Файл: Фёдор Петрович гааз (17801853). Немецкий врач, проживший в России практически всю жизнь. Он вошел в российскую историю как выдающийся гуманист, врачисследователь, организатор здравоохранения, филантроп.docx
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 266
Скачиваний: 16
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Гаазовская больница в Малом Казенном переулке на Покровке принимала больных круглосуточно и в неограниченном количестве. Когда однажды Федору Петровичу доложили, что мест нет, все 150 коек заполнены, а больных везут, он распорядился размещать их в своей квартире.
До конца жизни Гааз доказывал личным примером, что любовью и состраданием можно воскресить то доброе, что сохранилось в озлобленных людях. Ни канцелярское бездушие, ни ироническое отношение сильных мира сего, ни горькие разочарования не останавливали его. Общественность не всегда понимала сострадание к преступнику, полагая, что «лучше помогать доброму отцу семейства, вдове, сиротам, нежели какому-нибудь отъявленному злодею».
Фёдор Петрович Гааз приехал в Россию довольно богатым человеком, а затем и приумножил свое богатство при помощи обширной практики среди зажиточных пациентов, однако всё его имущество ушло на благотворительность. «Быстро исчезли белые лошади и карета, с молотка пошла оставленная без «хозяйского глаза» и заброшенная суконная фабрика, бесследно продана была недвижимость» (из очерка А.Ф. Кони). Гааз работал и жил в Главном доме усадьбы Полицейской больницы, вплоть до своей смерти.
Похоронен он был за казенный счет, на средства полицейского участка, поскольку его собственных средств не осталось даже на погребение. Фёдор Петрович Гааз не оставил наследников, но в последний путь его провожало почти 20 тысяч москвичей всех сословий и состояний — небывалая для тогдашней Москвы толпа.
На Введенском кладбище в Москве — жители окрестных улиц называют его еще по-старому, Немецким — есть могила: темно-серый камень с темно-серым крестом, черная ограда; чугунные стояки-колонки, темные прутья, а поверх них свисают кандалы — цепи с широкими наручниками и «накожниками». На камне выбито: 1780-1853 и несколько строк латыни. Слова из Евангелия по-русски звучат так: «Блаженны рабы те, которых господин, пришедши, найдет бодрствующими; истинно говорю вам, он перепояшется и посадит их и, подходя, станет служить им» (Лук. 12, 37).
Гаазовские кандалы и разорванные цепи — один из главных элементов надгробья на могиле «святого доктора». Ограда, как и памятник в Малом Казенном переулке в Москве, выполнена выдающимся скульптором Н.А. Андреевым.
У Федора Петровича Гааза было немало последователей. Один из них, Николай Агапитович Норшин – воспитанник Гааза. Федор Петрович вылечил его от «тяжелой горячки» и обучил всему, что знал сам. Н.А. Норшин отличался добротой, нравственностью и профессионально-этическими взглядами.
Сам Ф.П. Гааз писал Н.А. Норшину о том, что счастье заключается в помощи, заботе о нуждающихся людях и в любви к ним. В конце XIX столетия, после смерти Федора Петровича Гааза, его работа была опубликована А.И. Полем. «Призыв к женщинам» – азбука христианского благонравия, в которой Ф.П. Гааз завещает женщинам-христианкам и всем истинно верующим проявлять сострадание, милосердие, духовную нравственность и «творить добро»
Таким образом, можно сделать вывод, что Федор Петрович Гааз внес огромный вклад в русскую этику врачевания. Его деятельность врача-гуманиста и профессионально-этические устои являются достойным образцом для медицинских работников. Отношение к жизни и выполнению профессионального врачебного долга Федора Петровича Гааза по достоинству оценено, как на территории России, так и во многих других странах. Ведь он осуществлял свою благородную и достойную врачебную миссию задолго до появления международных документов по этике и деонтологии.
Заключение
Московский врач немецкого происхождения Федор Петрович Гааз (Фридрих Иозеф Хааз) считал, что медицина является царицей наук. Он искренне полагал, что здоровье и жизнь человека есть самое ценное и прекрасное, а главные качества врача – милосердие, сострадание, чувство долга и совести.
Ф.П. Гааз считал, что независимо от национальности, пола и возраста, социального положения, необходимо видеть в пациенте только его человеческую личность и разделять с ним его несчастье. Недаром в народе его называли «святой доктор»
В своей медицинской деятельности он уделял особое внимание тюремным заключенным. Федор Петрович считал, что несчастье, болезнь и преступление находится в тесной связи друг с другом, и к заключенным необходимо проявлять сострадание и призрение. В то время условия для жизни арестованных людей были ужасны. Помещения были сырыми и грязными, питание и медицинская помощь почти отсутствовали. Кандалы, ошейники и цепи надевали всем без исключения, не учитывая пол, возраст, род преступления. Благодаря миротворческой миссии «святого доктора» были введены в использование «гаазовские» кандалы, отменено бритье поголовно всех заключенных.
Врачебная практика Федора Петровича является образцом гуманности и нравственности. В период эпидемии холерой Гааз приветствовал всех больных поцелуями в лоб
, а после находился в ванне продолжительное время после холерного больного.
Он утверждал, что холера передается иными путями и вероятность заразиться от человека очень мала. Своим оптимизмом Ф.П. Гааз дарил людям веру в наилучший исход болезни и старался избавить их от фобий и ужаса.
Список использованных источников
1. Кони А.Ф. Федор Петрович Гааз: Биогр. Очерк.- СПб,1904г.
2. Пантелеев И. Очерк истории изучения и развития Кавказских минеральных вод.- М., 1955г.
3. Скороходов Л.Я. Краткий очерк истории русской медицины.- Л., 1926г.
4. Лыков В. Доктор отверженных //«Фармацевтический вестник» при частичной или полной перепечатке ссылка на «Фармацевтический вестник» обязательна № 3 (242) 29 января 2002г.