Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 52
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Тема 3. Дальний Восток РСФСР в межвоенный период (1922–1941)
Вопросы для обсуждения
Литература
Методические рекомендации
Семинар «круглый стол» — форма семинара, в основу которого заложено несколько точек зрения, обсуждение которых подводит к приемлемой для всех участников позиции или решению.
Занятие «за круглым столом» носит трехэтапный характер.
1. Подготовительный этап.
Выбор темы для обсуждения. Тема, как правило, соответствует одной из тем изучаемого курса. В некоторых случаях она может исходить из текущего момента. Выносимый на обсуждение вопрос всегда выглядит неоднозначно, незавершенно, обязательно проблематично.
Выработка целей занятия. Существует историческое образование вообще, существуют цели изучения курса, существует цель изучения темы. Цель встречи «за круглым столом» должна соответствовать всем трем параметрам. Именно:
– приобретение новых знаний;
– оперирование знаниями на уровне выработки единого подхода к проблеме;
– обеспечение связи имеющихся знаний с последующими процессами, происходившими с истории;
– выработка у учащихся качеств полемиста, собеседника, владеющего приемами доказывать, отстаивать, аргументировать свою точку зрения, находить компромисс с оппонентами.
Наличие полемики. Полемика должна отвечать основному требованию: отстаивание противоположных точек зрения.
Консультирование учащихся. На групповой консультации до учащихся доводится тема и цель занятия, обозначаются противоположные точки зрения на проблему. Преподаватель знакомит учащихся с литературой для отработки, выделяет существующие в исторической науке и у приглашенных лиц точки зрения на проблему.
Индивидуальные консультации имеют место в подготовительный период. Педагог достаточно хорошо ориентируется, кому нужна незначительная помощь, подсказка, кому требуется глубокая ориентировка, а кому — традиционное подталкивание.
Подготовка помещения. Пусть все столы и стулья будут расставлены по кругу: «за круглым столом» все должны чувствовать себя равными.
Разработка плана встречи. В план входит:
– структура занятия;
– порядок ведения «стола»;
– возможные варианты обсуждения темы
;
– задачи для создания проблемных ситуаций;
– приемы выявления позиций у отдельных лиц или микрогрупп.
2. Обсуждение проблемы.
С чего начать? Как обычно — с вступления. Но здесь нельзя ограничиться лишь постановкой целей и задач. С самого начала важно выявить позиции участников встречи. Варианты решения этой задачи таковы:
– выступления по одному представителю от микрогрупп, отдельных участников, гостей с изложением своих позиций;
– выявление позиций через вопросы учащихся и ответы преподавателя;
– формулирование педагогом для всех участников нескольких позиций с их последующим всесторонним обсуждением.
С кого начать?Если микрогруппы по интересам еще не сложились, учащиеся выступают все кряду. Когда группы явно обозначились, целесообразнее давать слово их представителям поочередно. Возможен и такой вариант: мнение микрогруппы, объединившейся на одной платформе, высказывает одно лицо, предварительно советуясь с единомышленниками.
Что делать? При бесплодности попыток обсуждать проблему дальше правильнее будет преподавателю «закруглить» вопрос. При чрезмерном и длительном теоретизировании темы целесообразно направить разговор на выработку и обсуждение практических выводов.
При длительном обсуждении практической стороны дела необходимо либо придать большую теоретическую направленность разговору, либо развернуть беседу о том, что могут практически сделать сами участники.
Чего не делать?Главное — не сдерживать деловую и творческую обстановку «за круглым столом». Это значит:
– не нарушать принцип равноправия для всех участников занятия — педагога, гостей, учащихся;
– не допускать межличностной напряженности среди участников «стола»;
– не стремиться мирить даже самых агрессивных спорщиков на основе «чтобы всем было хорошо»;
– не уговаривать «непокорного» учащегося самому (преподавателю) и не позволять делать это другим (вместо стремления убедить его аргументами и фактами);
– не позволять использовать чеховское: «Этого не может быть, потому что этого не может быть никогда»;
– не доводить общение «за столом» до конфликтных ситуаций;
– не проявлять как можно дольше своей точки зрения на обсуждаемый вопрос. Позиция пользующегося уважением преподавателя может довольно быстро стать позицией учащихся.
