Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 30
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ЧЕРНОМОРСКОЕ ВЫСШЕЕ ВОЕННО-МОРСКОЕ УЧИЛИЩЕ ОРДЕНА КРАСНОЙ ЗВЕЗДЫ ИМЕНИЕ П.С. НАХИМОВА ФАКУЛЬТЕТ РАДИОТЕХНИКИ И ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ |
РЕФЕРАТ на тему Использование фактора лидерства в менеджменте. |
Работу выполнила студент 746 группы Гордиенко Т.Р. Научный руководитель: Турков Б.А. |
г. Севастополь, 2022г. |
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Менеджмент — разработка и создание, максимально эффективное использование и контроль социально-экономических систем. Менеджмент нужен для определения и постановки целей, их достижения при помощи людей и ресурсов, координации и контроля. Без грамотной системы управления, знаний или самоорганизации просто невозможна эффективная хозяйственная деятельность в любой сфере: бизнес, государственное управление, некоммерческие проекты и простые задачи.
Современный менеджмент невозможно представить себе без использования индивидуального инновационного подхода к постоянно изменяющимся обстоятельствам. Ведь только в таком случае возможно достижение новых и при этом перспективных направлений в развитии компании. Все это говорит о том, что менеджмент не может существовать без лидеров, то есть без тех людей, которые способны взять на себя руководство организацией и при этом превратить каждого из ее сотрудников в своего последователя и единомышленника.
Лидерство в менеджменте на сегодняшний день является весьма актуальной проблемой. Ведь существующая на рынке жесткая конкуренция приводит к необходимости принятия своевременных решений, а также возложения на руководителя ответственности за достижение конечной цели и эффективную работу организации в целом.
Лидерство в современном менеджменте предполагает наличие у человека таких качеств, которые позволили бы ему осуществлять грамотное руководство сотрудниками. Это и является для компаний главным козырем в условиях конкурентной борьбы. Это именно то, что и позволяет выделяться организации на фоне всех остальных.
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЛИДЕРСВА В МЕНЕДЖМЕНТЕ
-
Основные определения
Феномен лидерства сопровождает человечество на всей истории его существования. Внимание к нему со стороны ученых также проявляется не первую сотню лет. Несмотря на повышенный интерес к лидерству, единства подходов к определению его сущности не выработано до сих пор. На сегодняшний день насчитывается свыше 350 определений данного термина. Рассмотрим концепцию лидерства в менеджменте более подробно.
Слово лидер происходит от английского lead (вести). Значит, лидер – это ведущий, идущий впереди. Лидер – член организации, обладающий высоким личным статусом, оказывающий сильное влияние на мнение и поведение окружающих его людей, членов какого-либо объединения, организации и выполняющий комплекс функций.
Лидерство — это процесс воздействия на группу людей, чтобы повлечь их за собой для совместной реализации управленческих решений по достижению определенных целей.
Происходящие в мире изменения заставляют по-новому воспринимать роль менеджера в организации и дилемму «менеджер или лидер». Одним из исследователей лидерства сформулирована, ставшая знаменитой максимума: «Менеджеры все делают правильно, а лидеры делают правильные вещи». На сегодняшний день такое противопоставление неочевидно, так как по мере становления инновационной функции менеджмента возникла необходимость формирования навыков лидерства.
Основываясь на своем профессионализме, способностях и умениях, менеджер концентрирует усилия в области принятия решений, сводя к минимуму варианты путей решения проблемы, принимающихся на основе опыта, а лидер предпринимает попытки разработать новые и неоднозначные пути решения проблемы. После решения проблемы лидеры берут на себя риск и бремя появления новых проблем, особенно при возможности получения соответствующего вознаграждения. В большинстве менеджеры обладают лидерскими качествами, но на практике их не проявляют.
-
Функции и виды лидерства
Традиционно к числу наиболее классических функций лидерства как такового принято относить:
-
интегративную функцию; -
коммуникативную функцию; -
ориентационную функцию; -
мобилизационную функцию; -
инструменталистскую функцию.
Первая предполагает необходимость объединения членов группы под общей целью (идеей), согласования их интересов и определения базовых ценностей. Вторая ориентирована на создание прочных связей как между членами группы, так и с внешними объектами. Третья опирается на достижение поставленных целей с учетом социальных интересов (в наибольшей степени она важна для политического лидерства).
Четвертая (мобилизационная) функция предполагает побуждение членов группы к совершению действий необходимых для достижения поставленных целей. Наконец, пятая (инструменталистская) функция связана с необходимостью разработки набора инструментов для решения стоящих перед группой задач.
Являясь одним из важнейших аспектов управленческой деятельности, лидерство менеджера также выполняет определенные функции.
В менеджменте лидерство ориентировано, прежде всего, на организацию членов коллектива и корректировку их действий. В обязанности лидера традиционно включается постановка четких целей, координация общих усилий команды, представление результатов.
Второй основополагающей функцией выступает мотивация подчиненных – членов коллектива. Данная функция предполагает необходимость воодушевления членов группы на достижение поставленных перед ними целей и вселение в них уверенности в собственных силах. На практике она нередко реализуется посредством достижения групповой синергии.
Третьей базовой функцией лидерства менеджера считается представительство и отстаивание интересов группы за пределами коллектива. Она предполагает необходимость определения перспектив дальнейшей деятельности группы и ее развития, а также поддержания равновесия между потребностями группы и возможностями их удовлетворения.
