Файл: Предмет и методы теории государства и права.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 284

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Социальные и технические нормы их понятие, особенности и взаимосвязь. Технико-юридические нормы. Их роль и место в правовом регулировании. Юридическая природа стандартов. Система технических норм это- совокупность норм, определяющих принципы обращения людей с орудиями труда, предметами материального мира и силами природы. В широком смысле к техническим нормам относятся нормы регулирующие отношения типа «человек-машина», «человек и орудия труда», «человек-природа». Основное отличие технических норм заключается в том, что они регулируют отношения между людьми и внешним миром, их «субъективный состав» связан не только с людьми. Не смотря на различие, технические и социальные нормы тесно взаимосвязаны друг с другом. Так, существует некоторая группа технических норм, которая в силу своей значимости находит закрепление в законодательстве (то есть в системе социальных норм) получая при этом название технико-юридического характера. Это технические условия, ГОСТЫ, правила (техники безопасности, эксплуатации водного, воздушного, железнодорожного транспорта), индексы загрязнения воздушной среды и так далее. За нарушения этих правил предусматривается юридическая ответственность: имущественная, административно-правовая и уголовная. Технические нормы действующие в бытовой сфере, не опосредуются правом и следовательно, никакая юридическая ответственность за их нарушение не наступает. Система социальных норм представляет собой совокупность определённых норм, регулирующих поведение людей, действие социальных групп, коллективов, организаций общественно жизнедеятельности.

Единство и классификация социальных норм. Нормы права, морали, обычаи, традиции, религиозные, политические, эстетические, корпоративные и иные нормы. Общее и особенное в праве и иных социальных нормах. Социальная норма это- правило социально-значимого поведения членов общества. Целостная динамичная система социальных норм является необходимым условием жизни общества, средством общественного управления, организации функционирования государства, обеспечения согласованного взаимодействия людей, прав человека. Данная система отражает определённую ступень экономического, социально-политического и духовного развития общества, качество жизни людей, национальные особенности страны, характер государственной власти. Нормы, регулирующие общественные отношения, отражает и конкретизируют действия объективных законов, тенденции общественного развития, то есть законов вызванных естественно-исторической необходимостью. Объективный характер этих законов даёт возможность научного познания и использование их в социальной деятельности. Социальные нормы действуют во взаимосвязи друг с другом. В подходах к классификации социальных норм применяются основные и дополнительные критерии. Учитывается сфера действия норм, качество правил поведения, стимул и гарантии, способ осознания и регулирования, санкции. Отсюда выделяются виды социальных норм: 1) Экономические, которые регулируют развитие производства, распределение, отношения между собственниками и производителями, деятельность банков, бирж, налоговую систему. Государство защищает свободное предпринимательство, регулирует экономику с помощью налогов, кредитов, инвестиций. 2) Политические нормы регулируют отношения социальных групп и классов национальные взаимоотношения, отношения граждан к государственной власти. Политические нормы выражаются в декларациях, манифестах, в политических партиях и движениях, конституциях. Политические нормы, выраженные в государственных юридических актах, приобретают силу закона. 3)
Существуют корпоративные нормы, которые устанавливают отдельные организации, учреждения, коллективы и регулируют взаимоотношения в нутрии этих групп. 4) Социальные нормы существуют в виде обычая, то есть правила утвердившегося в общественной практике. Они имеют нравственный характер. 5) Традиции- это сложившиеся способы поведения людей, предающиеся из поколения в поколение. 6) Обряд определённый характер действий или поступков. 7) Религиозные нормы предполагают правила поведения сложившихся в соответствии с духовными потребностями под воздействием религиозных чувств. 8) Этикет тоже выступает видом социальной нормы и регулирует правило поведения человека, формы общения, манеру и одежду и т.д. 9) Нормы морали определяются сложившимися понятиями о добре и зле. 10) Существуют санкционированные государством нормы, которые основаны на нормах права. 11) Общечеловеческие социальные нормы выражают интересы, свойственные всему мировому сообществу.
Правосознание. Место и роль правосознания в системе форм общественного сознания. Взаимосвязь с другими формами сознания. Но что же понимать под правосознанием? Правосознание можно определить как объективно существующий набор взаимосвязанных идей, эмоций, выражающих отношение общества, групп, индивидов к праву – этому целостному социальному институту, его системе и структуре, к отдельным законам, иным характеристикам правовой системы. Это еще и канал воздействия права через мотивацию, эмоции, сознание на поведение людей, на формирование общественных отношений. Действительно, формирование правосознания становится в ХIХ-ХХ веках процессом, продвигающим эволюцию общественного сознания к новому уровню коллективного разума. От утопического, мифологического сознания к логическому, а от него к логико-правовому – так можно определить основной вектор в продвижении общественною сознания к дальнейшим рубежам и высотам. Правосознание придает общественному сознанию характер рациональности, сознания «здравого смысла».Разумеется, правосознание имеет длительную историю, знает свои пики и падения, свою эволюцию, развертывание во времени. Так, правосознание было отличительной чертой общественного сознания древних римлян, когда торжествовало римское право. Судебные и иные правовые формы жизнедеятельности римского общества находили и адекватное отражение в идеях и эмоциях римских граждан, формировании их поведения. Юридическое мировоззрение,

