Файл: Социология девиации и.ppt

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 37

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



5. ТЕОРИЯ СТИГМАТИЗАЦИИ Г.БЕККЕРА


Представитель традиций Чикагской школы, американский социолог Говард
Беккер (р.1928) разработал теорию стигматизации, или наклеивания ярлыков.


Данная теория Г.Беккера тесно переплетается с сформулированной им концепцией первичного и вторичного отклонений, раскрывающей процесс становления личности как законченного девианта.
Под первичным отклонением Беккер подразумевает девиантное поведение личности, которое в целом соответствует культурным нормам, принятым в обществе. В данном случае совершаемые индивидом девиации укладываются в рамки социально принятой роли, они незначительны и терпимы, и для него и для окружающих, выглядят просто как маленькие шалости, ошибки.
Вторичным отклонением Беккер называют отклонение от существующих в группе норм, в результате которого на личность навешивается ярлык девианта. Данный процесс происходит даже при совершении им единственного отклоняющегося действия (изнасилование, гомосексуализм, употребление наркотиков), ошибочного или ложного обвинения в проступке. Процесс навешивания ярлыка может стать поворотным пунктом в жизни индивида, так как с индивидом сразу же прерываются социальные связи и даже происходит изоляция от общества. Такое лицо может быть отстранено от любимой работы, профессии, отвергнуто добропорядочными людьми, и получает название «криминальной» личности. В результате девиант становится зависимым от отклоняющихся (например, алкоголики) или преступных групп, которые начинают использовать данный факт для привития ему нравственных норм своей субкультуры. После повторения проступка изоляция еще больше усиливается и человек-девиант остаётся с данным ярлыком на всю жизнь.


5. ТЕОРИЯ СТИГМАТИЗАЦИИ Г.БЕККЕРА


6. ПРЕСТУПНОСТЬ КАК ВИД ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ


Следовательно, нарушение формальных норм называется делинквентным (преступным) поведением, а нарушение неформальных норм – девиантным (отклоняющимся) поведением.
Измеряют делинквентность количеством осужденных граждан на 100 тысяч населения, называя это уровнем преступности. Уровень преступности в стране зависит от качества совершаемых преступлений, от работы правоохранительных органов, суровости законов, переживаемого обществом исторического периода (нормальное развитие, застой, экономический кризис, война, неурожай и т. д.).
Выделяются следующие типы делинквентного поведения:

1) агрессивно-насильственное поведение, включая оскорбление, побои, поджоги, садистские действия, направленные, в основном, против личности человека; 2) корыстное поведение, включая мелкие кражи, вымогательство, угоны автотранспорта и другие имущественные посягательства, связанные со стремлением получить материальную выгоду.


Под преступлением в самом общем виде понимается нарушение законов.
Преступниками считаются лица, осужденные судом.
Социологи выделяют в девиантном делинквентное поведение,
понимая под последним преступность.


6. ПРЕСТУПНОСТЬ КАК ВИД ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ


Преступность подразумевает наличие «Воровского закона» – особой воровской субкультуры, включающей криминальную иерархию с применением особого жаргона (блатного сленга) (с XVIII в.). Чтобы стать «вором в законе», следует пройти процедуру коронации, т.е. приема на сходке, когда от кандидата требуются отчет о своей воровской биографии и поручительство за него кого-либо из авторитетов. Иерархическая лестница «воров в законе» следующая: высший уровень – «вор в законе» – ниже – «положенец», ещё ниже – «шестёрка» (мелкие информаторы пахана), самый низкий уровень – «опущенные» (объекты сексуальных домогательств воров в законе).
Э.Дюркгейм в своих исследованиях приводит статистику, согласно которой за XIX век во Франции, несмотря на высокий уровень цивилизации и культуры в стране, преступность не только не уменьшилась, но даже повысилась, и рост её составил целых 300%.
Первые эмпирические исследования в социологии, проведенные в 30-е годы XX века представителями чикагской школы, выявили феномен влияния внутригородских различий (престижные, не престижные районы, трущобы) на уровень преступности. То есть, по их мнению, самые «преступные районы» – это районы, где присутствует высокая степень социальной дезорганизации.


