Файл: Предмет и методы теории государства и права.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 277

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Место и роль государства в политической системе, его взаимодействие с институтами политической системе. Большое теоретическое и практическое значение имеет определение место государства в политической системен общества. Государство нельзя отождествлять с политической системой, его следует рассматривать как важную составную часть этой системы, как её особое звено. Это обусловлено следующими обстоятельствами: 1) В отличие от других элементов политической системы государство охватывает всё население проживающее на его территории 2) Обладает монополией на правотворчество 3) располагает специальным аппаратом управления и принуждения 4) Обладает системой юридических средств воздействия на общественные отношения 5) явлеется единственным носителем суверенитета, основным источником реализации политической власти. Занимая особое место в политической системе общества, государство может подменить эту систему, что и происходит с тоталитарным и фашистским режимом. Чрезмерное вмешательство государства в политическую жизнь общества приводит к беззаконию и произволу. По этому важно конституционно установить и реально обеспечит пределы деятельности государства, вывести из сферы его влияния те политические отношения, которые должны быть свободны от его регулирования. Нормальное функционирование политической системы обеспечивается правовым регулированием деятельности политических партий и общественных организаций которое сводится к следующему: никто не может быть принуждён к вступлению в какую либо партию или организацию; партии и общественные объединения свободно создаются на основе уставных документов и регистрации; эти политические институты не должны ущемлять основные права и свободы граждан; Решение политических партий не обязательны для органов государства; создание организационных структур политических партий недопустимо в государственных органах; действие государственных органов и должностных лиц по ограничению деятельности партии запрещены законом; Партии и общественные организации не могут призывать к свержению конституционного строя и пропагандировать национальную, социальную и религиозную роль.


Признаки государства, отличающие его от других организаций и учреждений общества. 1) государство- это политическая организация всего общества, а никакой-то его части. Население составляют граждане или подданные, хотя предполагается социальная дифференциация. Сюда не входят иностранцы, беженцы, лица без гражданства. 2) публичная власть, которая стоит над обществом и предполагает его разделение на управляемых и управляющих. Публичной властью называют аппарат власти управления, состоящий из особого слоя людей. Свои должности эти люди занимают путём избрания, наследования, назначения. Аппарат принуждения так же является элементом публичной власти. Он состоит из особых отрядов вооружённых людей (армия, полиция, разведка, ИТУ). Публичная власть всегда и во всех государствах выражала интересы господствующих кругов. 3) территориальное деление населения любое государство может осуществлять только на определённой территории, разбиваемой на административно-территориальные единицы. Их назначение заключение в организации государственной власти и управления на определённой территории. 4) суверенитет, под которым понимается верховенство государственной власти внутри страны и независимость во внешнеполитической сфере. Верховенство означает способность государства самостоятельно устанавливать правила поведения, правопорядок, определять права и обязанности граждан, всех институтов общества. 5) учреждение обязательных платежей, взыскиваемых с граждан и юридических лиц для содержания публичной власти и осуществления социальных программ. 6) флаг, герб, гимн.

Государство и церковь. Светские и теократические государства. Государство и церковь в среде демократии существуют как самостоятельные институты. Государство решает интересы всего общества, а церковь- интересы только верующих граждан. Такое государство называется светским. В таком государстве сферы деятельности церкви и власти разграничены. Светский характер государства не запрещает оказывать материальную поддержку из государственного бюджета церквям и религиозным общинам. В Конституции РФ записано, что Россия является светским государством, то есть в нашей стране, нет законодательных оснований, считать какую либо религию государственной или общеобязательной. В светском государстве церковь отделена от образования, преподавание религиозных знаний должно осуществляться через специальные духовные учебные заведения, воскресные школы, или частным образом. Религиозное воспитание в светском государстве- это функция семьи а не государства. В теократическом государстве государственная и религиозная идеология соединены. Религиозные нормы здесь являются основой для законодательных норм. Как правило, в этих государствах глава церкви и глава государства одно и тоже лицо.



Представительная и непосредственная формы демократии и их роль в политической системе общества. Непосредственная демократия – это форма народовластия, при которой граждане участвуют в принятии решений опосредствено, выбирая в органы власти своих представителей, призванных решать их интересы. Результатом распространения и принятия идеологии представительной демократии, как единственно разумной, является выработка критериев свободных выборов. Наличие свободно соревнующихся партий, свободы проведения избирательных компаний и дебатирование проблем, всеобщее избирательное право, равенство избирателей и честным подсчетом голосов, свободные выборы, парламентаризм, развитие партийных систем стали организационным костяком современной западной демократии.


