Файл: Историческое краеведение дальнего востока россии.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 52

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Тема 3. Дальний Восток РСФСР в межвоенный период (1922–1941)

Вопросы для обсуждения

  1. Формирование административно-политической системы советского государства в регионе.

  2. Дальневосточное крестьянство в период НЭПа.

  3. «Зазейское восстание» 1923/24 года в Амурской губернии.

  4. Социально-экономическая политика государства в 1920–1930-е гг. и её влияние на изменение региональной структуры населения.

  5. Влияние геополитической обстановки в АТР в 1930-е гг. на положение ДВК в общей структуре СССР и внутреннюю политику государства в регионе.

  6. Принудительный труд на Дальнем Востоке России в 1930-е гг.

  7. История одного предательства. «Большой террор» в ДВК.


Литература

  1. Абеленцев В.Н. Амурское казачество XIX–ХХ вв. – Благовещенск, 2002.

  2. Абеленцев В.Н. На процессе не было предоставлено никаких документов // Русский берег. Благовещенск. 1999. № 4. С. 5–18. (Из истории «зазейского восстания» 1923–1924 гг.).

  3. Архипов Н.Б. Дальневосточная область. – М.; Л.: Гос. изд-во, 1926.

  4. Архипов Н.Б. Дальневосточный край. – М.; Л.: Гос. изд-во «Печатный двор», 1929.

  5. Всесоюзные переписи населения 1937 и 1939 гг. Дальний Восток РСФСР: Основные итоги / Сб. документов. Сост. С.А. Головин. – Благовещенск, 2005.

  6. Головин С.А. Дальний Восток РСФСР в 20–30-е гг. ХХ века (аспекты репрессивной политики). – Благовещенск: Изд-во БГПУ, 2005.

  7. Головин С.А. Изменение социальной структуры населения на Дальнем Востоке РСФСР в 1920–1930-е гг. – М.: Изд-во МПГУ, 2008.

  8. Дубинина Н.И. Противостояние // Дальний Восток.1990. № 8. С. 125–142. (Статьи о руководителях ДВК в 1930-е гг. Лаврентьеве /Картвелишвили/ и Варейкисе).

  9. Дубинина Н.И. Трагедия личности // Дальний Восток. 1989. № 7. С. 128–135.

  10. Еланцева О.П. Обреченная дорога: БАМ (1932–1941 гг.). – Владивосток, 1994.

  11. Ермизина Е.М. Раскулачивание в амурской деревне (1930–1934 гг.). – Благовещенск: БГПУ, 1999.

  12. Залеская О.В. Приграничные отношения между Россией и Китаем на Дальнем Востоке в 1917–1924 гг.: исторический опыт. – Благовещенск, 2004.

  13. История Амурской области: Учебное пособие для учащихся общеобразовательных учреждений / А.В. Баранов, Д.П. Болотин, Ю.В. Малиновский, Б.С. Сапунов, А.А. Сидоренко, И.Е. Фёдорова, Н.А. Шиндялов. – Благовещенск, 2005.

  14. Крестьянство Дальнего Востока СССР ХIХ–ХХ в. Очерки истории / Под ред. академика А.И. Крушанова. – Владивосток, 1979.

  15. Летопись Амурской области. Хроника событий с октября 1917 г. по 1958 г. – Благовещенск, 2001. Т. II.

  16. Николаев С. А была ли тайна? / Книга-мартиролог. – Комсомольск-на-Амуре, 1998. С. 12–19. (Статья о политических репрессиях в 1930-е гг. на Дальнем Востоке РСФСР).

  17. Николаев С. Цена истины // Тихоокеанская звезда, 1989. – 28, 30 сентября.

  18. Папчинский А.А., Тумшис М.А. 1937. Большая чистка. НКВД против ЧК. М.: Эксмо, 2009.

  19. Проскурина Л.И., Лыкова Е.А. Деревня российского Дальнего Востока в 20–30-е годы ХХ века: Коллективизация и ее последствия. – Владивосток: Дальнаука, 2004.

  20. Стефан Д. Тайна ночного побега // Тихоокеанская звезда, 1990. – 23 февраля.

  21. Трехсвятский А.В. Дело Люшкова // Россия и АТР. – Владивосток, 1998. № 1.

