Файл: В современной экономической теории значительное внимание уделяется анализу прибыли фирмы, абсолютная сумма которой, полученная предприятием от основной деятельности является очень важным показателем.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 112

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Вычисление рентабельности отдельных видов продукции (работ, услуг) может группироваться на показателях прибыли от их выпуска или реализации. При этом текущие расходы могут браться в таких вариантах: себестоимость (производственная или полная); себестоимость за исключением материальных расходов (рентабельность относительно заново созданной стоимости; стоимость в оптовых ценах (стоимость за минусом непрямых налогов).

Для расчета уровня рентабельности предприятий могут использоваться: валовой доход; прибыль от реализации продукции (работ, услуг), то есть от основной деятельности; прибыль от других видов деятельности (финансовой, инвестиционной). При этом прибыль сопоставляется с авансированной стоимостью, которую можно брать в разных вариантах (весь капитал предприятия, собственный капитал, ссудный капитал, основной капитал, оборотный капитал).

Для расчета рентабельности отраслей берется общая сумма прибыли, полученная предприятиями, объединениями, другими хозрасчетными формированиями, которые входят в соответствующую отрасль экономики. На уровень рентабельности отрасли будет влиять наличие в ней низкорентабельных и убыточных предприятий.

Рентабельность всей реализованной продукции рассчитывается также как отношение прибыли от реализации товарной продукции к выручке от реализации продукции: по отношению балансовой прибыли к выручке от реализации продукции. Показатели рентабельности всей реализованной продукции дают представление об эффективности текущих расходов предприятия и прибыльности реализованной продукции.

Во втором случае определяется рентабельность отдельных видов продукции. Она зависит от цены, по которой продукция реализуется потребителю, и себестоимости по данному ее виду.

Все вышеприведенные показатели рентабельности характеризуют экономическую эффективность использования текущих производственных расходов на получение продукции. Однако предприятия делают не только текущие производственные расходы, но и осуществляют капитальные вложения на увеличение и возобновление основных средств, стоимость которых включается в расходы производства каждый год не вполне, а частью, ровной суммам амортизационных отчислений. Поэтому важно знать эффективность использования одноразовых расходов, материализованных в средствах производства. В этих целях используются относительные показатели рентабельности производственных фондов, которые рассчитываются как процентное отношение прибыли (П) к среднегодовой стоимости основных средств (ОС) и материальных оборотных средств (МОБС) отдельно, а также совокупных (основных и материальных оборотных вместе взятых) средств, названых нормой прибыли:


Эти показатели характеризуют эффективность использования:

- в первом случае - основных средств;

- во втором случае - материальных оборотных средств;

- в третьем случае - совокупных средств производства.

Они показывают, сколько прибыли получено на единицу стоимости соответствующих средств производства. Чем больше прибыли получено на рубль средств производства, тем, эффективнее они используются.

Немаловажное значение имеют и показатели рентабельности вложений в предприятие. Они определяются по стоимости имущества, какое производство имеет в распоряжении. При расчете используются показатели валовой и чистой прибыли. Стоимость имущества определяется по отчету о прибылях и убытках предприятия. Кроме прибыли при расчете рентабельности вложений можно использовать выручку от реализации продукции. Этот показатель характеризует уровень продаж на один рубль вложений в имущество предприятия.

Рентабельность собственных средств предприятия определяется отношением чистой прибыли к его собственным средствам, определенным по балансу предприятия. Целесообразно рассчитать и отдачу долгосрочных финансовых вложений. Рентабельность долгосрочных финансовых вложений рассчитывается как отношение суммы доходов от ценных бумаг и паевого участия в других предприятиях к общему объему долгосрочных финансовых вложений.

Наиболее часто для анализа рентабельности ведения хозяйства на предприятии используются четыре основные группы показателей рентабельности, а именно:

- рентабельность продаж;

- рентабельность активов;

- рентабельность расходов и продукции;

- рентабельность собственного (акционерного) капитала.

Первая группа включает следующие показатели:

1. Рентабельность за валовым доходом. Определяется как отношение валового дохода (маржинального дохода) к чистому доходу.

