Файл: Организация системы социального обслуживания населения (на примере Калачинского района Омской области).docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 79
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
на тему: Организация системы социального обслуживания населения (на примере Калачинского района Омской области)
Оглавление
Введение
Глава 1. Теоретическо – правовые аспекты социального обслуживания населения
-
Понятие, сущность социального обслуживания населения в РФ -
Правовые аспекты социального обслуживания населения
Глава 2. Организация системы социального обслуживания сельского населения (на примере Калачинского района Омской области)
2.1. Основные направления деятельности по социальному обслуживанию населения (на примере Калачинского района Омской области)
2.2. Порядок предоставления социальных услуг на примере Калачинского центра социального обслуживания Омской области
Заключение
Библиографический список
Введение
Актуальность исследования заключается в следующем: в трудный для российского общества период, в условиях внешних ограничений, снижения доходов населения государство продолжает проводить курс на приоритет социальной политики. Социальное обеспечение - это форма реализации социальной политики государства, связанная с благополучием граждан, в Российской Федерации в настоящее время всем установленным в законе категориям гражданам предоставляется социальное обеспечение по старости, при болезни, для воспитания детей.Право граждан на социальное обслуживание как важную часть социального обеспечения гарантировано законом и подкреплено мерами федеральных и региональных органов власти. В нашей стране сформирована нормативно-правовая основа социального обслуживания населения, дающая возможность организации его на практике. В последние годыв нашей стране система социального обслуживания населения, ее организация и технологии совершенствуются, в регионах развивается сеть учреждений комплексного стационарного обслуживания, запускаются новые технологии предоставления социальных услуг: для граждан старшего возраста, инвалидов, семей с детьми, военнослужащих.
Проблема заключается в том, что прогрессивные нововведения в сфере социального обслуживания населения внедряются неравномерно для разных социальных групп и разных территорий.
Организация системы социального обслуживания сельского населенияв этом плане представляет не до конца решенную проблему.
Объектом выпускной квалификационной работы являются общественные правоотношения по социальному обслуживанию населения в Российской Федерации.
Предметом выпускной квалификационной работы является социальное обслуживание населения.
Цель исследования: раскрыть особенности и проблемы организации системы социального обслуживания населения (на примере Калачинского района Омской области)
Задачи исследования:
1. Изучить понятие, сущность социального обслуживания населения в РФ.
2. Обосновать правовые аспекты социального обслуживания населения
3. Проанализировать основные направления деятельности по социальному обслуживанию населения (на примере Калачинского района Омской области).
4. Выявить порядок предоставления социальных услуг на примере Калачинского центра социального обслуживания Омской области
Вопросы организации системы социального обслуживания населения исследовали отечественные ученые: Р.И. Ерусланова, И.В. Малофеев, Е.И. Холостова и другие. Из учебных трудов и монографических исследований стоит отметить вклад В.П. Галаганова, Е.Е.Мачульскойи других. Тем не менее, полагаем, что не имеется всестороннего анализа законодательных изменений.
Методы исследования. Методологическая основа исследования представлена следующими методами научного познания: общенаучными (анализ, синтез, индукция, дедукция); юридическими: сравнительно-правовой, формально юридический.
Практическая значимость работы заключается в том, что результаты исследования создают основу для практического совершенствования законодательных норм в сфере социального обслуживания.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка.
Глава 1. Теоретическо – правовые аспекты социального обслуживания населения
1.1. Понятие, сущность социального обслуживания населения в РФ
Важной частью социального обеспечения в РФ является социальное обслуживание,социальная работапо предоставлению социальных услуг гражданам установленных категорий [16, с. 118]. Право российских граждан на социальные услуги, предоставляемые социальными службами, является конституционным правом [11, с. 5]. Социальноеобеспечение, социальное обслуживание в России имеет долгую историю, изучение нами научных работ показало, что в России контингент военных изначально был почти единственным, кому оказывалась поддержка государства, социальные выплаты [18, с. 3]. Формы социального обеспечения изменялись на этапах исторического развития, анализ научных источников показал, что социальная работа, деятельность социальных служб стали системой в нашей стране с прошлого века, а сегодня это вид профессиональной деятельности, оказание социальных гарантий, помощи нуждающимся категориям граждан [14, с. 18].
Определение социального обслуживания дано в части 1 статьи 3Федерального закона «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»–«деятельность по предоставлению социальных услуг гражданам» [1].
Ряд современных авторов определяют социальное обслуживание как часть социальной защиты. Так, согласно определению Кир, социальное обслуживание - это «подсистема социальной защиты населения», имеющая свое «правовое поле» [16, с. 118].