Понятие и определение прав. Право- это система обязательных, формально- определённых юридических норм, устанавливаемых и обеспечиваемых государством, направленных на урегулирование общественных отношений. Право есть система общеобязательных правил поведение, которые устанавливаются и охраняются государством, выражают общие и индивидуальные интересы населения страны и выступают государственным регулятором общественных отношений. Нормативность права заключается в том, что оно состоит из определённых норм. Это роднит его с моралью религией, обычаями, традициями. Нормы права содержат в себе правила поведения человека в той или иной ситуации. Нормы права отличаются и от социальных норм тем, что, во-первых, обеспечиваются государством, в особой процедуре установления правовых предписаний принята формальная определённость. Правом являются только те нормы, которые устанавливаются государством в официальных актах. Социальные же нормы могут содержаться в письменных документах. Право имеет волевой характер, так как выражает общую и индивидуальную волю граждан государства в их гармоничном взаимодействии. Социальные нормы отражают волевые интересы только определённых граждан или групп данного государства. Во-вторых, правовые нормы имеют обязательный характер, то есть, к нарушителем этих норм могут применяться меры юридической ответственности. Государство поддерживает те социальные нормы, которые отражают интересы общества, но их соблюдение силой государственного аппарата не поддерживается. В-третьих, правовые нормы обладают системностью, что означает, что несколько юридических норм, объедённых в одно целое,
составляют систему именуемою правом, которая регулирует определённую часть общественных отношений. Применение одной взятой юридической нормы при отсутствии других практически не возможно. Это ведёт к бесправию, произволу. Классовая, обще-социальная, религиозная, расовая, национальная в сущности права. Право выражает волю государства в интересах большинства людей (общая воля) или определённой группы людей (классовая воля). Не зависимо от того, кто является источником этой воли: общество в целом или какая-то социальная группа, воля выраженная в праве, официально обеспечивается государственной властью. В этом смысле воля приобретает государственное выражения, является результатом согласования группы лиц стоящих у власти с интересами всего общества и прогрессивными идеями права. Сущность права в зависимости от того какие отношения урегулированы или интересы какой группы выражены можно рассматривать с классовых позиций. Здесь право выражает волю господствующего класса и обще-социального подхода как компромисс между различными социальными слоями. Основные концепции правопонимания: естественно- правовая, историческая, марксистская, нормативистская, психологическая, социологическая. Естественно- правовая концепция утверждает, что наряду с правовыми нормами, установленными государством, право также включает в себя естественное право. Под естественным правом понимают совокупность прав, которыми все люди обладают от природы и в силу своего рождения: право на жизнь, свободу, равенство, частную собственность и т.д. государство не может посягать на эти естественные и неотъемлемые права человека. В ней отмечено, что законы могут быть неправильными, но они должны приводиться в соответствие с правом, то есть такими нравственными ценностями, как справедливость, свобода, равенство. Понимание права как абстрактных нравственных ценностей «уменьшает» его формальные и юридические свойства, в результате этого теряются четкие критерии законного и противозаконного, ведь определить справедливость очень не просто, так как у каждого понятие справедливости своё. Историческая концепция рассматривает право как историческое явления которое возникает и развивается постепенно, стихийно. Право здесь выступает в исторически сложившихся правилах поведения, влекущих за собой юридические последствия. Историческая школа права отрицает категорию прав человека, так как во времена феодализма в праве не могли найти, отражение никакие признаки естественны прав. В то время наиболее основательно обращалось внимание на культурно- исторические и национальные особенности права их учёта в правотворческом процессе. Тот факт, что законодатель не может, творить нормы права по своему усмотрению они были подчинены преимущественно правам обычаев, как проверенных временем и стабильных правил поведения. Во время своего
возникновения данная теория была идеологией феодализма, которая игнорировала естественные права человека и переоценивала роль прав обычаев в ущерб законодательству. Марксистская концепция рассматривает право как возведённую в закон волю господствующего класса. Право и государство трактуются как надстройка по отношению к экономической структуре общества. Главное в праве марксистской концепции классовая сущность. Для неё характерно рассматривать право в тесной взаимосвязи с понятием государства, которое формирует и поддерживает право в процессе его реализации, а так же выделяет чёткие критерии правомерного и противоправного. Здесь преувеличивается роль классовых начал в праве в ущерб общечеловеческим, жизнь права ограниченна историческими рамками классового общества и жёстко связанна с материальными факторами. Нормативистская концепция рассматривает государство как регулятор действия норм права. Само право рассматривается как совокупность общеобязательных норм, поддерживающих правила верного поведения. Нормы права находятся в определённой иерархической пирамиде, вершиной которой является главная норма. Основание пирамиды составляют индивидуальные акты: решения, договоры, предписания. Каждая последующая норма свою юридическую силу в норме занимающей более высокое положение в иерархии пирамиды. Психологическая концепция рассматривает право, как совокупность элементов субъективной человеческой психики. Понятие и сущность права выводится через психологические закономерности: психологические эмоции людей, которые носят императивно-атрибутивный характер, то есть являются переживаниями чувства правомочия на какое-либо действие и чувство обязанности сделать что то. Все правовые переживания подразделяются на переживания позитивные (установленные государством) и интуитивные (личные). Интуитивное право является продленным регулятором поведения, а потому должно рассматривается как действительное право. Различается официальное право, то есть установленное государство и обеспечиваемое им и не официальное, то есть право лишенное государственного вмешательства, но действующее в качестве права. Источник прав человека проистекает из психики человека, а ни из законодательства.