Файл: Контрольные вопросы по теме Каковы предмет методики и ее фундаментальные и прикладные задачи.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 188

Скачиваний: 9

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Методика развития речи связана с дошкольной педагогикой, особенно с дошкольной дидактикой. Общие положения дидактики (принципы обучения, условия для эффективной учебной деятельности детей, средства и методы воспитания и обучения) в методике развития речи используются применительно к ее содержанию, к особенностям развития речи детей. В процессе работы по развитию речи воспитатель не только формирует речевые умения ребенка, обогащает его знания об окружающем и словарь, но и проводит большую воспитательную работу в соответствии с задачами дошкольной педагогики: развивает мышление, умственные способности, формирует нравственные качества, эстетические представления и т. д.
Методика использует данные анатомии о строении речевых органов. Особенно они важны при решении задач воспитания звуковой культуры речи, определении путей совершенствования работы артикуляционных органов.

Методика развития речи тесно связана с дошкольной дидактикой. Они имеют общий объект исследования – педагогический процесс детского сада. Являясь частной дидактикой, методика использует основные понятия и термины дошкольной дидактики (цели, задачи, методы и приемы обучения, их классификация, дидактический материал и др.), а также ее положения, касающиеся закономерностей, принципов, средств, методов. Так, дидактическим принципам доступности, последовательности и систематичности, развивающего обучения и др. должны соответствовать задачи, содержание, отбор методов и приемов развития речи.

Методика развития речи тесно связана с методикой начального обучения родному языку. Это две отрасли методики преподавания родного языка. Связь между ними особенно проявляется в области подготовки к обучению грамоте, в установлении преемственности в развитии речи детей в детском саду и школе.
Учет системных связей в языке и речи помогает определить подход к решению многих методических вопросов. Работа по развитию речи также является сложной системой, отражающей в своем содержании и методике системный характер языковых связей.
5. Какими профессиональными умениями развития речи детей должен овладеть воспитатель детского сада?

Профессиональные умения воспитателя, необходимые для работы по развитию речи детей


Блоки умений

Группы умений

Умения







1. Умения обследовать речь ребенка

1. Умение выбрать подходящую для данного возраста и конкретного ребенка диагностическую методику




2. Умение подобрать систему заданий для проведения обследования речи ребенка




3. Умение отобрать критерии и показатели, по которым будет оцениваться уровень речевого развития ребенка




4. Умение провести диагностику речевого развития ребенка, делая процесс выполнения задания привлекательным для ребенка




2. Умения составлять характеристики речевого развития детей

1. Умение проанализировать полученные в результате диагностики данные, устанавливая взаимосвязи между отдельными элементами речевого развития ребенка




2. Умение выявлять причины, обусловившие ту или иную характеристику речи, связав ее с особенностями развития личности и деятельности ребенка




3. Умение сделать выводы об уровне речевого развития ребенка и формулировать конкретные педагогические рекомендации к дальнейшей работе с ним




3. Умения выделять необходимые для предстоящего общения с детьми харак-

1. Умение наблюдать педагогический процесс, вычленяя необходимые данные о стиле общения взрослых с детьми, об особенностях речевой среды, в которой находится ребенок и т.п.







теристики среды их развития

2. Умение использовать активные методы сбора данных: анкетирование, беседа с воспитателями и родителями, анализ педагогической документации, изучение продуктов детской речевой деятельности и т.д.

II. Умения моделировать процесс дидактического общения

1. Умения составлять перспективный план развития речи в разных видах деятельности для отдельного ребенка и группы детей

1. Умение определять направления совершенствования речи ребенка или группы детей с одинаковым уровнем развития и формулировать цели и задачи на длительный период

2. Умение выбрать наиболее эффективные условия, средства и методы решения задач речевого развития детей

2. Умения составлять план-конспект конкретного мероприятия по развитию речи детей (занятия, вечера развлечений, наблюдения и т.п.)

1. Умение определять и формулировать задачи предстоящего общения

2. Умение отбирать и композиционно выстраивать содержание общения

3. Умение находить адекватные задачам и содержанию форму и средства общения

3. Умения планировать отдельный коммуникативный акт дидактического общения

1. Умение отбирать содержание речевого общения с ребенком с учетом его актуальных потребностей в общении, ориентируясь на “зону ближайшего развития”

2. Умение находить приемы, обеспечивающие эмоциональный контакт с ребенком и стимулирующие его речевое развитие

III. Умения организовать начальный период общения

1. Умения привлечь внимание детей, легко и быстро установить эмоциональный контакт с ними

1. Умение “подать себя” при первом знакомстве

2. Умение выбрать форму речевого общения

3. Умение использовать сюрпризные, игровые приемы

4. Умение пользоваться средствами выразительности голоса (пауза, убыстрение или замедление темпа, сила голоса, интонационная окраска и т.д.)

2. Умения обеспечить мотивацию речевой деятельности детей

1. Умение заинтересовать предстоящим общением (темой, содержанием, оборудованием и т.д.)

2. Умение создать игровую ситуацию, побуждающую говорить в связи с условиями игры

3. Умение приблизить условия дидактического общения к естественным условиям общения

IV. Умения управлять процессом дидактического общения

1. Умение понимать и адекватно оценивать психологическое состояние ребенка по внешним признакам

Социально-перцептивные умения:

1. Умение “читать по лицу”, по мимике, по поведению – технические умения ориентировки в собеседнике

2. Умение переходить от техники к внутреннему моделированию – “понимать собеседника”

2. Умение владеть речью, управлять своим голосом

1. Умение составлять рассказы разных видов

2. Умение правильно формулировать вопросы

3. Умение понятно, в разной форме, отвечать на вопросы

4. Умение исправлять ошибки в речи детей

5. Умение замечать и выделять положительные моменты в детских высказываниях

6. Умение пользоваться средствами выразительности голоса (темп, пауза, логическое ударение, регулирование высоты и силы голоса, интонация и т.д.)

3. Умения неречевого

1. Умение владеть “языком жестов”





общения

2. Умение управлять мимикой и пантомимикой

4. Умения вступать в личностно-деловой контакт с детьми, создавать атмосферу сотворчества

1. Умение импровизировать в процессе реализации “сценария” общения

2. Умение организовывать и регулировать взаимодействие и речевое общение детей друг с другом

V. Умения анализировать осуществленную систему дидактического общения и полученный результат

1. Умения анализировать коммуникативный акт с точки зрения его эффективности для речевого развития ребенка

1. Умение сравнивать намеченный план общения с его реализацией

2. Умение делать контрольные срезы речевого развития детей

3. Умение сравнивать фактические показатели речевого развития ребенка с “нормативными”

2. Умения обобщать полученные результаты дидактического общения

1. Умение делать выводы об эффективности использованной системы речевого общения

2. Умение учитывать результаты анализа осуществленной системы дидактического общения при планировании новой