6. ПРЕСТУПНОСТЬ КАК ВИД ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ


Американские социальные теоретики и криминалисты, исследуя проблему преступности, пришли к выводу, что официальный уровень правонарушений среди подростков особенно высок в тех городских районах, где проживают люди различного происхождения и наблюдается высокая степень текучести населения. Для жизни таких районов характерен не только конфликт между культурными ценностями, но и отсутствует соответствующий контроль со стороны должностных лиц.
Й.Селлин (1896-1994) изучая такие субкультуры, как уличные банды или группы заключенных, выявил причину превращения их в нонконформистов. К ней он отнёс продажность полиции и чисто карательный характер их деятельности. Существует ярко выраженная субкультура низшего слоя общества, одним из проявлений которой является групповая преступность. Эта субкультура придает огромное значение таким качествам, как готовность к риску, выносливость, стремление к острым ощущениям и «везение».




Э.Сатерленд (1883-1950) («Являются ли преступления людей в белых воротничках преступлениями?» (1966, рус.) выявил понятие дифференцированная ассоциация, утверждая, что преступности обучаются у преступников в ходе общения с ними. Если большинство друзей и родственников того или иного человека занимаются преступной деятельностью, существует вероятность, что он тоже станет преступником.
Социологи и криминалисты считают, что преступность существует весьма устойчиво, и её полное искоренение – невозможно, так как ее генерирует социальная среда, биологическая и психологическая природа криминальных типов людей. Отсюда главная задача государства – удержать преступность на удовлетворительном для общества уровне, чтобы она не выходила за пределы определенного уровня, и не начала оказывать дезорганизующего воздействия на общество. А это подразумевает подключение таких социальных механизмов контроля, как введение военного положения, комендантского часа, смертной казни за определенные преступления, проверки документов у частных лиц, обыски в частных квартирах и пр.


6. ПРЕСТУПНОСТЬ КАК ВИД ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ


КУРЕНИЕ


АЛКОГОЛЬ


НАРКОМАНИЯ


7. ПРОСТИТУЦИЯ, НАРКОМАНИЯ, АЛКОГОЛИЗМ КАК ВИДЫ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ


Под проституцией (от лат. prostituo – позорю, бесчещу) понимают продажу женщинами (и мужчинами) своего тела за плату, не имеющие в своей основе чувственного влечения. Проституция зародилась в Античном обществе. Основная масса проституток рекрутировалась из числа лиц с низким уровнем образования, выходцев из деревни. Основными видами проституцииявляются:патриархальная (с разрешения родителей, например, у северных народов), национальная (гейши в Японии) и др.
К моделям социального контроля за проституцией относятся: 1) прогибиционизм, т.е. уголовное преследование лиц, занимающихся проституцией и организующих ее;2) правовое регулирование проституции, в том числе полицейский и медицинский надзор.
Как показал исторический опыт, ни правовая, ни медицинская регламентация, направленная против проституции не позволяют полностью искоренить данную проблему.


7. ПРОСТИТУЦИЯ, НАРКОМАНИЯ, АЛКОГОЛИЗМ КАК ВИДЫ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ


Наркомания (от греч. narke – оцепенение и …мания) – хроническая физическая и психологическая потребность в постоянном употреблении наркотиков. Наркоманию вызывают многие средства – седативные (барбитураты), опиумсодержащие (героин) и алкоголь. Не ведут к зависимости гашиш, галлюциногены (в частности, лизергиновая кислота - ЛСД) и стимулянты типа кокаина и амфетамина. Неразборчивое медицинское применение барбитуратов в 1960-х гг. также способствовало росту наркозависимости. Сравнительно недавно барбитураты были заменены бензодиазепинами (особенно валиумом) – новым источником наркозависимости, вызываемой медицинским путем.

Наркомания как социальная проблема связана с заражением вирусом СПИД, гепатитом «С», передающимися через внутривенные инъекции.
С точки зрения социологического подхода определяющими являются следующие социальные факторы проблем распространения и потребления наркотиков: 1. социальные условия (бедность, безработица), 2. социальное положение (низкий статус, стремление к обогащению), 3. культурные и религиозные традиции.


7. ПРОСТИТУЦИЯ, НАРКОМАНИЯ, АЛКОГОЛИЗМ КАК ВИДЫ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ


Г.Беккер («Становление потребителя марихуаны», 1953) исследовал социальные механизмы, лежащие в основе употребления наркотиков ради удовольствия. Он доказывает, что мотивация социальных индивидов обусловлена тем, что сначала они приобщается к наркотику, а затем обучаются наслаждаться приносимыми им ощущениями.
К социальным направлениям противодействия наркомании относятся:1.политические мероприятия (создание национальных программ поборьбе с распространением наркотиков, принятие необходимых законов, контроль со стороны Организации Объединенных Наций (ООН); 2. правовые и административные меры (борьба с выращиванием, производством и сбытом наркотических веществ; 3. здравоохранительные меры (психологическая и медицинская реабилитация, пропаганда здорового образа жизни).


