Файл: I. Психологопедагогические основы готовности ребёнка к школьному обучению.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 55

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


После этого проводится качественный анализ мотивов учения каждого ребенка, мотивы № 1 и № 2 рассматриваются как доминирующие в его мотивационной структуре. Для качественного анализа результатов ранжирования используют данные об особенностях учебной деятельности детей с различным типом доминирования мотивов учения, приведенные в таблице 1.

Тип мотива

Характеристика поведения ребенка

Социальные мотивы

На занятиях ребенок занимается, потому что это важно и нужно

Учебно-познавательные мотивы

Ребенок занимается лишь тогда, когда ему это интересно

Оценочный мотив

Ребенок занимается на занятии, потому что его хвалит за это воспитатель

Позиционный мотив

Ребенок занимается тогда, когда на занятии много атрибутики, пособий

Внешние мотивы, не связанные со школой,условия

Ребенок занимается тогда, когда на этом настаивает воспитатель

Игровые

Ребенок хорошо занимается лишь тогда, когда занятие построено в виде игры

Для того чтобы оценка мотивов была более объективной, необходимо с родителями провести подготовительную работу: объяснить насколько важно правильно определить доминирующие мотивы учения у ребенка до начала обучения в школе, каким образом будет использована родительская оценка (для выбора программы обучения, для индивидуального подхода в процессе обучения и т.п.), по каким особенностям поведения можно определить выраженность того или иного мотива (например, большое количество вопросов, широкий круг интересов говорят о высокой степени развития познавательного мотива; ответственность, стремление подражать взрослым и выполнять серьезные, не детские поручения — показатели развития социального мотива; послушание во всем, беспрекословное выполнение указаний взрослого, отсутствие стремления высказывать и отстаивать свое мнение — свидетельствуют о доминировании внешних мотивов в регуляции поведения и деятельности ребенка и т.д.).


Оценка мотивов учения родителями проводится по той же схеме, что и оценка педагогами, но с использованием других карточек (табл. 2).

Тип мотива

Характеристика поведения и возможный ответ ребенка

Социальные мотивы

«Я хочу в школу, потому что все дети должны учиться, это нужно и важно»

Учебно-познавательные

Стремление к новым знаниям, желание научиться читать и писать, широкий круг интересов

Оценочный мотив

«Я хочу в школу, потому что там я буду получать только пятерки»

Позиционный мотив

«Я хочу в школу, потому что там большие, а в детском саду маленькие, мне купят тетради, пенал и портфель»

Внешние мотивы, не связанные со школой условия

«Я пойду в школу, потому что мама так сказала»

Игровые — воспринимает школу как новую игру

«Я хочу в школу, потому что там можно играть с друзьями»

В этом случае на карточках даны возможные ответы ребенка на вопрос «Почему ты хочешь идти в школу?» и некоторые особенности его поведения в привычных домашних условиях. Родителям предлагают выбрать, какой ответ и какая характеристика, по их мнению, в наибольшей степени свойственны их ребенку, а какие — в меньшей. Проводится качественный анализ результатов ранжирования.

2.2 Анализ результатов

Анализ ранжирования воспитателей показал, что только у шести старших дошкольников ведущим является учебно-познавательный мотив, что составляет всего 27,3 % от общего числа испытуемых. Восемь ребят занимаются тогда, когда на занятии много атрибутики, т. е. у них доминирующим является позиционный мотив, в процентном соотношении это 36,4 % от респондентов в целом. У троих дошкольников преобладает оценочный мотив, что составляет 13,6 % от общего числа ребят. Остальные пять испытуемых занимаются лишь тогда, когда занятие построено в виде игры, т. е. ведущим является игровой мотив (22,7 %).



2.4 Анализ эффективности проделанной работы

Для определения эффективности проделанной нами работы по формированию мотивационной готовности к учению мы провели методику «Беседа Нежновой».

В ходе обследования ребенку задают вопросы, ответы на которые позволяют выявить один из трех типов ориентации в отношении школы и учения. Преимущественная ориентация на содержание учебной деятельности свидетельствует о наличии у ребенка внутренней позиции школьника.

Возможные варианты ответов и их оценка

y А — Ориентация на содержание учебной деятельности (2 балла)

y Б — Ориентация на внешние атрибуты учебной деятельности и школьной жизни (1 балл)

y В — Ориентация на внешкольные виды деятельности (0 баллов)

Результаты беседы показали, что у девяти испытуемых, что составляет 40,9 % от общего числа респондентов, присутствует школьно-учебная ориентация и положительное отношение к школе. У семи старших дошкольников, что в процентном соотношении составляет 31,8 %, выявлена начальная стадия формирования внутренней позиции школьника. Остальные шесть ребят (27,3 %) не проявляют интереса к школе, т. е. внутренняя позиция школьника не сформирована.