3. Подведение итогов работы.
Заключительная часть занятия аккумулирует все достигнутое с тем, чтобы дать новый импульс для дальнейшего изучения и решения рассматриваемого «за круглым столом» вопроса. Для этого необходимо:
– напомнить цели и задачи обсуждения проблемы;
– охарактеризовать все микрогруппы и высказанные мнения по занятым ими позициям;
– сформулировать единую позицию, к которой пришли или ближе всего подошли участники встречи;
– назвать предложения, высказанные при обсуждении проблемы;
– сориентировать учащихся на изучение тех вопросов, которые по тем или иным причинам не получили должного освещения на занятии, определить время и форму возврата к ним.
Тема 4. Особенности геополитического положения Дальнего Востока СССР в
1920–1940-е гг.
Вопросы для обсуждения
Литература
Вопросы для обсуждения
-
Формирование административно-политической системы советского государства в регионе. -
Дальневосточное крестьянство в период НЭПа. -
«Зазейское восстание» 1923/24 года в Амурской губернии. -
Социально-экономическая политика государства в 1920–1930-е гг. и её влияние на изменение региональной структуры населения. -
Влияние геополитической обстановки в АТР в 1930-е гг. на положение ДВК в общей структуре СССР и внутреннюю политику государства в регионе. -
Принудительный труд на Дальнем Востоке России в 1930-е гг. -
История одного предательства. «Большой террор» в ДВК.
Литература
-
Абеленцев В.Н. Амурское казачество XIX–ХХ вв. – Благовещенск, 2002. -
Абеленцев В.Н. На процессе не было предоставлено никаких документов // Русский берег. Благовещенск. 1999. № 4. С. 5–18. (Из истории «зазейского восстания» 1923–1924 гг.). -
Архипов Н.Б. Дальневосточная область. – М.; Л.: Гос. изд-во, 1926. -
Архипов Н.Б. Дальневосточный край. – М.; Л.: Гос. изд-во «Печатный двор», 1929. -
Всесоюзные переписи населения 1937 и 1939 гг. Дальний Восток РСФСР: Основные итоги / Сб. документов. Сост. С.А. Головин. – Благовещенск, 2005. -
Головин С.А. Дальний Восток РСФСР в 20–30-е гг. ХХ века (аспекты репрессивной политики). – Благовещенск: Изд-во БГПУ, 2005. -
Головин С.А. Изменение социальной структуры населения на Дальнем Востоке РСФСР в 1920–1930-е гг. – М.: Изд-во МПГУ, 2008. -
Дубинина Н.И. Противостояние // Дальний Восток.1990. № 8. С. 125–142. (Статьи о руководителях ДВК в 1930-е гг. Лаврентьеве /Картвелишвили/ и Варейкисе). -
Дубинина Н.И. Трагедия личности // Дальний Восток. 1989. № 7. С. 128–135. -
Еланцева О.П. Обреченная дорога: БАМ (1932–1941 гг.). – Владивосток, 1994. -
Ермизина Е.М. Раскулачивание в амурской деревне (1930–1934 гг.). – Благовещенск: БГПУ, 1999. -
Залеская О.В. Приграничные отношения между Россией и Китаем на Дальнем Востоке в 1917–1924 гг.: исторический опыт. – Благовещенск, 2004. -
История Амурской области: Учебное пособие для учащихся общеобразовательных учреждений / А.В. Баранов, Д.П. Болотин, Ю.В. Малиновский, Б.С. Сапунов, А.А. Сидоренко, И.Е. Фёдорова, Н.А. Шиндялов. – Благовещенск, 2005. -
Крестьянство Дальнего Востока СССР ХIХ–ХХ в. Очерки истории / Под ред. академика А.И. Крушанова. – Владивосток, 1979. -
Летопись Амурской области. Хроника событий с октября 1917 г. по 1958 г. – Благовещенск, 2001. Т. II. -
Николаев С. А была ли тайна? / Книга-мартиролог. – Комсомольск-на-Амуре, 1998. С. 12–19. (Статья о политических репрессиях в 1930-е гг. на Дальнем Востоке РСФСР). -
Николаев С. Цена истины // Тихоокеанская звезда, 1989. – 28, 30 сентября. -
Папчинский А.А., Тумшис М.А. 1937. Большая чистка. НКВД против ЧК. М.: Эксмо, 2009. -
Проскурина Л.И., Лыкова Е.А. Деревня российского Дальнего Востока в 20–30-е годы ХХ века: Коллективизация и ее последствия. – Владивосток: Дальнаука, 2004. -
Стефан Д. Тайна ночного побега // Тихоокеанская звезда, 1990. – 23 февраля. -
Трехсвятский А.В. Дело Люшкова // Россия и АТР. – Владивосток, 1998. № 1. -
Унпелев Г.А. Завершение социалистической реконструкции промышленности Дальнего Востока (1933–1937 гг.). – Владивосток, 1975. -
Унпелев Г.А. Социалистическая индустриализация Дальнего Востока (1928–1932 гг.). – Владивосток, 1972. -
Флеров В.С. Дальний Восток в период восстановления народного хозяйства. – Томск, 1973. Т. 1. -
Чернолуцкая Е.Н. Принудительные миграции на советском Дальнем Востоке в сталинский период // Вестник ДВО РАН. 1995. № 6. С. 62–76.
