Файл: Методы решений актуальных проблем жил ком хозяйства города.docx
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 40
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Методы решений актуальных проблем жил.-ком. хозяйства города.
Титулка
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Жилищно-коммунальное хозяйство России — совокупность отраслей российской экономики, обеспечивающих работу инженерной инфраструктуры зданий населённых пунктов.
Жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ) – это комплекс подотраслей, обеспечивающих функционирование инженерной инфраструктуры различных зданий населенных пунктов, создающих удобства и комфортность проживания и нахождения в них граждан путем предоставления им широкого спектра жилищно-коммунальных услуг.
Актуальность темы исследования заключается в том, что ЖХК в РФ на современном этапе развития сталкивается с существенным массивом различных проблем, которые необходимо скоординировано решать.
Цель исследования – выбор и имплементация методов решения ключевых проблем в сфере ЖКХ.
Для реализации данной цели были поставлены следующие задачи:
- выявление наиболее значимых проблем в сфере ЖКХ;
- разработка рекомендаций по их разрешению;
- выбор наиболее оптимальных методов решения проблем в сфере ЖКХ.
Объектом в контрольной работе является сфера ЖКХ, а предметом выступают методы решения проблем в сфере ЖКХ.
В рамках исследования мною применяются следующие методы: синтез; анализ; дедукция; классификация; моделирование; описание; систематизация.
РАЗДЕЛ I. КЛЮЧЕВЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЖКХ В РОССИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ
1.1. Теоретические основы развития сферы ЖКХ
Жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ) представляет собой отрасль сферы услуг и важнейшую часть территориальной инфраструктуры, определяющую условия жизнедеятельности человека, прежде всего, комфортности жилища, его инженерное благоустройство, качество и надежность услуг транспорта, связи, бытовых и других услуг, от которых зависит состояние здоровья, качество жизни и социальный климат в населенных пунктах.
Основную цель функционирования жилищно-коммунального комплекса можно сформулировать как обеспечение эффективного механизма устойчивого и надёжного функционирования систем жизнеобеспечения населения, повышение качества жилищно-коммунальных услуг в сочетании с оптимизацией затрат и обеспечением социальной защиты населения.
Функционирование ЖКХ – это обеспечение сохранности и эффективного использования жилищного фонда, бесперебойного обеспечения жилищно-коммунальными услугами, необходимыми для жизнедеятельности человека, дальнейшего повышения уровня благоустройства и санитарного состояния территорий муниципальных образований, общего комфорта проживания.
Функции ЖКХ:
− обслуживание водопроводной системы;
− теплоснабжение;
− электроснабжение;
− уборка общественных мест на вверенной территории;
− ремонт зданий;
− благоустройство территории;
− уборка и утилизация мусора.
В состав этой комплексной отрасли социальной сферы входят:
1. Жилищное хозяйство: жилищный фонд, гостиницы, дома, общежития и т.д.
2. Сооружения внешнего благоустройства: мостовые и тротуары, водостоки, зеленые насаждения, набережные, освещение.
3. Коммунальное хозяйство:
− водоснабжение и водоотведение,
− канализация,
− бытовое обслуживание (бани, прачечные, ритуальное обслуживание и т. п);
− внутригородской пассажирский транспорт;
− энергетическое хозяйство (котельные, теплофикационные и газовые сети и т. п.);
− информационное хозяйство (кабельные сети, спутниковое телевидение, оптоволоконные системы и электронные каналы связи, системы компьютерной связи и обеспечения);
− санитарная очистка территорий (уличная уборка, домоваяочистка с утилизацией бытовых и пищевых отходов);
− зеленое хозяйство (озеленение, цветоводство);
− складские помещения, предназначенные для технического обслуживания и ремонта объектов ЖКХ.
Санитарно-технические предприятия – водоснабжения и водоотведения, жилищно-эксплуатационные предприятия, предприятия по уборке территорий населенных мест и санитарной очистке домовладений, прачечные, бани, купальни-плавательные сооружения.
Транспортные предприятия – городской общественный пассажирский транспорт (метрополитен, трамвай, троллейбус, фуникулер, канатные дороги, автобусы, такси), водный транспорт местного назначения.
Энергетические предприятия – электрические, газовые и теплофикационные распределительные сети, отопительные котельные, ТЭЦ и электростанции, газовые заводы, обслуживающие населенные пункты1.
Услуги, оказываемые жилищно-коммунальным хозяйством, представляют собой материальные услуги непроизводственного назначения.
Услуги, предоставляемые населению жилищно-коммунальным хозяйством, делятся на услуги индивидуального и общественного потребления.
Первые доводятся непосредственно до каждого потребителя (водоснабжение и водоотведение, теплоснабжение и т.д.).
Вторые включают обслуживание мест общего пользования в многоквартирных жилых домах, лифтового хозяйства, придомовых территорий (уборка, сбор и вывоз отходов), территории муниципальных образований (уборка улиц, строительство, ремонт и уборка дорог, мостов, тротуаров, озеленение, уличное освещение, утилизация и захоронение твердых бытовых отходов и т.д.).
По социальной значимости предприятий ЖКХ можно выделить три уровня жизнеобеспечивающих систем. Так, большинство служб ЖКХ обеспечивают удовлетворение первоочередных жизненных потребностей населения (особенно в крупных городах). Такие службы ЖКХ как, электро-, тепло-, газоснабжение, водопровод и канализация, городской электротранспорт несут важную социальную нагрузку и относятся к первому уровню жизнеобеспечивающих систем. Прекращение функционирования любой из названных служб (или какие-то сбои в их работе) может привести к возникновению чрезвычайной ситуации.
