Файл: Семья в психологической консультации.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 629

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СЕМЬЯ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОНСУЛЬТАЦИИ


ББК 88.5 С 30
Печатается по решению Редакционно-издательского совета Академии педагогических наук СССР
Авторы:

А. А. БОДАЛЕВ, В. В. СТОЛИН, Е. Т. СОКОЛОВА, А. С. СПИВАКОВСКАЯ, А. Г. ШМЕЛЕВ, А. Я. ВАРГА, Г. П. БУТЕНКО, Е. В. НОВИКОВА, В. А. СМЕХОВ, О, В. БАЖЕНОВА
Рецензенты:

доктор психологических наук Б. В. ЗЕЙГАРНИК, кандидат педагогических наук Я. В. ЗАЧИК, кандидат педагогических наук В. М. СЛУЦКИЙ
Семья в психологической консультации: Опыт и С 30 проблемы психологического консультирования / Под ред. А. А. Бодалева, В. В. Столина; Науч.-исслед. ин-т общей и педагогической психологии Акад. пед. наук СССР.—М.; Педагогика, 1989.—

208 с.

ISBN 5-7155-0116-4

Монография посвящена психологии семейных отношений, проблемам диагностики нарушений семейных отношений и развития личности ребенка, а также задачам и методам психологической помощи семье в рамках Службы семьи. В книге отражен научно-практический опыт Московского консультативного центра помощи семье в области взаимо­действия и общения детей и родителей. Для психологов, педагогов, врачей.

ББК
Издательство «Педагогика», 1989

Оглавление
Предисловие………………………………………………………………………………………………….3

Глава 1. Консультативная психологическая помощь семье………………………………………………8

1.1. Виды консульта­тивной психологиче­ской помощи семье ………………………………………. -

1.2. Психотерапевтичес­кая модель консульта­тивной психологической помощи семье ……………….13

Глава 2. Психология раз­вития ребенка и взаимоот­ношений родителей и де­тей как теоретическая ос­нова консультативной практики…………………………………………………………………………………. 16

2.1. Объективные и субъ­ективные детерминанты развития ребенка…………………………………. —

2.2. Родительские уста­новки и стили воспита­ния………………………………………………………… 19

2.3. Детерминация ро­дительских установок и стилей воспитания …………………………………….29

2.4. Общение родителей и детей как детерминант развития ребенка ………………………………... 34

Глава 3. Психодиагности­ка в семейной консульта­ции ……………………………………………………37

3.1. Общая схема се­мейной психодиагности­ки, сфокусированной на ребенке …………………………—


3.2. Первичная психо­диагностика ……………………………………………………………………….…42

3.3. Психодиагностика отклонений в поведении и развитии ребенка……………………………………55

3.3.1. Диагностика аномалий психического раз­вития ребенка …………………………………………...—

3.3.2. Диагностика пси­хологических наруше­ний у детей без анома­лий психического раз­вития …….. 69

3.4. Стандартизован­ные методики семейной психодиагностики ……………………………………….78

Глава 4. Психотерапия и психокоррекция в се­мейной консультации …………………………………..85

4.1. Комплексная пси­хологическая коррек­ция в целях профилак­тики неврозов у до­школьников…... —

    1. Психологическая коррекция нарушений общения у младших'' школьников в игровой группе..120

4.3. Групповая психо­логическая коррекция родительских установок ………………………………….134

4.4. Совместная психо­терапия семьи ……………………………………………………………………..148

4.5. Психологическое консультирование и коррекция взаимоотно­шений родителей с под­ростками и

юношами …………………………………………………………………………………………………………176

Приложение 1. Образ­цы диагностических карт ……………………………………………………...194

Приложение 2. Профес­сионально-этический ко­декс психолога-консуль­танта (проект) ……………...199

Литература ………………………………………………………………………………………………….203

Предисловие
Государственная охрана семьи — одно из положений Конституции СССР. Государственная помощь семье состоит в создании сети детских учреждений, совершен­ствовании служб здравоохранения и быта, выплате пособий по случаю рождения ребенка, предоставлении оплачиваемых отпусков, льготах многодетным семьям и многом другом. В последнее время к этим видам госу­дарственной помощи добавляется новый — психологи­ческая помощь. В чем же суть этого вида помощи и какие процессы обусловили ее необходимость?

Проблемы, которые возникают в семейной жизни и отражаются на ее качестве, на прочности брака и эффек­тивности семейного воспитания, связаны не только с экономическими факторами, производственной занято­стью женщин, урбанизацией жизни большей части на­селения. Внутри любой группы людей, выделенной по социально-демографическим критериям, будь то сель­ские или городские жители, молодежь или люди пожилого возраста, инженеры или учителя, можно встретить тех,

кто успешно справляется с возникающими в семейной жизни проблемами и трудностями, и тех, кто не сумел с ними справиться и чья семейная жизнь оказалась недостаточно удовлетворительной.

