Файл: Юридический институт проблема нехватки молодых специалистов на государственной и муниципальной службе.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 33
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ФЕДЕРАЛЬНОЕ Государственное АВТОНОМНОЕ образовательное УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО образования
«БЕЛГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
(НИУ «БелГУ»)
ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
ПРОБЛЕМА НЕХВАТКИ МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ НА ГОСУДАРСТВЕННОЙ И МУНИЦИПАЛЬНОЙ СЛУЖБЕ
Проект управленческого решения
по дисциплине «Основы проектного менеджмента»
студента заочной формы обучения
специальности 40.05.01 Правовое обеспечение национальной безопасности
3 курса группы 01002052
Устинова Федора Леонидовича
Научный руководитель: |
БЕЛГОРОД 2023
Проект управленческого решения
1. Описание проблемной ситуации…………………………………………...3
2. Анализ факторов проблемной ситуации…………………………………..5
3. Решение проблемы………………………………………………………….7
4. Практические рекомендации………………………………………………14
1. Описание проблемной ситуации:
Было проведено два опроса: мнение молодёжи о государственной и муниципальной службе и мнение государственных служащих о госслужбе и мотивации молодёжи при поступлении на госслужбу, проанализировав которые был сделан вывод о том, соответствует ли мнение молодёжи о государственной службе существующей действительности, являются ли существующие в России механизмы привлечения молодёжи на государственную и муниципальную службу действенными и в чём заключаются основные проблемы их реализации.
Результаты первого опроса: около трети респондентов, несмотря на своё желание поступить на государственную или муниципальную службу не имеют никакой связи с государственной службой и, вероятнее всего, не обладают тем количеством информации, которая необходима для наиболее полного составления собственного представления о деятельности государственных и муниципальных органов и нюансах службы. 33% опрошенных считают, что на государственную службу невозможно попасть, не имея никаких «связей», что не соответствует действительности, так как Правительством Белгорода организуются ежегодные оплачиваемые стажировки для студентов и выпускников ВУЗов в органах исполнительной власти, по результатам прохождения которых стажёры могут устроиться на работу в соответствующие организации (согласно статистическим данным, представленным на сайте мэра Белгорода, более 60% участников стажировки получают предложения о трудоустройстве). Принять участие в них может любой желающий, наличие «связей» не имеет никакого значения. Вероятно, такие ответы респондентов связаны с тем, что молодые люди не слышали об организуемых стажировках. К плюсам молодые люди отнесли предоставление расширенного пакета льгот и привилегий, официальное трудоустройство и возможность быть полезным обществу и государству. Среди минусов ими было отмечено, также, сложность трудоустройства, высокие нагрузки и наличие ряда ограничений для государственных служащих. На вопрос, о факторах, которые могут «отпугивать» молодых специалистов от построения карьеры в органах власти наиболее популярным стали ответы «наличие ряда ограничений для госслужащих», «Высокий уровень стресса и неудобный график» и «сложно устроиться без связей». И лишь 30% опрошенных слышали о каких-либо мероприятиях, проводимых государством для привлечения молодёжи на государственную и муниципальную службу.
Также, на базе Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости города Белгорода был проведён анализ мнения работников о государственной службе и выявлены плюсы и минусы работы в государственных органах. В целом, те, кто уже работает в государственных органах довольны своей деятельностью и могут выделить в ней плюсы, среди которых: стабильность и социальная защищённость, престижность, возможность карьерного роста, а также различные льготы и привилегии. Однако про минусы нельзя сказать так много, удалось выявить только один-время от времени возможна высокая нагрузка. Большое количество плюсов и почти отсутствие минусов делают государственную службу привлекательной для молодых специалистов. Для помощи им с устройством на работу создаются специальные мероприятия, одно из которых «стажировка при Правительстве Белгорода. Это помогает бывшим студентам понять, какого это- работать в государственных структурах, даёт возможность прочувствовать всё на себе и впоследствии принять решение, хотят ли они связать свою деятельность с госслужбой.
