Файл: Вопросы к экзамену Понятие, предмет и метод административного права.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 551

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Общественные отношения, связанные с деятельностью исполнительных органов при осуществлении государственного управления и государственного контроля (а также с деятельностью органов местного самоуправления и общественных объединений, связанной с реализацией властных полномочий, которыми они наделены государством.

Внутриорганизационные отношения всех (законодательных, исполнительных, судебных и иных) государственных органов, охватывающие, государственную службу, делопроизводство, обеспечение деятельности и т.п.

Деятельность судов, исполнительных и иных государственных органов, органов местного самоуправления по рассмотрению дел об административных правонарушениях, а также иные охранительные отношения, регулируемые законодательством об административных правонарушениях.
Центральное место в системе административно-правовых отношений занимают управленческие правоотношения, связанные с осуществлением государственного управления (регулирования) органами исполнительной власти.
Для административного права характерен императивный метод правового регулирования. Для данного метода характерны иерархичность и подчинённость, государственно-властные отношения, императивный характер норм и предписаний. Субъектами административного права и административно-правовых отношений являются граждане, юридические лица, государственные органы, должностные лица.

АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО — отрасль права, регулирующая общественные отношения, возникающие в процессе организации и исполнительно-распорядительной деятельности органов гос. управления, а также в сфере негос. управления при осуществлении органами местного самоуправления делегированных им функций органов исполнительной власти. Характерной особенностью А. п. РФ является регулирование им одновременно материальных и процессуальных отношений. Основной метод регулирования А. п. — императивный (метод власти и подчинения). Одной из сторон административных правоотношений является всегда гос. (муниципальный) орган или должностное лицо. В качестве другой стороны могут выступать любые физические и юридические лица.

2. Соотношение административного права с другими отраслями права.

Административно-правовой статус гражданина включает четыре элемента:

Правовой статус личности - совокупность неотъемлемых прав, свобод и обязанностей.


Правовой статус гражданина - совокупность прав и обязанностей, вытекающих из гражданства.

Социальный элемент, социально-правовой статус, связанный с родом занятий и иными обстоятельствами (рабочий, служащий, учащийся, пенсионер и т.п.).

Особый статус, приобретаемый по желанию (водитель, охотник, турист и т.п.).

Однако каждая отрасль права имеет определенное место в системе права и административное право в этом смысле не является исключением. Так, система российского права содержит в себе отрасли так называемого публичного и частного права. К отраслям публичного права мы традиционно относим те отрасли права, в основе правового регулирования которых лежит публичный интерес (это, прежде всего, конституционное и уголовное право). Частные отрасли, напротив, ориентированы на охрану частного интереса, в их основе лежат принципы диспозитивности и равенства сторон (это гражданское, трудовое право).

От частного права административное право, в частности, и публичное право в целом отличает сам принцип правового регулирования, функции и метод регулирования. В бытовом и профессиональном юридическом правосознании гражданское право противостоит, прежде всего, административному и уголовному. Частное право (помимо гражданского, это еще и трудовое, торговое) основано на принципе автономии и равенстве участвующих в регулируемых отношениях воль. Отрасли частного права призваны определять соотношение юридически автономных единиц в отношениях между ними, но не с государством. Там, где речь заходит о соотношении двух субъектов, один из которых наделен в правоотношении властными правомочиями, мы говорим о публично-правовых отношениях.

Таким образом, отграничение административного права от всех отраслей частного права выглядит довольно естественным и понятным. Так, трудовое право регулирует отношения, возникающие между работником и работодателем, т.е. субъектами, находящимися в служебной (трудовой) зависимости одного от другого. Административно-правовые отношения - это отношения, возникающими между субъектом, наделенным властными полномочиями по отношению к неограниченному кругу субъектов, не состоящих с ним в такого рода отношениях зависимости, и соответствующим субъектом права. Договорность трудовых отношений исключена в административно-правовых отношениях именно вследствие отсутствия каких-либо точек соприкосновения между управляющим и управляемым. Диалог между ними невозможен.

к выделению подотраслей административного права в самостоятельные отрасли российской системы права. К таким отраслям относятся, прежде всего, финансовое, земельное, экологическое, аграрное, предпринимательское, таможенное, банковское и т.п. отрасли). Административное право имеет много общего с такой самостоятельной отраслью российского права, как конституционное право. Дело в том, что административное право регулирует ту часть общественных отношений, которая является одновременно предметом правового регулирования конституционного права. Государственное управление, исполнительная власть, государственная служба, принципы соотношения управляющих и управляемых субъектов права - в

равной степени интересуют и конституционное, и административное право. Однако конституционное право лишь закрепляет основные принципы организации институтов, деятельность которых детально регулирует административное право. В сущности, административное право детализирует нормы конституционного права, посвященные государственному управлению. Основываясь на принципе охраны прав и свобод человека и гражданина, закрепленном в Конституции РФ, административное право расшифровывает и дополняет положения о генеральной линии общественного развития, установленной конституционным правом в целом.

