Файл: Семья в психологической консультации.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 634

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.




Дата

Основное содержание работы

Ф. И. О. консультанта



36. Краткие катамнестические сведения (заполняются лицом, собравшим катамнез)
Приложение 2

Профессионально-этический кодекс психолога-консультанта (проект)

1. Общие положения

1.1. Психологом-консультантом может работать специалист, окончивший высшее учебное заведение и получивший общепсихологическую и специально-психологическую подготовку, вклю­чая знания в области психологии личности, психологии инди­видуальных различий, психологии развития и детской психо­логии, психологии, семейной жизни и социологии семьи, меди­цинской психологии, а также знания и навыки в области об­щего консультирования, семейного консультирования и психо­логической коррекции аномалий в развитии и поведении ре­бенка, родительско-детских взаимоотношений, психодиагнос­тики личности ребенка, семьи и знакомый с основами педаго­гики, психометрики, психиатрии, сексологии, семейного права и психологической экспертизы.

Квалификация психолога-консультанта должна быть под­тверждена дипломом соответствующего высшего учебного за­ведения.

1.2. Психолог-консультант, является основным специалистом Службы семьи и семейного воспитания.

1.3. Психолог-консультант несет ответственность (персо­нальную профессиональную) за ход и результаты психологи­ческого консультирования и психологической коррекции, обо­снованность психологического диагноза и адекватность исполь­зуемых диагностических и коррекционных методов.

2. Основные обязанности психолога-консультанта

2.1. В своей профессиональной деятельности психолог-консультант стремится к выполнению задач, стоящих перед Службой семьи, и руководствуется настоящим кодексом.

2.2. Психолог-консультант должен быть в курсе достиже­ний психологической науки в целом и его узкой специальности, обязан применять современные научно-практические обосно­ванные методы и способствовать применению их другими.

2.3. Психолог-консультант должен знать и учитывать границы собственной компетенции. Он не должен браться за решение задач, невыполнимых с точки зрения современного состояния психологической науки и практики, уровня его профессиональной подготовки
, а также задач, находящихся в компетенции специалистов иных профессий.

2.4. Психолог-консультант обязан препятствовать прове­дению диагностической и консультативной коррекционной ра­боты неспециалистами, т. е. некомпетентными лицами, не об­ладающими соответствующей подготовкой.

2.5. В случае затруднений в своей консультативной работе с клиентом психолог обязан обратиться за помощью к коллегам и руководству консультации и сам, в случае аналогичных просьб со стороны коллег, обязан оказать посильную помощь.

2.6. Психолог-консультант обязан выполнять распоряже­ния относительно хода консультативно-коррекционной работы, используемых средств и методов лишь специалистов, уполно­моченных руководить им в профессиональном отношении. При­менительно к своей работе в целом психолог-консультант обя­зан выполнять распоряжения администрации, если они не находятся в противоречии с законом, установленными принци­пами и методами психологической науки и практики, а также возможностями и средствами, которыми он располагает.

2.7. Психолог-консультант обязан оказывать необходимую и возможную психологическую помощь клиенту в решении его семейных и личных проблем, учитывая его индивидуальность и конкретные обстоятельства и руководствуясь принципом «не повреди», т. е. в форме, исключающей нанесение вреда здоро­вью, благосостоянию, чести и достоинству как самого клиента, так и третьих лиц.

2.8. Психолог-консультант обязан хранить в тайне све­дения о клиенте консультации, а также служебную и профес­сиональную тайну.

2.8.1. В пределах консультации хранить в тайне сведения, могущие скомпрометировать клиента или быть использован­ными против его интересов, включая сам факт обращения в консультацию, а также особенности семейной ситуации, обстоя­тельства жизни, сведения диагностического обследования, за исключением случаев, когда положения закона обязывают пси­холога сообщить о полученной информации, в частности све­дения о суицидных намерениях, и за исключением случаев пере­дачи сведений по решению суда.

