Файл: Закрепление знаний о сущности профессиональной яконцепции педагога формирование умений описания собственной профессиональной яконцепции педагога.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 71

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Автономная некоммерческая профессиональная образовательная организация "Национальный социально-педагогический колледж"


Программа среднего профессионального образования

44.02.02 Преподавание в начальных классах

Дисциплина: Педагогика

Практическое занятие 2


Выполнил:

Обучающийся Валиев Рамиль Салаватович

Преподаватель:

Ершова Наталья Николаевна


Цель занятия: закрепление знаний о сущности профессиональной Я-концепции педагога; формирование умений описания собственной профессиональной Я-концепции педагога.
Задание 1.
1. Приведите пример двух определений Я-концепции педагога, указав авторов определений.
Ответ: первое определение: «Я-концепции» – это система сопряженных с оценкой представлений человека о себе как субъекте профессиональной деятельности и как личности, предназначенная для реализации тех или иных по содержанию смысловых отношений человека к профессии, и через это для обеспечения его собственного функционирования и саморазвития / самореализации в профессии (С. Т. Джанерьян).

Второе определение: «Я-концепции» – это осознание человеком норм, правил, моделей своей профессии как эталонов для сознания своих качеств (А. К. Маркова).
2. Сравните данные определения: каковы их сходства и различия?
Ответ: различия:

1) Определение С. Т. Джанерьян глубокое и указывает цель человека, у которого сформировано понятие собственной Я-концепции. Это – ничто иное, как саморазвитие и самореализация человека в своей профессии.

2) А. К. Маркова предполагала что, человек, со своей готовой Я-концепцией, сравнивает себя с некоторым идеалом (Я-идеальный), который этот человек представляет в своем сознании. По мнению этого автора, у профессионалов, обладающих сформированным уровнем профессионального самосознания повышается эффективность труда, удовлетворённость профессией, возрастает стремление к самореализации, повышается уверенность в себе.

Сходства: у данных определений есть общий знаменатель и заключается он в том
, что они связаны с самосознанием и представлением человека о себе.
3. Какими качествами должен обладать профессиональный педагог?
Ответ: Я-концепция педагога – это система представлений о себе, своих качествах, о результатах и смысле его деятельности, совокупность планов и целей, а так же поиск решений для их достижения.

Профессиональный педагог должен обладать качествами: отзывчивость, уверенность в себе, рассудительность, оптимизм, терпимость, чуткость, ответственность, миролюбие, любознательность, бескорыстие.
Задание 2.
Назовите 5 проблем, связанных с педагогической деятельностью, которые снижают, на Ваш взгляд, привлекательность педагогической профессии. Предложите оптимальные, на Ваш взгляд, пути решения этих проблем. Ответ оформите в виде таблицы:


Проблемы педагогической деятельности

Пути решения проблем

1. Трудно сконцентрировать внимание учеников на теме занятия, т.е. учащимся не интересно. Урок получается скучным, и как следствие – учащиеся отвлекаются на посторонние дела.

1. Квизы, квесты, ролевые игры, «живые» презентации, разбавление темы занятий интересными фактами, снижение информационной нагрузки на учащихся. Переключение с монолога на активный диалог с учениками.

2. Трудности в планировании занятий молодым учителем.

2. Изучение положительного опыта более опытных коллег, применение современных педагогических технологий.

3.Трудности в овладении современными компьютерными технологиями педагогами пенсионного и предпенсионного возраста.

3. Запись на компьютерные курсы, изучение основных программ и методов их использования в образовательном процессе

4. Эмоциональное выгорание. Нехватка моральных сил, для того, чтобы проявлять терпение присущее педагогу, уважительное отношение к каждому учащемуся, коллегам.

4. Переключение с работы на хобби, поддержка психолога.

5. Позиция родителей учеников. Учитель всегда виноват в неуспеваемости ученика.

5. Обсуждение проблем с родителями в отсутствии ученика, но с присутствием завуча, социального педагога и директора.




Задания по теме 6.2. Способы оценивания учебных достижений

 

Цель: закрепление знаний о способах оценивания учебных достижений детей; формирование умений описания и систематизации способов оценивания учебных достижений.
Задание 3.
Формула «опять ты НЕ…» – верный способ выращивания Неудачника. Сформулируйте правила оценочной безопасности.
Ответ: 1. Не скупиться на похвалу (необязательно словесную, часто бывает достаточно улыбки, одобрительного кивка головой).

2. Хвалить исполнителя, критиковать исполнение.

3. «На бочку дёгтя ложку мёда». Даже в море неуспеха можно найти островок успешности и закрепиться на нём.

4. Ставить перед обучающимися только конкретные цели.

5. «За двумя зайцами не погонишься». Не ставить несколько задач одновременно.

6. Никогда не использовать: «Опять ты НЕ...».

7. Учитель должен начинать практику оценочной безопасности с собственной самооценкой.