  22. Унпелев Г.А. Завершение социалистической реконструкции промышленности Дальнего Востока (1933–1937 гг.). – Владивосток, 1975.

  23. Унпелев Г.А. Социалистическая индустриализация Дальнего Востока (1928–1932 гг.). – Владивосток, 1972.

  24. Флеров В.С. Дальний Восток в период восстановления народного хозяйства. – Томск, 1973. Т. 1.

  25. Чернолуцкая Е.Н. Принудительные миграции на советском Дальнем Востоке в сталинский период // Вестник ДВО РАН. 1995. № 6. С. 62–76.



Методические рекомендации

Семинар «круглый стол» форма семинара, в основу которого заложено несколько точек зрения, обсуждение которых подводит к приемлемой для всех участников позиции или реше­нию.

Занятие «за круглым столом» носит трехэтапный характер.

1. Подготовительный этап.

Выбор темы для обсуждения. Тема, как правило, соответству­ет одной из тем изучаемого курса. В некоторых случаях она мо­жет исходить из текущего момента. Выносимый на обсуждение вопрос всегда выглядит неоднозначно, незавершенно, обязатель­но проблематично.

Выработка целей занятия. Существует историческое образо­вание вообще, существуют цели изучения курса, существует цель изучения темы. Цель встречи «за круглым столом» должна соот­ветствовать всем трем параметрам. Именно:

– приобретение новых знаний;

– оперирование знаниями на уровне выработки единого под­хода к проблеме;

– обеспечение связи имеющихся знаний с последующими процессами, происходившими с истории;

– выработка у учащихся качеств полемиста, собеседника, вла­деющего приемами доказывать, отстаивать, аргументировать свою точку зрения, находить компромисс с оппонента­ми.

Наличие полемики. Полемика дол­жна отвечать основному требованию: отстаивание противоположных точек зрения.

Консультирование учащихся. На групповой консультации до учащихся доводится тема и цель занятия, обозначаются противоположные точки зрения на проблему. Преподаватель знакомит учащихся с литературой для отработки, выделяет существующие в исторической науке и у при­глашенных лиц точки зрения на проблему.

Индивидуальные консультации имеют место в подготовитель­ный период. Педагог достаточно хорошо ориентируется, кому нужна незначительная помощь, подсказка, кому требуется глубо­кая ориентировка, а кому — традицион­ное подталкивание.

Подготовка помещения. Пусть все столы и стулья будут рас­ставлены по кругу: «за круглым столом» все должны чувствовать себя равными.

Разработка плана встречи. В план входит:

– структура занятия;

– порядок ведения «стола»;

– возможные варианты обсуждения темы

;

– задачи для создания проблемных ситуаций;

– приемы выявления позиций у отдельных лиц или микро­групп.

2. Обсуждение проблемы.

С чего начать? Как обычно — с вступления. Но здесь нельзя ограничиться лишь постановкой целей и задач. С самого начала важно выявить позиции участников встречи. Варианты решения этой задачи таковы:

– выступления по одному представителю от микрогрупп, от­дельных участников, гостей с изложением своих позиций;

– выявление позиций через вопросы учащихся и ответы преподавателя;

– формулирование педагогом для всех участников нескольких позиций с их последующим всесторонним обсуждением.

С кого начать?Если микрогруппы по интересам еще не сло­жились, учащиеся выступают все кряду. Когда группы явно обозначились, целесообразнее давать слово их представителям по­очередно. Возможен и такой вариант: мнение микрогруппы, объединившейся на одной платформе, высказывает одно лицо, предвари­тельно советуясь с единомышленниками.

Что делать? При бесплодности попыток обсуждать проблему дальше пра­вильнее будет преподавателю «закруглить» вопрос. При чрезмерном и длительном теоретизировании темы целе­сообразно направить разговор на выработку и обсуждение прак­тических выводов.

При длительном обсуждении практической стороны дела не­обходимо либо придать большую теоретическую направленность разговору, либо развернуть беседу о том, что могут практически сделать сами участники.

