Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 51
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ИСТОРИЧЕСКОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА РОССИИ
Содержание
№ п/п | Наименование разделов/тем дисциплины | Содержание раздела/темы | ||
Раздел I. Введение | ||||
1. | Введение. Предмет, содержание и задачи курса исторического краеведения | Историческое краеведение как специальная историческая дисциплина, как часть исторической науки. Предмет, задачи и структура курса исторического краеведения. Региональное историческое краеведение. Специфика понятийного аппарата и историко-географической номенклатуры курса. Общее понятие об источниках исторического краеведения и методах их изучения. | ||
Раздел II. Зарождение, становление и развитие исторического краеведения | ||||
2. | Становление и развитие исторического краеведения в мире | Зарождение основ исторического краеведения, его становление. Основные проблемы развития исторического краеведения в современном мире. | ||
3. | Зарождение, становление и эволюция российского исторического краеведения | Зарождение и становление исторического краеведения в России. Основные этапы его развития. Общее понятие об источниках истории России и методах их изучения. Научные экспедиции по изучению России | ||
Раздел III. Основные этапы освоения Дальнего Востока России | ||||
4. | Дальний Восток России — форпост страны в системе Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР). | Дальний Восток в системе стран АТР. Природно-климатические условия, географическое положение и эволюция административно-территориальной структуры Дальнего Востока России. Его развитие и перспективы, особенности геополитического положения. Динамика численности населения. Особенности демографического и социального состава. | ||
5. | Народы и государства на территории Приамурья в далеком прошлом. Русская колонизация Сибири, Крайнего Севера и Дальнего Востока в XVII–XVIII вв. | Далекое прошлое региона. Народы и государства на Дальнем Востоке в эпоху Средневековья. Маньчжурия (маньчжу, маньчжоу, маньчжуры). Экспедиции русских землепроходцев на Амур в ХVII веке. Походы Петра Бекетова, Ивана Москвитина, Максима Перфильева, Василия Пояркова, Семёна Дежнева, Ерофея Хабарова, Ивана Камчатого, Михаила Стадухина, Владимира Атласова и др. Русско-китайские отношения в ХVII–XVIII вв. (Нерчинский, Буринский, Кяхтинский договоры). Миссии в Китай Ивана Петлина, Фёдора Байкова, Игнатия Милованова, Николая Спафария, Фёдора Головина, Избранта Идеса, Саввы Рагузинского. Великие Сибирские (Камчатские) экспедиции. В. Беринг, А.И. Чириков, М.П. Шпанберг, П.А. Чаплин, С.-Л. Ваксель. Деятельность Двинско-Обского, Обско-Енисейского, Ленско-Енисейского, Ленско-Колымского и Южного морских отрядов, сухопутного академического отряда II Великой Сибирской экспедиции. Г. Шелихов. Освоение Аляски и основание Российско-американской компании. | ||
6. | Приамурский вопрос во второй половине XIX века. | Вхождение Приамурья в состав России в середине ХIX в. Н.Н. Муравьев-Амурский, Е.В. Путятин, Г.И. Невельской, Н.Х. Ахте, Н.П. Игнатьев, Иннокентий Вениаминов. Айгунский, Тяньцзиньский, Пекинский договоры. Симодский договор. Русско-китайский конфликт 1900–1901 гг. | ||
7. | Заселение и хозяйственное освоение Приамурья во второй половине XIX – начале ХХ вв. | Русская колонизация региона во второй половине ХIX – в начале ХХ вв. Земледельческая и неземледельческая колонизация. Особенности социального и этнического состава населения. Русско-китайский конфликт 1900–1901 гг. | ||
8. | Дальний Восток России в годы революций, гражданской войны и интервенции. | Первая русская революция на Амуре (1905–1907). События русской революции 1917 г. в регионе. Гражданская война на Дальнем Востоке России (1918–1922), основные этапы. Дальневосточная республика (ДВР). | ||
9. | Дальний Восток РСФСР в межвоенный период (1922–1941 гг.). | НЭП на Дальнем Востоке России. Политика индустриализации и коллективизации в регионе, её особенности. Особенности индустриализации в регионе. Международная обстановка в АТР в 1920–1930-е годы. Российская эмиграция в Китае. | ||