Уголовное право - отрасль весьма специфичная, поскольку содержит нормы исключительно запретительного характера. Эту отрасль права можно назвать охранительной. Она сравнима лишь с одним из центральных институтов административного права - институтом административной ответственности. В остальном административное право характеризуется позитивным регулированием, т.е. не касается вопросов санкционирования и ответственности. В части же соотношения административной и уголовной ответственности различие лежит в области характера и степени посягательства на общественные отношения, охраняемые нормами как одной, так и другой отрасли права. Действительно, если обратиться к нормам административного права об ответственности, то мы увидим, что составы административных правонарушений зачастую сходны с составами преступлений, закрепленными в Уголовном кодексе РФ. Объекты указанных правонарушений также практически идентичны (отношения в области охраны личности, собственности, общественного порядка, основ государственного управления и т.д.). Уголовное право предусматривает более суровые меры юридической ответственности за более серьезные правонарушения с точки зрения степени общественной опасности.

3. Система административного права.

Система любой отрасли права, и административное не является исключением, представляет собой совокупность взаимосвязанных правовых институтов, норм, которые регулируют однородные общественные отношения, входящие в предмет отрасли права. Группировка однородных норм позволяет обеспечивать целостность системы отрасли права, обеспечивать практическую реализацию его норм.


Итак, по сложившейся в течение десятилетий традиции в рамках общей части административного права выделяются нормы и институты, определяющие:

предмет и метод правового регулирования отрасли;

характеристику административно-правовых норм;

особенности административно-правовых отношений;

иерархию источников административного права;

статус участников административно-правовых отношений;

основу организации и деятельности органов исполнительной власти;

формы и методы реализации исполнительной власти, в том числе правовые акты управления;

механизм обеспечения законности в сфере исполнительной власти, в том числе порядок обжалования неправомерных действий;

вопросы административной ответственности и административного принуждения.

Что же касается содержания особенной части административного права, то ее структура обусловлена отдельными сферами государственного управления. В частности, выделяют:

управление экономической сферой, которая, в свою очередь, подразделяется на управление государственным имуществом; общие вопросы управления предпринимательской деятельностью; управление антимонопольной деятельностью; управление промышленностью; управление сельским хозяйством; управление транспортом; управление связью; управление жилищно-коммунальным хозяйством и т.п.;

управление социально-культурной сферой, в рамках которой выделяют управление образованием; управление в области науки; управление в области культуры; управление в области здравоохранения и социального обеспечения и т.п.;

управление административно-политической сферой, подразделяемое на управление в области обороны; управление в области безопасности; управление внутренними делами; управление иностранными делами; управление в области юстиции.


4. Понятие административно-правовой нормы. Особенности ее содержания и структуры

Понятие административно-правовой нормы

Таким образом, норма административного права - это всегда правило поведение, установленное государством в лице уполномоченных органов или должностных лиц, выраженное в определенной форме, обязательное для неопределенного круга лиц, рассчитанное на многократное применение и санкционированное (т.е. защищенное от нарушения) принудительной силой государства. Кроме указанных общих с прочими нормами права черт, нормы административного права обладают определенными особенностями, связанными со спецификой регулируемых административным правом общественных отношений и метода правового воздействия на них.


Специалисты выделяют различные специфические черты административно-правовых норм. Так, Ю.Н. Старилов указывает, что административно-правовые нормы обладают следующими характерными чертами: обеспечение публичных интересов; организующее начало в системе регулирования управленческих отношений; одностороннее властвующее воздействие на субъекты права; принудительность*(47).

В то же время Ю.М. Козлов указывает на наличие гораздо более солидного перечня особенностей норм административного права:

нормы предназначены для обеспечения эффективной реализации конституционных прав и свобод граждан в сфере государственного управления;

имеют целью упорядочение организации и функционирования всей системы исполнительной власти;

определяют порядок должного поведения в сфере государственного управления;

выражают собой сущность исполнительной ветви государственной власти;

служат интересам установления режима законности и государственной дисциплины;

имеют свои собственные средства юридической защиты (в виде институтов административной и дисциплинарной ответственности);

регулируют не только собственно управленческие, но также земельные, финансовые и т.п. отношения;

характеризуются созданием в процессе правоприменительного правотворчества;

являются вторичными, подзаконными по отношению к нормам законодательства*(48).

С нашей точки зрения, наиболее важными и достойными упоминания являются следующие особенности административно-правовых норм:

1. Административное право - публичная отрасль права. Нормы административного права также имеют публичный характер. Это означает, что в административно-правовых нормах находит выражение государственный (общественный) интерес. Нормы административного права связаны с организацией и деятельностью специально созданной системой государственного управления (в узком смысле этого слова), т.е. с функционированием системы органов исполнительной власти, являющейся выразителем, гарантом претворения в жизнь политики и решений законодательных и судебных органов государства. Таким образом, в нормах административного права находит выражение государственная политика в области обеспечения устойчивости существующего государственного строя, в том числе системы разделения властей. Иерархичность административно-правовых норм также предполагает, что каждая из них принята в соответствии с конкретной генеральной линией государственно-управленческой деятельности,