Критерием выделения следующих двух уровней выступает временной фактор — необходимость пользования продукцией или услугами ежедневно или с каким-либо временным интервалом. В связи с этим ко второму уровню жизнеобеспечения относятся те виды деятельности ЖКХ, пользование которыми потребитель осуществляет ежедневно или с периодичностью в несколько дней (например, услуги по уборке мусора в жилых домах).
К третьему уровню относятся те виды деятельности ЖКХ, результатами которых потребители пользуются по мере необходимости. Прежде всего это подавляющая часть услуг жилищного хозяйства (мелкий и аварийный ремонт) и т.д.
ЖКХ — это замкнутый, внешне ограниченный и зависимый тип производства, оно:
• замкнуто на потребностях, формируемых на конкретно заданной территории;
• ограничено, т.е. и имеет предел, определяемы масштабами указанной потребности в соответствующих услугах на ограниченной территории;
• зависимо от ряда факторов, которые формируют величину и структуру этих потребностей в каждый соответствующий период времени.
Таким образом, жилищно-коммунальные предприятия не могут выступать в качестве самостоятельного производителя, определять по своему усмотрению формы, объемы и масштабы деятельности. Их функционирование жестко привязано к инфраструктуре, ограниченной пространственной и функциональной организацией города
2.
1.2. Современные проблемы жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации и направления их решения
Жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ) является одной из ключевых сфер жизнеобеспечения граждан, что актуализирует исследования проблем разработки и внедрения новых подходов в управлении и оценке результатов инновационной деятельности ЖКХ, направленных на обеспечение высокого качества жизни населения.
Разработка новых подходов в управлении ЖКХ объективно предполагает выявление основных проблем функционирования отрасли и определение направлений их решения. Таким образом, тема исследования, результаты которого представлены в настоящей статье, является актуальной.
ЖКХ в настоящее время можно рассматривать в качестве одной из базовых отраслей экономики России, которая обеспечивает население жизненно важными услугами, а промышленность - необходимой инженерной инфраструктурой. Годовой оборот в сфере ЖКХ превышает 4,1 трлн р. или 5,7 % ВВП3.
Масштаб экономической деятельности ЖКХ характеризуют следующие показатели (по состоянию на 01.01.2016 г.):
• потребителями услуг ЖКХ (без учета промышленного сектора) являются 146,8 млн. чел.;
• в сфере ЖКХ работает 38 тыс. организаций (более 2 млн чел.);
• протяженность сетей составляет (тыс. км): водоснабжения - 577; водоотведения - 194; теплоснабжения - 173;
• объем жилищного фонда - 3,6 млрд м2.
Динамика трансформации системы ЖКХ в Российской Федерации не соответствует темпам роста требований граждан к качеству жизни и комфортным условиям окружающей среды. Соответствующие изменения потребительских стандартов, тенденция цифровизации всех направлений жизнедеятельности общества не находят отражения в изменениях в сфере предоставления жилищных и коммунальных услуг населению.
В настоящее время ЖКХ представляет собой достаточно сложную социально-экономическую систему, состоящую из множества взаимосвязанных элементов, каждый из которых функционирует в своем поле деятельности и решает определенные задачи.
В силу совокупности различных причин как экономического, так и управленческого характера (которые являются предметом отдельного исследования и в данной статье не анализируются в силу ограниченности ее формата) функционирование системы ЖКХ Российской Федерации далеко от совершенства.
Сфера ЖКХ предоставляет населению два вида услуг - жилищные и коммунальные услуги. Жилищные услуги включают в себя всё то, что необходимо для надлежащего содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме. К жилищным услугам, например, относятся: содержание и текущий ремонт общего имущества (осмотры общего имущества, выявление и устранение повреждений и нарушений), санитарное содержание общего имущества (услуги дворника, услуги по уборке подъездов, их дезинсекции и дератизации, услуги по прочистке мусоропроводов); услуги по управлению общим имуществом и общими денежными средствами (прием, хранение и передача технической документации, ведение электронного паспорта многоквартирного дома и т. д.).
Коммунальные услуги включают услуги по горячему и холодному водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению. Необходимо отметить, что коммунальные услуги, предоставляемые населению отраслью ЖКХ, являются услугами естественной монополии, т.е. согласно экономической науке являются «квазиобщественным» благом - исключаемым благом совместного потребления. Отличительная черта естественной монополии в сфере ЖКХ -наличие сетевых структур, которые имеют локально-ограниченное применение и не могут быть легко переориентированы на другие рынки4.
Специалистами отмечается следующие проблемы общего характера, которые негативно влияют на эффективность функционирования ЖКХ и качество предоставляемых услуг567:
• низкая энергоэффективность жилищного фонда и коммунальных сетей;
• непрозрачность тарифов на услуги ЖКХ;
• низкая конкуренция на рынке управляющих организаций;
• практическое отсутствие у населения необходимой информации;
• нарушение норм действующего законодательства;
• слабое взаимодействие организаций ЖКХ с органами местного самоуправления;
• недостаточный уровень информатизации и др.
По мнению граждан России, ЖКХ занимает первое место в рейтинге проблем, т.е. является лидером «антирейтинга». Так, например, в 2013 г. 58 % населения страны считало главной проблемой экономики именно ЖКХ; при этом отмечались следующие главные проблемы отрасли:
• высокий износ сетей и аварийность (60-80 %, объем частных инвестиций минимален);
• хаос в управлении жилищным фондом (двойные квитанции, дома без управляющих компаний, неисполненные предписания);