10. | Дальний Восток РСФСР в годы войны (1941–1945 гг.). | Участие дальневосточников в Великой Отечественной войне на фронтах и в тылу. Разгром милитаристской Японии. | ||
11. | Дальний Восток России в послевоенное время (1945 – начало ХХI в.). | Основные вехи послевоенного развития региона. Отношения с КНР, МНР, КНДР, Южной Кореей. Советско-японские отношения по Сахалину и Курилам, мирный договор в Сан-Франциско. | ||
12. | Перспективы развития Дальнего Востока России в ХХI в. | Современное положение дальневосточного региона РФ. Экономическая программа развития на период до 2020 г., перспективы развития. Проблемные вопросы. | ||
Раздел IV. Историко-краеведческая работа в школе | ||||
13. | Краеведение на уроках истории | Краеведческий принцип в изучении истории. Методика использования краеведческого материала на уроках истории. Основные типы уроков по истории края. Подготовка учителя к краеведческой работе. Ученические исследования по краеведению и их особенности. Требования к краеведческой тематике ученических изысканий. Факультативы и другие методы приобщения учащихся к исторической науке средствами краеведения. | ||
14. | Краеведение во внеклассной и внешкольной деятельности | Содержание и методика основных форм внеклассной и внешкольной историко-краеведческой работы: кружок, общество, клуб, экскурсия, поход, экспедиция, вечер, конференция, викторина, олимпиaда, историко-краеведческий лагерь. Государственные и школьные краеведческие музеи. Их профили и особенности. Сотрудничество школ с местными музеями. |
ПРАКТИКУМ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
Тема 1. Заселение и хозяйственное освоение Приамурья во второй половине XIX – начале ХХ вв.
Вопросы для обсуждения
-
Амурское казачье войско: образование, структура, расселение, этапы развития. Амурское казачество в приграничном конфликте 1900–1901 гг., в годы I мировой и гражданской войн. -
Основание и развитие Благовещенска. Основатели Благовещенска (Н.Н. Муравьев-Амурский, архиепископ Иннокентий /Вениаминов/, Н.В. Буссе). -
Крестьянская колонизация Приамурья. Столыпинская аграрная реформа и ее влияние в освоении Дальнего Востока России. Особенности этносоциального состава населения региона. -
Промышленная колонизация края. Горнозаводская и золотодобывающая отрасли промышленности. Речное судоходство. Железнодорожное строительство. Торгово-промышленные фирмы и компании.
Литература
-
Амурские казаки. Приамурье. Из века в век. Материалы, документы, свидетельства, воспоминания / Серия «Приамурье. Из века в век». Ред. кол.: А.В. Телюк, В.Н. Абеленцев, Н.А. Шиндялов. – Благовещенск-на-Амуре: ОАО «Амурская ярмарка», 2008. Т. I–II. -
История Амурской области с древнейших времен до начала ХХ века / Под ред. А.П. Деревянко, А.П. Забияко. – Благовещенск, 2008. -
История Амурской области: Учебное пособие для учащихся общеобразовательных учреждений / А.В. Баранов, Д.П. Болотин, Ю.В. Малиновский, Б.С. Сапунов, А.А. Сидоренко, И.Е. Федорова, Н.А. Шиндялов. – Благовещенск, 2005. -
Крестьянство Дальнего Востока СССР ХIХ–ХХ в. Очерки истории / Под ред. академика А.И. Крушанова. – Владивосток, 1979. -
Летопись Амурской области. Хроника событий с древнейших времен до октября 1917 года. – Благовещенск, 1998. Т. I. -
Абеленцев В.Н. Амурское казачество XIX–ХХ вв. – Благовещенск, 2002. -
Абеленцев В.Н. Амурские губернаторы (1856–1917 гг.). Сборник документов и материалов. – Благовещенск, 2006. -
Дубинина Н.И. Приамурский генерал-губернатор Н.Л. Гондатти. – Хабаровск, 1997. -
Дубинина Н.И. Приамурский генерал-губернатор Н.И. Гродеков: Историко-биографический очерк. – Хабаровск, 2001. -
Лотар Деег. Кунст и Альберс. Владивосток. История немецкого торгового дома на российском Дальнем Востоке (1864–1924). – Владивосток, 2002. -
Рыбаковский Л.Л. Население Дальнего Востока за 150 лет / Отв. ред. Ч.В. Бестужев-Лада; АН СССР. Ин-т социологии. – М.: Наука, 1990. -
Саначев И.Д. История Дальнего Востока. Курс лекций. М.: Наука, Владивосток, 1997. -
Шиндялов Н.А. Основатели Благовещенска. Очерки, документы, материалы. – Благовещенск, 2006. -
Шиндялов Н.А. История Благовещенска. Очерки, документы, материалы. – Благовещенск, 2006.