2.8.2. Допускается передача анонимных сведений, в том числе сведений статистического характера (таблиц, справок), в форме, исключающей идентификацию личности клиента, в соответствующие организации, и прежде всего в координаци­онные научно-методические центры.

2.8.3. Допускается сообщать некоторые сведения родителя» о детях, детям о родителях, одному супругу о другом, воспита­телям и учителям о воспитанниках и учениках, если они не получены в порядке доверительной беседы, если лицо, о

котором сообщают сведения, не возражает против сообщения, если эти сведения не будут использованы против интересов лица, о котором сообщаются сведения, если это необходимо в коррек-ционных и консультативных целях.

2.8.4. Психолог-консультант обязан хранить служебную и профессиональную тайну, в частности служебные инструкции и методические материалы, а также препятствовать распрост­ранению сведений о диагностических и коррекционных процеду­рах, позволяющих их использование некомпетентными лицами.

2.8.5. Если в силу необходимости защиты интересов кли­ента или общества конфиденциальные сведения должны быть сообщены другому лицу или в официальный орган, заинтересо­ванная сторона должна быть поставлена об этом в известность. Во всех таких случаях в обязанности психолога входит выяс­нение, надежны ли в смысле хранения профессиональной тайны лица, получающие конфиденциальную информацию.

2.8.6. Любая передача конфиденциальной информации, осуществляемая не в ходе консультативной и коррекционной ра­боты в соответствии с пунктом 2.8,3, а также сведений, пред­ставляющих служебную или профессиональную тайну, проис­ходит в официальном порядке через заведующего консульта­цией или лиц, им уполномоченных.

2.9. К сфере конкретных производственных обязанностей психолога-консультанта относится:

проводить психологическую диагностику характера про­блем, с которыми обратился клиент, причин их возникновения и — в тех случаях, когда это необходимо для выяснения пси­хологического диагноза, постановки задач и выбора методов психологической коррекции — диагностику психического раз­вития, личности, семейных взаимоотношений;

поддерживать и укреплять мотивацию клиента на решение затруднений и сотрудничество с психологом;

формулировать конкретные цели консультирования и пси­хологической коррекции с учетом индивидуальности клиента и специфики ситуации, выбирать адекватные методы консуль­тирования и психологической коррекции;

проводить консультативную и коррекционную работы с клиентом;

направлять клиента для консультирования к другим спе­циалистам семейной консультации, а также через заведующего консультацией — в психологическую семейную клинику (при ее наличии), в учреждения системы здравоохранения, дефекто­логические учреждения, юридические консультации и другие учреждения, если это необходимо в интересах клиента и для . эффективности психологической помощи;


вести запись и регистрацию хода и результатов работы по установленной форме;

докладывать о ходе и результатах работы на совещаниях-конференциях, проводимых внутри консультации, а также по запросу заведующего консультацией;

внедрять новые методы диагностической и коррекционной работы, участвовать в оценке их эффективности;

оказывать необходимую профессиональную помощь прак­тикантам и молодым специалистам, поступающим на/работу в консультацию.

3. Основные права психолога-консультанта

3.1. Изменять первоначальный план работы с клиентом, прерывать работу и ставить вопрос об отказе от дальнейшего консультирования, если это необходимо в интересах клиента, а также в случае нарушения клиентом правил внутреннего распорядка консультации.

3.2. Обращаться через посредство заведующего консуль­тацией и с ведома клиента с ходатайствами в различные орга­низации по вопросам, обусловливающим эффективность психо­логической помощи (ходатайства о переводе ребенка в другую школу, об изменении семейного режима работы родителей и т. д.).

3.3. Участвовать в разработке новых коррекционных и диагностических методов под руководством координационных центров.

-202-

4. Дополнительные права и обязанности
4.1. Психолог-консультант выполняет их как в основное рабочее время, так и сверх основного рабочего времени за до­полнительную плату.

4.2. По направлениям Клуба знакомств психолог консуль­тирует лиц, испытывающих трудности в создании семьи, оце­нивает прогноз брачной совместимости и потенциальных труд­ностей в семейной жизни.