И в законе № 442-ФЗ, и в специальном национальном стандарте социальное обслуживание определяется как«деятельность социальных служб по предоставлению социальных услуг», только ГОСТ конкретизирует - «деятельность социальных служб, направленная на предоставление социальных услуг, осуществление социальной реабилитации и адаптации граждан, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации» [35]. Приветствуя данное пояснение, отметим, что перечень трудных ситуаций национальный стандарт не дает, только определение («трудная жизненная ситуация - ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина по причинам инвалидности, неспособности к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом или болезнью, безработицы, сиротства, одиночества, безнадзорности, малообеспеченности, .. которую он не может преодолеть самостоятельно» [35]. Нововведением является раскрытие очень актуальных сейчас категорий реабилитации и адаптации, так, в стандарте указано: «социальная адаптация - система мероприятий, направленных на приспособление гражданина, находящегося в трудной жизненной ситуации, к принятым в обществе правилам и нормам поведения, окружающей его среде жизнедеятельности»; «социальная реабилитация - система мероприятий, направленных на восстановление утраченных гражданином социальных связей, социального статуса, устранение или возможно полную компенсацию ограничений жизнедеятельности [35].
Анализируя расширение содержательно понимания социального обслуживания населения, отметим, что уместным было бы еще к реабилитации и адаптации добавить «социальное сопровождение». В 2023 годуПрезидент РФ, Правительство России постоянно вносят уточнения в социальное законодательство, поручают открыть социальные центры комплексного социального сопровождения, реабилитации и адаптации военнослужащих и их семей. Социальная работа с военными, новые стандарты их адресного
социального обслуживанияи сопровождения становятся и образцами, по нашему мнению, для всей новой развивающейся сети социального обслуживанияврегионах России.
Изучение нами теоретических и законодательных источников по проблеме показало, что сущность социальной работы по социальному обслуживанию граждан - это оказание, в рамках закона, государственной социальной помощи, предоставление социальных услуг гражданам группы социального риска, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. Так, например, дети и супруги из семей военных, участников военных действий, часто являются группой социального риска, находятся в трудной жизненной ситуации. В соответствии со статьей 21 Федерального Закона «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» эти категории граждан могут получить срочные социальные услуги [1].
Современная система социального обслуживания населения в РФ предполагает государственные стандарты социального обслуживания. Социальное обслуживание должно соответствовать эталонам, которые устанавливают основные требования к объемам и качеству социальных услуг, порядку и условиям их оказания. В настоящее время система социального обслуживания населения РФ модернизируется, в регионах развивается сеть комплексных центров, учреждений комплексного стационарного обслуживания, запускаются новые технологии социального обслуживания: для граждан старшего возраста, инвалидов, семей с детьми.
Система социального обслуживания населения РФ модернизируется, в регионах развивается сеть центров, учреждений комплексного стационарного обслуживания, запускаются новые технологии социального обслуживания, в том числе для пожилых людей.
При определении необходимых гражданину видов социальных услуг, предоставляемых в стационарной форме социального обслуживания, учитывается нуждаемость получателя социальных услуг в получении таких услуг, характер обстоятельств, которые ухудшают или могут ухудшить условия его жизнедеятельности.
Для рассмотрения вопроса о предоставлении социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания заявление о предоставлении социальных услуг.
Получатели социальных услуг вправе участвовать в правоотношениях по предоставлению социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания лично или через представителя.
В регионах проблемой, требующей решения, является дефицит квалифицированных кадров, связанный с низким уровнем оплаты труда социальных работников, не соответствующей интенсивности их труда.
Социальная помощь пенсионерам (регулируется в каждом субъекте РФ органами СФР и Минтруда) включает: доплату до прожиточного минимума, бесплатные медицинские препараты, лечение в санатории и проезд к месту лечения. Государство оказывает ее малоимущим одиноко проживающим пенсионерам, если их доход ниже величины прожиточного минимума по данному субъекту РФ и это от них не зависит. Также социальную помощь предоставляют пенсионерам, которые имеют на нее право по закону.
Также пенсионеры могут получить денежные выплаты и натуральную помощь в виде топлива, продуктов питания, одежды, обуви, медикаментов. Заявление о предоставлении государственной социальной помощи надо подать в орган соцзащиты населения или в территориальный орган ПФР, если пенсионер хочет получить пакет соцуслуг или федеральную социальную доплату к пенсии.
Социальные услуги гражданам старшего поколения (женщинам от 60 лет, мужчинам старше 65 лет) и инвалидам предоставляются при соблюдении принципов социальной справедливости: соблюдения прав человека; ориентации социального обслуживания на индивидуальные потребности граждан старшего поколения и инвалидов; приоритета мер по социальной защите граждан старшего поколения и инвалидов; гобеспечения равных возможностей в получении социальных услуг и их доступности для всех граждан старшего поколения и инвалидов; предоставления государственных гарантий в сфере социального обслуживания населения.
Социальные услуги предоставляют гражданам старшего поколения и инвалидам по решению органов социальной защиты населения в подведомственных им учреждениях либо по договорам, заключаемым органами социальной защиты с учреждениями социального обслуживания иных форм собственности, в соответствии с перечнем гарантированных государством социальных услуг гражданам старшего поколения и инвалидам, который утверждается органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
При получении социальных услуг граждане старшего поколения и инвалиды имеют установленное законодательством Российской Федерации право: на выбор учреждения и формы обслуживания в порядке, установленном органами социальной защиты населения субъектов Российской Федерации; получение достоверной и своевременной информации о своих правах