Социально-экономические процессы сказываются на семейной жизни не прямо и непосредственно, а преломля­ются сквозь призму индивидуальных психологических особенностей, личностных установок, качеств и умений, специфику взаимоотношений членов семьи, т. е. через психологические факторы. Как показывают социологи­ческие и психологические исследования, именно психо­логические факторы становятся определяющими среди прочих, влияющих на удовлетворенность семейной жиз­нью, прочность брака (А. Г. Харчев, 1964; Н. Н. Обо­зов, А. Н. Обозова, 1982). Социально-исторический ана­лиз, проведенный советскими учеными, хорошо разъяс­няет причины такого увеличения веса психологических детерминант семейной жизни. Экономическая независи­мость женщины, ее профессиональная занятость,право вое равенство супругов, пришедшие на смену экономи­ческой зависимости, занятости женщины преимуществен­но в сфере домашнего хозяйства, правовому неравенству, уменьшение роли совместного семейного труда в эконо­мике семьи, изменения в общественных ценностях, в системе которых любовь, привязанность оказываются ведущими в сравнении с ценностями утилитарными, лом­ка старой, буржуазной морали и замена ее моралью социалистического общества — все эти объективные со­циальные процессы и привели к тому положению, при котором судьба семьи оказалась в прямой зависимости от чувств, установок, взаимоотношений, способов обще­ния членов семьи.

Общие, глобальные изменения типичных способов реагирования в обществе на те или иные ситуации, спо­собов общения, важнейших установок и семейных цен­ностей происходят сравнительно медленно – сопоста­вимо с масштабом истории — и связаны с экономическим, социальным и культурным прогрессом общества. «Семей­ные судьбы» наших современников складываются в течение одной человеческой жизни, так что годы, меся­цы, а иногда и дни оказываются той временной мерой, которой измеряются переломные моменты, кризисные и сензитивиые периоды в жизни семьи. От своевременно­сти понимания причин семейных трудностей, от верности принятых решений, от способности реализовать позитив­
ные намерения, т. е. от решения конкретных проблем, возникающих в семейной жизни, зависит и семейное, да и личное будущее человека. Здесь и обнаруживается потребность в своевременной помощи психолога, в его профессионально-компетентном и тактичном вмешатель­стве в складывающуюся ситуацию, в процесс формиро­вания взаимоотношений в семье, в процесс становления личности ребенка.

Одна из главных характеристик психологической помощи и залог ее эффективности состоит в том, что по своей сути это есть форма услуг населению, оказываемых профессиональной группой в рамках государственной институции. Как всякая услуга, психологическая помощь оказывается на добровольной основе тем, кто в этой услуге нуждается и просит о ее оказании. В этом реа­лизуется важный принцип социалистического подхода к семье — уважение прав супругов и родителей, ува­жение неприкосновенности частной жизни граждан. Тем не менее психологическая помощь — особый тип услуги. Человек, испытывающий проблемы в воспитании детей, в супружеских отношениях, в собственной внут­ренней жизни, в общении с другими людьми, может, конечно, обозначить зону своих трудностей, но, как правило, он не знает, что и каким путем должно изме­ниться в ситуации, в близких или в нем самом, для того чтобы эти трудности исчезли или уменьшились, а следо­вательно, и не может точно указать, какая именно услуга ему необходима. В практике психологического консультирования, конеч­но, бывает, что клиент не только называет проблему, но и просит о конкретном виде помощи. Однако такая просьба еще не явля­ется достаточным основанием для оказания именно этой помощи. Другими словами, потребитель пси­хологических услуг находится в ситуации, во многом сходной с ситуацией пациента медицинского учреждения: он может назвать, что у него «болит», но не может, да и не должен указывать способы лечения.

Сопоставление психологической помощи и медицин­ского лечения не просто аналогия. Подход психолога-практика, работающего в службе семьи, во многих чертах действительно подобен подходу врача. В обеих ситуациях изначально известен лишь симптом какого-то страдания, в обеих ситуациях необходимо понять инди­
видуальные, именно в данном случае действующие при­чины страдания, причем в ситуации психологической помощи такое понимание, так же как и в ситуации меди­цинской помощи, отнюдь не сводится к использованию здравого смысла и житейского опыта, а основывается на знании общих закономерностей общения, строения психики, психологических основ семейной жизни. И врач, и психолог действуют в интересах своего пациента и оценивают срочность и необходимость оказания помощи, исходя из состояния пациента и собственных професси­ональных возможностей'.

Психологическая помощь, так же как и медицинская, предполагает избавление от страданий, возвращение человеку способности к нормальной жизни путем раз­личных воздействий «местного» характера (т. е. помощь в решении конкретных частных проблем, психологиче­ская поддержка, эмоциональная разрядка и т. д.) либо воздействий, направленных на скрытые причины этих страданий. Отличие же психологического лечения от медицинского кроется в двух основных его особенностях: 1) природа страданий — проблема недовольств, неудовлетворенностей, тягостных переживаний — кроется не в телесных недугах, а в сфере общения, особенностях личностей общающихся, семейной структуре; в восприя­тии ситуации; 2) природа воздействия также лежит в сфере психологических процессов — в общении, специ­фике взаимодействия, личностных установках общаю­щихся.

Такое понимание сути психологической помощи неиз­бежно ставит вопрос о ее специфике по отношению к психотерапии, которая в нашей стране рассматривается преимущественно как ветвь медицинской науки и прак­тики. Этому вопросу отводится специальное место в данной монографии, здесь коснемся лишь сути этого различия.

Оказание психологической помощи проводится в допущении, что клиент психолога — здоровый человек, изначально ответственный за себя, свои семейные отно­шения, воспитание своих детей. Такая установка суще­ственно определяет характер контакта и ход общения между тем, кто обращается за помощью, и тем, кто ее оказывает.

Психологическая помощь, таким образом, это психо­терапия, но основанная на иной, немедицинской модели. Существование таких немедицинских моделей психотера­