Методические рекомендации
Семинар «круглый стол» — форма семинара, в основу которого заложено несколько точек зрения, обсуждение которых подводит к приемлемой для всех участников позиции или решению.
Занятие «за круглым столом» носит трехэтапный характер.
1. Подготовительный этап.
Выбор темы для обсуждения. Тема, как правило, соответствует одной из тем изучаемого курса. В некоторых случаях она может исходить из текущего момента. Выносимый на обсуждение вопрос всегда выглядит неоднозначно, незавершенно, обязательно проблематично.
Выработка целей занятия. Существует историческое образование вообще, существуют цели изучения курса, существует цель изучения темы. Цель встречи «за круглым столом» должна соответствовать всем трем параметрам. Именно:
– приобретение новых знаний;
– оперирование знаниями на уровне выработки единого подхода к проблеме;
– обеспечение связи имеющихся знаний с последующими процессами, происходившими с истории;
– выработка у учащихся качеств полемиста, собеседника, владеющего приемами доказывать, отстаивать, аргументировать свою точку зрения, находить компромисс с оппонентами.
Наличие полемики. Полемика должна отвечать основному требованию: отстаивание противоположных точек зрения.
Консультирование учащихся. На групповой консультации до учащихся доводится тема и цель занятия, обозначаются противоположные точки зрения на проблему. Преподаватель знакомит учащихся с литературой для отработки, выделяет существующие в исторической науке и у приглашенных лиц точки зрения на проблему.
Индивидуальные консультации имеют место в подготовительный период. Педагог достаточно хорошо ориентируется, кому нужна незначительная помощь, подсказка, кому требуется глубокая ориентировка, а кому — традиционное подталкивание.
Подготовка помещения. Пусть все столы и стулья будут расставлены по кругу: «за круглым столом» все должны чувствовать себя равными.
Разработка плана встречи. В план входит:
– структура занятия;
– порядок ведения «стола»;
– возможные варианты обсуждения темы
;
– задачи для создания проблемных ситуаций;
– приемы выявления позиций у отдельных лиц или микрогрупп.
2. Обсуждение проблемы.
С чего начать? Как обычно — с вступления. Но здесь нельзя ограничиться лишь постановкой целей и задач. С самого начала важно выявить позиции участников встречи. Варианты решения этой задачи таковы:
– выступления по одному представителю от микрогрупп, отдельных участников, гостей с изложением своих позиций;
– выявление позиций через вопросы учащихся и ответы преподавателя;
– формулирование педагогом для всех участников нескольких позиций с их последующим всесторонним обсуждением.
С кого начать?Если микрогруппы по интересам еще не сложились, учащиеся выступают все кряду. Когда группы явно обозначились, целесообразнее давать слово их представителям поочередно. Возможен и такой вариант: мнение микрогруппы, объединившейся на одной платформе, высказывает одно лицо, предварительно советуясь с единомышленниками.
Что делать? При бесплодности попыток обсуждать проблему дальше правильнее будет преподавателю «закруглить» вопрос. При чрезмерном и длительном теоретизировании темы целесообразно направить разговор на выработку и обсуждение практических выводов.