которое при этом становилось господствующим, охватывало не только бытовую сторону жизни римлян, но и сферу духовную. Языческие боги римлян – это герои многих произведений искусства: они судятся, спорят, помогают или вредят людям. Они символы тех или иных правовых течений, процессов, оценок, идеалов. Буржуазные общества ХIХ-ХХ веков, базирующиеся на фундаментальных правовых документах – декларациях, конституциях, конвенциях, на включенных в них основных правах и свободах, на гражданских и иных кодексах, также пронизаны юридическим мировоззрением. Исследования многих философов и юристов в этой области составили значительные труды. Отечественные ученые – Л. Петражицкий, М. Рейснер, И. Фарбер и другие оставили крупный след в изучении правосознания. Не оставила эту проблему и современная теория права. Правосознание это совокупность представлений и чувств? выражающих отношение людей к праву и правовым явлением в общественной жизни. Правосознание играет большую роль в механизме правового регулирования и обеспечение законности. Правосознание возникает до права, выступая его источником. Одновременно оно служит механизмом реализации права в жизнь. Наконец правосознание выступает средством оценки поведения человека в соответствии с нормами права. Правосознание находит выражение в правовых актах и оказывает влияние на результаты правотворчества. Наоборот, правовые нормы воздействуют на развитие правосознания граждан, формирование правильных представлений о правовых принципах и правоотношениях.


Структура правосознания. Прежде всего эту структуру характеризуют два пласта – правовая идеология и правовая психология. Пласт правовой идеологии – это осознанное отношение к праву, выражаемое в обоснованной, аргументированной критике или одобрении всей правовой системы, правовых учреждений, судов, отдельных законов и т.п. Таким образом, правовая психология – это также оценка существующего и желательного права, но выражается она в виде эмоций, штампов, стереотипов, иных психологических характеристик. Психологическая структура правосознания играет значительную роль в формировании и реализации права. Это либо мощный фактор правового развития, прогресса в демократических преобразованиях, либо тормоз, сопротивление преобразованиям, реформам. В структуре правосознания, кроме идеологии и психологии, выделяются и уровни – обыденное, профессиональное, научное правосознание. Обыденное правосознание – это отношение к праву, его оценки на уровне стереотипов, штампов, слухов, курсирующих в тех или иных социальных группах, иногда толпе. Это, например, представления, что сила закона в его жестокости, что если, де, рубить руки ворам, то исчезнет воровство, что самосуд – расстрел на месте – единственный способ справиться с бандитизмом, что законы либеральны и потому существует преступность и тому подобное. Аналогичные мнения и эмоции характеризуют обыденное правосознание. Профессиональный уровень – это правосознание прежде всего юристов-практиков, иных работников государственного аппарата (судейского корпуса, прокуроров, следователей, нотариусов, иных юридических и государственных работников). Профессиональное правосознание в России формирует и весьма обоснованные предложения, вытекающие из знания обстановки в сфере компетенции Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда, Генеральной прокуратуры, Конституционного Суда. Научное правосознание опирается на изучение состояния действующей правовой системы, необходимых перемен, социальных заказов и ожиданий в правовой сфере. Научное правосознание характеризует идеологический пласт и состоит как из общетеоретических знаний, так и из знаний отраслевых юридических наук. Мощным и весьма древним течением в правосознании являются религиозные влияния на правовые взгляды, правовые чувства. Там и тогда, где и когда право приобретает религиозные формы (например, каноническое право), роль религиозных идей и чувств становится решающей.
В структуре правосознания выделяются также виды: индивидуальное, групповое, в том числе классовое, общенациональное (массовое) правосознание. Индивидуальное правовое сознание формируется у каждого члена общества, так или иначе включенного в общественные отношения, в различные движения, партии, структуры. Каналы формирования индивидуального правосознания самые различные. Это и средства массовой информации, и сведения о праве, которыми делится сосед, это и сборники, и рассказы отсидевших в местах лишения свободы бывалых людей, и представления, идущие из глубины веков. Групповое правосознание в свою очередь имеет сложную структуру: классовое, иных социальных групп, общественных организаций, партий. Это правосознание по социологическим исследованиям чаще всего формируется вокруг тех или иных конкретных законопроектов, законов. Наконец, правосознание общества (массовое правосознание) проявляет себя в ходе общенациональных акций типа референдума, голосования за тех или иных кандидатов в депутаты, на должность президента и т.п. Это весьма сложный феномен, который изучают и измеряют разными способами.Анкеты, опросы, включенные наблюдения и другие социологические приемы позволяют измерять содержание правосознания на разных уровнях в научных и практических целях. Измерение правосознания служит прежде всего общественной, объективной оценке состояния правовой системы, ее необходимым изменениям.

Функции правосознания в правотворчестве. Право формирует правосознание. Если право отвечает социальным потребностям общества, соответствует его идеалам, целям, тогда правосознание служит опорой правоприменительной деятельности, основой правотворчества. Право – структурообразующий фактор для правосознания. Именно реальное право, а не различные призывно-просветительские поучения, своими лучшими характеристиками социальной регулятивной системы с наибольшей эффективностью «выкорчевывает» реликты старых представлений из правосознания, именно показательное, разумное использование права формирует новое необходимое обществу правосознание. Диапазон здесь весьма велик: от разграничения предметов ведения между Федерацией и ее субъектами до появления в имущественных отношениях новых типов договоров, вызванных к жизни социально-экономическими потребностями конца XX века (лизинга, факторинга, агентирования, траста и других).