Файл: Использование фактора лидерства в менеджменте.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 30

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ЧЕРНОМОРСКОЕ ВЫСШЕЕ ВОЕННО-МОРСКОЕ УЧИЛИЩЕ ОРДЕНА КРАСНОЙ ЗВЕЗДЫ ИМЕНИЕ П.С. НАХИМОВА

ФАКУЛЬТЕТ РАДИОТЕХНИКИ И ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ


РЕФЕРАТ
на тему
Использование фактора лидерства в менеджменте.




Работу выполнила

студент 746 группы

Гордиенко Т.Р.
Научный руководитель:

Турков Б.А.


г. Севастополь, 2022г.



СОДЕРЖАНИЕ




ВВЕДЕНИЕ
Менеджмент — разработка и создание, максимально эффективное использование и контроль социально-экономических систем. Менеджмент нужен для определения и постановки целей, их достижения при помощи людей и ресурсов, координации и контроля. Без грамотной системы управления, знаний или самоорганизации просто невозможна эффективная хозяйственная деятельность в любой сфере: бизнес, государственное управление, некоммерческие проекты и простые задачи.

Современный менеджмент невозможно представить себе без использования индивидуального инновационного подхода к постоянно изменяющимся обстоятельствам. Ведь только в таком случае возможно достижение новых и при этом перспективных направлений в развитии компании. Все это говорит о том, что менеджмент не может существовать без лидеров, то есть без тех людей, которые способны взять на себя руководство организацией и при этом превратить каждого из ее сотрудников в своего последователя и единомышленника.

Лидерство в менеджменте на сегодняшний день является весьма актуальной проблемой. Ведь существующая на рынке жесткая конкуренция приводит к необходимости принятия своевременных решений, а также возложения на руководителя ответственности за достижение конечной цели и эффективную работу организации в целом.

Лидерство в современном менеджменте предполагает наличие у человека таких качеств, которые позволили бы ему осуществлять грамотное руководство сотрудниками. Это и является для компаний главным козырем в условиях конкурентной борьбы. Это именно то, что и позволяет выделяться организации на фоне всех остальных.


ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЛИДЕРСВА В МЕНЕДЖМЕНТЕ

  1. Основные определения

Феномен лидерства сопровождает человечество на всей истории его существования. Внимание к нему со стороны ученых также проявляется не первую сотню лет. Несмотря на повышенный интерес к лидерству, единства подходов к определению его сущности не выработано до сих пор. На сегодняшний день насчитывается свыше 350 определений данного термина. Рассмотрим концепцию лидерства в менеджменте более подробно.

Слово лидер происходит от английского  lead (вести). Значит, лидер – это ведущий, идущий впереди. Лидер – член организации, обладающий высоким личным статусом, оказывающий сильное влияние на мнение и поведение окружающих его людей, членов какого-либо объединения, организации и выполняющий комплекс функций.

Лидерство — это процесс воздействия на группу людей, чтобы повлечь их за собой для совместной реализации управ­ленческих решений по достижению определенных целей.

Происходящие в мире изменения заставляют по-новому вос­принимать роль менеджера в организации и дилемму «менеджер или лидер». Одним из исследователей лидерства сформулирова­на, ставшая знаменитой максимума: «Менеджеры все делают правильно, а лидеры делают правильные вещи». На сегодняшний день такое противопоставление неочевидно, так как по мере ста­новления инновационной функции менеджмента возникла необ­ходимость формирования навыков лидерства.

Основываясь на своем профессионализме, способностях и уме­ниях, менеджер концентрирует усилия в области принятия решений, сводя к минимуму варианты путей решения проблемы, прини­мающихся на основе опыта, а лидер предпринимает попытки разра­ботать новые и неоднозначные пути решения проблемы. После ре­шения проблемы лидеры берут на себя риск и бремя появления новых проблем, особенно при возможности получения соответст­вующего вознаграждения. В большинстве менеджеры обладают лидерскими качествами, но на практике их не проявляют.

    1. Функции и виды лидерства

Традиционно к числу наиболее классических функций лидерства как такового принято относить:

  • интегративную функцию;

  • коммуникативную функцию;

  • ориентационную функцию;

  • мобилизационную функцию;

  • инструменталистскую функцию.

Первая предполагает необходимость объединения членов группы под общей целью (идеей), согласования их интересов и определения базовых ценностей. Вторая ориентирована на создание прочных связей как между членами группы, так и с внешними объектами. Третья опирается на достижение поставленных целей с учетом социальных интересов (в наибольшей степени она важна для политического лидерства).



Четвертая (мобилизационная) функция предполагает побуждение членов группы к совершению действий необходимых для достижения поставленных целей. Наконец, пятая (инструменталистская) функция связана с необходимостью разработки набора инструментов для решения стоящих перед группой задач.

Являясь одним из важнейших аспектов управленческой деятельности, лидерство менеджера также выполняет определенные функции.

В менеджменте лидерство ориентировано, прежде всего, на организацию членов коллектива и корректировку их действий. В обязанности лидера традиционно включается постановка четких целей, координация общих усилий команды, представление результатов.

Второй основополагающей функцией выступает мотивация подчиненных – членов коллектива. Данная функция предполагает необходимость воодушевления членов группы на достижение поставленных перед ними целей и вселение в них уверенности в собственных силах. На практике она нередко реализуется посредством достижения групповой синергии.

Третьей базовой функцией лидерства менеджера считается представительство и отстаивание интересов группы за пределами коллектива. Она предполагает необходимость определения перспектив дальнейшей деятельности группы и ее развития, а также поддержания равновесия между потребностями группы и возможностями их удовлетворения.