На примере инспекции удалось выявить реализацию такого механизма, как «организация стажировок и практик для студентов и выпускников образовательных учреждений». «Ведомство предоставляет студентам все условия для стажировки: определяет в руководители опытных наставников, знакомит с ключевыми аспектами своей деятельности и дает возможность не только получить новые профессиональные навыки и компетенции, но и реализовать их на практике».
Если сравнивать полученные результаты, то можно сделать вывод, что мнения респондентов в данных исследованиях сильно расходятся. Представления молодёжи значительно хуже, чем всё есть на самом деле.
Таким образом, главной проблемой, с которой сталкивается Инспекция, а также и другие учреждения государственного и муниципального управления — это, несмотря на проводимые мероприятия, низкая заинтересованность молодёжи в поступлении на государственную и муниципальную службу. Это может быть связано с наличием некоторых предубеждений у молодых людей относительно государственной и муниципальной службы, которые возникают в результате отсутствия информации (или её неполноты) о деятельности государственных органов.
2. Анализ факторов проблемной ситуации:
Среди факторов, которые влияют на возникновение, проблемной ситуации можно выделить следующие:
• Отсутствие информации о проводимых мероприятиях и существующих вакансиях. Незнание молодёжи о наличии специальных программ, позволяющих попробовать себя на должностях государственной и муниципальной службе и принять участие в управлении городом/муниципалитетом приводит к возникновению стереотипов о том, что на государственную и муниципальную службу можно попасть только при наличии «связей», что является неправдой.
• Низкий имидж государственной и муниципальной службы. Результаты опроса показали, что молодых людей не устраивает наличие в госорганах бюрократии, высоких нагрузок и ненормированного рабочего дня, а также наличие ряда ограничений для служащих. Помимо этого, в СМИ часто афишируются крупные коррупционные и иные скандалы, что наносит вред имиджу в целом.
• Низкий показатель органов управления как перспективного работодателя. Проблемой многих государственных организаций является то, что они не умеют правильно донести до рынка труда информацию о наиболее привлекательных возможностях, которые открываются перед их будущими/действующими работникам.
Сильные стороны:
- Наличие программ, позволяющих попробовать себя на должностях государственной и муниципальной службе и принять участие в управлении городом/муниципалитетом
Слабые стороны:
- Ограниченное количество информации о деятельности госорганов
- Низкий имидж государственной и муниципальной службы
- Отсутствие эффективной маркетинговой программы по привлечению перспективных кадров
Возможности:
- Повышение престижности и открытости программ, позволяющих попробовать себя на должностях государственной и муниципальной службе и принять участие в управлении городом/муниципалитетом
- Привлечение молодых и перспективных кадров
Угрозы:
- Уменьшение количества людей, желающих поступить на государственную и муниципальную службу
- Снижение уровня доступности и открытости гос. и муниц. Службы
3. Решение проблемы:
В связи с выделенными факторами, оказывающими негативное влияние на эффективность механизмов привлечения молодёжи на государственную и муниципальную службу, проблему нужно решать в трёх направлениях: необходимо повышать осведомленность молодого поколения о возможностях для поступления на государственную и муниципальную службу, улучшать имидж государственной и муниципальной службы, а также повышать рейтинг государственных и муниципальных организаций как работодателей путём внедрения новых маркетинговых технологий. Однако даже при осведомленности о наличии различных мероприятий, повышающих возможности поступления на государственную и муниципальную службу, молодые специалисты не будут стремиться на неё из-за имеющихся негативных сведений. Поэтому формирование позитивного имиджа имеет первостепенную роль. Это обусловлено тем, что это поможет привлечь на службу высококвалифицированных и ответственных специалистов, побеждая в конкурентной борьбе с работодателями-представителями частного бизнеса, и во-вторых, это будет гарантировать доверие населения к системе публичного управления.
Рассмотрим более подробно каждый фактор, который понижает эффективность механизмов привлечения молодёжи на государственную и муниципальную службу.
1. Отсутствие информации о проводимых мероприятиях и существующих вакансиях.
