Файл: Вопросы к экзамену Понятие, предмет и метод административного права.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 559

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
базирующейся на учете общегосударственных, публичных интересов.

2. Нормы административного права отличаются своим императивным характером, который обусловлен спецификой административно-правового метода регулирования и заключается в безапелляционности (безусловности) предписания, содержащегося в нормах административного права. Административно-правовые нормы, в отличие от гражданско-правовых, характеризуются властным, однозначным, императивным характером, т.е. не допускают вариативности поведения на уровне воли правоприменителя. Указанная особенность норм административного права обусловливает их принудительность и односторонность властного воздействия управляющего субъекта на объект управления.

Структура административно-правовой нормы традиционна. В нее включаются гипотеза, отражающая совокупность условий, при наступлении которых вступает в действие норма права, диспозиция, составляющая формулировку правила поведения, а также санкция, обусловливающая неблагоприятные последствия нарушения диспозиции нормы права при наличии условий гипотезы данной нормы.


часть норм права, в том числе и административно-правовых норм, рассредоточены в различных статьях одного или даже нескольких нормативно-правовых актов, что может создать иллюзию отсутствия у нормы гипотезы или санкции, поскольку представить себе норму без диспозиции попросту невозможно

Виды административно-правовых отношений

1. Самая распространенная классификация - по признаку характера отношений, возникающих между субъектами. Данный критерий обусловливает выделение горизонтальных и вертикальных административных правоотношений. Первые из них возникают, как правило, в ситуациях взаимодействия властных структур между собой в условиях, когда между ними отсутствует какая-либо соподчиненность или подконтрольность. Вторые же имеют место в ситуациях, когда одна сторона правоотношения организационно или иным образом подчинена другой либо когда законом предусмотрена обязательность актов управляющего субъекта для управляемых субъектов государственного управления.

Этот же классификационный критерий лежит в основе подразделения административных правоотношений на субординационные и координационные, получившего широкое распространение в 80-е гг. ХХ века*(64). К субординационным относятся отношения, базирующиеся на властных правомочиях одного из субъектов в отношении другого (субординация, соподчинение субъектов правоотношения). Координационные правоотношения характеризуются использованием властных полномочий для обеспечения эффективной совместной деятельности нескольких управляющих субъектов. В рамках этой классификации выделяют также группу реординационных отношений, к которым относятся, обеспечивающие обратное воздействие управляемого субъекта на управляющий субъект (отношения, возникающие при обжаловании действий и решений властных субъектов или при обращении во властные структуры).

2. По целям административно-правовые отношения традиционно подразделяются на регулятивные и охранительные. Данная классификация подразумевает, что отдельные правоотношения возникают, изменяются и прекращаются в связи с регулированием определенных процессов и явлений в рамках осуществления государственного управления, в то время как другие реализуются в рамках выполнения охранительных функций государства. Думается, что регулятивными все-таки являются скорее нормы, нежели возникающие на их основе отношения.



3. По направлениям деятельности Ю.А. Старилов выделяет:

административно-правовые отношения органов исполнительной власти (местной администрации) общей компетенции, т.е. по всем вопросам жизнедеятельности на соответствующей территории;

административно-правовые отношения исполнительной власти отраслевой компетенции в отношении субъектов управления, находящихся в их ведении;

административно-правовые отношения органов межотраслевой компетенции надведомственного характера по решению специальных вопросов, осуществлению контрольно-надзорных и координационных полномочий;

административно-правовые внутриорганизационные отношения, затрагивающие деятельность аппарата данного органа и учреждений, предприятий, находящихся в его непосредственном подчинении*(65).
5 Понятие и источники административного права.

Источники АП - юридические акты различных государственных органов, содержащие АПН. К числу источников АП относятся: - международные акты (регулирующие, напр., вопросы таможенного контроля); - нормы Конституции РФ, регулирующие деятельность органов исполнительной власти (ОИВ), разграничение предметов ведения и полномочий между федеральными органами исполнительной власти (ФОИВ) и ОИВ субъектов, закрепляющие права и свободы граждан в сфере государственного управления, а также Конституции РФ и уставы субъектов Федерации; - законодательные акты, принимаемые на федеральном уровне и представительными органами субъектов Федерации (ФКЗ «О Правительстве РФ», ФЗ «Об основах государственной службы», «О системе государственной службы» и т. д.); - нормативные указы Президента РФ (ст. 90 Конституции РФ) (напр., Указ президента РФ «О структуре федеральных органов испол-нительной власти»), утверждаемые его указами положения. Силу источника также имеют акты высших должностных лиц субъектов Федерации (президентов, губернаторов, мэров и т. д.); - нормативные постановления Правительства РФ (ст. 115 Конституции РФ), утвер-жденные ими положения, правила, а также постановления высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Федерации; - в межотраслевом и отраслевом масштабе - нормативные акты иных ФОИВ (министерств, федеральных комиссий и др.) и ОИВ субъектов Федерации; - нормативные акты органов местного самоуправления - в случае наделения их соответствующими полномочиями. Ограниченным по сфере действия источником АП являются нормативные акты руководителей государственных предпри-ятий, учреждений.

