Файл: Вопросы к экзамену Понятие, предмет и метод административного права.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 595

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, не комерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации целей, указанных в уставе общественного объединения.
Характерные черты общественных объединений:

- образуются физическими и юридическими лицами на добровольной основе;
- не обладают государственно-властными полномочиями и не признаны субъектами правотворчества;
- действуют только от своего имени;
- не являются комерческими организациями, преследующими в качестве цели своей деятельности извлечение прибыли.

Виды общественных объединений.

1. Общественные организации.
Это основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан (профсоюзы).

2.Общественное движение.
Это состоящее из участников и не имеющее членства массовое общественное объединение, преследующее социальные, политические и иные общественно полезные цели, поддерживаемые участниками общественного движения (общественное движение по защите прав афганцев)

3. Общественный фонд.
Является одним из видов некоммерческих фондов и представляет собой не имеющее членства общественное объединение, цель которого заключается в формировании имущества на основе добровольных взносов, иных не запрещенных законом поступлений и использовании данного имущества на общественно полезные цели (фонд Горбачева).

4. Общественные учреждения.
Это не имеющие членства общественные объединения, ставящие своей целью оказание конкретного вида услуг, отвечающих интересам участников и соответствующих уставным целям учреждения.

5. Органы общественной самодеятельности.
Это не имеющее членства общественное объединение. целью которого является совместное решение различных социальных проблем, возникающих у граждан по месту жительства. работы или учебы, направленные на удовлетворение потребностей неограниченного круга лиц (домовые комитеты).

6. Союзы (ассоциации).
Могут создаваться вышеуказанными общественными объединениями на основе учредительных договоров (или уставов), образуя новые общественные объединения (союзы писателей).


Кроме того, в зависимости от территориальной сферы, общественные объединения подразделяются на :
- общероссийские которые осуществляют свою деятельность на территориях более половины субъектов РФ и имеют там свои структурные подразделения;
- межрегиональные которые осуществляют свою деятельность на территориях менее половины субъектов РФ и имеют там свои структурные подразделения;
- региональные которые осуществляют свою деятельность в пределах территории одного субъекта РФ;
- местные которые осуществляют свою деятельность в пределах территории органа местного самоуправления.

Административно-правовой статус общественных объединений.

Административная правосубъектность общественных объединений определена Федеральным законом РФ “Об общественных объединениях” и вкючает в себя комплекс принадлежащих им прав и обязанностей, реализуемых во взаимоотношениях с субъектами исполнительной власти и граждан.
Государство, закрепляя административную правосубъектность общественных объединений, тем самым определяет виды административных отношений, в которых они могут выступать в качестве субъектов.
Государство не руководит деятельностью общественных объединений. Действует принцип взаимного невмешательства: не допускается вмешательство органов государственной власти и их должностных лиц в деятельность общественных объединений, а последних - в деятельность указанных органов и их должностных лиц.
Но тем не менее государство контролтрует деятельность общественных объединений по вопросам членства, собственности, бюджета, контролирует источники их средств и т.д.
Общественные отношения между общественными объединениями и государством урегулированы нормами права и не носят характера подчинения или субординации.
Вместе с тем законом закреплены определенные полномочия по конкретным вопросам взаимодействия государства и общественных объединений. Общественные объединения, например, вправе учавствовать в выработке решений органов государственной власти и органов местного самоуправления; проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирование; представлять и защищать свои права, своих членов и участников; вносить предложения в органы государственной власти и т.д.
Общественные объединения не могут самостоятельно заниматься правотворчеством, но в установленных законом случаях и формах учавствуют в этом процессе. При этом влияние их может быть весьма существенным (пример).



Права общественных объединений:

- свободно распространять информацию о своей деятельности;
- учасвовать в выработке решений органов государственной власти и органов местного самоуправления;
- проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирования;
- учреждать средства массовой информации и осуществлять издательскую деятельность;
- представлять и защищать свои права, законные интересы своих членов и участников (других граждан) в органах государственной власти, органах местного самоуправления и общественных объединениях;
- выступаит с инициативами по различным вопросам общественной жизни, вносить предложения в органы государственной власти;
- участвовать в избирательных компаниях. и т.д.

