Файл: В современной экономической теории значительное внимание уделяется анализу прибыли фирмы, абсолютная сумма которой, полученная предприятием от основной деятельности является очень важным показателем.rtf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 116
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Анализ структуры операционных расходов за экономическими элементами нужен также для того, чтобы предприятие не попало в «ножницы» эластичного спроса на свою продукцию и неэластичного собственного спроса на те или иные производственные ресурсы (табл. 2.4).
Таблица 2.4. Показатели структуры и динамики расходов ООО "КУБАНЬКОНСАЛТ 2000" за 2012-2014 гг.
Показатели | 2012 г. | 2013 г. | 2013 г. | Отклонение 2014 г. к 212 г. | ||||
тыс. руб. | % | тыс. руб. | % | тыс. руб. | % | По сумме | по структ., п.п. | |
1. Себестоимость продаж | 132895 | 83,3 | 176114 | 86,0 | 191428 | 87,6 | 58533 | 4,2 |
2. Коммерческие расходы | 25039 | 15,7 | 23582 | 11,5 | 14209 | 6,5 | -10830 | -9,2 |
3. Управленческие расходы | 913 | 0,6 | 3742 | 1,8 | 10185 | 4,7 | 9272 | 4,1 |
4. Прочие расходы | 557 | 0,3 | 402 | 0,2 | 254 | 0,1 | -303 | -0,2 |
5. Текущий налог на прибыль | 61 | 0,0 | 1011 | 0,5 | 2568 | 1,2 | 2507 | 1,1 |
Всего расходов | 159465 | 100 | 204851 | 100 | 218644 | 100 | 59179 | 0,0 |
Как видно из таблицы 2.4 в структуре расходов и отчислений предприятия наибольший удельный вес занимает себестоимость продаж. В 2013 и 2014 году наблюдается тенденция роста всех видов расходов и особенно текущего налога на прибыль.
Позитивной тенденцией является сокращения коммерческих расходов на 10830 тыс. руб. или почти в 2 раза, а негативной тенденцией является рост управленческих расходов на 9272 тыс. руб. в 2014 году относительно 2012 года или в 10 раз.
Таким образом, рост расходов ООО "КУБАНЬКОНСАЛТ 2000" связан с ростом себестоимости продаж, управленческих расходов и текущего налога на прибыль.
Как это отобразилось на финансовых результатах рассмотрим в следующем подпункте.
2.3 Оценка финансовых результатов реализации продукции
Важным этапом оценки финансовых результатов деятельности предприятия является проведение анализа и оценки уровня и динамики показателей финансовых результатов деятельности предприятия. На основе данных формы № 2 "Отчет о финансовых результатах" за 2012-2014 гг. мы составили таблицу 2.5.
Таблица 2.5. Показатели уровня и динамики прибыли ООО "КУБАНЬКОНСАЛТ 2000" за 2012-2014 гг.
Показатели | 2012 г. | 2013 г. | 2014 г. | Изменения за период | ||
абсолют. | относ., % | темп роста, % | ||||
1. Выручка от реализации, тыс. руб. | 156287 | 208894 | 229364 | 73077 | 146,8 | 46,8 |
2. Себестоимость, тыс. руб. | 132895 | 176114 | 191428 | 58533 | 144,0 | 44,0 |
3. Прибыль от продаж, тыс. руб. | 2560 | 5456 | 13542 | 10982 | 529,0 | 429,0 |
4. Другие операционные доходы, тыс. руб. | 3418 | 0 | 0 | -3418 | 0,0 | -100,0 |
5. Другие операционные расходы, тыс. руб. | 557 | 402 | 254 | -303 | 45,6 | -54,4 |
6. Чистая прибыль, тыс. руб. | 242 | 4043 | 10630 | 10388 | 4392,6 | 4292,6 |
Проанализировав таблицу 2.5 можно сделать такой вывод, что выручка от реализации товаров и услуг из года в год растет.
Так, в 214 году по сравнению с 2012 годом объем дохода увеличился на 73077 тыс. руб. или на 46,8%. За исследуемый период себестоимость реализованной продукции также росла со значительными темпами, это связано с повышением цен на энергоносители и сырье. Прибыль от продаж в 2014 году по сравнению с 2012 годом выросла на 10982 тыс. руб., а по сравнению с 2013 годом на 8086,0 тыс. руб. или в 1,5 раза.
Следует также отметить, что за период с 2012 года по 2014 год в значительных пропорциях увеличилась величина чистой прибыли, и составила за 2014 год 10630 тыс. руб.
Таким образом, для улучшения финансовых результатов деятельности предприятия основным фактором увеличения чистой прибыли является снижение затрат, которые находятся в значительной связи с прибылью.
Чистая прибыль одновременно является финансовым результатом и основным элементом финансовых ресурсов предприятия, которые необходимы для обеспечения расширения производственной деятельности, научно-технического и социального развития предприятия, материального поощрения работников, формирования резервов и тому подобное. Изменение прибыли в 2012-2014 гг. на предприятии ООО "КУБАНЬКОНСАЛТ 2000" наглядно изображено на рис. 2.5.
Рис. 2.5. Изменение чистой прибыли ООО "КУБАНЬКОНСАЛТ 2000" в 2012-2014 гг.
Как свидетельствуют данные рис. 2.6. прибыль предприятия значительно возросла за последние годы. Наибольший объем прибыли был в 2014 году, наименьший в 2012 году. Средний размер прибыли за период анализированный период составляет 4971,67 тыс. руб. Среднее абсолютное повышение прибыли составляет 5194 тыс. руб., то есть прибыль предприятия ежегодно повышалась в среднем на 5194 тыс. тыс. руб. или на 128,47%.
