Файл: I. Психологопедагогические основы готовности ребёнка к школьному обучению.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 55
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
После этого проводится качественный анализ мотивов учения каждого ребенка, мотивы № 1 и № 2 рассматриваются как доминирующие в его мотивационной структуре. Для качественного анализа результатов ранжирования используют данные об особенностях учебной деятельности детей с различным типом доминирования мотивов учения, приведенные в таблице 1.
Тип мотива | Характеристика поведения ребенка |
Социальные мотивы | На занятиях ребенок занимается, потому что это важно и нужно |
Учебно-познавательные мотивы | Ребенок занимается лишь тогда, когда ему это интересно |
Оценочный мотив | Ребенок занимается на занятии, потому что его хвалит за это воспитатель |
Позиционный мотив | Ребенок занимается тогда, когда на занятии много атрибутики, пособий |
Внешние мотивы, не связанные со школой,условия | Ребенок занимается тогда, когда на этом настаивает воспитатель |
Игровые | Ребенок хорошо занимается лишь тогда, когда занятие построено в виде игры |
Для того чтобы оценка мотивов была более объективной, необходимо с родителями провести подготовительную работу: объяснить насколько важно правильно определить доминирующие мотивы учения у ребенка до начала обучения в школе, каким образом будет использована родительская оценка (для выбора программы обучения, для индивидуального подхода в процессе обучения и т.п.), по каким особенностям поведения можно определить выраженность того или иного мотива (например, большое количество вопросов, широкий круг интересов говорят о высокой степени развития познавательного мотива; ответственность, стремление подражать взрослым и выполнять серьезные, не детские поручения — показатели развития социального мотива; послушание во всем, беспрекословное выполнение указаний взрослого, отсутствие стремления высказывать и отстаивать свое мнение — свидетельствуют о доминировании внешних мотивов в регуляции поведения и деятельности ребенка и т.д.).
Оценка мотивов учения родителями проводится по той же схеме, что и оценка педагогами, но с использованием других карточек (табл. 2).
Тип мотива | Характеристика поведения и возможный ответ ребенка |
Социальные мотивы | «Я хочу в школу, потому что все дети должны учиться, это нужно и важно» |
Учебно-познавательные | Стремление к новым знаниям, желание научиться читать и писать, широкий круг интересов |
Оценочный мотив | «Я хочу в школу, потому что там я буду получать только пятерки» |
Позиционный мотив | «Я хочу в школу, потому что там большие, а в детском саду маленькие, мне купят тетради, пенал и портфель» |
Внешние мотивы, не связанные со школой условия | «Я пойду в школу, потому что мама так сказала» |
Игровые — воспринимает школу как новую игру | «Я хочу в школу, потому что там можно играть с друзьями» |
В этом случае на карточках даны возможные ответы ребенка на вопрос «Почему ты хочешь идти в школу?» и некоторые особенности его поведения в привычных домашних условиях. Родителям предлагают выбрать, какой ответ и какая характеристика, по их мнению, в наибольшей степени свойственны их ребенку, а какие — в меньшей. Проводится качественный анализ результатов ранжирования.
2.2 Анализ результатов
Анализ ранжирования воспитателей показал, что только у шести старших дошкольников ведущим является учебно-познавательный мотив, что составляет всего 27,3 % от общего числа испытуемых. Восемь ребят занимаются тогда, когда на занятии много атрибутики, т. е. у них доминирующим является позиционный мотив, в процентном соотношении это 36,4 % от респондентов в целом. У троих дошкольников преобладает оценочный мотив, что составляет 13,6 % от общего числа ребят. Остальные пять испытуемых занимаются лишь тогда, когда занятие построено в виде игры, т. е. ведущим является игровой мотив (22,7 %).
2.4 Анализ эффективности проделанной работы
Для определения эффективности проделанной нами работы по формированию мотивационной готовности к учению мы провели методику «Беседа Нежновой».
В ходе обследования ребенку задают вопросы, ответы на которые позволяют выявить один из трех типов ориентации в отношении школы и учения. Преимущественная ориентация на содержание учебной деятельности свидетельствует о наличии у ребенка внутренней позиции школьника.
Возможные варианты ответов и их оценка
y А — Ориентация на содержание учебной деятельности (2 балла)
y Б — Ориентация на внешние атрибуты учебной деятельности и школьной жизни (1 балл)
y В — Ориентация на внешкольные виды деятельности (0 баллов)
Результаты беседы показали, что у девяти испытуемых, что составляет 40,9 % от общего числа респондентов, присутствует школьно-учебная ориентация и положительное отношение к школе. У семи старших дошкольников, что в процентном соотношении составляет 31,8 %, выявлена начальная стадия формирования внутренней позиции школьника. Остальные шесть ребят (27,3 %) не проявляют интереса к школе, т. е. внутренняя позиция школьника не сформирована.