При длительном обсуждении практической стороны дела необходимо либо придать большую теоретическую направленность разговору, либо развернуть беседу о том, что могут практически сделать сами участники.
Чего не делать?Главное — не сдерживать деловую и творческую обстановку «за круглым столом». Это значит:
– не нарушать принцип равноправия для всех участников занятия — педагога, гостей, учащихся;
– не допускать межличностной напряженности среди участников «стола»;
– не стремиться мирить даже самых агрессивных спорщиков на основе «чтобы всем было хорошо»;
– не уговаривать «непокорного» учащегося самому (преподавателю) и не позволять делать это другим (вместо стремления убедить его аргументами и фактами);
– не позволять использовать чеховское: «Этого не может быть, потому что этого не может быть никогда»;
– не доводить общение «за столом» до конфликтных ситуаций;
– не проявлять как можно дольше своей точки зрения на обсуждаемый вопрос. Позиция пользующегося уважением преподавателя может довольно быстро стать позицией учащихся.
3. Подведение итогов работы.
Заключительная часть занятия аккумулирует все достигнутое с тем, чтобы дать новый импульс для дальнейшего изучения и решения рассматриваемого «за круглым столом» вопроса. Для этого необходимо:
– напомнить цели и задачи обсуждения проблемы;
– охарактеризовать все микрогруппы и высказанные мнения по занятым ими позициям;
– сформулировать единую позицию, к которой пришли или ближе всего подошли участники встречи;
– назвать предложения, высказанные при обсуждении проблемы;
– сориентировать учащихся на изучение тех вопросов, которые по тем или иным причинам не получили должного освещения на занятии, определить время и форму возврата к ним.
Тема 4. Особенности геополитического положения Дальнего Востока СССР в
1920–1940-е гг.
Вопросы для обсуждения
-
Общая характеристика геополитического положения Дальнего Востока СССР в 1920–1930-е гг. -
Российская эмиграция в Китае. -
Дело групповой оперативной разработки «Маки-Мираж», или операция «Большой корреспондент»: итоги и последствия. -
Советско-китайский вооружённый конфликт на КВЖД 1929 г. -
Советско-японский вооружённый конфликт на озере Хасан 1938 г. -
Советско-японский вооружённый конфликт в районе реки Халхин-Гол 1939 г. -
Токийский военный трибунал (1946) и Хабаровский судебный процесс (1949) над японскими военными преступниками.
Литература
-
Абеленцев В.Н. Казачья эмиграция в Маньчжурии в 1920–1945 гг. // Амурский краевед. – Благовещенск. № 1. 1998. С. 17–23. -
Аблова Н.Е. КВЖД и Российская эмиграция в Китае: Международные и политические аспекты истории (первая половина ХХ в.). – М., 2004. -
Акияма Хироси. Особый отряд 731 / пер. с яп. М.А. Гусева, В.А. Зломанова, А.Г. Рябкина, Н.Н. Тулинова. М.: Изд-во иностранной литературы, 1958. -
Арбенов Э., Писманик М.Л. В шесть тридцать по токийскому времени: Роман-разоблачение. М.: Воениздат, 1983. -
Ачкасов Н.Б. Военная история. Учебник для военных вузов. СПб.: Издательский дом «Питер», 2018. -
Батор С. Накануне: как готовилась агрессия на Халхин-Голе // Новое время. 1989. № 29. С. 38–45. -
Бешанов В. Халхин-Гол. «По своим артиллерия бьет…». Слепые Боги войны. М.: Яуза-пресс, 2013. -
Боровский В., Мощанский И. Бои в районе реки Халхин-Гол. Серия «Военная летопись». М.: 2001. -
Булыга А.Е. Отдельный пограничный // Пограничник. 1979. № 8. -