2. Рентабельность за операционной прибылью (RQОП). Определяется как отношение суммы операционной прибыли к чистому доходу (выручке) от реализации.

3. Рентабельность за чистой прибылью (RQX). Определяется как отношение суммы чистой прибыли (ЧП) к чистому доходу (выручке) от реализации.

Фактически первые два показателя показывают, сколько рублей (копеек) валовой или операционной соответственно прибыли приходится на 1 руб чистой выручки. Особенно следует отметить второй показатель. Ведь его значение достаточно весомо, поскольку отображает сколько средств остается у предприятия после покрытия себестоимости продукции.



Вторая группа включает такие показатели:

1. Рентабельность активов (RА). Определяют как отношение чистой прибыли к средней величине активов предприятия (А). Показывает, сколько чистой прибыли приходится на 1 руб вложенных активов (инвестиций). Может определяться в процентах.

Этот показатель является одним из наиболее важных для характеристики рентабельности предприятия, поскольку оценивается путем сопоставления чистой прибыли с общей суммой активов баланса.

2. Рентабельность внеоборотных активов (RНА). Определяется как отношение чистой прибыли к средней величине внеоборотных активов.

Характеризует величину чистой прибыли, которая приходится на каждый рубль внеоборотных активов. Может рассчитываться в процентах. Позитивный результат - рост показателя.

3. Рентабельность оборотных активов (RОА). Определяется как отношение чистой прибыли к средней величине оборотных активов.

4. Рентабельность производственных фондов. Определяется как отношение валового или чистого дохода к средней величине производственных фондов.

Третья группа включает следующие показатели:

1. Рентабельность операционных расходов (RОВ). Определяется как отношение прибыли от операционной деятельности (ПОД) к величине операционных расходов (ОР).

2. Рентабельность продукции за валовым доходом (RПВД). Определяется как отношение валового дохода (ВД) к себестоимости реализованной продукции (СбРП).

Стоит отметить, что данный показатель характеризует прибыльность (то ли выгодность) производства продукции, продажи товаров или предоставления услуг.

3. Рентабельность расходов деятельности (RРД). Определяется как отношение общей прибыли от обычной деятельности (ПОД) ко всем расходам от обычной деятельности (РОД).

Также весомый показатель, показывает сколько прибыли приходится на каждый рубль понесенных всех расходов за отчетной период.

4. Рентабельность отдельных видов продукции (RОВП). Определяется как отношение разницы между ценой и себестоимостью единицы реализованной продукции к себестоимости единицы реализованной продукции.

К четвертой группе относят следующие показатели:

1. Рентабельность собственного капитала (RСК). Определяется как отношение чистой прибыли к стоимости собственного капитала.

При расчете этого показателя используется чистая прибыль предприятия в соединении с величиной собственного капитала предприятия. Поскольку он характеризует эффективность использования только собственных источников финансирования.


2. Рентабельность ссудного капитала (RСК). Определяется как отношение чистой прибыли к средней величине ссудного капитала.

3. Рентабельность деятельности предприятия (Rзв. или RД). Определяется как отношение прибыли от обычной деятельности к величине собственного и ссудного капитала или суммы всех активов (валюты баланса). Определяет, какую прибыль получило предприятие на 1 руб капитала, то есть характеризует эффективность использованных ресурсов предприятия.

За результатами анализа можно количественно оценить влияние каждого фактора на рентабельность, то есть оценить именно его взнос. Регулируя размер факторов с учетом их взаимосвязи, можно достичь желаемого уровня рентабельности.
1.3 Факторы, влияющие на уровень рентабельности производства и реализации продукции
Определяющей в содержании понятия "рентабельность производства и реализации продукции" является величина прибыли. В связи с этим установление факторов рентабельности являет собой в первую очередь установление факторов, которые влияют на формирование прибыли. Факторы прибыли можно условно разделить на две группы:

1) факторы внутреннего порядка, которые зависят от производителя продукции и носят субъективный характер;

2) факторы внешнего порядка, которые не зависят от товаропроизводителей и являются объективными.