Чего не делать?Главное — не сдерживать деловую и творчес­кую обстановку «за круглым столом». Это значит:

– не нарушать принцип равноправия для всех участников за­нятия — педагога, гостей, учащихся;

– не допускать межличностной напряженности среди участ­ников «стола»;

– не стремиться мирить даже самых агрессивных спорщиков на основе «чтобы всем было хорошо»;

– не уговаривать «непокорного» учащегося самому (преподавателю) и не позволять делать это другим (вместо стремления убедить его аргументами и фактами);

– не позволять использовать чеховское: «Этого не может быть, потому что этого не может быть никогда»;

– не доводить общение «за столом» до конфликтных ситуаций;

– не проявлять как можно дольше своей точки зрения на обсуждаемый вопрос. Позиция пользующегося уважением преподавателя может довольно быстро стать позицией учащихся.


3. Подведение итогов работы.

Заключительная часть занятия аккумулирует все достигнутое с тем, чтобы дать новый импульс для дальнейшего изучения и решения рассматриваемого «за круглым столом» вопроса. Для это­го необходимо:

– напомнить цели и задачи обсуждения проблемы;

– охарактеризовать все микрогруппы и высказанные мнения по занятым ими позициям;

– сформулировать единую позицию, к которой пришли или ближе всего подошли участники встречи;

– назвать предложения, высказанные при обсуждении пробле­мы;

– сориентировать учащихся на изучение тех вопросов, кото­рые по тем или иным причинам не получили должного освеще­ния на занятии, определить время и форму возврата к ним.

Тема 4. Особенности геополитического положения Дальнего Востока СССР в

1920–1940-е гг.

Вопросы для обсуждения


  1. Общая характеристика геополитического положения Дальнего Востока СССР в 1920–1930-е гг.

  2. Российская эмиграция в Китае.

  3. Дело групповой оперативной разработки «Маки-Мираж», или операция «Большой корреспондент»: итоги и последствия.

  4. Советско-китайский вооружённый конфликт на КВЖД 1929 г.

  5. Советско-японский вооружённый конфликт на озере Хасан 1938 г.

  6. Советско-японский вооружённый конфликт в районе реки Халхин-Гол 1939 г.

  7. Токийский военный трибунал (1946) и Хабаровский судебный процесс (1949) над японскими военными преступниками.


Литература


  1. Абеленцев В.Н. Казачья эмиграция в Маньчжурии в 1920–1945 гг. // Амурский краевед. – Благовещенск. № 1. 1998. С. 17–23.

  2. Аблова Н.Е. КВЖД и Российская эмиграция в Китае: Международные и политические аспекты истории (первая половина ХХ в.). – М., 2004.

  3. Акияма Хироси. Особый отряд 731 / пер. с яп. М.А. Гусева, В.А. Зломанова, А.Г. Рябкина, Н.Н. Тулинова. М.: Изд-во иностранной литературы, 1958.

  4. Арбенов Э., Писманик М.Л. В шесть тридцать по токийскому времени: Роман-разоблачение. М.: Воениздат, 1983.

  5. Ачкасов Н.Б. Военная история. Учебник для военных вузов. СПб.: Издательский дом «Питер», 2018.

  6. Батор С. Накануне: как готовилась агрессия на Халхин-Голе // Новое время. 1989. № 29. С. 38–45.

  7. Бешанов В. Халхин-Гол. «По своим артиллерия бьет…». Слепые Боги войны. М.: Яуза-пресс, 2013.

  8. Боровский В., Мощанский И. Бои в районе реки Халхин-Гол. Серия «Военная летопись». М.: 2001.

  9. Булыга А.Е. Отдельный пограничный // Пограничник. 1979. № 8.

  10. Вартанов В.Н., Савин А.С. Там, вдали у реки… (К 50-летию разгрома японских агрессоров в районе реки Халхин-Гол) // Военно-исторический журнал. 1989. № 9. С. 62–71.

  11. Гриф секретности снят (потери вооружённых сил СССР в войнах, боевых действиях и военных конфликтах): статистическое исследование. М.: Военное издательство, 1993.

  12. Дамаскин И.А. Сталин и разведка. М.: Вече, 2004.

  13. Доклад международной научной комиссии по расследованию фактов бактериологической войны в Корее и Китае, Пекин, 1952.

  14. Душенькин В. От солдата до маршала. М.: Политиздат, 1961.

  15. Дятлов В.В. Одной артиллерией можно было все решить. Применение советской артиллерии в вооруженном конфликте у озера Хасан // Военно-исторический журнал. 2012. №7. С. 43–48.

