Файл: Вопросы к экзамену Понятие, предмет и метод административного права.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 596
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Понятие, особенности и виды административно-правовых режимов
Режим закрытых административно-территориальных образований
Административное принуждение и его виды
Понятие и признаки административной ответственности
Административное правонарушение
Свобода труда. Иностранные граждане пользуются правом свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, а также правом на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности с учетом ограничений, предусмотренных федеральным законом.
Иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность при наличии разрешения на работу. Такое разрешение не требуется для иностранных граждан:
При этом временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин не вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого ему выдано разрешение на работу, а временно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин - вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого ему разрешено временное проживание.
В соответствии со статьей 14 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" иностранный гражданин не вправе быть членом экипажа военного корабля Российской Федерации или другого эксплуатируемого в некоммерческих целях судна, а также летательного аппарата государственной или экспериментальной авиации, командиром воздушного судна гражданской авиации.
Иностранный гражданин не вправе быть принятым на работу на объекты и в организации, деятельность которых связана с обеспечением безопасности Российской Федерации.
Право поступления на государственную и муниципальную службу. Иностранный гражданин не имеет права находиться на государственной гражданской службе, муниципальной службе, а также на службе в органах прокуратуры, органах внутренних дел, федеральной противопожарной службе, государственной фельдъегерской службе, органах наркоконтроля, органах и учреждениях уголовно-исполнительной системы, таможенных органах. Иностранные граждане не могут быть призваны на военную службу и альтернативную гражданскую службу.
Обязанность по медицинскому страхованию. В соответствии с Законом РФ от 28 июня 1991 г. N 1499-1 "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации"*(132) иностранные граждане, временно находящиеся в Российской Федерации, должны быть застрахованы по системе медицинского страхования.
ЛИЦО БЕЗ ГРАЖДАНСТВА (апатрид) — лицо, не являющееся гражданином данной страны и не обладающее соответствующими доказательствами, которые могли бы установить принадлежность его к гражданству какого-либо иностранного государства. Безгражданство возникает в случаях, когда лицо утрачивает свое гражданство и не приобретает нового. Л. без г. в РФ (так же, как и иностранные граждане) пользуются национальным режимом. В то же время Л. без г., как и иностранцы, не пользуются некоторыми политическими правами (напр., избирательными).
Все особенности административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства можно по кругу лиц на которых они распространяются, подразделить на общие, групповые и индивидуальные. Для всех находящихся на территории Российской Федерации лиц, которые не являются ее гражданами, законодательством установлены следующие особенности праводееспособности:
-
они не могут быть государственными служащими, работать в милиции; -
они не допускаются к деятельности связанной с государственной тайной; -
иностранные граждане и лица без гражданства (за исключением граждан стран СНГ, с которыми заключены соглашения о безвизовом въезде и выезде) могут въезжать в Российскую Федерацию при наличии разрешения; -
на них не распространяется воинская обязанность; -
они проживают и осуществляют свою деятельность на основании специальных документов (видов на жительство, заграничных паспортов); -
для них могут быть установлены ограничения в передвижении и выборе места жительства (в соответствии с постановлением Совета Министров Российской Федерации от 04.07.1992 г. № 470 “Об утверждении перечня территории Российской Федерации с регламентируемым посещением граждан”); -
они обязаны подчиняться законам Российской Федерации; -
по территории, открытой для иностранцев, они могут свободно передвигаться при условии уведомления об этом ОВД или принимающих их организации; -
иностранные граждане могут приобретать гражданское оружие по лицензиям, выданным ОВД, при условии вывоза ими оружия из страны в течении 5 дней со дня приобретения, нарушение сроков вывоза оружия влечет его конфискацию; -
выезд из Российской Федерации им может быть не разрешен при наличии обстоятельств, установленных законодательством.