Виды лидерства

Влияние на группу людей или на коллектив бывает формальным и неформальным. Если рассматривать первый вариант (кратко) лидерства в менеджменте, то в этом случае влияние на подчиненных будет оказываться с позиции занимаемой должности. Но бывают и другие ситуации. В них влияние на людей оказывается человеком благодаря своим личным умениям, способностям и другим ресурсам. В таком случае разговор идет о неформальном лидерстве. Но и при том, и при другом варианте такой человек всегда будет обладать эмоциональной, психологической или социальной опорой в коллективе, что и позволит ему повести за собой людей.

Нередко признается менеджментом лидерство в организации за руководителем, если он смог доказать свою ценность и компетентность не только для организации, но и для групп, а также отдельных сотрудников. В этом случае наиболее характерными чертами такого начальника считаются:

  • доверие персонала;

  • способность видения ситуации в целом;

  • гибкость принятия решений;

  • коммуникативные способности и т.д.


Все это позволяет сделать однозначный вывод о том, что лидер представляет собой доминирующее лицо любой организации, группы или общества.

Исходя из направленности влияния на людей и работу компании в целом выделяют такие виды лидерства, как:

  • конструктивное (функциональное), способствующее достижению целей, поставленных перед организацией;

  • деструктивное (дисфункциональное), наносящее компании ущерб;

  • нейтральное, неспособное оказать влияние на достижение производственных целей.

Однако стоит отметить, что применяя теории, существующие в менеджменте о руководстве и лидерстве, к реальной жизни, порой бывает достаточно сложно провести определенную черту между всеми описанными выше видами данного явления. Ведь жизнь коллектива достаточно многогранна, и разложить все отношения «по полочкам» не представляется возможным.

Одним из самых важных условий максимально эффективного руководства компанией является наличие конструктивного лидерства. Это позволяет максимально быстро прийти к намеченной цели. Оптимальным, но при этом трудно достижимым вариантом служит сочетание в одном человеке качеств как формального, так и неформального лидера. На эффективность руководства оказывает немаловажное влияние и та позиция, которую начальник занимает в сфере эмоциональных отношений. Она не должна находиться на чересчур низком уровне. В противном случае эмоциональная неприязнь начнет существенно подрывать должностной и деловой авторитет руководителя, что приведет к снижению эффективности его деятельности в целом.

Проблемы лидерства в менеджменте рассматриваются с точки зрения ключевых моментов, необходимых для решения организацией поставленных задач. Ведь, с одной стороны, это явление рассматривают в виде определенного набора качеств, которыми обладает тот человек, который оказывает влияние на других людей, а с другой, оно подразумевает под собой процесс, как правило, не силового воздействия, приводящий к достижению группой лиц намеченных целей.

    1. Элементы лидерства

Взаимодействие элементов лидерства составляет со­держание различных теорий или подходов к нему, а на практике образуют процесс лидерства. В настоящий момент структуру ли­дерства составляют следующие основные элементы:

  • лидер — с определенными личностными чертами, способно­стями и возможностями, ориентированными на цель;

  • последователи — со своими качествами и возможностями для реализации целей;

  • задачи, которые взаимодействующие сотрудники пытаются решить;

  • ситуация, в которой происходит процесс взаимодействия;

  • группа, в которой происходят все акты межличностного взаимодействия.


Лидер — первый участник процесса лидерства — обладает определенными чертами, которые выделяют его среди других членов организации. К ним можно отнести компетентность или коммуникабельность, интуицию, другие способности, с помощью которых он достигает, а затем удерживает лидирующее положе­ние. В зависимости от ситуации и мотивационной структуры про­фессиональные мотивы трансформируются в потребность само­выражения и через эту потребность в необходимость лидерства. Поэтому в управлении персоналом актуальной остается задача обоснования лидерства с помощью различных механизмов назна­чения и даже выборов руководителей при участии сотрудников.

Последователи. Без последователей нет лидерства, но без лидера последователи — это некая совокупность людей, так как члены коллектива должны активно взаимодействовать между собой на пути к общей цели. Конечно, не все сотрудники явля­ются последователями определенного человека, который зани­мает лидирующее положение, но если они долгое время не ста­новятся таковыми, то могут потерять принадлежность к данной группе. В то же время, если значительная часть группы не отно­сит себя к числу последователей, то лидер может утратить свои позиции. Лидеры и последователи нередко обмениваются роля­ми, как это бывает, например, в спортивных командных сорев­нованиях, так как сила влияния последователей на лидера соиз­мерима с обратным влиянием.

Задачи определяют деятельность группы и требования к ли­деру. При изменении задач меняются и требования к лидеру, на­пример, произойдет смена лидера отдельными членами группы и представится возможность оказать на нее влияние. Спектр задач даже одного подразделения весьма многообразен: от рутинных, ежедневно повторяющихся до творческих, нестандартных. В практике хозяйственной деятельности бывает нелегко сформу­лировать задачи, которые приходится выполнять. Природа зада­чи становится немаловажным побуждающим фактором для тех, кто пытается стать лидером.

Ситуация. Кроме решаемых задач, хозяйственную ситуацию характеризуют:

  • трудовые процессы;

  • внешняя среда;

  • члены коллектива.

Зачастую человек становится лидером благодаря не каким бы то ни было чертам его характера, а его активной адаптации к изме­няющейся среде, способности использовать свои качества в сло­жившейся ситуации и установить межличностные отношения. В каждой ситуации лидерство проявляется в особом, свойственном лишь ему виде отношений между людьми. Поэтому лидерство нельзя формализовать, оно не может быть сведено к определенному перечню деловых качеств или способностей человека. Лидерство динамично, как само межличностное поведение, необязательно свя­зано с управлением этим поведением. Иногда для лидерства доста­точно целенаправленного преднамеренного влияния.