Вартанов В.Н., Савин А.С. Там, вдали у реки… (К 50-летию разгрома японских агрессоров в районе реки Халхин-Гол) // Военно-исторический журнал. 1989. № 9. С. 62–71. -
Гриф секретности снят (потери вооружённых сил СССР в войнах, боевых действиях и военных конфликтах): статистическое исследование. М.: Военное издательство, 1993. -
Дамаскин И.А. Сталин и разведка. М.: Вече, 2004. -
Доклад международной научной комиссии по расследованию фактов бактериологической войны в Корее и Китае, Пекин, 1952. -
Душенькин В. От солдата до маршала. М.: Политиздат, 1961. -
Дятлов В.В. Одной артиллерией можно было все решить. Применение советской артиллерии в вооруженном конфликте у озера Хасан // Военно-исторический журнал. 2012. №7. С. 43–48. -
Ежаков В.И. Бои у озера Хасан // Военно-исторический журнал. 1968. № 7. С. 118–129. -
Ежаков В.И. Герои Хасана. М., 1969. -
Жирохов М.А. Большое небо дальней авиации. Советские дальние бомбардировщики в Великой Отечественной войне 1941–1945. М.: Центрполиграф, 2014. -
Жуков Г.К. Воспоминания и размышления. М.: Изд-во Агентства печати «Новости», 1971. -
История Второй мировой войны 1939–1945 / Под ред. А.А. Гречко М.: Военное изд-во министерства обороны СССР, 1973. Т. 2. С. 211–212. -
История Монголии, ХХ век. М.: Ин-т востоковедения РАН, 2007. -
Карасёв С.В. История плена: советско-японская война и ее последствия (1945–1956). Дисс. на соискание... докт. ист. наук. Улан-Удэ, 2007. -
Касахара К. Бои у озера Хасан: анализ числа и характера потерь Японии и СССР // Российский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 4. С. 298–309. -
Кисловский Ю. Советские пограничники в боях на Халхин-Голе // Военно-исторический журнал. 1979. № 8. -
Кокошин А.А. Крах стратегии «спелой хурмы» // Военная политика Японии в отношении СССР. 1931–1945 гг. М., 1989. С. 41–53. -
Коломиец М.В. Бои у реки Халхин-Гол. Серия «Фронтовая иллюстрация». М., 2002. -
Коломиец М.В. Танки на Халхин-Голе. «Необъявленная война» Сталина. М.: Изд-во «Эксмо», 2013. -
Кольтюков А.А. Вооружённый конфликт у озера Хасан: взгляд из XXI века // Резник Н.И. На границе тучи ходят хмуро... (К 65-летию событий у озера Хасан). М.: Кучково поле, 2005. С. 5–24. -
Кондратьев В. Халхин-Гол. Война в воздухе. Библиотека журнала «Техники — Молодёжи». Серия «Авиация». М., 2002. -
Корольков Ю.М. Кио ку мицу! Совершенно секретно — при опасности — сжечь! Роман-хроника. М.: Советский писатель, 1970. -
Котельников В. Было дело на Хасане // Авиамастер. 2003. № 2. С. 12–18. -
Кошелев А. Советско-японские войны. 1937–1945 гг. М., 2009. -
Кривошеев Г.Ф. Россия и СССР в войнах ХХ века: Книга потерь. М.: Вере, 2010. С. 150–155. -
Маслов М. И-153. Библиотека журнала «Техники — Молодёжи». М., 2001. -
Маслов М. Истребитель И-16. М.: Изд-во «Армада», 1997. -
Материалы научно-практической конференции «Историческое значение событий в районе реки Халхин-Гол». М.: Издательский отдел ЦМВС, 1999. -
Материалы судебного процесса по делу бывших военнослужащих японской армии, обвиняемых в подготовке и применении бактериологического оружия. М.: Госполитиздат, 1950. -
Мелихов Г.В. Российская эмиграция в международных отношениях на Дальнем Востоке (1925–1932). – М., 2007. -
Можанин В. Халхин-Гол: правда и вымысел // Зеркало недели. № 22 (243). 1999. 5–11 июня. -
Моримура Сэйити. Кухня дьявола / пер. с яп. М.: Прогресс, 1983. -
На страже границ Отечества. Пограничные войска в войнах и вооруженных конфликтах XX в. М.: Граница, 2000. Т. 3. С. 151–171, 171–183. -