Очевидным является необходимость привлечения молодых специалистов на службу в органы власти, но зачастую молодые люди думают о том, что попасть туда обычному человеку практически невозможно. Это связано с тем, что соответствующие структуры неправильно предоставляют (или вообще не предоставляют) информацию о вакансиях или других возможностях попробовать себя в профессии государственного служащего. Поскольку молодёжь – это люди, которые активно пользуются современными технологиями и всю информацию получают, преимущественно, на просторах интернета и социальных сетей, органам власти необходимо использовать данную особенность молодых людей в своих интересах. Наиболее популярными платформами среди молодого поколения являются «ВКонтакте», «Telegram», «YouTube», «RuTube» «Twitter», «Livejournal». Необходимо использование данных платформ органами власти для того, чтобы донести до молодёжи информацию о государственной и муниципальной службе в целом, а также информацию о различных конкурсах, вакансиях и мероприятиях, проводимых соответствующими структурами.
Это можно осуществлять как через личные аккаунты наиболее известных служащих, так и путём создания аккаунтов конкретного органа власти (например, для публикации имеющихся вакансий) или проводимого мероприятия. Что касается последнего варианта, то при создании отдельного аккаунта мероприятия, то это позволит публиковать более полную информацию, а все заинтересованные участники смогут задать вопросы, для уточнения информации.
Помимо этого, на данных платформах есть множество блогеров. Которые пользуются популярностью среди молодёжи. Основным заработком которых является реклама. При правильном подходе к организации и проведении мероприятия, а также преподнесении информации о нём, реклама, проведённая на крупную аудиторию, принесёт свой вклад и заинтересует молодых людей. Данный способ может также использоваться и для распространения информации о деятельности государственных и муниципальных органов управления. Это поможет в решении нескольких вопросов: во-первых, повысить прозрачность деятельности органов власти, а, во-вторых, заинтересует талантливую молодёжь, которая так необходима на государственной и муниципальной службе.
Ещё одним возможным решением в данном факторе может стать создание специальных сайтов (или разделов на существующих сайтах) о вакансиях, формировании кадрового резерва, проводимых мероприятиях или просто деятельности органов власти. Однако необходимо творчески подходить к данному вопросу и внедрять оригинальные формы подачи информации. Это могут быть различные ролики, статьи, краткие интервью со служащими, которые должны привлекать своим нестандартным названием, возможно, различные тесты на тему профориентации с оригинальной подачей, пройдя которые, например, молодёжь сможет понять, подходит ли им данная профессия или насколько хорошо они понимают устройство службы, и что входит в обязанности служащих.
Также, для исключения данного фактора проблемы можно наладить взаимодействие с различными молодёжными организациями. Например, это может быть уже известная некоммерческая организация – Ассоциация молодёжных правительств РФ. За счёт взаимодействия с другими молодёжными организациями Ассоциация молодёжных правительств может стать партнером в распространении информации как среди своих же молодёжных правительств различных регионов, так и организаций, с которыми взаимодействует. Так, например, в официальной группе на платформе ВКонтакте у Ассоциации 8,5 тысяч подписчиков. Публиковать, например, можно информацию о вакансиях, интересные факты о государственной и муниципальной службе, о требованиях, запретах и ограничениях на службе, а также – каким образом можно на неё поступить. Для распространения информации репосты могут делать не только отдельные люди и молодёжные организации, но и официальные страницы ВУЗов, что будет способствовать распространению информации среди заинтересованных студентов.
Комплексное внедрение описанных выше мероприятий может повысить осведомленность молодых людей о вакансиях, различных мероприятиях и о государственной и муниципальной службе в целом, что впоследствии будет способствовать большей заинтересованности молодых людей в поступлении на государственную и муниципальную службу.
2. Низкий имидж государственной и муниципальной службы.
Повышение имиджа государственной и муниципальной службы поможет привлечь высококвалифицированных и ответственных специалистов, побеждая в конкурентной борьбе с работодателями-представителями частного бизнеса, и будет гарантировать доверие населения к системе публичного управления. Уделение особого внимания созданию положительного имиджа государственной и муниципальной службы среди граждан, в том числе молодёжи, позволит «создать почву» для постепенного пересмотра ими некоторых взглядов на государственную и муниципальную службу.