Файл: Семья в психологической консультации.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 631

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
пии становится признанным фактом в отечественной литературе (В. В. Столин, 1983; Б. Д. Карвасарский, 1985).

Эта монография посвящена психологической помощи семье. При этом в центре внимания коллектива авторов оказался тот аспект семейных отношений, который связан преимущественно с взаимоотношениями родителей и детей, развитием ребенка в семье. Это не означает, что авторы монографии недооценивают роль супружеских отношений в семейной жизни, которая, без сомнения, является во многом определяющей. Данный факт много­кратно подчеркивается авторами монографии. Обе семей­ные подсистемы — родительская и супружеская — вза­имосвязаны. Часто оказание помощи родителям и детям, так же как и оказание помощи супружеской паре в отдельности, влияет на благополучие семьи в целом. Книга написана на базе опыта, накопленного Консуль­тативным центром психологической помощи семье, орга­низованным Научно-исследовательским институтом об­щей и педагогической психологии Академии педагоги­ческих наук СССР и факультетом психологии Московско­го государственного университета им. М. В. Ломоносова.

Начиная с 1980 г. Консультативный центр ведет прием населения по широкому кругу семейных проблем, боль­шинство из которых так или иначе касаются взаимо­отношений с детьми, а также проблем формирования лич­ности ребенка. Сотрудники центра в этой работе опира­лись как на исследования отечественных авторов: В. К. Мягер, А. И. Захарова, Р. А. Зачепицкого, Д. Н. Исаева, В. Н. Гарбузова, А. Е. Личко, Э. Г. Эйдемиллера и других, так и на релевантные исследования зарубежных авторов. Однако специфика опыта Консуль­тативного центра психологической помощи семье, фак­тически первого в нашей стране психологического учреждения, проводящего консультативную и психотера­певтическую работу с людьми, испытывающими труд­ности психологической природы, так или иначе связан­ные с их семейными отношениями, предопределила по­становку ряда новых диагностических, психотерапевти­ческих, организационных и теоретических проблем. Часть этих проблем нашла свое отражение в монографии.

Здесь рассматриваются четыре круга вопросов, связан­ных с практикой работы психологического консультатив­ного учреждения, обеспечивающего помощь семье в об­
ласти детско-родительских отношений в развитии ребен­ка: 1) психология семейных отношений и формирования личности ребенка в семье, 2) диагностика нарушений семейных отношений и развития личности ребенка, 3) пси­хологическое консультирование, психотерапия и психо­логическая коррекция нарушений в семейном общении и развитии ребенка, 4) организационные аспекты оказания психологической помощи семье. Монография рассчитана прежде всего на тех практических психологов, которые ведут или готовятся к консультативной работе с семьей, а также на исследователей, интересующихся проблема­ми семьи и детства.

Предисловие написано А. А. Бодалевым и В. В. Сто-линым, глава 1 — В. В. Столиным. В главе 2 раздел 2.1 написан В. В. Столиным, Е. Т. Соколовой и А. Я. Вар­гой, 2.2 — Е. Т. Соколовой и В. В. Столиным, 2.3 — А. Я. Варгой, 2.4 — В. В. Столиным. В главе 3 разделы 3.1 и 3.2 написаны В. В. Столиным, 3.3.1 —А. Я. Вар­гой и О. В. Баженовой, 3.3.2 — А. Я. Варгой, 3.4 — А. Г. Шмелевым. В главе 4 раздел 4.1 написан А. С. Спи-ваковской, 4.2 — А. Я. Варгой, 4.3 — Д.. Я. Варгой и, В. А. Смеховым, 4.4 — Е. В. Новиковой, 4.5 — Г. П. Бутенко
Глава 1. Консультативная психологическая помощь семье

    1. Виды консультативной психологической помощи семье


Существующие сегодня в мировой практике виды кон­сультативной психологической помощи семье чрезвычай­но разнообразны. Они могут различаться ориентирован­ностью работы и характером оказываемой помощи и задач, решаемых специалистами. Эти различия формиру­ют ту или иную модель помощи. Каждая из таких моде­лей опирается на собственную теоретическую базу и предопределяет используемые методы работы.

По своей ориентированности психологическая помощь может оказываться: а) преимущественно одному члену семьи в связи с проблемами, которые прямо или косвенно вызваны его семейной жизнью или ее отсутствием; б) брачной или предбрачной паре; в) семье в целом; г) родителю или родителям; д) родителям и детям; е) ре­бенку или подростку. По своему характеру психологи­ческая помощь может состоять: а) в рекомендации орга­низационных мер, связанных с воспитанием ребенка, таких, как направление в специальные или вспомога­

тельные школы, специальные детские сады, направление на дополнительные консультации у психоневролога, логопеда, психолога-консультанта другого профиля и т. д.; б) в рекомендации методов воспитания, обучения; в) в профессиональной ориентации подростков; г) в оп­ределении готовности ребенка к школьному обучению и выявлении причин трудностей в учении; д) в осуществ­лении психотерапевтических и психокоррекционных воз­действий .

Все указанные виды помощи являются психологическими в том смысле, что они нацелены на проблемы, вызванные психологическими причинами, и основаны на психологическом воздействии. Так, например, помощь в устройстве умственно отсталого ребенка во вспомогательную школу, казалось бы, не содержит в себе ничего психологического, а относится, скорее, к сфере медицины и специальной педагогики. Однако это не так: во-первых, как правило, объектом помощи оказывается прежде всего родитель, который может или остро переживать отставание в умственном развитии своего ребенка, или закрывать на это глаза и сопротивляться переводу ребенка во вспомогательную школу; во-вторых, определение степени и причин умственной отсталости основано на психологических знаниях развития ребенка и требует психологических методов диагностики аномалий разития (Лебединский В. В., 1976).