  16. Ежаков В.И. Бои у озера Хасан // Военно-исторический журнал. 1968. № 7. С. 118–129.

  17. Ежаков В.И. Герои Хасана. М., 1969.

  18. Жирохов М.А. Большое небо дальней авиации. Советские дальние бомбардировщики в Великой Отечественной войне 1941–1945. М.: Центрполиграф, 2014.

  19. Жуков Г.К. Воспоминания и размышления. М.: Изд-во Агентства печати «Новости», 1971.

  20. История Второй мировой войны 1939–1945 / Под ред. А.А. Гречко М.: Военное изд-во министерства обороны СССР, 1973. Т. 2. С. 211–212.

  21. История Монголии, ХХ век. М.: Ин-т востоковедения РАН, 2007.

  22. Карасёв С.В. История плена: советско-японская война и ее последствия (1945–1956). Дисс. на соискание... докт. ист. наук. Улан-Удэ, 2007.

  23. Касахара К. Бои у озера Хасан: анализ числа и характера потерь Японии и СССР // Российский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 4. С. 298–309.

  24. Кисловский Ю. Советские пограничники в боях на Халхин-Голе // Военно-исторический журнал. 1979. № 8.

  25. Кокошин А.А. Крах стратегии «спелой хурмы» // Военная политика Японии в отношении СССР. 1931–1945 гг. М., 1989. С. 41–53.

  26. Коломиец М.В. Бои у реки Халхин-Гол. Серия «Фронтовая иллюстрация». М., 2002.

  27. Коломиец М.В. Танки на Халхин-Голе. «Необъявленная война» Сталина. М.: Изд-во «Эксмо», 2013.

  28. Кольтюков А.А. Вооружённый конфликт у озера Хасан: взгляд из XXI века // Резник Н.И. На границе тучи ходят хмуро... (К 65-летию событий у озера Хасан). М.: Кучково поле, 2005. С. 5–24.

  29. Кондратьев В. Халхин-Гол. Война в воздухе. Библиотека журнала «Техники — Молодёжи». Серия «Авиация». М., 2002.

  30. Корольков Ю.М. Кио ку мицу! Совершенно секретно — при опасности — сжечь! Роман-хроника. М.: Советский писатель, 1970.

  31. Котельников В. Было дело на Хасане // Авиамастер. 2003. № 2. С. 12–18.

  32. Кошелев А. Советско-японские войны. 1937–1945 гг. М., 2009.

  33. Кривошеев Г.Ф. Россия и СССР в войнах ХХ века: Книга потерь. М.: Вере, 2010. С. 150–155.

  34. Маслов М. И-153. Библиотека журнала «Техники — Молодёжи». М., 2001.

  35. Маслов М. Истребитель И-16. М.: Изд-во «Армада», 1997.

  36. Материалы научно-практической конференции «Историческое значение событий в районе реки Халхин-Гол». М.: Издательский отдел ЦМВС, 1999.

  37. Материалы судебного процесса по делу бывших военнослужащих японской армии, обвиняемых в подготовке и применении бактериологического оружия. М.: Госполитиздат, 1950.

  38. Мелихов Г.В. Российская эмиграция в международных отношениях на Дальнем Востоке (1925–1932). – М., 2007.

  39. Можанин В. Халхин-Гол: правда и вымысел // Зеркало недели. № 22 (243). 1999. 511 июня.

  40. Моримура Сэйити. Кухня дьявола / пер. с яп. М.: Прогресс, 1983.

  41. На страже границ Отечества. Пограничные войска в войнах и вооруженных конфликтах XX в. М.: Граница, 2000. Т. 3. С. 151–171, 171–183.

  42. Николаев С. (Чумаков Н.С.). «Маки-Мираж». Хабаровск: Хабаровское книжное издательство, 2000. 

  43. Пограничные войска СССР. 1929–1938 гг. М.: Наука, 1972.

  44. Рагинский М.Ю. Милитаристы на скамье подсудимых. По материалам Токийского и Хабаровского процессов. М.: Юридическая литература, 1985.

  45. Романова В. Отряд 731 // Родина. 2015. № 12. С. 116–120.