Таким образом, рост финансовых результатов реализации продукции ООО "КУБАНЬКОНСАЛТ 2000" было обеспечено, в первую очередь ростом выручки от реализации продукции и сокращением других операционных расходов. Как это отобразилось на уровне рентабельности производства и реализации основных видов продукции рассмотрим в следующем пункте.
2.4 Оценка уровня рентабельности производства и реализации основных видов продукции организации
Определяя рентабельность как относительный показатель эффективности работы предприятия, который в общей форме вычисляется как отношение прибыли к расходам (ресурсов), рентабельность предприятий имеет несколько модифицированных форм в зависимости от того, какая именно прибыль и ресурсы (расходы) используют в расчетах. Прежде всего, различают рентабельность инвестиционных ресурсов (капитала) и рентабельность продукции, которую выпускают. Рентабельность предприятия, рентабельность отрасли, рентабельность инвестиционных ресурсов (капитала) вычисляется в нескольких модификациях: рентабельность активов и соответствующая рентабельность собственного капитала, рентабельность акционерного капитала.
Расчет показателей рентабельности ООО "КУБАНЬКОНСАЛТ 2000" представлен в таблице 2.6.
Таблица 2.6. Расчет показателей рентабельности капитала ООО "КУБАНЬКОНСАЛТ 2000" за 2012-2014 гг.
Показатели | 2012 г. | 2013 г. | 2014 г. | Изменения за период | ||
абсолют. | относ., % | темп роста, % | ||||
1. Прибыль от реализации продукции, тыс. руб. | 2560 | 5456 | 13542 | 10982 | 529,0 | 429,0 |
2. Чистая прибыль, тыс. руб. | 242 | 4043 | 10630 | 10388 | 4392,6 | 4292,6 |
3. Стоимость активов, тыс. руб. | 42013 | 53571 | 28447 | -13566 | 67,7 | -32,3 |
4. Стоимость собственного капитала, тыс. руб. | 6342 | 5710 | 3567 | -2775 | 56,2 | -43,8 |
5. Уставный капитал, тыс. руб. | 10 | 10 | 10 | 0 | 100,0 | 0,0 |
Анализируя деятельность ООО "КУБАНЬКОНСАЛТ 2000", наблюдается увеличение общей рентабельности активов в 2014 году по сравнению с 2012 годом на 41,5%, а на конец 2013 года в сравнении с концом 2012 года - на 4,1%.
Чистая рентабельность активов ООО "КУБАНЬКОНСАЛТ 2000" имеет стабильное значение роста и составляла в 2012-2014 гг. от 0,6% до 37,4%. Оценивая рентабельность собственного капитала, можно увидеть, что на конец 2013 года по сравнению с концом 2012 годом рентабельность собственного капитала повысилась на 67,0% и составила 70,8%, тогда как в 2014 году по сравнению с 2013 годом она резко выросла до 298,0%. Рентабельность статутного капитала имеет очень высокие показатели, и они тоже имеют тенденцию резкого роста в 2014 году.
Рентабельность продукции характеризует эффективность расходов на ее производство и сбыт. Результаты расчетов представлены в таблице 2.7.
Рассматривая данные относительно расчетов можно сделать вывод, что высокий уровень управленческих расходов, рост производственной себестоимости продукции меньшими темпами по сравнению с ростом прибыли от реализации продукции существенно влияют на уровень рентабельности, которая делает предприятие более привлекательным.
Общая рентабельность продукции ООО "КУБАНЬКОНСАЛТ 2000" на конец 2014 года по сравнению с концом 2012 года выросла на 4,7% и составила 6,3%.
Чистая рентабельность продукции в 2014 году по сравнению с 2012 годом выросла на 4,8% и составила 4,9% в 2014 году.
Таблица 2.7. Расчет показателей рентабельности продукции ООО "КУБАНЬКОНСАЛТ 2000" за 2012-2014 гг.
Показатели | 2012 г. | 2013 г. | 2014 г. | Изменения за период | ||
абсолют. | относ., % | темп роста, % | ||||
1. Прибыль от реализации продукции, тыс. руб. | 2560 | 5456 | 13542 | 10982 | 529,0 | 429,0 |
2. Чистая прибыль, тыс. руб. | 242 | 4043 | 10630 | 10388 | 4392,6 | 4292,6 |
3. Себестоимость продукции, тыс. руб. | 132895 | 176114 | 191428 | 58533 | 144,0 | 44,0 |
4. Коммерческие расходы, тыс. руб. | 25039 | 23582 | 14209 | -10830 | 56,7 | -43,3 |
5. Управленческие расходы, тыс. руб. | 913 | 3742 | 10185 | 9272 | 1115,6 | 1015,6 |
6. Общая рентабельность продукции, % | 1,6 | 2,7 | 6,3 | 4,7 | Х | Х |
7. Чистая рентабельность продукции, % | 0,2 | 2,0 | 4,9 | 4,8 | Х | Х |
Изменение уровня того или другого показателя рентабельности зависит от изменения экономических и организационно-технических факторов производства и реализации продукции (работ и услуг).
Оценка рентабельности деятельности предприятия проводится с помощью многих показателей, изобразим рентабельность продукции, и собственного капитала на рис. 2.6. Следовательно, наихудшие показатели динамики прибыльности предприятие имеет именно от реализации продукции. Поэтому уместным является проведение оценки влияния на рентабельность продукции отдельных видов продукции реализации.