8. Никогда не следует:

– прибегать к сарказму, как при постановке вопросов, так и при прослушивании ответов;

– заставлять обучающегося отвечать, давить на него;

– сравнивать неправильно ответившего с тем, кто правильно это сделал;

– напоминать о прежних неудачах и сосредотачивать внимание (своё и всего класса) на них;

– внушать обучающимся, что они обречены на провал в последующем обучении, что они никогда не сумеют ничего в жизни достичь, если не ответят сейчас;

– ставить обучающегося в ситуацию унижения и беспомощности, подчёркивая и показывая тем самым своё преимущество и его никчёмность как ученика и как личности;

– создавать устрашающую обучающую среду, в которой обучающиеся боятся отвечать даже тогда, когда материал выучен, его знают, но не могут отвечать на вопросы из-за страха, унижения, злословия, несправедливого суждения;

– необъективно и необоснованно оценивать обучающихся, гиперболизируя как недостатки, так и достоинства их ответов.
Задание 4.
Подготовьте информацию для проведения родительского собрания по вопросу формирования портфолио ребенка:

1) Что такое портфолио?

2) Для чего необходимо создавать портфолио?

3) Вид портфолио.

4) Временной отрезок, в течение которого будет собираться информация.

5) Структура портфолио: количество, название рубрик.
Вопрос №1. Что такое «Портфолио»?

Ответ: – Каждый из Вас, наверное, не раз слышал это слово. Попробуем разобраться, что оно значит.

– Это слово иностранного происхождения:

1. В переводе с английского – портфель для документов.

2. В переводе с французского – собрание листов.

3. В переводе с итальянского – папка с документами.

4. В педагогической литературе «Портфолио» – это:

а) Коллекция работ учащегося, всесторонне демонстрирующая не только его учебные результаты, но и усилия, приложенные к их достижению, а также очевидный прогресс в знаниях и умениях учащегося по сравнению с его предыдущими результатами.

б) Выставка учебных достижений учащегося по данному предмету (или нескольким предметам) за данный период обучения (четверть, полугодие, год).

Портфолио – это собрание работ ученика, отражающих его успехи, как в учебе, так и в сопутствующих областях общественной жизни школы. Теперь рейтинг школьника определяется не только аттестацией по предметам, но и общим накопительным баллом его портфолио. Всё это помогает составить более полную картину увлечений, стремлений и способностей учащегося при поступлении в профильные классы, а в дальнейшем помогает определиться в выборе ВУЗа.
Вопрос №2. Для чего необходимо создавать портфолио?
Ответ: – Создавать портфолио для ученика необходимо для его личных достижений.

Портфолио является перспективной формой представления индивидуальных достижений ребенка, так как позволяет учитывать результаты, достигнутые ребенком в разнообразных видах деятельности – учебной, творческой, спортивной и др.

Цель портфолио:

собрать, систематизировать и зафиксировать результаты развития ученика, его усилия, достижения в различных областях, демонстрировать весь спектр его способностей, интересов, склонностей, знаний и умений.

Задачи портфолио:

портфолио помогает решать важные педагогические задачи:

а) Создать для каждого ученика ситуацию переживания успеха.

б) Поддерживать интерес ребенка к определенному виду деятельности.

в) Поощрять его активность и самостоятельность.

г) Формировать навыки учебной деятельности.

д) Содействовать индивидуализации образования ученика.

е) Закладывать дополнительные предпосылки и возможности для его успешной социализации.

ж) Укреплять взаимодействие с семьей ученика, повышать заинтересованность родителей (законных представителей) в результатах развития ребенка и совместной деятельности со школой.


Функции портфолио:

портфолио даёт шанс каждому ребёнку почувствовать себя успешным, повышает самооценку и уверенность в себе. Портфолио становится «историей успеха ребенка», помогающей:

– проследить индивидуальный прогресс учащегося, историей, в которой акцент смещается с того, чего не знает и не умеет ученик, на то, что он знает и умеет;

– в интеграции количественной и качественной оценки.
Вопрос №3. Какие виды Портфолио обучающихся существуют?
Ответ: – Строгих ГОСТов к Портфолио обучающихся пока не существует, однако выделяют можно выделить две группы разновидностей портфолио:

1. Портфолио внешних достижений.

2. Портфолио личностного развития.

1. Портфолио внешних достижений различают:

1. Портфолио документов.

2. Портфолио творческих работ.

3. Рейтинговое портфолио.

Портфолио документов – самая распространенная форма, которая представляет собой файловую папку с разнообразной информацией о приобретенном учащимися за определенный промежуток времени опыте успешной учебной и внеучебной работы. В перечень документов входят табели успеваемости, почетные грамоты и дипломы, письма-отзывы. 

Портфолио творческих работ – разновидность портфолио, которая в значительной мере ориентирована на содержание учебных предметов. Оно отражает усилия, прогресс и достижения школьников в определенной предметной области. Такое портфолио составляется из выполненных обучающимися реферативных, конкурсных и оригинальных творческих работ. Оно может быть дополнено газетными и журнальными вырезками с опубликованными авторскими материалами учащихся (статьи, художественные иллюстрации и др.).  

Рейтинговое портфолио  – это коллекция контрольных работ и диагностических срезов по учебному предмету, которая дает возможность педагогам и самому учащемуся иметь представление о занимаемом им рейтинговом месте. Рейтинговая таблица, прилагаемая к каждому индивидуальному портфолио, дает возможность проследить продвижение ребёнка в системе рейтинга в течение года или двух. Такая таблица составляется по данным учащихся одного класса, классных параллелей, школьников такого же профиля по району и городу. Основное назначение рейтингового портфолио состоит в осуществлении жесткого мониторинга качества образования учащихся. При ведении рейтингового портфолио бывает заметна конкуренция в отношениях между учащимися, в связи с чем такую работу следует обязательно сопровождать постоянным наблюдением за состоянием социально-психологического климата.