7. ПРОСТИТУЦИЯ, НАРКОМАНИЯ, АЛКОГОЛИЗМ КАК ВИДЫ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ


Алкоголизм – чрезмерное потребление алкоголя, ведущее к психологической и физической зависимости и пристрастию. В Античности зародился в форме религиозного ритуала или празднества в честь различных Богов или событий. У древних греков и римлян были даже боги вина (Дионис, Вакх или Бахус). С открытием производства этилового спирта (XVIII в.) и доступностью для всех классов алкоголя проблема алкоголизма становится социальной.
Социальные последствия систематического пьянства серьезны. Оно служит причиной разводов (50%), психических болезней, несчастных случаев, производственных травм, тяжких преступлений (40%). Наиболее часто вызываемыми болезнями от алкоголизма являются цирроз печени и сердечные заболевания.
Социологи выделяют следующие категории пьющих людей: 1) социально пьющие («выпивающие»). Это люди, употребляющие алкоголь «как все»: по праздникам и за компанию. Они не испытывают тяги к выпивке; 2) «тяжелые» («пьющие»). Отличаются склонностью к частому употреблению, но стараются «держать себя в рамках»; 3) хронические алкоголики («хроники») – это систематически пьющие. Они могут выпить бутылку водки и не чувствовать опьянения (первая стадия алкоголизма). На второй стадии – систематически употребляют алкоголь. На третьей стадии алкоголик вовремя не «принявший» рюмку, болезненно переживает алкогольный синдром и может быть опасным для окружающих.

Борьба с алкоголизмом периодически ведется государственными структурами (ограничение производства и продажи спиртного, антиалкогольная пропаганда, «сухой» закон).


7. ПРОСТИТУЦИЯ, НАРКОМАНИЯ, АЛКОГОЛИЗМ КАК ВИДЫ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ


8. СУИЦИД КАК ВИД ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ.
ТЕОРИЯ АНОМИИ И САМОУБИЙСТВА Э.ДЮРКГЕЙМА


Во время аномии люди обнаруживают, что им трудно координировать свое поведение в соответствии с действующими нормами, так как «старые нормы» уже не представляются подходящими, а новые, зарождающиеся нормы еще нечетко сформулированы, чтобы служить эффективными и значимыми ориентирами в поведении. В такие периоды можно ожидать резкого возрастания количества случаев самоубийств.
Э.Дюркгейм связывает самоубийства с ценностно-нормативной интеграцией общества и выделяет три основные социальные причины самоубийств: недостаточная солидарность общества; чрезмерная солидарность общества; аномичное, т.е. ненормальное, кризисное состояние общества.
Соответственно, он выделяет три различных типа самоубийств:
эгоистическое, альтруистическое и аномичное.


Э.Дюркгейм


Э.Дюркгейм в труде «Самоубийство» первым разработал проблему аномии 
(от франц. anomie – отсутствие закона, организации) – общественного состояния,
которое характеризуется разложением системы ценностей, обусловленным
кризисом общества, его социальных институтов, противоречием между
провозглашенными целями и невозможностью их реализации для большинства.


Например, процент эгоистических самоубийств выше в протестантских обществах, где солидарность менее выражена, чем в католических обществах, где доминируют альтруистические самоубийства.
У Э.Дюркгейма суицидная активность имеет временные циклы, гендерные и религиозные причины. Суицид может быть, например, результатом смешения религиозных, этнических и расовых групп, имеющих различные верования, проявляющих верность различным идеалам, в частности, по-разному относящихся к азартным играм, употреблению спиртных напитков и другим типам поведения. Это может наблюдаться при высоком уровне миграции членов поселенческих общностей, что также приводит к неоднородности и неустойчивости социальных связей, когда происходит быстрая смена социальных норм (революция, урбанизация).
Э.Дюркгейм отмечает, что самоубийства совершаются чаще в возрасте после 55 и до 20 лет. Чаще среди католиков чем среди протестантов. В течение суток число самоубийств изменяется от минимального утром (04–09 ч.), увеличиваясь ночью (23-03 ч.), возрастая вечером (16-21 ч.) и достигая максимума днем (10–15 ч.).