Николаев С. (Чумаков Н.С.). «Маки-Мираж». Хабаровск: Хабаровское книжное издательство, 2000. -
Пограничные войска СССР. 1929–1938 гг. М.: Наука, 1972. -
Рагинский М.Ю. Милитаристы на скамье подсудимых. По материалам Токийского и Хабаровского процессов. М.: Юридическая литература, 1985. -
Романова В. Отряд 731 // Родина. 2015. № 12. С. 116–120. -
Россия и СССР в войнах XX века: Статистическое исследование. М. Олма-Пресс, 2001. С. 177, 179. -
Русский архив: Великая Отечественная: Т. 13 (2–1). Приказы народного комиссара обороны СССР. 1937 – 21 июня 1941 г. / Под ред. В.А. Золотарева. М.: Терра, 1994. -
Сборник документов о ведении японской армией бактериологической войны. Хулуньбуир, 2010. -
Симонов К.М. Далеко на Востоке (Халхин-гольские записи, 1948–1968). Собр. соч. в 10 т. М.: Художественная литература, 1984. Т. 10. С. 39–59. -
Советская военная энциклопедия. М.: Воениздат, 1978. Т. 5; 1979. Т. 7. -
Степанов А.С. Воздушная война на Халхин-Голе // http://www.airwar.ru/history/locwar/asia/halkin/halkin.html. -
Степанов А.С. Развитие советской авиации в предвоенный период (1938 – первая половина 1941 гг.). М., 2009. -
Супотницкий М.В., Супотницкая Н.С. Очерки истории чумы. Очерк 34: Чума от дьявола в Китае (1933–1945). М.: Вузовская книга, 2006. -
Тайная война. Разведка и контрразведка в годы Великой Отечественной войны // Великая Отечественная война 1941–1945 годов: в 12 т. / Председ. редак. комис. С.К.Шойгу. М.: Кучково поле, 2013. Т.VI. С. 174–186. -
Трифонов Е. Халхин-Гол: чья победа? // Historicus: Общественно политический журнал // http://www.historicus.ru -
Фролов П. Исповедь палача с Лубянки. Эмиссар Берии с особыми полномочиями. М.: Яуза-Пресс, 2011. -
Христофоров В.С. Хабаровский процесс 1949 года по материалам Центрального архива ФСБ России // Великая Победа: в 15 т. / под общ. ред. С.Е. Нарышкина, А.В.Торкунова. М.: МГИМО-Университет, 2015. Т. VIII. Расплата. Кн. 24. С. 102–113. -
Хронос: Всемирная история в Интернете. -
Чугунов А. На страже советских рубежей. М.: Воениздат, 1981. -
Чуйков В. Миссия в Китае. М.: Воениздат, 1983. -
Чумаков Н.С. Дело «Маки-Мираж». Хабаровск, 2013. -
Шишов А.В. Россия и Япония. История военных конфликтов. М.: Вече, 2001. -
Akiyama H., Tokushu Butai Nanasanichi. Tokyo: San'ichi shobo, 1956. -
Bernard Baeza. U'lncident du Nomonhan. Aviones. 1996–1997. -
Coox D.A. The Anatomy of a Small War: The Soviet-Japanese Struggle for Changkufeng – Khasan, 1938. London: Praeger Pub, 1977. -
Coоx Alvin D. Nomonhan: Japan against Russia, 1939. Stanford University Press, Stanford, California, 1985. -
Echiro Sekigava. The Undeclared Air War. Аir Enthusiast, May-July 1973. -
Henry Sakaida. Japanese Army Fighter Aces. Osprey Publishing, London, 1997. -
Jiri Hornat. Nakajima Ki.27. Letectvi a Kosmonautika. № 19–23. 1992. -
Lubomir Vejrik. Vzestup a pad orlu Nipponu. Svet Kridel, Praha, 1994. -
Peter Scott. Emblems of the Rising Sun. Hikoki publications, Aldershot, 1999. -
Robert Jackson. The Red Falcons. London, 1970. -
Tsuneishi Kei-ichi. Reasons for the Failure to Prosecute Unit 731 and its Sagnificance/ Beyond Victor s Justice? The Tokyo War Crimes Trial Revisited. Edited by Yuki Tanaka, Tim McCormack, and Gerry Simpson (International humanitarian law series; v. 30). Leiden-Boston, 2011. P. 184-185. -
Walg A.J. Wings Over the Steppes. Air Enthusiast, November 1996 – April 1997. -
Накаяма Такаси. 張鼓峰事件再考 // 防衛大学校紀要. 1995. № 70. С. 91–105.