Рассмотрим, какие именно факторы влияют на этот итоговый показатель. На изменение показателей финансовых результатов влияют разнообразные внутренние и внешние факторы, перечень которых представлен в таблице 1.2.

К факторам внутреннего порядка относят количество реализованной продукции, его качество, расходы производства.

Количество реализованной продукции зависит от объема валовой продукции и уровня ее товарности. При росте объема валовой продукции происходит увеличение продукции подлежащей сбыту, потому что темпы роста ее внутреннего потребления, как правило, ниже темпов роста валовой продукции, которая создает условия для повышения уровня товарности и увеличения на этой основе денежной выручки. Качество продукции влияет на величину прибыли так же через денежную выручку, потому что продукция высшего качества обеспечивает высшую реализационную цену.

Наконец, величина денежной выручки производителей зависит от сроков сбыта продукции, ее структуры и рынков сбыта.
Таблица 1.2. Внутренние и внешние факторы, которые влияют на прибыль

Финансовый результат от основной деятельности

Цена реализации

Уровень инфляции

Учетная политика, левередж, система налогообложения

Качество продукции

Срок реализации

Рынки сбыта

Объем производства и реализации

Рынки сбыта

Объем производства

Конъюнктура рынка

Остатки запасов продукции

Себестоимость производства и реализации

Уровень расходов на отдельные виды продукции

Цены на материалы

Структура производства и реализации продукции

Конъюнктура рынка

Рынки сбыта

Финансовый результат от другой операционной деятельности

Коммерческие расходы

Доходы и расходы другой операционной деятельности

Учетная политика, левередж, система налогообложения

Управленческие расходы

Доходы (расходы) от ранее списанных активов

Доходы (расходы) от реализации других оборотных активов

Доходы от возврата безнадежных долгов

Расходы на исследования и разработки

Расходы от обесцененных запасов

Доходы (расходы) от штрафов, пени, неустойки

Недостачи и расходы от порчи ценностей

Доход от уплаты кредиторской задолженности



Важным фактором прибыли является себестоимость продукции. Снижение или повышение расходов производства влияет на размер прибыли.

К факторам внешнего порядка относятся рыночный спрос на продукцию и предложение, конкуренция производителей продукции. Высокий или низкий спрос на ту или другую продукцию, а также наличие или отсутствие конкурентов обусловливают как количество реализованной продукции, так и уровень цен на то, что в конечном итоге влияет на размер прибыли.

В соответствии с классической теорией экономического анализа, в том числе и отечественной, для определения влияния факторов на изменение показателей рентабельности целесообразным является применение приемов цепных подстановок.

Используя приемы цепных подстановок, нужно соблюдать определенные правила, которые определяют последовательность расчета:

1) в первую очередь подлежат замене количественные факторы, далее – структурные, в последнюю очередь – качественные;

2) если модель представлена несколькими количественными показателями, структурными или качественными показателями, последовательность подстановки выявляется путем логического анализа. То есть очередность замены факторов зависит от оценки того, какие из них являются основными, а какие – производными, которые – первичные, а какие вторичные. Прежде всего, анализируют влияние наиболее общего (первичного) количественного показателя.

В вопросе последовательности определения влияния факторов на изменение результативного показателя единодушное мнение ученых, что целиком оправдано.

Однако, когда доходит дело до определения влияния факторов на изменение показателей рентабельности, то у некоторых авторов появляются разногласия с приведенными выше общепринятыми теоретическими правилами.

Так при определении влияния факторов на изменение рентабельности производства авторами допущено отступление от действующих правил определения влияния факторов: вначале определено влияние качественного фактора – изменение валовой прибыли, а затем количественного – изменение среднегодовых остатков активов. Кроме того, в классификационной системе авторами предложено при расчете показателя рентабельности производства (активов) брать отношение чистой прибыли к среднегодовой стоимости активов. Однако при расчете влияния факторов на изменение рентабельности производства рассматривается влияние изменения валовой прибыли, а не чистой.