Сравнительный анализ двух констатирующих экспериментов показал, что мотивационная готовность к учению появилась у большего числа старших дошкольников, т. е. до начала формирующего эксперимента сформированность внутренней позиции наблюдалась у 27,3 % (шесть) ребят, то после проделанной работы — 40,9 % (девять). Первичный констатирующий эксперимент выявил, что у большинства испытуемых, а именно у шестнадцати респондентов (72,7 %), внутренняя позиция школьника не была сформирована. Вторичный констатирующий эксперимент показал, что только шесть ребят не проявляют интереса к школе, что составляет всего 27,3% от общего их числа. Таблица 2 — Сравнительный анализ результатов первичного и вторичного констатирующих экспериментов

Таблица 2

Имя ребёнка

Сформированность мотивационной готовности

Результаты вторичного эксперимента

Катя

сформирована

Внутренняя позиция сформирована

ваня

Не сформирована

Начальная стадия формирования внутренней позиции

лёша

Не сформирована

Начальная стадия формирования внутренней позиции

артур

Не сформирована

Начальная стадия формирования внутренней позиции

оля

сформирована

Внутренняя позиция сформирована

коля

Не сформирована

Начальная стадия формирования внутренней позиции

толя

Не сформирована

Начальная стадия формирования внутренней позиции

влалимир

Не сформирована

Начальная стадия формирования внутренней позиции

станислав

сформирована

Внутренняя позиция сформирована

ирина

Не сформирована

Начальная стадия формирования внутренней позиции

анна

сформирована

Внутренняя позиция сформирована

иван

Не сформирована

Начальная стадия формирования внутренней позиции

олег

Не сформирована

Начальная стадия формирования внутренней позиции

никита

сформирована

Внутренняя позиция сформирована

света

Не сформирована

Начальная стадия формирования внутренней позиции

александра

Не сформирована

Начальная стадия формирования внутренней позиции

доменика

Не сформирована

Начальная стадия формирования внутренней позиции

егор

сформирована

Внутренняя позиция сформирована

миша

Не сформирована

Начальная стадия формирования внутренней позиции

кристина

Не сформирована

Начальная стадия формирования внутренней позиции

кирсантий

Не сформирована

Начальная стадия формирования внутренней позиции



Из таблицы видно, что после формирующего эксперимента у семи старших дошкольников появилась начальная стадия формирования внутренней позиции школьника, т. е. если продолжать работу в том же направлении, то можно повысить их уровень мотивационной готовности учения к началу школьного обучения.

Таким образом, мы делаем вывод, что эффективность нашей работы доказана. Гипотеза: если целенаправленно вести работу на повышение уровня мотивационной готовности к учению у старших дошкольников, то их внутренняя позиция школьника будет сформирована, доказана.

Заключение

Анализ психолого-педагогической литературы и специфики проявления готовности у выпускников дошкольных образовательных учреждений показал:

1. Готовность к школе — понятие, которое в последние годы претерпело сильные изменения. Раньше по всей стране существовала единая система школьного обучения с четко фиксированным возрастом приема в школу, стандартными учебными программами и единообразными методами обучения. Это побуждало учителей и психологов искать общие критерии готовности ребенка к школе. Сейчас, при высоком разнообразии подходов к обучению, такие общие критерии невозможны. Школы различаются между собой и по программам, и по методам обучения. Понятно, что готовность к одному варианту обучения вовсе не означает готовности к другому.

Проверка готовности в этих условиях становится даже еще более важной, чем при единообразной школьной системе, так как существовавшее в этой системе более или менее стихийно сложившееся соответствие школьных требований некоему «среднему» ребенку данного возраста сейчас соблюдается далеко не всегда.

Таким образом, под
готовностью к обучению мы понимаем сформированность всех психических процессов, а также личности дошкольника в целом на том уровне, который необходим для успешной адаптации и обучения в начальной школе.

2. Несмотря на различия в подходах к обучению, по-прежнему остаются неизменными те параметры, по которым в настоящее время оценивают степень готовности ребенка к школе. Меняют лишь нормы, то есть требуемый уровень развития определенных психологических качеств, но не сами эти качества. К ним относятся:

1) Развитие наглядно-образного мышления, служащего основой для последующего полноценного развития логического мышления, овладения учебным материалом.

2) Развитие произвольности и организации действий, умения ориентироваться на систему условий задачи, преодолевая отвлекающее влияние побочных факторов.

3) Умение ориентироваться на указания учителя, обращенные к классу в целом, способность внимательно слушать и точно выполнять эти указания.

При оценке итогового результата (готовность—неготовность к школе) ориентируются на соотношение результатов данного ребенка со средними данными по группе.

3. Однако опыт нашей жизни в последние годы дает совершенно иные примеры работы при подготовке детей к школе. В основном это три-четыре занятия продолжительностью 20-30 минут и чаще всего во вторую половину дня. В большинстве случаев фронтальная работа ведется без учета индивидуальных особенностей по единой программе в соответствии с требованиями конкретного ДОУ или даже отдельного воспитателя. Программа включает основы письма (или курсивное письмо), чтение (причем считается достижением определенная скорость), начала математики, кое-где иностранный язык. Дети, у которых есть трудности в произношении, иногда занимаются с логопедом. Такая подготовка не снимает проблем, которые могут возникнуть у ребенка в школе, а наоборот, может сформировать новые проблемы из-за нерациональной организации занятий, несоответствия требований, неадекватности задач, которые ставятся перед дошкольником.