Методические рекомендации
При подготовке к практическим занятиям студент прорабатывает (!!!), а не переписывает или копирует материалы из учебников, хрестоматий, практикумов, монографической литературы, сети «Интернет». Рекомендуемая литература может быть заменена другой, если она соответствует тематике практических занятий. Приоритет необходимо отдавать литературе, изданной в последние 5–10 лет, сравнивая современные исторические данные и версии с фактами и гипотезами, содержащимися в работах, опубликованных ранее. Вся рекомендуемая литература имеется в читальном зале университетской библиотеки.
На семинаре вырабатываются аналитические навыки, а не показывается умение читать вслух!!!
Семинары по форме разнообразны. Наиболее плодотворными формами семинара являются академический семинар, семинар-исследование, семинар-«круглый стол», семинар-«карусель», семинар-«мозговой штурм», семинар с элементами дискуссии.
Академический семинар (лат. seminarium — букв. «рассадник») — вид учебных занятий, обсуждение учащимися (слушателями, студентами) под руководством преподавателя подготовленных ими сообщений и докладов.
При работе с настоящим учебно-методическим материалом особое внимание следует обратить на то, что основой исторического познания является исторический факт, прямым отражением которого является исторический источник.
Тема 2. Дальний Восток в годы революций, гражданской войны и интервенции
Вопросы для обсуждения
-
События революции 1917 г. в Приамурье: от февраля до ноября. Утверждение советской власти в начале 1918 года. «Гамовский мятеж». -
Гражданская война и военная интервенция на территории Дальнего Востока России. Власть белых правительств и японского военного командования. Подпольные организации и партизанское движение (1918–1920 гг.). -
Дальневосточная республика: 1920–1922 гг. Восстановление советской власти и воссоединение с Советской Россией.
Литература
-
Алексеев А.И. Освоение русскими людьми Дальнего Востока и Русской Америки до Дальний Восток России в период революций 1917 года и гражданской войны / История Дальнего Востока России. – Владивосток: Дальнаука, 2003. Т. 3. Кн. 1. -
История Амурской области: Учебное пособие для учащихся общеобразовательных учреждений / А.В. Баранов, Д.П. Болотин, Ю.В. Малиновский, Б.С. Сапунов, А.А. Сидоренко, И.Е. Фёдорова, Н.А. Шиндялов. – Благовещенск, 2005. -
Красный остров. (Воспоминания, очерки, документы о борьбе за власть Советов на Амуре, 1918–1922 гг.). – Благовещенск, 1967. -
Летопись Амурской области. Хроника событий с октября 1917 г. по 1958 г. – Благовещенск, 2001. Т. II. -
Октябрь на Амуре. (Сборник документов: 1917–1922 гг.). – Благовещенск, 1961. -
Съезды Советов Амурской области: 1918–1936 гг. / Сборник документов и материалов. – Благовещенск, 1987. -
Хрестоматия по истории Амурской области (сборник документов и материалов). – Амурское отд. Хабаровского кн. изд. – Благовещенск, 1980. -
Ступников В.М. Гражданская война и иностранная военная интервенция на Дальнем Востоке: Учебное пособие. – Хабаровск, 1989. -
Шиндялов Н.А. Фёдор Мухин. – Благовещенск, 1979. -
Шиндялов Н.А. Первая русская революция на Амуре. – Благовещенск, 1985. -
Шиндялов Н.А. Октябрь на Амуре (Установление Советской власти в Амурской области март 1917 – апрель 1918 гг.). – Благовещенск: Хабаровское книжное изд., 1973. -
Шиндялов Н.А. За власть Советов. – Благовещенск, 1971. -
Шиндялов Н.А. Первые шаги по пути социализма. – Благовещенск, 1972.