Источники это выражения норм права. Источники административного права не ограничиваются нормативными актами РФ, они включают в себя указы и законы СССР, постановления Правительства СССР и РСФСР, ведомственные нормативные акты (должны обязательно быть зарегистрированы в Министерстве Юстиции и опубликованы в "Российской газете") эта группа источников применяется в той части, где не противоречит законодательству РФ.

Иерархия источников административного права:

1. Конституция РФ.

2. Федеральные конституционные законы (ФКЗ).

3. Законы субъектов РФ, указы президента РФ и глав субъектов РФ.

4. Постановления и распоряжения правительства РФ.

5. Постановления правительств субъектов РФ.

6. Ведомственные нормативные акты (приказы министров, председателей государственных комитетов, инструкции, наставления, уставы и т.д.)

7. Ведомственные акты глав субъектов РФ и ведомственные акты местного самоуправления.
6. Административно-правовые отношения, структура, виды.

Структура административного правоотношения

Определение административно-правовых отношений не вызывает сомнений у специалистов: административно-правовые отношения - это общественные отношения, возникающие в сфере исполнительной власти (государственного управления) и урегулированные нормами административного права.

Согласно разработкам в области общей теории права в структуру всякого правоотношения входят его субъекты, объект, а также собственно содержание правоотношения в виде субъективных прав и юридических обязанностей его субъектов*(68). Субъект как элемент структуры отражает состав участников правоотношения, объект - причину (повод) возникновения правоотношения, а содержание - сущность возникающих отношений.

Субъектами административного правоотношения являются два и более участника, как минимум один из которых выражает публичный (государственный) интерес в правоотношении, т.е. наделен специальной компетенцией в области государственного управления. Это может орган исполнительной власти, орган местного самоуправления или организация, наделенные государственно-властными полномочиями, либо должностное лицо такого органа или организации. Второй стороной в административном правоотношении может быть любое физическое или юридическое лицо (другой коллективный субъект), но которое распространяет свое действие норма административного права.


Для выполнения этого условия субъект административного правоотношения должен отвечать требованиям административной правоспособности, т.е. потенциальной возможности участвовать в административных правоотношениях, способности иметь установленные административно-правовыми нормами права и обязанности, и требованиям административной дееспособности (включая деликтоспособность), т.е. способности своими действиями приобретать и реализовывать права, выполнять юридические обязанности, соблюдать ограничения и запреты, установленные административным правом, а также нести ответственность за нарушение предписаний административно-правовых норм. Наличие указанных двух качеств в совокупность обусловливает наличие у субъекта общего административно-правового статуса. В то же время у субъекта административного правоотношения существует и специальный административно-правовой статус, поскольку каждое физическое или юридическое лицо, вступая в такого рода отношения, становится лицензиатом, государственным служащим, заявителем и т.д.

Традиционно выделяют индивидуальных и коллективных субъектов административного правоотношения. Так, в общественном отношении, урегулированном нормой административного права, может участвовать орган исполнительной власти (коллективный субъект) или должностное лицо органа исполнительной власти (индивидуальный субъект). К числу индивидуальных субъектов относятся все физические лица, обладающие различными административно-правовыми статусами (беженцы, иностранные граждане, государственные служащие, должностные лица, пенсионеры, студенты, работники и т.д.)

Коллективные субъекты административно-правовых отношений - это, как правило, наделенные каким-либо административно-правовым статусом юридические лица, в том числе и различные государственные органы.

Объектом правоотношения является то, на что направлены субъективные права и юридические обязанности его участников. В административном праве также существуют разногласия по вопросу об объекте административно-правового отношения. Группа авторов, среди которых Ю.М. Козлов, Р.О. Халфина и другие, в качестве единственного объекта любого правового отношения признает действия, поведение людей, в то время как другая выделяет два вида объектов правоотношения: объект имущественных отношений (предмет правоотношения), в качестве которого выступают материальные ценности и вещи, и объект неимущественных отношений, т.е. те самые действия, поведение людей. Следует отметить, что вторая группа не менее представительна: в нее входят Н.Г. Александров, В.М. Манохин, Г.И. Петров и другие.