Соответственно следует различать общий и специальный административно-правовой
статус. Каждое лицо обладает общим статусом, который во многом равен для всех, и
в то же время может быть субъектом одного или нескольких специальных статусов
(студента, работника милиции, жителя закрытого города и т. д.). Во многих
случаях специальная (ролевая) правосубъектность просто дополняет общую. Но
между ними может быть и более сложное взаимодействие, при котором специальный
статус влияет на общий, ограничивая, видоизменяя его. Например, статус
военнослужащего влияет на такие общие права, как право на образование, на
участие в управлении, на жалобу, на свободу передвижения, выбор местожительства.
Административная правосубъектность индивидуальных субъектов непрерывно
расширяется. В ее регулировании повышается роль законов. За последние годы
федеральными законами гражданам предоставлено право на оружие, на свободный
выбор места жительства, учреждение средств массовой информации и др.
Значительно расширены права на судебную защиту, на объединение, на свободу
совести.
22 Основные права и обязанности граждан в сфере государственного управления.
§ 2. Основные административные права и обязанности граждан
Административные права и обязанности граждан чрезвычайно разнообразны. Они возникают в самых различных сферах общественных отношений: в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, в области образования, здравоохранения и социальной защиты, на государственной и муниципальной службе, при подаче любых обращений в органы публичной администрации, при проведении контрольных и надзорных мероприятий, в случаях привлечения к административной ответственности и т.д. Неисчислимое множество административных прав и обязанностей сложно поддается систематизации. Дать их исчерпывающую классификацию и тем более полный перечень не представляется возможным.
Административные права граждан можно с определенной долей условности распределить по трем большим группам.
Права граждан на участие в государственном управлении. В ст. 32 Конституции РФ закреплено, что граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей. Этот комплекс прав граждан обеспечивает их правовое воздействие на органы публичной администрации.
Гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет, имеет право по достижении возраста, быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления.
Личное участие граждан в государственном управлении обеспечивается также их правом на равный доступ к государственной службе. В частности, на гражданскую службу вправе поступать граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет (но не старше 65 лет), владеющие государственным языком Российской Федерации и соответствующие квалификационным требованиям.
Граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование. Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, а также выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики.
Граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления. Граждане реализуют право на обращение свободно и добровольно.
Непосредственное управление граждан делами государства может осуществляться в форме референдума. референдум Российской Федерации - это всенародное голосование граждан Российской Федерации. Референдум проводится на основе всеобщего равного прямого и свободного волеизъявления граждан Российской Федерации
гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет, имеет право избирать в органы государственной власти и органы местного самоуправления
Права граждан при получении гарантированной государством помощи
Граждане имеют право своевременно и полностью получать пенсионное обеспечение за счет средств бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации
Граждане имеют право на выбор места работы, в частности, путем бесплатного посредничества органов службы занятости. Безработные граждане имеют также право на бесплатное получение услуг по психологической поддержке, профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации по направлению органов службы занятости. Гражданам Российской Федерации гарантируются: свобода выбора рода деятельности, профессии (специальности), вида и характера труда; защита от безработицы; бесплатное содействие в подборе подходящей работы и трудоустройстве при посредничестве органов службы занятости; информирование о положении на рынке труда. Безработным гражданам гарантируются: социальная поддержка;
Гражданин имеет право на получение от государственных органов, органов местного самоуправления, информации, непосредственно затрагивающей его права и свободы. не может быть ограничен доступ к: нормативным правовым актам, затрагивающим права, свободы и обязанности человека и гражданина, а информации о состоянии окружающей среды;
Права граждан на защиту.
В числе прав граждан на защиту следует указать:
право на административную жалобу;
право на обращение в суд с заявлением об оспаривании действий (бездействия) и решений государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц;
право на необходимую оборону;
право на защиту в производстве по делам об административных правонарушениях.
Административные обязанности граждан не менее многочисленны. Все граждане обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, санитарные правила и нормы, правила благоустройства населенных пунктов, сохранять природу и окружающую среду, регистрироваться по месту жительства и месту пребывания.
Законодательство о воинской обязанности и военной службе обязывает отдельные категории граждан Российской Федерации состоять на воинском учете, проходить