  46. Россия и СССР в войнах XX века: Статистическое исследование. М. Олма-Пресс, 2001. С. 177, 179.

  47. Русский архив: Великая Отечественная: Т. 13 (2–1). Приказы народного комиссара обороны СССР. 1937 – 21 июня 1941 г. / Под ред. В.А. Золотарева. М.: Терра, 1994.

  48. Сборник документов о ведении японской армией бактериологической войны. Хулуньбуир, 2010.

  49. Симонов К.М. Далеко на Востоке (Халхин-гольские записи, 1948–1968). Собр. соч. в 10 т. М.: Художественная литература, 1984. Т. 10. С. 39–59.

  50. Советская военная энциклопедия. М.: Воениздат, 1978. Т. 5; 1979. Т. 7.

  51. Степанов А.С. Воздушная война на Халхин-Голе // http://www.airwar.ru/history/locwar/asia/halkin/halkin.html.

  52. Степанов А.С. Развитие советской авиации в предвоенный период (1938 – первая половина 1941 гг.). М., 2009.

  53. Супотницкий М.В., Супотницкая Н.С. Очерки истории чумы. Очерк 34: Чума от дьявола в Китае (1933–1945). М.: Вузовская книга, 2006.

  54. Тайная война. Разведка и контрразведка в годы Великой Отечественной войны // Великая Отечественная война 1941–1945 годов: в 12 т. / Председ. редак. комис. С.К.Шойгу. М.: Кучково поле, 2013. Т.VI. С. 174–186.

  55. Трифонов Е. Халхин-Гол: чья победа? // Historicus: Общественно политический журнал // http://www.historicus.ru

  56. Фролов П. Исповедь палача с Лубянки. Эмиссар Берии с особыми полномочиями. М.: Яуза-Пресс, 2011.

  57. Христофоров В.С. Хабаровский процесс 1949 года по материалам Центрального архива ФСБ России // Великая Победа: в 15 т. / под общ. ред. С.Е. Нарышкина, А.В.Торкунова. М.: МГИМО-Университет, 2015. Т. VIII. Расплата. Кн. 24. С. 102–113.

  58. Хронос: Всемирная история в Интернете.

  59. Чугунов А. На страже советских рубежей. М.: Воениздат, 1981.

  60. Чуйков В. Миссия в Китае. М.: Воениздат, 1983.

  61. Чумаков Н.С. Дело «Маки-Мираж». Хабаровск, 2013.

  62. Шишов А.В. Россия и Япония. История военных конфликтов. М.: Вече, 2001.

  63. Akiyama H., Tokushu Butai Nanasanichi. Tokyo: San'ichi shobo, 1956.

  64. Bernard Baeza. U'lncident du Nomonhan. Aviones. 1996–1997.

  65. Coox D.A. The Anatomy of a Small War: The Soviet-Japanese Struggle for Changkufeng – Khasan, 1938. London: Praeger Pub, 1977.

  66. Coоx Alvin D. Nomonhan: Japan against Russia, 1939. Stanford University Press, Stanford, California, 1985.

  67. Echiro Sekigava. The Undeclared Air War. Аir Enthusiast, May-July 1973.

  68. Henry Sakaida. Japanese Army Fighter Aces. Osprey Publishing, London, 1997.

  69. Jiri Hornat. Nakajima Ki.27. Letectvi a Kosmonautika. № 19–23. 1992.

  70. Lubomir Vejrik. Vzestup a pad orlu Nipponu. Svet Kridel, Praha, 1994.

  71. Peter Scott. Emblems of the Rising Sun. Hikoki publications, Aldershot, 1999.

  72. Robert Jackson. The Red Falcons. London, 1970.

  73. Tsuneishi Kei-ichi. Reasons for the Failure to Prosecute Unit 731 and its Sagnificance/ Beyond Victor s Justice? The Tokyo War Crimes Trial Revisited. Edited by Yuki Tanaka, Tim McCormack, and Gerry Simpson (International humanitarian law series; v. 30). Leiden-Boston, 2011. P. 184-185.

  74. Walg A.J. Wings Over the Steppes. Air Enthusiast, November 1996 – April 1997.

  75. Накаяма Такаси. 張鼓峰事件再考 // 防衛大学校紀要. 1995. № 70. С. 91–105.