2030 года | 19 945,1 | 13 407,6 | | |
Внешний облигационный займ 2018 года | 3 466,4 | 2 330,2 | | |
Внешний облигацоинный займ 2028 года | 2 499,9 | 1 680,5 | | |
Задолженность по ОВГВЗ, в том числе: | 1 778,1 | 1 195,3 | | |
ОВГВЗ VII серии | 1 750,0 | 1 176,4 | | |
Задолженность по кредитам Внешэкономбанка, предоставленным за счет средств Банка России | 0,0 | 0,0 | | |
Задолженность по гарантиям Российской Федерации в иностранной валюте | 604,4 | 406,3 | |
* В соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации внешним долгом являются обязательства, возникающие в иностранной валюте;
** Объем государственного внешнего долга Российской Федерации в евро исходя из соотношения доллар/евро по курсу Банка России на последний день месяца перед отчетной датой;
*** Потенциальный объем требований иностранных коммерческих кредиторов бывшего СССР, подлежащих выверке в целях признания коммерческой задолженности бывшего СССР.
2 ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ
Из этой главы следует, что внутренний долг - это общая сумма всех выданных, но не погашенных государственных займов и невыплаченных процентов по ним, а внешний долг - это долг перед гражданами и организациями иностранных государств.
Это можно сказать, что рынок России является неотъемлемой частью национальной финансовой системы, и, следовательно, ее положительные и отрицательные характеристики непосредственно влияют на состояние финансового сектора и прогрессивное развитие реального сектора экономики страны. Основным преимуществом для государства, оправдывающим полезность внутреннего и внешнего государственного долга, является возможность привлекать заемные денежные ресурсы в бюджет при этом относительный размер долга - в процентах от ВВП (на текущий период времени, для экономического цикла).
Следовательно, негативные последствия государственного долга связаны с тем, что выплаты процентов по внутреннему долгу увеличивают неравенство доходов и требуют более высоких налогов, что подрывает экономические стимулы для развития производства, а также может повысить общий уровень процентных ставок и вытеснить частные инвестиции. финансирование.
Здесь установлено, что рост внешнего и внутреннего долга России негативно влияет на экономическую безопасность страны - сложную социально-экономическую концепцию, отражающую широкий спектр постоянно меняющихся условий материального производства, внешних и внутренних угроз экономике страны. Эффективная система обеспечения экономической безопасности - дело жизни любого государства. Это тем более важно для сегодняшней России, стремящейся занять достойное место в мировом геополитическом и экономическом пространстве.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Внешние и внутренние заимствования, составляющие государственный долг – это эффективная помощь для такого развивающегося государства, как Россия, при правильном использовании заемных средств.
При распаде СССР, наша страна взяла на себя его обязательства по выплате долгов. К тому же в связи с кризисом 1998 года собственные долги России значительно возросли. В результате долг достиг огромных размеров, которые начали снижаться только в последние годы.
Россия полностью рассчиталась с Парижским клубом кредиторов. Досрочное погашение всей суммы долга, реструктурированного в рамках Парижского клуба кредиторов, будет способствовать укреплению международного авторитета России как государства со значительным запасом финансовой и долговой устойчивости, имеющего репутацию добросовестного заемщика и стремящегося конкретными мерами политики улучшить инвестиционный климат в стране. Все сказанное в конечном счете отвечает интересам дальнейшего ускорения экономического развития страны в целях удовлетворения растущих потребностей российских граждан.
Что касается внутреннего долга, то здесь наблюдается тенденция к увеличению его доли в общем объеме государственного долга.
Политика РФ строится на цели добиться превышения внутреннего долга над внешним. Но эффективность такой политики многие экономисты ставят под вопрос.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
-
Российская Федерация. Законы. Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов» № 308-ФЗ от 02.12.2009 // Российская газета. - 2009. - № 232. -
Счетная палата Российской Федерации. Заключение Счетной палаты Российской Федерации на проект федерального закона «О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов». – Москва, 2019. – 219 с. -
Бурханова, И.В. Бюджетная система Российской Федерации / И.В. Бурханова. - Издательство Эксмо, 2018. - 160 с. -
Александров, И. М. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник. - 2-е изд. / И.М. Александров. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2017. - 486 с. -
Алехин, Б.И. Государственный долг: Пособие для студентов Академии бюджета и казначейства / Б.И. Алехин. - М., 2018. – 302 с. -
Котельникова, В.А. Финансы: конспект лекций / В.А. Котельникова. - Издательство Эксмо, 2018. - 156 с. -
Можайсков, О.В. Платежный баланс и внешний долг Российской Федерации в 2008 году / О.В. Можайсков // Российская Бизнес-газета. – 2019. - 21 июля – с. 7. -
Потемкин, А., Шабалин, А. Как разменять долги на инвестиции и при этом не разрушить рынок / А. Потемкин, А. Шабалин // Российская Бизнес-газета. – 2018. - 30 сентября – с. 4. -
Конищева, Т. Минфину не хватило инструментов. Это вынудит Россию вновь занимать деньги за рубежом / Т. Конищева // Российская Бизнес-газета. – 2019. - 27 января - с. 8. -
Структура государственного внешнего долга Российской Федерации по состоянию на 01 декабря 2019 года (18.12.2009)