Файл: Социальное регулирование.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 256

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Социальное регулирование: понятие, функции и виды социальных норм

Социальное регулирование — воздействие на поведение людей, общественные отношения с целью придания им определённого направления в развитии.

В юридической литературе принято считать, что стабилизация, упорядочение общественных отношений обеспечиваются действием социальных норм и актов индивидуального регулирования, а действие стихийных регуляторов (конкретных событий общесоциального масштаба, явлений экономического порядка, феноменов массового поведения и т.п.) выступает фактором дестабилизирующего влияния. Однако если в качестве основания оценки принять критерий устойчивого функционирования общества, то все регулятивные факторы могут иметь и позитивное, и негативное влияние. Вместе с тем функциональная характеристика стабилизации, упорядочения общественных отношений должна быть отнесена прежде всего к социальным нормам.

Социальная норма — это руководящее начало, правило поведения, связанное с сознанием и волей людей, возникающее в процессе культурного развития и социальной организации общества.

Признаки социальных норм:

    1. являются общими правилами (устанавливают правила поведения в обществе, т. е. определяют, каким может или должно быть поведение субъектов с точки зрения интересов общества);

    2. действуют непрерывно во времени, обладают многократностью действия и обращены к неопределенному кругу лиц (не имеют конкретного адресата);

    3. возникают в связи с волевой, сознательной деятельностью людей (создаются в процессе целевой деятельности; возникают в многократно повторяющихся актах поведения; формируются в виде принципов, закрепляющихся в общественном сознании и т.д.);

    4. регламентируют формы социального взаимодействия людей, т.е. направлены на регулирование общественных отношений, поведения в обществе;

    5. возникают в процессе исторического развития (как его фактор и результат) и функционирования общества (будучи элементом общества, отражают процессы его развития, влияют на их темпы и характер, имеют свое место в истории общества, историческую судьбу);

    6. соответствуют типу культуры и характеру социальной организации общества.


Таким образом, социальные нормы представляют собой связанные с волей и сознанием людей общие правила регламентации формы их социального взаимодействия, возникающие в процессе исторического развития и функционирования общества, соответствующие типу культуры и характеру его организации.

В юридической литературе социальные нормы преимущественно рассматриваются как регуляторы общественных отношений.

Функции:

  1. Регулятивная (устанавливают правила поведения в обществе, регламентируют социальное взаимодействие. Регулируя жизнь общества, они обеспечивают стабильность его функционирования, поддержание социальных процессов в необходимом состоянии, упорядоченность общественных отношений. Поддерживают определенную системность общества, условия его существования как единого организма).

  2. Оценочная (выступают в общественной практике критериями отношения к тем или иным действиям, основанием оценки социально значимого поведения конкретных субъектов (моральное — аморальное, правомерное — неправомерное).

  3. Трансляционная (в социальных нормах сконцентрированы достижения человечества в организации общественной жизни, созданная поколениями культура отношений, опыт (в том числе негативный) общественного устройства. В виде социальных норм этот опыт, культура не только сохраняются, но и "транслируются" в будущее, передаются следующим поколениям через образование, воспитание, просвещение и т.д.).

Виды:

1) По сферам действия:

    • экономические;

    • политические;

    • религиозные;

    • экологические и др. 

2) По механизму (регулятивным особенностям):

    • мораль;

    • право;

    • обычаи;

    • корпоративные нормы.


Соотношение права и морали: единство, различие, взаимодействие, противоречие

Единство и различие права и морали

Будучи видами социальных норм, право и мораль обладают общими чертами, которые присущи всем социальным нормам: общие правила, возникающие в связи с волей и сознанием людей, соответствующие типу культуры и характеру социальной организации и т.д. Однако по названным критериям они и принципиально отличаются:






ПРАВО

МОРАЛЬ

Способ формирования

Закрепляется (издается) государством

Возникает стихийно

Форма существования

В письменных источниках

В сознании людей

Способ обеспечения

Обеспечивается государством

Поддерживается силой общественного воздействия

Характер регулятивного воздействия

Через механизм регулирования

Непосредственно через сознание

Сфера действия

Отношения, подконтрольные государству

Отношения, неподконтрольные государству


Правовые нормы возникают в процессе юридической (прежде всего судебной) и законодательной практики, функционирования соответствующих институтов общества и государства. Именно в этих процессах доминирующие в обществе идеи права и правовые представления переводятся в форму юридических правил, норм общего действия.

Таким образом, правовые нормы являются институциональными, т.е. четко отделены от правосознания и действуют в рамках социальных институтов.