4.3. Психолог-консультант консультирует разводящихся непосредственно при ЗАГСах и народных судах при подаче заявлений о разводе.

4.4. Проводит психодиагностические обследования детей и подростков с психопрофилактическими целями с последующим привлечением на строго добровольной основе к занятиям в психологической консультации или рекомендацией обратиться в медицинское учреждение.

4.5. Проводит лекции, беседы, семинары с родителями, воспитателями, учителями, молодыми людьми, подавшими заявления о браке.

4.6. Проводит экспертизу семейной ситуации, состоянии и условий развития ребенка по запросам народных судов и комиссий по делам несовершеннолетних.

4.7. Соотношение нагрузки психолога-консультанта в соответствии с его основными и дополнительными обязанностями определяется заведующим консультацией, исходя из произведенной целесообразности и спроса на психологические услуги.


-203-

Литература

Аванесов В. С. Тесты в социологическом исследовании. М., 1985.

Ананьев Б. Г. К постановке проблемы развития детского самосознания//Известия АПН РСФСР. М., 1948. Вып. 18.

Атлас для экспериментального исследования отклонений в психической деятельности человека / Под ред. И. А. Поли-шука, А. Е. Видренко. Киев, 1980.

Березин Ф. Б., Мирошников М. П., Рожанец Р. В. Мето­дика многостороннего исследования личности (в клинической медицине и психогигиене). М., 1976.

Бернштейн Н. А. Очерки по физиологии движений и фи­зиологии активности. М., 1966.

Бодалев А. А. Личность и общение. М., 1983.

Бодалев А. А., Столиц В. В. Общая психодиагностика. М., 1987.

Булахова Л. А., Видренко А. Е., Горацкова Т. М., Коротконожкин В. В., Румкевич Е. А., Маношников.В. С. Атлас для экспериментального исследования деятельности человека. Киев, 1980.

Бурлачук Л. Ф. Исследование личности в клинической психологии. Киев, 1979.

Буртянский Д. Л., Кришталь В. В. Сексуальная дисгар­мония супружеской пары и ее коррекция: Учебное пособие для врачей. Харьков, 1982.

Варга А. Я. Роль родительского отношения в стабилизации детской невротической реакции (на примере энуреза) // Вестник МГУ. Психология. 1985. № 4.

Волкова А. Н., Трапезникова Т. М. Методические приемы диагностики супружеских отношений // Вопросы психологии. 1985. № 5.

Выготский Л. С. История развития высших психических функций.//Соч.: В 6 т. Т. 3. М., 1983.

Выготский Л. С. Основы дефектологии // Соч.: В 6 т. Т. 5. М., 1983.

Гарбузов В. И., Захаров А. И., Исаев Д. Н. Неврозы и их лечение. Л., 1977.

Герцен. А. И. Былое и думы. Л., 1977.

Гозман Л. Я., Алешина Ю. Е. Социально-психологическое исследование семьи: проблемы и перспективы // Вестник МГУ. Психология. 1985. № 4.

Горбунова Л. Н. Некоторые особенности понимания боль­ных шизофренией их родственниками // Проблемы медицинской психологии. Л., 1976.

Гуревич М., Озерецкий Н. Психомоторика. М.; Л., 1930.

Захаров А. И. Психотерапия неврозов у детей и подростков. М., 1982.

Зейгарник Б, В, Патопсихология. М., 1976,

-204-

Карвасарский Б. Д. Психотерапия. М., 1985.

Кемпински А. Психопатология неврозов. Варшава, 1975.

Клинические и организационные основы реабилитации психических больных / Под ред. М. М. Кабанова, К. Вайзе. М., 1980.

Ковалев В. В. Психиатрия детского возраста. М., 1979.

Кондратьева А. С. Связь когнитивной компетенции с про­явлениями внушаемости и ригидности в социальной перцепции // Вестник МГУ. Психология. 1979. № 2.