ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 32
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
-
Принципы речевого влияния.
Культура речевого воздействия. Речь должна соответствовать современным нормативным требованиям. Нормативная речь позволяет сохранять коммуникативное лидерство в таких активных формах профессиональной речи, как диалог, монолог. В риторике учитывают психолого-дидактические принципы речевого воздействия:
Доступность предполагает взвешенность содержания речи, учет культурно - образовательного уровня слушателей, их жизненного и производственного опыта. Многие люди слышат то, что хотят слышать. Поэтому следует принимать во внимание социальный состав аудитории (пенсионеры, молодежь, женщины, научные работники и т.д.). Эффективен прием актуализации содержания, использования малоизвестной информации (новизна и оригинальность), сочетания разнохарактерных сведений, их достоверность.
Ассоциативность означает вызов сопереживаний и соразмышлений, который достигается обращением к эмоциональной и рациональной памяти слушающих. Для этого используются такие приемы, как аналогии, ссылки на прецеденты, образность высказывания. Специальный ряд приемов связан с привлечением стихов, музыки, живописи, видеофильмов и т.п.
Сенсорность предусматривает широкое использование в коммуникационном общении цвета, света, звука, рисунков, моделей. Чем основательнее и разностороннее задействованы человеческие ощущения, тем эффективнее проникает информация в психику людей и тем активнее идет процесс ее освоения.
Экспрессивность предполагает эмоциональную напряженность речи, ее эмоциональный подтекст, выразительность мимики, жестов, позы выступающего. Такая, изнутри идущая, раскрытость выступающего свидетельствует о его полной самоотдаче. Страстность, неподдельная радость или грусть, сострадание - все это конкретные формы экспрессивности.
Интенсивность характеризует темп подачи информации, степень подвижности выступающего во время общения. Разная информация и различные люди нуждаются в дифференцированном темпе изложения и усвоения услышанного. Нужно учитывать темперамент людей, их подготовленность к принятию конкретного вида информации, личную заинтересованность в ней. Выступающий должен умело ориентироваться в настроении аудитории, вовремя предложить ей приемлемый скоростной режим усвоения информации.
-
Факторы, влияющие на невербальный язык
1. Национальная принадлежность — похожие жесты могут передавать разное значение в разных культурах и странах.
2. Состояние здоровья — при заболевании у человека изменяется взгляд, голос, жесты.
3. Профессия человека — особенности трудовой деятельности отражаются на бытовых ситуациях, к примеру, характеристики рукопожатия.
4. Уровень культуры — влияет на состав жестов, преставление об этикете и правильном воспитании.
5. Статус человека — более высокое положение на иерархической лестнице приводит к «скупости» на жесты, которые становятся более утонченными.
6. Принадлежность к группе — групповые традиции, нормы, правила могут существенно видоизменить пантомимику члена группы.
7. Актерские способности — проявляются не только в умении управлять употреблением слов, но и в контроле над невербальными способами общения.
8. Возраст — дети умеют выражать одинаковое состояние разными способами; однако с возрастом снижается интенсивности и скорость движений.
9. Сочетание невербальных знаков — одно и то же внутреннее состояние можно отрефлексировать на разных элементах пантомимики партнера по общению. Замечено, что в случае противоречивости нескольких жестов создается впечатление о неискренности собеседника.
10. Возможность проявить и воспринять невербальные средства общения — физическая помеха непосредственному и прямому общению, затрудняет полноценное восприятие партнерами друг друга. Другими словами, все каналы невербальной коммуникации значимо обогащают речевое общение, усиливая или ослабляя его влияние на собеседника. Также следует отметить, что невербальные средства вносят весомый вклад в предоставление данных о душевном состоянии, настроении партнера по общению, его отношении к разговору, окружающим людям и к обсуждаемым вопросам, что способствует определению его намерений.
Классификации систем невербального общения
-
По анализаторам: -
зрительная (зрение); -
акустическая (слух); -
тактильная (осязание); -
ольфакторная (обоняние (запахи); -
кинестетическая (другие виды ощущений и эмоций).
По модальностям (тому, как человек обрабатывает информацию):
-
визуальная (зрительные образы); -
аудиальная (слуховые образы); -
кинестетическая (различные виды ощущений); -
дискретная1 (схемы, таблицы).
Ситуация № 2.
Вы – начальник отдела продаж. Ваш руководитель выговаривает Вам за промах, который допустил Ваш подчиненный во время разговора с клиентом в тот день, когда у Вас был законный выходной. Вы начинаете оправдываться перед руководителем и убеждать его в своей невиновности на повышенных тонах.
Вопрос:
Какой принцип делового общения вы нарушали? Как вы должны были поступить в данной ситуации?
Ответ:
Я нарушила один из важнейших принципов делового общения, а именно начала критиковать и осуждать подчиненного на повышенных тонах, такая ситуация может не только перерасти в конфликт, но и вызвать личную неприязнь ко мне, что может подорвать доверие начальства.
В данной ситуации не стоит повышать тон, нужно донести до начальства правильную мысль, что в этом нет конкретно вашей вины, а с подчиненным обязательно будет проведена профилактическая беседа.
Для того что бы начальник вас услышал, нужно добиться его доверия и сформировать аттракцию.
В разговоре с начальством можно применить психологические методы формирования аттракции, такие как:
-Принятие схожих с собеседником поз
-Постараться синхронизировать ритм движения и жестов
-Использовать схожий темп речи
-Называть Имя, Имя-Отчество собеседника
-Очень важно выслушать начальника, не вступать с ним в спор
Применив эти методы, вряд ли получится убедить начальника в вашей невиновности, но с помощью них вы сможете расположить его к себе, повысим эффективность вашего делового общения.