Файл: Контрольные вопросы по теме Каковы предмет методики и ее фундаментальные и прикладные задачи.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 188
Скачиваний: 9
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Методика развития речи связана с дошкольной педагогикой, особенно с дошкольной дидактикой. Общие положения дидактики (принципы обучения, условия для эффективной учебной деятельности детей, средства и методы воспитания и обучения) в методике развития речи используются применительно к ее содержанию, к особенностям развития речи детей. В процессе работы по развитию речи воспитатель не только формирует речевые умения ребенка, обогащает его знания об окружающем и словарь, но и проводит большую воспитательную работу в соответствии с задачами дошкольной педагогики: развивает мышление, умственные способности, формирует нравственные качества, эстетические представления и т. д.
Методика использует данные анатомии о строении речевых органов. Особенно они важны при решении задач воспитания звуковой культуры речи, определении путей совершенствования работы артикуляционных органов.
Методика развития речи тесно связана с дошкольной дидактикой. Они имеют общий объект исследования – педагогический процесс детского сада. Являясь частной дидактикой, методика использует основные понятия и термины дошкольной дидактики (цели, задачи, методы и приемы обучения, их классификация, дидактический материал и др.), а также ее положения, касающиеся закономерностей, принципов, средств, методов. Так, дидактическим принципам доступности, последовательности и систематичности, развивающего обучения и др. должны соответствовать задачи, содержание, отбор методов и приемов развития речи.
Методика развития речи тесно связана с методикой начального обучения родному языку. Это две отрасли методики преподавания родного языка. Связь между ними особенно проявляется в области подготовки к обучению грамоте, в установлении преемственности в развитии речи детей в детском саду и школе.
Учет системных связей в языке и речи помогает определить подход к решению многих методических вопросов. Работа по развитию речи также является сложной системой, отражающей в своем содержании и методике системный характер языковых связей.
5. Какими профессиональными умениями развития речи детей должен овладеть воспитатель детского сада?
Профессиональные умения воспитателя, необходимые для работы по развитию речи детей
Блоки умений | Группы умений | Умения | | |
| 1. Умения обследовать речь ребенка | 1. Умение выбрать подходящую для данного возраста и конкретного ребенка диагностическую методику | | |
2. Умение подобрать систему заданий для проведения обследования речи ребенка | | |||
3. Умение отобрать критерии и показатели, по которым будет оцениваться уровень речевого развития ребенка | | |||
4. Умение провести диагностику речевого развития ребенка, делая процесс выполнения задания привлекательным для ребенка | | |||
2. Умения составлять характеристики речевого развития детей | 1. Умение проанализировать полученные в результате диагностики данные, устанавливая взаимосвязи между отдельными элементами речевого развития ребенка | | ||
2. Умение выявлять причины, обусловившие ту или иную характеристику речи, связав ее с особенностями развития личности и деятельности ребенка | | |||
3. Умение сделать выводы об уровне речевого развития ребенка и формулировать конкретные педагогические рекомендации к дальнейшей работе с ним | | |||
3. Умения выделять необходимые для предстоящего общения с детьми харак- | 1. Умение наблюдать педагогический процесс, вычленяя необходимые данные о стиле общения взрослых с детьми, об особенностях речевой среды, в которой находится ребенок и т.п. | | ||
| теристики среды их развития | 2. Умение использовать активные методы сбора данных: анкетирование, беседа с воспитателями и родителями, анализ педагогической документации, изучение продуктов детской речевой деятельности и т.д. | ||
II. Умения моделировать процесс дидактического общения | 1. Умения составлять перспективный план развития речи в разных видах деятельности для отдельного ребенка и группы детей | 1. Умение определять направления совершенствования речи ребенка или группы детей с одинаковым уровнем развития и формулировать цели и задачи на длительный период | ||
2. Умение выбрать наиболее эффективные условия, средства и методы решения задач речевого развития детей | ||||
2. Умения составлять план-конспект конкретного мероприятия по развитию речи детей (занятия, вечера развлечений, наблюдения и т.п.) | 1. Умение определять и формулировать задачи предстоящего общения | |||
2. Умение отбирать и композиционно выстраивать содержание общения | ||||
3. Умение находить адекватные задачам и содержанию форму и средства общения | ||||
3. Умения планировать отдельный коммуникативный акт дидактического общения | 1. Умение отбирать содержание речевого общения с ребенком с учетом его актуальных потребностей в общении, ориентируясь на “зону ближайшего развития” | |||
2. Умение находить приемы, обеспечивающие эмоциональный контакт с ребенком и стимулирующие его речевое развитие | ||||
III. Умения организовать начальный период общения | 1. Умения привлечь внимание детей, легко и быстро установить эмоциональный контакт с ними | 1. Умение “подать себя” при первом знакомстве | ||
2. Умение выбрать форму речевого общения | ||||
3. Умение использовать сюрпризные, игровые приемы | ||||
4. Умение пользоваться средствами выразительности голоса (пауза, убыстрение или замедление темпа, сила голоса, интонационная окраска и т.д.) | ||||
2. Умения обеспечить мотивацию речевой деятельности детей | 1. Умение заинтересовать предстоящим общением (темой, содержанием, оборудованием и т.д.) | |||
2. Умение создать игровую ситуацию, побуждающую говорить в связи с условиями игры | ||||
3. Умение приблизить условия дидактического общения к естественным условиям общения | ||||
IV. Умения управлять процессом дидактического общения | 1. Умение понимать и адекватно оценивать психологическое состояние ребенка по внешним признакам | Социально-перцептивные умения: | ||
1. Умение “читать по лицу”, по мимике, по поведению – технические умения ориентировки в собеседнике | ||||
2. Умение переходить от техники к внутреннему моделированию – “понимать собеседника” | ||||
2. Умение владеть речью, управлять своим голосом | 1. Умение составлять рассказы разных видов | |||
2. Умение правильно формулировать вопросы | ||||
3. Умение понятно, в разной форме, отвечать на вопросы | ||||
4. Умение исправлять ошибки в речи детей | ||||
5. Умение замечать и выделять положительные моменты в детских высказываниях | ||||
6. Умение пользоваться средствами выразительности голоса (темп, пауза, логическое ударение, регулирование высоты и силы голоса, интонация и т.д.) | ||||
3. Умения неречевого | 1. Умение владеть “языком жестов” |
| общения | 2. Умение управлять мимикой и пантомимикой |
4. Умения вступать в личностно-деловой контакт с детьми, создавать атмосферу сотворчества | 1. Умение импровизировать в процессе реализации “сценария” общения | |
2. Умение организовывать и регулировать взаимодействие и речевое общение детей друг с другом | ||
V. Умения анализировать осуществленную систему дидактического общения и полученный результат | 1. Умения анализировать коммуникативный акт с точки зрения его эффективности для речевого развития ребенка | 1. Умение сравнивать намеченный план общения с его реализацией |
2. Умение делать контрольные срезы речевого развития детей | ||
3. Умение сравнивать фактические показатели речевого развития ребенка с “нормативными” | ||
2. Умения обобщать полученные результаты дидактического общения | 1. Умение делать выводы об эффективности использованной системы речевого общения | |
2. Умение учитывать результаты анализа осуществленной системы дидактического общения при планировании новой |