Психологическую по своему характеру помощь далеко не всегда оказывают сами психологи. Среди специалистов, деятельность которых связана с определением такой помощи, - врачи - психиатры, психотерапевты, психоневрологи, сексопатологи, педагоги, социальные работники Последняя специальность распространена в основном в странах Западной Европы и Америки; некоторым аналогом у нас, правда лишь применительно к проблемам воспитания, является профессия педагога - организатора внешкольной воспитательной работы

В соответствии с ориентированностью помощи и ее характером можно выделить несколько моделей психологической помощи семье.

Педагогическая модель базируется на гипотезе недостаточной педагогической компетентности родителей и предполагает оказание им помощи в воспитании детей. При этом виде помощи лицом, в отношении которого планируется и осуществляется воздействие, является тот член семьи, на которого жалуются, прежде всего ребенок. Консультант анализирует вместе с родителями сложившуюся ситуацию и вырабатывает программу мер, направленных на ее изменение. Хотя сам родитель может быть в той или иной степени причиной неблагополучия ребенка, однако эта возможность, по крайней мере открыто, не рассматривается, а в выработке мер воздействия консультант ориентируется не столько на индивидуальные особенности ребенка и родителя, сколько на универсальные, оптимальные с точки зрения педагогики и психологии способы воспитания. Консультант выступает в роли специалиста, которому лучше консультируемого известны проблемы, приемы и способы воспитания, он может давать советы, задания, проверять их выполнение и т. д. По своей профессиональной подготовке и ориентации консультанты, работающие в этой модели, - педагоги и социальные работники, реже психологи.


Диагностическая модель основывается на предположении дефицита специальных знаний у родителей, которые позволили бы им принять правильное решение, и предполагает оказание помощи в виде вынесения диаг­ностического заключения, которое послужит основой для организационных решений, в том числе и состоящих в посещении других специалистов. Как правило, в рам­ках этой модели объектом диагностики оказываются дети или подростки с отставанием в развитии, с трудностями в учебе, с отклонениями в поведении, а помощь оказы­вается родителям в виде рекомендаций тех или иных решений. Подобный вид помощи развит в ЧССР (В. Чер­ны, 1983), в других западных странах. Эффективность этого вида помощи зависит от степени развитости и дифференцированности системы специальных воспитательных учреждений.

Социальная модель помощи основывается на предположении, что семейные трудности — результат неблаго­приятных обстоятельств, и помимо анализа жизненной ситуации и рекомендаций предполагает непосредствен­ное вмешательство в эти обстоятельства жизни клиентов. Такого рода помощь оказывается, например, службой знакомств, которая предоставляет реальную возможность, клиентам создать семью.

Медицинская модель помощи предполагает, что в ос­нове семейных трудностей лежат болезни, болезненные состояния или болезненное развитие личности одного или обоих супругов, ребенка. Соответственно усилия специалистов направлены на излечение этой болезни,' реабилитацию больных членов семьи, адаптацию здоро­вых членов семьи к особенностям больных.

Психологическая (психотерапевтическая) модель по­мощи предполагает, что причины тех или иных проблем или неблагополучий в семье лежат либо во внутрисемеином общении, либо в личностных особенностях членов семьи. И то и другое рассматривается не как следствие болезни кого-либо из членов семьи, а как закономерное, хотя – и негативное, следствие развития членов семьи и семьи в целом. Другими словами, психологическая модель рассматривает семейные дисгармонии, в том числе свя­занные с развитием личности ребенка, его поведением, в рамках самодвижущегося процесса. В этом" процессе
исходные предпосылки в виде особенностей мотивации брака или поведения ребенка, стереотипов родительской семьи и сформированного жизненного стиля, системы от­ношений к людям и событиям, личностных черт и т. д. порождают систему эмоциональных связей, взаимоотношений, реализующихся в общении. Особенности этих связей и общения в целом, в свою очередь, служат пред­посылками внутриличностных конфликтов, предопреде­ляют способы неадекватного реагирования на ситуации, затрагивающие жизнь семьи. Психологическая модель предполагает анализ семейной ситуации клиента и его личности и создание на его основе «диагноза», который позволяет психологу-консультанту, психотерапевту по­мочь семье и ее членам. Эта помощь состоит в том, чтобы разорвать порочный круг, в котором конфликты порож­дают дезадаптивные черты членов семьи, а те, в свою очередь, порождают конфликтное общение.

Психологическая (психотерапевтическая) модель в качестве своего основного «орудия» использует не сами по себе абстрактно взятые знания, не авторитет науки и не силу и влияние социальных институтов, а закономер­ности человеческого бытия и общения — как общения в семье, так и общения между консультантом и его клиента­ми. Основываясь на этих закономерностях, специалист пытается усилить внутренние .ресурсы семьи в целом и ее членов, необходимые им для того, чтобы самим справ­ляться с возникающими затруднениями.

Психологическая (психотерапевтическая) модель по­мощи используется прежде всего в работе психологов, психиатров, психотерапевтов, чьи представления о кри­зисных состояниях человека позволяют распознавать сложную системную природу семейных дисгармоний. В кашей стране эта модель разрабатывалась прежде всего психиатрами, врачами-психотерапевтами и психо­логами Ленинградского психоневрологического института им. В. М. Бехтерева. (Методы психологической..., 1983; и др.).

Каждая из этих бегло очерченных моделей психологи­ческой помощи имеет свои достоинства и недостатки. Так, педагогическая консультация, проведенная индивиду­ально, применительно к конкретным воспитательным проблемам данной семьи| может быть эффективнее лекций или чтения популярной литературы. Однако если