Виды лидерства
Влияние на группу людей или на коллектив бывает формальным и неформальным. Если рассматривать первый вариант (кратко) лидерства в менеджменте, то в этом случае влияние на подчиненных будет оказываться с позиции занимаемой должности. Но бывают и другие ситуации. В них влияние на людей оказывается человеком благодаря своим личным умениям, способностям и другим ресурсам. В таком случае разговор идет о неформальном лидерстве. Но и при том, и при другом варианте такой человек всегда будет обладать эмоциональной, психологической или социальной опорой в коллективе, что и позволит ему повести за собой людей.
Нередко признается менеджментом лидерство в организации за руководителем, если он смог доказать свою ценность и компетентность не только для организации, но и для групп, а также отдельных сотрудников. В этом случае наиболее характерными чертами такого начальника считаются:
-
доверие персонала; -
способность видения ситуации в целом; -
гибкость принятия решений; -
коммуникативные способности и т.д.
Все это позволяет сделать однозначный вывод о том, что лидер представляет собой доминирующее лицо любой организации, группы или общества.
Исходя из направленности влияния на людей и работу компании в целом выделяют такие виды лидерства, как:
-
конструктивное (функциональное), способствующее достижению целей, поставленных перед организацией; -
деструктивное (дисфункциональное), наносящее компании ущерб; -
нейтральное, неспособное оказать влияние на достижение производственных целей.
Однако стоит отметить, что применяя теории, существующие в менеджменте о руководстве и лидерстве, к реальной жизни, порой бывает достаточно сложно провести определенную черту между всеми описанными выше видами данного явления. Ведь жизнь коллектива достаточно многогранна, и разложить все отношения «по полочкам» не представляется возможным.
Одним из самых важных условий максимально эффективного руководства компанией является наличие конструктивного лидерства. Это позволяет максимально быстро прийти к намеченной цели. Оптимальным, но при этом трудно достижимым вариантом служит сочетание в одном человеке качеств как формального, так и неформального лидера. На эффективность руководства оказывает немаловажное влияние и та позиция, которую начальник занимает в сфере эмоциональных отношений. Она не должна находиться на чересчур низком уровне. В противном случае эмоциональная неприязнь начнет существенно подрывать должностной и деловой авторитет руководителя, что приведет к снижению эффективности его деятельности в целом.
Проблемы лидерства в менеджменте рассматриваются с точки зрения ключевых моментов, необходимых для решения организацией поставленных задач. Ведь, с одной стороны, это явление рассматривают в виде определенного набора качеств, которыми обладает тот человек, который оказывает влияние на других людей, а с другой, оно подразумевает под собой процесс, как правило, не силового воздействия, приводящий к достижению группой лиц намеченных целей.
-
Элементы лидерства
Взаимодействие элементов лидерства составляет содержание различных теорий или подходов к нему, а на практике образуют процесс лидерства. В настоящий момент структуру лидерства составляют следующие основные элементы:
-
лидер — с определенными личностными чертами, способностями и возможностями, ориентированными на цель; -
последователи — со своими качествами и возможностями для реализации целей; -
задачи, которые взаимодействующие сотрудники пытаются решить; -
ситуация, в которой происходит процесс взаимодействия; -
группа, в которой происходят все акты межличностного взаимодействия.
Лидер — первый участник процесса лидерства — обладает определенными чертами, которые выделяют его среди других членов организации. К ним можно отнести компетентность или коммуникабельность, интуицию, другие способности, с помощью которых он достигает, а затем удерживает лидирующее положение. В зависимости от ситуации и мотивационной структуры профессиональные мотивы трансформируются в потребность самовыражения и через эту потребность в необходимость лидерства. Поэтому в управлении персоналом актуальной остается задача обоснования лидерства с помощью различных механизмов назначения и даже выборов руководителей при участии сотрудников.
Последователи. Без последователей нет лидерства, но без лидера последователи — это некая совокупность людей, так как члены коллектива должны активно взаимодействовать между собой на пути к общей цели. Конечно, не все сотрудники являются последователями определенного человека, который занимает лидирующее положение, но если они долгое время не становятся таковыми, то могут потерять принадлежность к данной группе. В то же время, если значительная часть группы не относит себя к числу последователей, то лидер может утратить свои позиции. Лидеры и последователи нередко обмениваются ролями, как это бывает, например, в спортивных командных соревнованиях, так как сила влияния последователей на лидера соизмерима с обратным влиянием.
Задачи определяют деятельность группы и требования к лидеру. При изменении задач меняются и требования к лидеру, например, произойдет смена лидера отдельными членами группы и представится возможность оказать на нее влияние. Спектр задач даже одного подразделения весьма многообразен: от рутинных, ежедневно повторяющихся до творческих, нестандартных. В практике хозяйственной деятельности бывает нелегко сформулировать задачи, которые приходится выполнять. Природа задачи становится немаловажным побуждающим фактором для тех, кто пытается стать лидером.
Ситуация. Кроме решаемых задач, хозяйственную ситуацию характеризуют:
-
трудовые процессы; -
внешняя среда; -
члены коллектива.
Зачастую человек становится лидером благодаря не каким бы то ни было чертам его характера, а его активной адаптации к изменяющейся среде, способности использовать свои качества в сложившейся ситуации и установить межличностные отношения. В каждой ситуации лидерство проявляется в особом, свойственном лишь ему виде отношений между людьми. Поэтому лидерство нельзя формализовать, оно не может быть сведено к определенному перечню деловых качеств или способностей человека. Лидерство динамично, как само межличностное поведение, необязательно связано с управлением этим поведением. Иногда для лидерства достаточно целенаправленного преднамеренного влияния.