Обязанности общественных объединений.

- соблюдать законы, общепризнанные принципы и нормы международного права, свой устав и другие правовые нормы;
- ежегодно публиковать отчет об использовании своего имущества или обеспечивать доступность ознакомления с указанным отчетом;
- ежегодно информировать соответствующие органы о продолжении своей деятельности с указанием соответствующей информации об объединении;
- представлять по запросу соответствующего органа годовые и квартальные отчеты о своей деятельности, решения руководящих органов и должностных лиц общественного объединения;
- допускать представителей органа, регистрирующего общественные объединения, на проводимые общественным объединением мероприятия;
- оказывать содействие контролирующему органу в ознакомлении с деятельностью общественного объединения.

За нарушения Конституции РФ, за нарушения законодательства РФ или за нарушения других правовых норм деятельность общественных объединений, по решению суда, может быть приостановлена или ликвидирована.(Деятельность приостанавливается и по решению органов, которые осуществляют контроль и надзор за деятельностью общественных объединений).

Случаи ликвидации общественных объединений.

- за насильственное изменение основ конституционного строя;
- за нарушение целостности РФ;
- за подрыв безопасности государства;
- за создание вооруженных формирований;
- за разжигание социальной, расовой, национальной или религиозной розни;

- при нарушении прав и свобод граждан;
- при неоднократных или грубых нарушениях закона или иных правовых актов либо при систематическом осуществлении объединением деятельности, противоречащей его уставным целям.

Вывод: Общественные объединения представляют собой добровольные, самоуправляемые, некомерческие формирования, которые образуются на основе общности интересов граждан, закрепленных в уставе и которые принимают участие в государственном управлении путем реализации своих прав и обязанностей.
19Понятие и административно-правой статус должностного лица.

Статья 2.4. Административная ответственность должностных лиц

Административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Примечание. Под должностным лицом в настоящем Кодексе следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций, а также лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица, если законом не установлено иное.

Должностные лица и военнослужащие

В КоАП РФ, согласно примечанию к ст. 2.4., под Д. л. понимается лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, т. е. наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в гос. органах, органах местного самоуправления, гос. и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ. Совершившие
административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций, а также лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица, если законом не установлено иное.
В то же время относительно недавно в литературе по административному праву появилась точка зрения, согласно которой к числу должностных лиц следует относить не только государственных и муниципальных служащих, наделенных правом совершения юридически значимых действий, но и работников коммерческих и некоммерческих организаций, выполняющих управленческие функции в этих организациях и действующих от их имени. Соответственно выделяются и две категории должностных лиц: публичные должностные лица и частные. Все должностные лица в рамках указанного подхода подразделяются в зависимости от вида органов и организаций, в которых они действуют, на три вида: государственные, муниципальные и частные должностные лица.

Публичным должностным лицом является физическое лицо, замещающее по основаниям и в порядке, установленным федеральным законодательством, законодательством субъекта Российской Федерации, должность в государственном органе или органе местного самоуправления, в государственном или муниципальном учреждении, в иной государственной или муниципальной организации, иную государственную или муниципальную должность, реализующее компетенцию соответствующего органа, учреждения, организации или собственную компетенцию, действующее в отношениях с другими, в том числе организационно не подчиненными ему субъектами (физическими лицами и организациями), от его имени либо непосредственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования и наделенное в этих отношениях внутренними и (или) внешними организационно-распорядительными и (или) охранительными публично-властными полномочиями, а также внешними представительскими полномочиями. К числу публичных должностных лиц представляется возможным отнести, в частности, Президента РФ, федеральных министров, глав исполнительной власти субъектов РФ, глав местных администраций, глав муниципальных образований, должностных лиц органов внутренних дел, налоговых органов и т.п.