Сравнительный анализ двух констатирующих экспериментов показал, что мотивационная готовность к учению появилась у большего числа старших дошкольников, т. е. до начала формирующего эксперимента сформированность внутренней позиции наблюдалась у 27,3 % (шесть) ребят, то после проделанной работы — 40,9 % (девять). Первичный констатирующий эксперимент выявил, что у большинства испытуемых, а именно у шестнадцати респондентов (72,7 %), внутренняя позиция школьника не была сформирована. Вторичный констатирующий эксперимент показал, что только шесть ребят не проявляют интереса к школе, что составляет всего 27,3% от общего их числа. Таблица 2 — Сравнительный анализ результатов первичного и вторичного констатирующих экспериментов
Таблица 2
Имя ребёнка | Сформированность мотивационной готовности | Результаты вторичного эксперимента |
Катя | сформирована | Внутренняя позиция сформирована |
ваня | Не сформирована | Начальная стадия формирования внутренней позиции |
лёша | Не сформирована | Начальная стадия формирования внутренней позиции |
артур | Не сформирована | Начальная стадия формирования внутренней позиции |
оля | сформирована | Внутренняя позиция сформирована |
коля | Не сформирована | Начальная стадия формирования внутренней позиции |
толя | Не сформирована | Начальная стадия формирования внутренней позиции |
влалимир | Не сформирована | Начальная стадия формирования внутренней позиции |
станислав | сформирована | Внутренняя позиция сформирована |
ирина | Не сформирована | Начальная стадия формирования внутренней позиции |
анна | сформирована | Внутренняя позиция сформирована |
иван | Не сформирована | Начальная стадия формирования внутренней позиции |
олег | Не сформирована | Начальная стадия формирования внутренней позиции |
никита | сформирована | Внутренняя позиция сформирована |
света | Не сформирована | Начальная стадия формирования внутренней позиции |
александра | Не сформирована | Начальная стадия формирования внутренней позиции |
доменика | Не сформирована | Начальная стадия формирования внутренней позиции |
егор | сформирована | Внутренняя позиция сформирована |
миша | Не сформирована | Начальная стадия формирования внутренней позиции |
кристина | Не сформирована | Начальная стадия формирования внутренней позиции |
кирсантий | Не сформирована | Начальная стадия формирования внутренней позиции |
Из таблицы видно, что после формирующего эксперимента у семи старших дошкольников появилась начальная стадия формирования внутренней позиции школьника, т. е. если продолжать работу в том же направлении, то можно повысить их уровень мотивационной готовности учения к началу школьного обучения.
Таким образом, мы делаем вывод, что эффективность нашей работы доказана. Гипотеза: если целенаправленно вести работу на повышение уровня мотивационной готовности к учению у старших дошкольников, то их внутренняя позиция школьника будет сформирована, доказана.
Заключение
Анализ психолого-педагогической литературы и специфики проявления готовности у выпускников дошкольных образовательных учреждений показал:
1. Готовность к школе — понятие, которое в последние годы претерпело сильные изменения. Раньше по всей стране существовала единая система школьного обучения с четко фиксированным возрастом приема в школу, стандартными учебными программами и единообразными методами обучения. Это побуждало учителей и психологов искать общие критерии готовности ребенка к школе. Сейчас, при высоком разнообразии подходов к обучению, такие общие критерии невозможны. Школы различаются между собой и по программам, и по методам обучения. Понятно, что готовность к одному варианту обучения вовсе не означает готовности к другому.
Проверка готовности в этих условиях становится даже еще более важной, чем при единообразной школьной системе, так как существовавшее в этой системе более или менее стихийно сложившееся соответствие школьных требований некоему «среднему» ребенку данного возраста сейчас соблюдается далеко не всегда.
Таким образом, под
готовностью к обучению мы понимаем сформированность всех психических процессов, а также личности дошкольника в целом на том уровне, который необходим для успешной адаптации и обучения в начальной школе.
2. Несмотря на различия в подходах к обучению, по-прежнему остаются неизменными те параметры, по которым в настоящее время оценивают степень готовности ребенка к школе. Меняют лишь нормы, то есть требуемый уровень развития определенных психологических качеств, но не сами эти качества. К ним относятся:
1) Развитие наглядно-образного мышления, служащего основой для последующего полноценного развития логического мышления, овладения учебным материалом.
2) Развитие произвольности и организации действий, умения ориентироваться на систему условий задачи, преодолевая отвлекающее влияние побочных факторов.
3) Умение ориентироваться на указания учителя, обращенные к классу в целом, способность внимательно слушать и точно выполнять эти указания.
При оценке итогового результата (готовность—неготовность к школе) ориентируются на соотношение результатов данного ребенка со средними данными по группе.
3. Однако опыт нашей жизни в последние годы дает совершенно иные примеры работы при подготовке детей к школе. В основном это три-четыре занятия продолжительностью 20-30 минут и чаще всего во вторую половину дня. В большинстве случаев фронтальная работа ведется без учета индивидуальных особенностей по единой программе в соответствии с требованиями конкретного ДОУ или даже отдельного воспитателя. Программа включает основы письма (или курсивное письмо), чтение (причем считается достижением определенная скорость), начала математики, кое-где иностранный язык. Дети, у которых есть трудности в произношении, иногда занимаются с логопедом. Такая подготовка не снимает проблем, которые могут возникнуть у ребенка в школе, а наоборот, может сформировать новые проблемы из-за нерациональной организации занятий, несоответствия требований, неадекватности задач, которые ставятся перед дошкольником.