Мораль формируется в духовной сфере жизни общества, не институционализирована, т.е. не связана со структурной организацией общества и не отделима от общественного сознания. Нормы морали опираются на складывающиеся в сознании общества представления о добре и зле, чести, достоинстве, порядочности и т. п., которые вырабатываются философией, религией, искусством в процессе этического осмысления мира.

Взаимодействие и противоречие права и морали


Взаимодействие права и морали достаточно сложно. Разумеется, в современном цивилизованном обществе право поддерживается общественным сознанием, следование праву входит в число его моральных ценностей. Более того, принято говорить об общечеловеческих ценностях (жизнь, свобода, равенство и т.д.), которые закреплены как нравственные принципы, представлены в международных и национальных юридических актах как права человека. Следовательно, можно утверждать, что данные ценности являются конституирующими и для моральной, и для правовой системы, по крайней мере в странах европейской культурной традиции.

Вместе с тем в плане содержания моральные нормы в обществе далеко не однозначны. Это связано с существованием так называемой групповой морали, т.е. системы нравственных ценностей и норм какой-либо социальной группы, слоя и т.д., которая может далеко не полностью совпадать с общественной моралью. Так, мы говорим об антисоциальной морали криминальных слоев общества, где налицо не просто безнравственное, противоправное поведение конкретных субъектов, а групповая мораль особого типа, вступающая в конфликт с общественной моралью.

Более сложной является коллизия правовых и моральных норм в обществах, находящихся в состоянии повышенной социальной динамики, переживающих реформы разного рода. В этих случаях неизбежно частичное разрушение общественной морали и правовой системы общества (зависящее от степени кардинальности идущих реформ), сопряженное со сменой их типа. Однако переход к новой морали осуществляется, как правило, медленнее, нежели модернизация правовых институтов и юридических структур. Иначе говоря, между юридическими и моральными нормами возникает некоторая "историческая рассинхронизация", что неизбежно порождает их коллизии. Правда, по сравнению с ассоциальной групповой моралью они менее глубоки, но зато более масштабны.
Право и религиозные нормы. Право и обычаи

Обычаи– это правила поведения, которые в результате многократного более или менее длительного применения входят в привычку людей и регулируют их поведение. Обычаи весьма многообразны, так как складываются в рамках жизнедеятельности того или иного народа, нации, территориальной либо профессиональной группы и т.д. Обычаи – это исторически первая группа социальных норм, возникшая одновременно с возникновением самого общества.


Содержание обычая – это сам образец поведения. Существование обычая в виде привычки означает отсутствие особых механизмов его обеспечения, отсутствие необходимости в определенном принуждении. Исторически обычаи относятся к числу самых ранних социальных норм. В период образования первых государств обычаям начинают придавать общеобязательное значение. Облеченные в письменную форму, в определенном смысле систематизированные, своды обычаев возводятся в ранг законов государства (законы Ману, Хаммурапи).

Сегодня, как правило, говорят о взаимодействии права и обычаев:

  1. Нормы права поддерживают обычаи, полезные с точки зрения общества и государства, создают условия для их реализации;

  2. Нормы права могут служить вытеснению вредных с точки зрения общества обычаев (например, обычай кровной мести).

  3. Нормы права безразличны к действующим обычаям.

От взаимодействия права и обычая следует отличать правовой обычай как источник (форму) права. В современную правовую систему входят только те обычаи, на которые есть ссылка в законе.

Религиозные нормы – это разновидность социальных норм, установленных различными религиозными конфессиями, и обязательные для исполнения, исповедующих ту или иную веру.

Единство права и религиозных норм

  • являются социальными нормами,

  • носят сознательно-волевой характер,

  • направлены на регулирование общественных отношений и др.

Различия права и религиозных норм

  • религиозные нормы по способу создания возникают в обществе или религиозных организациях

  • по форме фиксации закрепляются в священных книгах (Библия, Коран), либо устной форме (язычество и т.п.);

  • по степени обязательности религиозные нормы обязательны только для верующих

  • по способу обеспечения религиозные нормы обеспечиваются верой человека в Бога, мнением религиозной общины (священнослужителей),

  • по уровню требований, предъявляемых к поведению человека уровень требований религиозных норм значительно выше, чем у норм права, т.к. религия осуждает любые формы проявления лжи, клеветы, измены, насилия, тогда как право осуждает только наиболее опасные и тяжкие их проявления,

  • по характеру и порядку ответственности за их нарушение влечет за собой осуждение со стороны церкви и членов религиозной общины, в т.ч. наступление санкций, носящих духовно-нравственный (выполнение возложенных обетов, чтение молитв, отлучение от церкви) или физический характер (самоистязание, соблюдение наложенного поста, выполнение различного рода работ в пользу церкви или религиозной общины), предусмотренных в каждой конфессии.