Файл: Реферат по теме " Естественная и гуманитарная культуры. Научный метод." Весенев Р. В. принял Скалкин В. В.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 26

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В Древней Греции философия зародилась в качестве всеобъемлющей

науки - само слово 'философия' означает 'наука'. Эта наука была нап-

равлена на все, что вообще было способно или казалось способным стать

объектом познания. Будучи сначала единой и нераздельной наукой, философия, при дифференцированном состоянии отдельных наук, становилась отчасти органом, соединяющим результаты деятельности всех остальных наук и одно общее познание, отчасти проводником нравственной и религиозной жизни.

В 19-20 веках, на новом этапе развития знаний, зазвучали противо положные суждения о величии науки и неполноценности философии. В это время возникло и приобрело влияние философское течение позитивизма,поставившего под сомнение познавательные возможности философии, ее научность, одним словом развенчивающее 'королеву наук' в 'служанки'. В позитивизме был сформирован вывод о том, что философия это суррогат науки, имеющий право на существование в те периоды, когда еще не сложилось зрелое научное познание. На стадиях же развитой науки познавательные притязания философии объявляются несостоятельными. Провозглашается, что зрелая наука - сама себе философия, что именно ей посильно брать на себя и успешно решать запутанные философские вопросы, будоражившие умы в течении столетий.

Ко всему прочему отличием философского знания от других является

то, что философия - единственная из наук объясняет что такое бытие,

какова его природа, соотношение материального и духовного в бытие.

Посмотрим как наука и философия взаимодействуют между собой.

Научно-философское мировоззрение выполняет познавательных функ-

ций, родственных функциям науки. Наряду с такими важными функциями как обобщение, интеграция, синтез всевозможных знаний, открытие наиболее общих закономерностей, связей, взаимодействий основных подсистем бытия, о которых уже шла речь, теоретическая масштабность, логичность философского разума позволяют ему осуществлять также функции прогноза,формирования гипотез об общих принципах, тенденциях развития, а также первичных гипотез о природе конкретных явлений, еще не проработанных специально-научными методами.

На основе общих принципов рационального понимания философская

мысль группирует житейские, практические наблюдения различных явлений,формирует общие предположения о их природе и возможных способах познания. Используя опыт понимания, накопленный в иных областях познания,практики, она создает философские 'эскизы' тех или иных природных или общественных реалий, подготавливая их последующую конкретно-научную проработку. При этом осуществляется умозрительное продумывание принципиально допустимого, логически и теоретически возможного.Философия выполняет функцию интеллектуальной разведки, которая также служити для заполнения познавательных пробелов, постоянно возникающих в связи с неполной, разной степенью изученности тех или иных явлений, наличием 'белых пятен' познавательной картины мира. Конечно, в конкретном научном плане предстоит заполнить специалистам-ученым, иной общей системе миропонимания. Философия же заполняет их силой логического мышления.


Специалисты, изучающие всевозможные конкретные явления, нуждаются

в общих, целостных представлениях о мире, о принципах его устройства,

общих закономерностях и т.д. Однако сами она таких представлений не

вырабатывают - в конкретных науках используется универсальный мыслительный инструментарий(категории, принципы, различные методы познания), но ученые специально не занимаются разработкой, систематизацией,осмыслением познавательных приемов, средств. Общемировоззренческие и теоретико-познавательные основания науки изучаются, отрабатываются и формируются в сфере философии.

Заключение


Итак, философия и наука довольно сильно взаимосвязаны, у них есть

много общего, но есть и существенные различия. Поэтому философию нельзя однозначно причислять к науке и наоборот нельзя отрицать ее научность. Философия - отдельная форма познания, имеющая научные основы,проявляющая себя в те моменты и в тех областях научного знания, когда теоретический потенциал в этих областях либо мал, либо вообще отсутствует.
Новому, более высокому уровню техники и технологии производства должна соответствовать новая, более высокая ступень развития человеческого общества в целом и самого Человека в их взаимодействии с Природой. Возникает задача целостного, гармонического развития духовных и материальных сил человека. А путь к ее решению—не в дифференциации,т.е. не в разобщении естественных, технических и гуманитарных знаний, но в их единении, интеграции.

Список используемой литературы:



  1. Кедров Б.М. Предмет и взаимосвязь естественных наук .М.:Наука,1967.436 с.

  2. Природа и общество.М.:Наука,1968.348с.

  3. Физика ХХ века.Развитие и перспективы.Сборник. М.:Наука,1984.334с.

  4. АлексеевИ.С.,ОвчиниковН.Ф.,ПеченкинА.А. Методология обоснования квантовой теории. М.:Наука,1984.334с.

  5. В.И.Кузнецов,Г.М.Идлис,В.Н.Гутина.Естествознание М.:Агар,1996,384с.