Методические рекомендации
Семинар-исследование — форма семинара, смысл которого заключается в приобретении, распространении и частичной реализации знаний с привнесением в этот процесс компонентов научного исследования.
Семинар-исследование осуществляется в три этапа и охватывает несколько групповых занятий с различными интервалами во времени.
Первый этап — подготовительная работа. В нее входит:
– постановка задачи;
– определение исходной проблемы исследования;
– планирование и организация семинара.
Задачасеминара базируется на четырех основах: осмысленное, целенаправленное приобретение и углубление исторических знаний; реализация научной, практической и методической функций при изучении темы семинара.
Определение исходной проблемы исследования часто вызывает затруднение. В результате проблема обретает сослагательное наклонение, а семинар превращается в урок гадания и предположений. Нет смысла расходовать время на обсуждение вопросов типа: «Что было бы, если бы…»
Исходная проблема формулируется исходя из уже свершившегося факта, события. На этой основе необходимо найти закономерности и взаимосвязи, их обеспечивавшие, обобщить материал и попытаться найти точки его приложения.
Исходная проблема семинара логична, исторична, при наличии научных знаний легко доказательна. Она содержит учебно-методическую интригу, проблематична, несколько необычна в формулировке.
Задачисеминара определены, исходная проблемасформулирована. Завершением подготовительного этапа является разработка планазанятия. В него входят:
– организационные вопросы;
– изучение отечественного и зарубежного опыта разрешения поставленной проблемы.
План занятия разрабатывает и контролирует его выполнение непосредственно преподаватель.
Второй этап семинара-исследования — собственно обсуждение темы, участие в диспуте.
Способы обсуждения темы зависят от опыта преподавателя и возможностей учащихся. Независимо от методики обсуждения темы, обязательна реализация четырех основных функций учебного процесса: образовательной (познавательно-исследовательской), воспитательной, практической и методической.
Третий этап семинара исследования — заключительный.
Этот этап включает решение традиционных задач: подведение итогов; ориентирование на последующую работу. Преподаватель оценивает действия учащихся на семинаре с их же помощью по направлениям:
– познавательному (полностью ли освещен вопрос, в чем новизна ответа, связь содержания ответа с содержанием изученной части курса истории);
– воспитательному (какое положительное или отрицательное влияние на россиян оказало или оказывает то или иное событие, тот или иной факт);
– практическому (попытка увязать излагаемый материал с окружающей действительностью);
– методическому (убедительны ли выступления, доказательны ли, корректны ли оценки).
Последнее слово в определении оценок всегда за педагогом, но если мнения микрогрупп и отдельных учащихся не будут совпадать, можно организовать небольшое обсуждение возникшего вопроса и при этом максимально извлечь нравственную сторону поведения отдельных учащихся: честность, объективность, принципиальность.
После оценивания участников семинара учащиеся ориентируются на решение новых или дополнительных вопросов:
– какие положения подлежат дополнительному исследованию, кем, в каких рамках и направлениях;
– что требуется уточнить, углубить, расширить;
– какие стержневые вопросы подлежат дальнейшему последовательному изучению;
Здесь же определяются время и формы окончательного подведения итогов семинара:
– дополнительно отработанные вопросы включаются для обсуждения на последующих семинарах;
– труднодоступные для самостоятельной отработки учащимися вопросы будут дополнительно освещены на лекциях.